Фио: __ группа курс _ дата _

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

ТЕСТИРОВАНИЕ по курсу

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

По всем направлениям подготовки

Квалификация (степень) «бакалавр»

Авторский курс.

К. ф. н. Семенова Е.В.

Калуга, 2015

Семенова Е. В.

Тестирование по курсу «Русский язык и культура речи». – Калуга: МГЭИ, 2015. – с.

Одобрено кафедрой русского и иностранных языков. Протокол заседания кафедры от ______2015 г. № ____. Для студентов Московского гуманитарно-экономического института всех направлений подготовки.

©

Московский

гуманитарно-

экономический

институт,

ОБВЕДИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА

Дисциплина «Русский язык и культура речи»

ФИО: _________________ группа _________ курс_______ дата__________

a б в г а б в г д а б в г д
a б в г а б в г д
a б в г а б в г д а б в г д
    а б в г д
  а б в г д а б в г д
a б в г а б в г д а б в г д
a б в г а б в г д а б в г д
a б в г а б в г д а б в г д
a б в г а б в г д а б в г д
a б в г а б в г д а б в г д
a б в г а б в г д а б в г д
a б в г а б в г д а б в г д
a б в г а б в г д а б в г д
a б в г а б в г д  
  а б в г д  
a б в г а б в г д  
  а б в г д а б в г д
a б в г а б в г д


Тестирование по дисциплине

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

1. Отметьте варианты слов с правильно поставленным ударением (ударная гласная обозначена заглавной буквой):

А) каталОг;

Б) катАлог;

В)жалюзИ;

Г) жАлюзи

2. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны места постановки запятых.

В результате этого (1) водитель (2) проезжая опасный участок дороги (3) не снизил скорость (4) что стало одной из причин аварии.

А) 4. 1, 2, 3;

Б) 2, 3, 4;

В) 1, 4;

Г) 1,3

3. Культура речи рассматривает (перечислите все необходимые буквы):

А) нормативный аспект речи;

Б) коммуникативный аспект речи;

В) этический аспект речи;

Г) риторику

Д) контекстуальность;

Е) язык как систему;

Ж) артикуляционные особенности

4. Система устойчивых формул общения, предписываемых обществом как правила речевого поведения – речевой …

5. Психологические структурные компоненты акта речевой коммуникации:

А) намерение;

Б) код;

В) контекст;

Г) цель


6. Зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении (поза, жесты, мимика, походка) – … средства

А) вербальные;

Б) кинесические;

В) паралингвистические;

Г) лингвистические

7. Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова:

А) будущий;

Б) будующий;

В) прецедент;

Г) пренцедент

8. Найдите плеоназмы: В кадровом агентстве есть свободные вакансии

А) свободные вакансии;

Б) свободные;

В) вакансии;

Г) кадровое агентство

9. Омонимы - это

А) слова, близкие по звучанию, но разные по значению;

Б) слова, разные по звучанию, но близкие по значению;

В) слова, близкие по форме, но разные по смыслу;

Г) слова с противоположным смыслом.

10. Устаревшие названия вполне современных предметов и явлений - это

А) историзм;

Б) неологизм;

В) архаизм;

Г) фразеологизм

11. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм:

А) Тогда отец заходил в воду, брал меня на руки и нес до подстилки, чтобы я не испачкал ноги.

Б) Я, как всегда, со всех ног бросился в море и вдруг с ужасом понял, что не чувствую дна.

В) Эти несколько шагов до отцовской руки я впервые проплыл, по-собачьи перебирая руками и ногами.

Г) Сегодня, вспоминая этот эпизод, я думаю о том, что ещё не раз в жизни испытывал нечто подобное, даже когда отца не было рядом.

12. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

А) увидел;

Б) впервые;

В) бросился;

Г) перебирая

13. В каком слове правописание «НН» определяется правилом «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов «ЕНН, ОНН», пишется «НН»

А) мгновенно;

Б) неожиданно;

В) таинственный;

Г) раскаленный

14. Замените словосочетание «до отцовской руки», построенное на основе согласования синонимичным словосочетанием со связью «управление».

15. Укажите глагол, который в форме 3 лица единственного числа настоящего времени имеет окончание «ИТ»:

А) властвовать;

Б) крепиться;

В) возвышаться;

Г) сомневаться

16. Выпишите цифру (ы), обозначающую/ие запятую/ые при «вводном слове»:

Чуть склонившись,(1) он, (2) казалось, (3) строго и внимательно посмотрел на нижний край острова, (4) где стояли матёринские леса, (5) однако теперь их там не было.

17. Речь, призывающая к действию: новому, к продолжению или прекращению прежнего.

А) эпидейктическая;

Б) информационная;

В) воодушевляющая;

Г) агитационная

18. Нормы, призванные обеспечить одинаковое произношение каждого слова всеми говорящими, его «понятность» каждому, его однозначность – … нормы

19. Языковые приметы научного стиля (перечислите нужные буквы):

А) строгость;

Б) образность;

В) логичность;

Г) использование терминов;

Д) экспрессивность

20. Существуют следующие нормы языка (перечислите нужные буквы):

А) логические;

Б) орфографические;

В) ораторные;

Г) орфоэпические;

Д) акцентологические;

Е) пунктуационные;

Ж) лексические;

З) грамматические;

И) аксиологические

21.Существуют следующие виды делового общения (перечислите нужные буквы):

А) телефонные переговоры;

Б) деловые переговоры;

В) деловое понимание;

Г) деловая беседа

22.С точки зрения количества участников в общении выделяются виды коммуникации:

А) контактное-дистантное;

Б) непосредственное-опосредованное;

В) межличностное-массовое;

Г) диалогическое-монологическое.

