Ситуация 3. Делегирование полномочий
Начальник кузнечно-прессового цеха Дубов возглавляет данный цех \ же шесть лет. Около года назад у него появился новый ассистент Мальцев— молодой, эрудированный человек. Дубов доволен работой своего ми рудника и прочит ему большие успехи. Текущая работа Мальцева ограничивается выполнением штабных и сервисных функций, но иногда ] 1убов поручает ему и специальные задания. В цехе работают два опытных мастера, которые несколько скептически относятся к ассистенту. По ИХ мнению, он пока не обладает достаточным опытом, специальными знаниями и навыками общения с людьми. Однако Мальцев дает им понять, i го он занимает по отношению к ним вышестоящее положение.
Вернувшись с двухмесячных курсов по изучению новых методов обработки металлов, Мальцев привез несколько интересных предложе-
309
ний, внедрить которые самостоятельно ему поручает Дубов, не владе ющий глубокими знаниями в области новых технологий. Мальцев пк тивно приступает к реализации проекта. Разрабатывая план, он частенько заглядывает на участки мастеров, не говоря им о причинах своих визитов и не замечая недоверчивых взглядов. Но вот наконец насту пает день, когда Мальцев объявляет обоим мастерам: «Завтра мы на чинаем большую реконструкцию». Он берет на себя функцию распределения сотрудников, которые должны будут выполнять определенные работы в ходе реконструкции, и дает необходимые указания мастерам.
Однако мастера яростно сопротивляются такому «волюнтаристскому» поведению. Они заявляют, что выполняют указания только Дубова. Кр<> ме того, они утверждают, что предложения Мальцева вообще невоэ можно осуществить, и прежде чем принимать решения, следовало бц вначале спросить их — тех, кому придется «расхлебывать» последствия таких нововведений. Мальцев рассержен реакцией и поведением мастеров и идет жаловаться к начальнику цеха.
Выберите правильный вариант решения начальника цеха Дубова
1. «Да, это типичный случай! Молодежи, особенно талантливой, всегда кто-то осложняет жизнь. Я доволен работой Мальцева. Он напомни ет мне себя в молодости. Он может принести много пользы и существе но разгрузить меня. Конечно, мастерам непривычно, что молодой а систент дает им указания, но они должны к этому привыкнуть. Мальц показал, что в области новых технологий понимает больше мастеро и они поймут это и признают его авторитет, во всяком случае, когд речь идет о работах, согласованных со мной. Я с ними поговорю».
2. «Жаль, что такие молодые люди, как Мальцев, не могут правилы самоутвердиться, даже если имеют хорошую профессиональную кв лификацию. Он неправильно повел себя с мастерами, нельзя разгов ривать с ними с позиций доминирования в познаниях. В результа мы имеем конфликт. Мальцев потерял свой авторитет. Было бы пр ще, если бы он рассказал мастерам о моем поручении и передаче по номочий по проведению реконструкции. Я дам ему несколько совето по нормализации отношений и попытаюсь добиться согласия межд сторонами. Я должен опередить поступление официальных жалоб».
3. «Возникла неприятная ситуация. Если быть честным, то надо пр знаться, что и я виноват в возникновении конфликта. Ведь это я поручил Мальцеву подготовить нововведения и не подумал о том, что отдавать ук зания мастерам не относится к его непосредственным обязанностям. Mi следовало заранее ввести в курс дела мастеров, я допустил управленческу ошибку, открыто признаюсь в этом и выясню ситуацию у мастеров, чтоб не возникло отрицательных последствий для реализации программы».
4. «Ох уж эти технари, забыли добрые взаимоотношения! Мальцеву следовало знать, что он не может давать мастерам никаких указаний, даже если я в данном случае несколько неточно выразился. Я имел в виду, что он должен подготовить план работы. В иной ситуации я обязан был бы ввести в курс дела мастеров. Если бы я забыл проинформировать мастеров, то Мальцев должен был бы обратить на это мое
310
ммимание. Я однозначно скажу Мальцеву, что он превысил свои полномочия, в следующий раз он должен быть внимательнее и осторож-Конечно, я скажу и мастерам, что они должны не делать из мухи I юна, а исходить из того, что все хотят только лучшего и хорошее
глсгиальное сотрудничество должно быть превыше всего».
3. Участие в здоровье персонала, что предполагает:
• медицинские планы (прикрепление к медицинским учреждениям, оплата медицинских страховок для работника и членов его семьи);
• программы помощи работникам, имеющим пристрастие к алкоголю, наркотикам, курению, иные вредные привычки;
• программы помощи носителям вируса СПИДа, благотворительные программы;
• программы помощи работникам, столкнувшимся с семейными неурядицами, жестоким обращением в семье;
• программы помощи сотрудникам с психическими отклонениями, проблемами общения на работе, стрессами, работа психологов, организация кабинетов психологической разгрузки и реабилитации;
• программы помощи физически неполноценным сотрудникам, инвалидам;
• медицинские программы борьбы с профессиональными заболеваниями и травматизмом на рабочем месте;
• программы культурно-массовых оздоровительных мероприятий, составление графиков проведения «дней здоровья» в коллективе.
Широкое использование программ участия соответствует ценностям, нормам и системе управления персоналом клановой орт-культуры. Делегирование полномочий, представляющее собой про-цесс передачи части обязанностей, ответственности и полномочий по принятию решений на более низкие уровни управления, ниляется одним из важнейших принципов управления такой культуры. Именно этот принцип позволяет продемонстрировать до-Верие и расположенность руководства к подчиненным, единство целей и задач, повышает сплоченность коллектива, усиливает ло-н иьность работников к компании, осуществляет сильнейшую мо-i ивацию трудовой активности персонала и способствует развитию холистического подхода к работникам. Холизм — это философия целостности, в которой высшей конкретной формой органической целостности признается человеческая личность. Одним из важнейших аспектов холистического подхода является причастность руководства к образу жизни персонала. Это образ мысли руковод-01 ва, при котором потребности работников стоят на первом мес-
311
те среди приоритетов компании. Это образ действий, который ус танавливает единый статус и равные права всех сотрудников, н< зависимо от должности, возраста или пола, гарантирует уважен и личности, открытую и справедливую оценку труда и соответству ющее ей вознаграждение. Ориентируясь прежде всего на мотин социального взаимодействия, клановая культура, как правиле развивает программы, в максимальной степени укрепляющие сам культуру и способствующие большей заботе о людях.
4. Премиальная система
Приоритетным показателем, формирующим премию в клановой культуре, будет результат работы бригады, затем коллектива и каждого работника.
Можно выделить такую форму, как вознаграждение по итогам работы подразделения. В наиболее чистом виде эта система представлена формами вознаграждений, получившими в нашей стране название бригадного подряда, работы на единый наряд. Суть этих форм — установление единого фонда заработной платы для сотрудников подразделения при условии выполнения этим коллективом определенных производственных заданий.
Распределение коллективного заработка осуществляется членами бригады. Широко используется метод коэффициентов трудового участия (КТУ), при котором бригада устанавливает каждому своему члену КТУ, отражающий степень его вклада в достижение общего результата и определяющий его долю в коллективном заработке.
Другая форма разделения прибыли — вознаграждение по итогам работы организации. Этот вид премий выплачивается периодически, один-два раза в год по результатам, достигнутым компанией в течение этого периода.
Японские компании предпочитают выплачивать одинаковое вознаграждение всем своим сотрудникам, независимо от величины базовых окладов. Американские и западноевропейские организации, наоборот, увязывают величину премии с ролью сотрудника в организации и величиной постоянной заработной платы.