На всех стадиях ее развития культуру организации во многом определяет личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности, стиль поведения, профессиональные способности)
§ 10.3. Структура, содержание и факторы корпоративной культуры 149
Особенно сильным такое влияние бываете организации, находящейся в стадии становления.
Формирование в организации определенной корпоративной культуры связано: со спецификой отрасли, в которой она действует; со скоростью технологических и других изменений; особенностями рынка, потребителей и т.п.-Так, организациям отраслей высокой технологии присуща культура, содержащая «инновационные» ценности и веру «в изменения». Однако эта черта может по-разному проявляться в организациях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.
Организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся «вирусы» других культур. «Иммунитет» организации от подобных «инфекций» зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами: 0 глубиной, которая зависит от количества и устойчивости важнейших убеждений, разделяемых ее работниками. Культуры со многими уровнями убеждений и ценностей имеют сильное влияние на поведение работников в организации; 0 степенью, в какой ее разделяют члены организации; о четкостью приоритетов, что оказывает большое влияние на поведение работников, так как они твердо знают, какая ценность должна преобладать в случае ценностного конфликта.
Сильная культура имеет более глубокие корни в сознании людей, она разделяется большим числом работников и в ней более четко определены приоритеты. Такая культура имеет значительное влияние на поведение работников в организации, но в то же время она может выступать серьезным препятствием на пути проведения организационных изменений, так как новое в культуре вначале всегда слабее.
Корпоративную культуру поддерживают следующие способы:
1. Лозунги, декларируемые менеджментом и включающие миссию, цели, правила и принципы организации, определяющие ее отношение к своим членам и обществу.
2. Ролевое моделирование, выражающееся в ежедневном поведении менеджеров, их отношении и общении с подчиненными. Лично демонстрируя подчиненным поведенческие нормы и концентри-
3.
150 Глава 10. Корпоративная культура
руя их внимание на этом поведении, например на отношении к клиентам или умении слушать других, менеджер помогает формировать отдельные аспекты корпоративной культуры.
3. Внешние символы, включающие систему поощрения, статусные символы, критерии, лежащие в основе кадровых решений. Культура в организации может проявляться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к конкретным образцам поведения и, таким образом, расставляют для работников приоритеты, указывая на ценности, имеющие большее значение для отдельных менеджеров и организации в целом. Таким же образом ориентирована система статусных позиций в организации. Например, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, наиболее ценимые организацией.
4. Истории, легенды, мифы, обряды и ритуалы, связанные с возникновением организации, ее основателями или выдающимися членами. Обряды — стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу, а ритуалы — это система обрядов (например, чествование юбиляров). Даже некоторые управленческие решения могут превратиться в корпоративные обряды, которые работники интерпретируют как часть корпоративной культуры.
5. Предмет постоянного внимания менеджмента — определенные задачи, функции, показатели и т.д. То, на что руководитель постоянно обращает внимание и что он комментирует, очень важно дня формирования корпоративной культуры, так как своими повторяющимися действиями менеджер показывает работникам, что является важным и что ожидается от них. Мера участия руководителей в тех или иных церемониях позволяет подчиненным субъективно ранжировать эти мероприятия по степени важности. Этот инструмент (мера участия) может быть использован как для поддержания традиций в организации, так и для их изменения.
6. Поведение высшего руководства в кризисных ситуациях. Например, при резком сокращении спроса на производимую организацией продукцию руководство может либо уволить часть работников, либо частично сократить рабочее время при том же числе занятых. В организациях, где человек является ценностью «номер один», видимо, примут второй вариант.
7.
§ 10.4. Влияние корпоративной культуры 151
7. Кадровая политика организации, включающая принятие на работу, продвижение, увольнение работников, является одним из основных способов поддержания корпоративной культуры в организации, так как постоянно показывает, что организация связывает поощрения и должностной рост работников с их усердием и эффективностью.