Орфография и пунктуация

Орфография(от греч. orthos – «прямой, правильный» и grapho - «пишу») - прикладной раздел языкознания, определяющий способы передачи слов на письме с помощью буквенных и небуквенных (дефисов, пробелов, черточек) графических символов, а также устанавливающий правила орфографии.

Правила орфографии – это нормы обозначения слов на письме. Единообразие написания по правилам орфографии сглаживает индивидуальные и диалектные особенности произношения, что способствует взаимопониманию.

Разделы орфографии:

1) написание значимых частей слова (корней, приставок, суффиксов, окончаний), то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Принципы русской орфографии:

1) морфофонематический: на письме каждая фонема выражается той же самой буквой, независимо от позиции, в которую она попадает. Иначе говоря, морфема(значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание)сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться: например, зуба и зуб пишутся одинаково, хотя произносятся по-разному: в форме зуба – [б], т. е. звонкая согласная, а в форме зуб - [п], т.е. в конце слова эта согласная оглушается;

2) фонетический: на письме обозначается не фонема, а звук, т.е. буквами изображаются реально произносимые звуки, а слова или их части пишутся так, как они произносятся. Это принципу подчиняется, например, написание приставок, оканчивающихся на [з]. Они пишутся то с буквой с, то с буквой з в зависимости от качества следующего согласного: разбить – расколоть;

3) традиционный: слова пишутся так, как они писались раньше, в старину, т.е.на письме отражается не современное состояние языка, а его прошлое. Этот принцип слепо сохраняет любую традицию письма, например, церковнославянское написание слова «помощник» с буквойщ, хотя русское слово происходит не от церковнославянского «помощь», но от русского «помочь». Поэтому этимологически надо было бы писать через ч (помочник), а фонематически через ш (помошник).

4) морфологический: на письме с помощью букв фиксируется морфологическая характеристика слова, т.е. морфологические написания отражают грамматику, например: поджёг (гл.) – поджог (сущ.), тушь (ж.р.) – туш (м.р.) и т.д.

В русской орфографической системе основным, ведущим принципом является морфофонематический. Именно на нём строятся основные орфографические правила, другие же принципы используются частично.

Пунктуа́ция (от лат. punctum – «точка») - прикладной раздел языкознания, определяющий правила постановки знаков препинания в письменной речи, а также сама система знаков препинания языка.

Знаки отделяющие Знаки выделяющие
точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие две запятые, два тире, скобки, кавычки

В русской пунктуации употребляется десять знаков:точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзац (написание с новой строки).

Функции пунктуационных знаков:

1) отграничение в письменном тексте одной синтаксической структуры (или ее элемента) от другой;

2) выделение в тексте границ синтаксической структуры (ее элемента);

3) объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое.

Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, допускающие пунктуационные варианты, которые обусловлены правилами расстановки знаков препинания.

Действующие правила русской орфографии и пунктуации утверждёны в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР. На основе указанных правил составлены различные справочники по орфографии и пунктуации.

Задания для самопроверки

Задание 2.1. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания (студенты, чьи фамилии начинаются на буквы А - Н, выполняют вариант 1, остальные (студенты, чьи фамилии начинаются на буквы О - Я) выполняют вариант 2.

Вариант 1

1. Налог..вый орган пред…ставил отзыв на ап...(л,лл)яц...о(н,нн)ую жалобу в котором ук…зал что с дов...д...ми ап..(л,лл)яц...о(н,нн)ой жалобы не соглас…н прос..т р...шение суда первой инстанц... оставить без изменения. Также Межрайо(н,нн)ая инспекц...я в отзыве пояснила что пр...дставле(н,нн)ые налогоплательщиком д…кументы (в)подтверждени... наличия (финансово) хозяйственных связей с контр...агентом и умен...шения в этой связи сумм налога п...дл...жащих уплате в бюджет с…держат (не)полные против...речивые и (не)достоверные сведения.

2. Для к...го сущ...ству...т история В...прос выгл…дит п...р...д...ксальным. Б...(с,сс)порно для всяк…г… поскольку всякий ч...л...век во всей с...в...купности св...его бытия и бодрств...в...ния явля...т(?)ся член...м истории. Но большая разница ж...вет(ли) некто с п...ст...я(н,нн)ым вп...ч...тлени...м что его ж...з(?)нь пр...дст...вля...т с...бой эл...мент в г...раздо более обш…рной б...ографии пр...ст...рающ...йся над столетиями или тыс...ч...летиями или он ощуща...т ее как нечто в с...бе самом з...кругле(н,нн)ое и замкнутое. Для п...следн...го типа бодрствования на...в...рн...ка (не)сущ...ству...т н...к…кой вс...мирной истории. О.Шпенглер. «Закат Европы».

Вариант 2

1. П...ст...н..вление Губ...рнатора Челябинской области от 08.06.2005 N 276 "Об утверждении п...рядка выплаты ед...новреме(н,нн)ого с...ц...ального п...собия мал...имущ..м семьям мал...имущ...м од...ноко прож...вающ...м гражданам р...аб...л...тирова(н,нн)ым лицам и лицам призна(н,нн)ым п...стр...давш...ми от п...литических репре(с,сс)ий а также гражданам н..х...дящ...мся в трудной жизне(н,нн)ой ситуации за счет средств ...бл...стного бюджета".

2. Сам... главн... и д...йствит...льно эп...хальн... (вс....мирно) ист...рич...ск... изменение связа(н,нн)ое с п...р...ход...м от тр...д...ц…о(н,нн)...го общ...ства к т...хн...ге(н,нн)ой ц...в...л...зации с....ст...ит в в...зн...кн...вени... нов...й с...стемы це(н,нн)...ст...й. Це(н,нн)...стью сч...та...т(?)ся сама и(н,нн)... вация ор...г...нальн...сть новое в......бще. В извес(?)ном смысл... симв...лом т...хн...ге(н,нн)...го общ...ства мож...т сч...тат(?)ся книга р...корд...в Гиннеса к...торая в отлич... от скаж...м семи ч....дес света н…глядн… св...дет...льству...т что каждый инд...вид мож...т стать ...динстве(н,нн)ым в св...ем род...B.C. Степин. «Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса».

Наши рекомендации