Нарисовать речевую ситуацию в виде схемы-рисунка
Что такое «Культура речи»?
2. Отметьте слово со звукосочетанием [шн]. Проведите орфоэпический разбор этого слова.
1. гречневый
2. скучный
3. облачный
4. точный
3. Укажите пример с ошибкой в образовании слова.
1. с обоими подругами
2. пара носков
3. полк гусар
4. три килограмма яблок
Нарисовать речевую ситуацию в виде схемы-рисунка.
5. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова
6. Речевая ситуация: просьба.
Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения,
Вежливые слова и выражения:
1.Пожалуйста
2. Прошу вас (тебя)
3. Будьте добры, будьте так добры
4. Будь другом..
5. Если вам (тебе) не трудно..
6. Не могли бы Вы (ты)..
Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой
Убирайте за собой посуду!
7. Поставьте ударение в словах.
Пенал, квартал, завсегдатый, газопровод, мусоропровод, электропровод, уведомление, джентельмен, бизнесмен, бармен.
2 вариант .
1. Что такое «Культура речи»?
2. Отметьте слово со звукосочетанием [шн]. Проведите орфоэпический разбор этого слова.
1. облачный
2. конечный
3. обычный
4. пустячный
Укажите пример с ошибкой в образовании слова.
1. пара носок
2. трое партизан
3. пять пар чулок
4. шесть помидоров
Нарисовать речевую ситуацию в виде схемы-рисунка.
5. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её?
6. Речевая ситуация: отказ.
Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”. Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.
Какой вариант отказа ты выберешь?
а) Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.
б) О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.
в) Благодарю тебя, о, Великий Царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня друзья и невеста.
Поставьте ударение в словах.
Пенал, квартал, завсегдатый, газопровод, мусоропровод, электропровод, уведомление, джентельмен, бизнесмен, бармен.
Ответы
Контрольная работа по теме «Культура речи»
По учебнику С.И. Львовой, 5 класс
1 вариант .
Что такое «Культура речи»?
Культура речи – это раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы (правила) современного русского литературного языка.
2. Отметьте слово со звукосочетанием [шн]. Проведите орфоэпический разбор этого слова.
1. гречневый
2. скучный
3. облачный
4. точный
Орфоэпический разбор слова.
Сеучный
1.Буквенное сочетание чн может произноситься [ч’н] или [ шн]
2 В этом слове только [шн]
3 Нужно говорить ску[шн]ный
Запись: ску[шн] ный
3. Укажите пример с ошибкой в образовании слова.
1. с обоими подругами
2. пара носков
3. полк гусар
4. три килограмма яблок
Нарисовать речевую ситуацию в виде схемы-рисунка.
5. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова
6. Речевая ситуация: просьба.
Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения,
Вежливые слова и выражения:
1.Пожалуйста
2. Прошу вас (тебя)
3. Будьте добры, будьте так добры
4. Будь другом..
5. Если вам (тебе) не трудно..
6. Не могли бы Вы (ты)..
Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой
Убирайте за собой посуду!
7. Поставьте ударение в словах.
Пенал, квартал, завсегдатый, газопровод, мусоропровод, электропровод (искл), уведомление, джентельмен, бизнесмен, бармен (искл).
2 вариант .
1. Что такое «Культура речи»?
Культура речи – это раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы (правила) современного русского литературного языка.
5. Отметьте слово со звукосочетанием [шн]. Проведите орфоэпический разбор этого слова.
1. облачный
2. конечный
3. обычный
4. пустячный
Орфоэпический разбор слова.
Конечный
1.Буквенное сочетание чн может произноситься [ч’н] или [ шн]
2 В этом слове только [шн]
3 Нужно говорить коне[шн]ный
Запись: коне[шн] ный
Укажите пример с ошибкой в образовании слова.
1. пара носок
2. трое партизан
3. пять пар чулок
4. шесть помидоров
Нарисовать речевую ситуацию в виде схемы-рисунка.
8. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её? (Дорогая …)
9. Речевая ситуация: отказ.
Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”. Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.
Какой вариант отказа ты выберешь?
а) Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.
б) О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.
в) Благодарю тебя, о, Великий Царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня друзья и невеста.