Направления реформирования системы высшего образования в республике Беларусь
Высшее образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности студента, курсанта, слушателя, их интеллектуальных и творческих способностей, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра.
Высшее образование подразделяется на две ступени.
На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием.
На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.
Участниками образовательного процесса при реализации образовательных программ высшего образования являются студенты, курсанты, слушатели, законные представители несовершеннолетних студентов, курсантов, педагогические работники, в том числе профессорско-преподавательский состав.
Подготовка специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего, среднего профессионально-технического и среднего специального образования в. университетах, институтах, академиях и высших колледжах, как государственных, так и негосударственных.
Платная форма обучения является ответом на изменившиеся запросы рынка труда и потребности многих молодых людей в получении высшего образования.
Высшее образование в РБ может быть получено в очной (дневной, вечерней) или заочной (в том числе дистанционной) формах. Очная форма получения высшего образования предусматривает постоянное личное участие обучающихся в регулярных учебных и аттестационных мероприятиях высшего учебного заведения. Заочная форма предусматривает преимущественно самостоятельную учебную работу обучающихся, лично участвующих только в ограниченном числе учебных мероприятий, а также в аттестационных мероприятиях, организуемых учебным заведением.
Срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, устанавливается не менее пяти лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, — не менее трех лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, — не менее двух лет.
Срок отработки по распределению для студентов, закончивших вузы 2 года. В срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитываются период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь.
Срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, устанавливается не менее пяти лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, — не менее трех лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, — не менее двух лет.
Срок отработки по распределению для студентов, закончивших вузы 2 года. В срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитываются период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь.
Закон «О высшем образовании» принят 14 июня 2007 года. Система высшего образования в РБ включает:
- высшие учебные заведения и другие организации, обеспечивающие функционирование и развитие системы высшего образования;
- республиканские органы гос. управления и местные исполнительные и распорядительные органы, иные гос. органы и другие организации, в подчинении которых находятся высшие уч. заведения, в пределах их полномочий в сфере высшего образования;
- участников образовательного процесса;
образовательные стандарты высшего образования, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы.
Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в РБ выступают:
a. повышение качества высшего образования в условиях его массовости;
b. формирование проф. мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников ВУЗа к постоянно изменяющимся условиям проф. деятельности;
c. воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и соц.-культ. жизни общества.
Основными направлениями развития высшей школы является разработка и внедрение в образовательный процесс ВУЗов:
- структурно-организационных изменений;
- содержательно-технологических инноваций;
создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов.
1. Структурно-организационные изменениянаправлены на совершенствование структуры высшего образования, что предполагает:
а) поэтапный переход к двуступенчатой системе проф. подготовки специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру.
Изменение структуры и содержания высшего образования