Понятие организационной культуры. Ее элементы
Огородников, А.Ю.
1 Социология управления : лекции / А.Ю. Огородников. - М. :
Изд-воРАГС, 2011.-246 с.
Лекция VII. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ТИПЫ
Культура оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение и деятельность людей. Однако только в последние годы менеджеры начали понимать и ценить значение общей культуры для производства.
Что же такое культура? Термин «культура» (лат. culture - возделывание) - понятие многоплановое, сложное, неоднозначное.
Прежде всего, культура - это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации.
Культура - это явление, которое выделяет человеческий вид среди других живых существ. В соединении с биологической эволюцией культура не только помогла человеческому виду выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже выйти в
космос.
И наконец, культура - это также усвоенное поведение и знания, которые интегрируются группой и разделяются членами группы. Групповые убеждения и практика становятся привычными, традиционными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или организацию) от другой.
Таким образом, можно выделить черты культуры:
- разделяется всеми или почти всеми членами некоторой
социальной группы;
- передается старшими членами группы младшим;
- формирует поведение (мораль, законы, обычаи) и структуру восприятия и видения мира.
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
В широком смысле культура является механизмом воспроизведения социального опыта, помогающим людям жить и развиваться в определенной среде, сохраняя единство и целостность
своего сообщества. Разумеется, потребность в воспроизведении приобретенного и заимствованного социального опыта актуальна и для организации. Однако вплоть до недавнего времени процессы формирования организационной культуры шли стихийно, не привлекая внимания ни субъекта организационной власти, ни исследователей.
Понятие организационной культуры. Ее элементы
Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным и в нашей стране, и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х гг. XX в., а в России и того позже. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.
Несмотря на разнообразие определений организационной культуры, в них есть общие моменты.
- образцы, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях;
- ценности, которых может придерживаться индивид: какое поведение следует считать допустимым, какое - нет. Принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
- символика, посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации (легенды, мифы).
Определения организационной культуры можно разделить на две группы. К первой группе относятся определения, в которых указывается на элементы корпоративной культуры. Например, организационная культура - признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения в организации1. Вторая группа объединяет определения, в которых культура организации рассматривается как способ существования, адаптации к внешней среде.
Мы будем определять организационную культуру так: это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами
1 См.: Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы / Пер. с англ. М., 2000. С. 55. 188
организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
В организациях, обладающих давней историей и традициями, почти каждый сотрудник может припомнить историю, легенду или миф, которые связаны с возникновением организации, ее основателями или выдающимися членами.
Таким образом, организационная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Организационная культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.