23. Наука, изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного запаса:

А) ономастика;

Б) семасиология;

В) этимология;

Г) фразеология.

24. К функциям языка относятся (перечислите нужные буквы):

А) фатическая;

Б) лингвистическая;

В) волюнтатичная;

Г) эмотивная;

25. Апеллятивная функция - это

А) функция воздействия;

Б) функция эмоций и чувств;

В) функция призыва и побуждения к действиям;

Г) функция контактоустанавливающая.

26. Процесс говорения, результат процесса говорения, ораторский жанр - это

А) язык;

Б) речь;

В) культура речи.

27. Социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет одну из двух форм реализации – устную и письменную:

А) язык;

Б) речь;

В) культура речи.

28. Владение нормами русского устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

А) язык;

Б) речь;

В) культура речи.

29. Создателями русского современного литературного языка являются:

А) М.В. Ломоносов;

Б) А.С. Пушкин

В) Кирилл и Мефодий;

Г) Николай II

30. Процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого и опосредованного контакта между людьми при помощи языка - это

А) речевая деятельность;

Б) речевая коммуникация;

В) речевое поведение;

Г) речевое общение

31. Структура речи включает:

А) адресант – референция-отправитель;

Б) Адресант-референция- адресат;

В) получатель – референция- адресат;

Г) контекст-сообщение-адресант.

32. Доброжелательность, уважительность, вежливость, деликатность, тактичность скромность, внимательность, уместность, понятность, невербальные средства коммуникации – это …

А) рекомендации по культуре устной речи;

Б) качества коммуникантов;

В) коммуникативные качества речи

33. Эмпатия, доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, готовность к компромиссу, принятие чувств собеседника – это …

А) рекомендации по культуре устной речи;

Б) качества коммуникантов;

В) коммуникативные качества речи

34. Коммуникативный кодекс не включает:

А) критерий истинности;

Б) критерий информативности;

В) критерий искренности;

Г) принцип кооперации;

Д) принцип вежливости.

35. Кто разработал перечисленные максимы эффективного общения: максима такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии:

А) Якобсон;

Б) Ф.де Соссюр;

В) Лич;

Г) Грайс

36 Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность, ясность, доходчивость – это…

А) рекомендации по культуре устной речи;

Б) качества коммуникантов;

В) коммуникативные качества речи

37.К признакам литературного языка не относится:

А) обработанность;

Б) содержательность;

В) обязательность для всех носителей языка

Г) стабильность;

Д) наличие функциональных стилей.

38. Обращение на «ты» недопустимо:

А) к хорошо знакомому адресату;

Б) при дружеском, фамильярном отношении к адресату;

В) в официальной обстановке общения;

Г) к равному и младшему по возрасту

39. Как не принято обращаться к народным избранникам, деятелям науки и искусства, высокопоставленным чиновникам:

А) многоуважаемый;

Б) уважаемый;

В) глубокоуважаемый;

Г) глубокочтимый

40. Как нельзя обратиться к незнакомой женщине:

А) тётя/тётенька;

Б) уважаемая;

В) дама;

Г) по роду деятельности (например, «доктор»)

41. Отметьте недопустимую форму обращения в письме:

А) Уважаемый/ая + господин (госпожа) + фамилия + имя, отчество;

Б) Уважаемый/ая + имя, отчество;

В) Дорогой/ая + имя, отчество;

Г) Уважаемый/ая + господин (госпожа) + должность;

Д) Уважаемый/ая + господин (госпожа) + фамилия.

42. От чего в большой степени зависит выбор способа изложения материала речи?

А) от цели речи;

Б) от информации, которой оратор располагает;

В) от состава аудитории.

43. Какую задачу выполняет вступление речи?

А) коммуникативную;

Б) содержательную;

В) закрепительную;

Д) юмористическую.

44. Какую задачу выполняет заключение речи?

А) коммуникативную;

Б) подытоживающую;

В) мотивационную.

45. Какие виды речей относятся к гомилетике?

А) защитительная речь;

Б) агитаторская речь;

В) проповедническая речь.

46. Публичное выступление в обязательном порядке должно включать в себя:

А)отступление;

Б)вступление;

В) заключение;

Г) основная часть;

Д) дискуссия

47. Соответствие жанров и функциональных стилей, перечислите цифрами жанры, относящиеся к определенному стилю речи:

А) официально-деловой стиль;

Б) публицистический стиль;

В) научный стиль

1. интервью,

2. монография,

3. курсовая работа,

4. нота протеста,

5. конституция,

6. эссе,

7. реферат,

8. служебная записка.

48. Выпишите слово, употребленное в неправильной форме:

«Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане»

49. Соответствие стиля и текста. Перечислите цифрами тексты, относящиеся к определенному стилю речи:

А) научный стиль;

Б) официально-деловой стиль;

В) художественный стиль;

Г) публицистический стиль

Д) разговорно-бытовой стиль

1. Гроза — атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды — молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала).

2. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение.


3. Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром — городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около получаса. Скорость ветра достигала 30—35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб жителям деревень Ивановка, Щепялово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

4. Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь ваш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные… В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется — рукой подать, загорелась школа. И стар и млад — все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет — вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, все скоро кончилось.

5. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто. (…)

50. Невербальные сигналы, свидетельствующие о готовности вашего собеседника к общению:


А) закрытая поза;

Б) открытая поза;

В) поворот тела и носка ноги в вашем направлении;

Г) суженые зрачки глаз

Наши рекомендации