Фио: __ группа курс _ дата _
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
ТЕСТИРОВАНИЕ по курсу
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
По всем направлениям подготовки
Квалификация (степень) «бакалавр»
Авторский курс.
К. ф. н. Семенова Е.В.
Калуга, 2015
Семенова Е. В.
Тестирование по курсу «Русский язык и культура речи». – Калуга: МГЭИ, 2015. – с.
Одобрено кафедрой русского и иностранных языков. Протокол заседания кафедры от ______2015 г. № ____. Для студентов Московского гуманитарно-экономического института всех направлений подготовки.
№
©
Московский
гуманитарно-
экономический
институт,
ОБВЕДИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА
Дисциплина «Русский язык и культура речи»
ФИО: _________________ группа _________ курс_______ дата__________
№ | a | б | в | г | № | а | б | в | г | д | № | а | б | в | г | д | ||||
a | б | в | г | а | б | в | г | д | ||||||||||||
a | б | в | г | а | б | в | г | д | а | б | в | г | д | |||||||
а | б | в | г | д | ||||||||||||||||
а | б | в | г | д | а | б | в | г | д | |||||||||||
a | б | в | г | а | б | в | г | д | а | б | в | г | д | |||||||
a | б | в | г | а | б | в | г | д | а | б | в | г | д | |||||||
a | б | в | г | а | б | в | г | д | а | б | в | г | д | |||||||
a | б | в | г | а | б | в | г | д | а | б | в | г | д | |||||||
a | б | в | г | а | б | в | г | д | а | б | в | г | д | |||||||
a | б | в | г | а | б | в | г | д | а | б | в | г | д | |||||||
a | б | в | г | а | б | в | г | д | а | б | в | г | д | |||||||
a | б | в | г | а | б | в | г | д | а | б | в | г | д | |||||||
a | б | в | г | а | б | в | г | д | ||||||||||||
а | б | в | г | д | ||||||||||||||||
a | б | в | г | а | б | в | г | д | ||||||||||||
а | б | в | г | д | а | б | в | г | д | |||||||||||
a | б | в | г | а | б | в | г | д |
Тестирование по дисциплине
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
1. Отметьте варианты слов с правильно поставленным ударением (ударная гласная обозначена заглавной буквой):
А) каталОг;
Б) катАлог;
В)жалюзИ;
Г) жАлюзи
2. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны места постановки запятых.
В результате этого (1) водитель (2) проезжая опасный участок дороги (3) не снизил скорость (4) что стало одной из причин аварии.
А) 4. 1, 2, 3;
Б) 2, 3, 4;
В) 1, 4;
Г) 1,3
3. Культура речи рассматривает (перечислите все необходимые буквы):
А) нормативный аспект речи;
Б) коммуникативный аспект речи;
В) этический аспект речи;
Г) риторику
Д) контекстуальность;
Е) язык как систему;
Ж) артикуляционные особенности
4. Система устойчивых формул общения, предписываемых обществом как правила речевого поведения – речевой …
5. Психологические структурные компоненты акта речевой коммуникации:
А) намерение;
Б) код;
В) контекст;
Г) цель
6. Зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении (поза, жесты, мимика, походка) – … средства
А) вербальные;
Б) кинесические;
В) паралингвистические;
Г) лингвистические
7. Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова:
А) будущий;
Б) будующий;
В) прецедент;
Г) пренцедент
8. Найдите плеоназмы: В кадровом агентстве есть свободные вакансии
А) свободные вакансии;
Б) свободные;
В) вакансии;
Г) кадровое агентство
9. Омонимы - это
А) слова, близкие по звучанию, но разные по значению;
Б) слова, разные по звучанию, но близкие по значению;
В) слова, близкие по форме, но разные по смыслу;
Г) слова с противоположным смыслом.
10. Устаревшие названия вполне современных предметов и явлений - это
А) историзм;
Б) неологизм;
В) архаизм;
Г) фразеологизм
11. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм:
А) Тогда отец заходил в воду, брал меня на руки и нес до подстилки, чтобы я не испачкал ноги.
Б) Я, как всегда, со всех ног бросился в море и вдруг с ужасом понял, что не чувствую дна.
В) Эти несколько шагов до отцовской руки я впервые проплыл, по-собачьи перебирая руками и ногами.
Г) Сегодня, вспоминая этот эпизод, я думаю о том, что ещё не раз в жизни испытывал нечто подобное, даже когда отца не было рядом.
12. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
А) увидел;
Б) впервые;
В) бросился;
Г) перебирая
13. В каком слове правописание «НН» определяется правилом «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов «ЕНН, ОНН», пишется «НН»
А) мгновенно;
Б) неожиданно;
В) таинственный;
Г) раскаленный
14. Замените словосочетание «до отцовской руки», построенное на основе согласования синонимичным словосочетанием со связью «управление».
15. Укажите глагол, который в форме 3 лица единственного числа настоящего времени имеет окончание «ИТ»:
А) властвовать;
Б) крепиться;
В) возвышаться;
Г) сомневаться
16. Выпишите цифру (ы), обозначающую/ие запятую/ые при «вводном слове»:
Чуть склонившись,(1) он, (2) казалось, (3) строго и внимательно посмотрел на нижний край острова, (4) где стояли матёринские леса, (5) однако теперь их там не было.
17. Речь, призывающая к действию: новому, к продолжению или прекращению прежнего.
А) эпидейктическая;
Б) информационная;
В) воодушевляющая;
Г) агитационная
18. Нормы, призванные обеспечить одинаковое произношение каждого слова всеми говорящими, его «понятность» каждому, его однозначность – … нормы
19. Языковые приметы научного стиля (перечислите нужные буквы):
А) строгость;
Б) образность;
В) логичность;
Г) использование терминов;
Д) экспрессивность
20. Существуют следующие нормы языка (перечислите нужные буквы):
А) логические;
Б) орфографические;
В) ораторные;
Г) орфоэпические;
Д) акцентологические;
Е) пунктуационные;
Ж) лексические;
З) грамматические;
И) аксиологические
21.Существуют следующие виды делового общения (перечислите нужные буквы):
А) телефонные переговоры;
Б) деловые переговоры;
В) деловое понимание;
Г) деловая беседа
22.С точки зрения количества участников в общении выделяются виды коммуникации:
А) контактное-дистантное;
Б) непосредственное-опосредованное;
В) межличностное-массовое;
Г) диалогическое-монологическое.
23. Наука, изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного запаса:
А) ономастика;
Б) семасиология;
В) этимология;
Г) фразеология.
24. К функциям языка относятся (перечислите нужные буквы):
А) фатическая;
Б) лингвистическая;
В) волюнтатичная;
Г) эмотивная;
25. Апеллятивная функция - это
А) функция воздействия;
Б) функция эмоций и чувств;
В) функция призыва и побуждения к действиям;
Г) функция контактоустанавливающая.
26. Процесс говорения, результат процесса говорения, ораторский жанр - это
А) язык;
Б) речь;
В) культура речи.
27. Социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет одну из двух форм реализации – устную и письменную:
А) язык;
Б) речь;
В) культура речи.
28. Владение нормами русского устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
А) язык;
Б) речь;
В) культура речи.
29. Создателями русского современного литературного языка являются:
А) М.В. Ломоносов;
Б) А.С. Пушкин
В) Кирилл и Мефодий;
Г) Николай II
30. Процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого и опосредованного контакта между людьми при помощи языка - это
А) речевая деятельность;
Б) речевая коммуникация;
В) речевое поведение;
Г) речевое общение
31. Структура речи включает:
А) адресант – референция-отправитель;
Б) Адресант-референция- адресат;
В) получатель – референция- адресат;
Г) контекст-сообщение-адресант.
32. Доброжелательность, уважительность, вежливость, деликатность, тактичность скромность, внимательность, уместность, понятность, невербальные средства коммуникации – это …
А) рекомендации по культуре устной речи;
Б) качества коммуникантов;
В) коммуникативные качества речи
33. Эмпатия, доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, готовность к компромиссу, принятие чувств собеседника – это …
А) рекомендации по культуре устной речи;
Б) качества коммуникантов;
В) коммуникативные качества речи
34. Коммуникативный кодекс не включает:
А) критерий истинности;
Б) критерий информативности;
В) критерий искренности;
Г) принцип кооперации;
Д) принцип вежливости.
35. Кто разработал перечисленные максимы эффективного общения: максима такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии:
А) Якобсон;
Б) Ф.де Соссюр;
В) Лич;
Г) Грайс
36 Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность, ясность, доходчивость – это…
А) рекомендации по культуре устной речи;
Б) качества коммуникантов;
В) коммуникативные качества речи
37.К признакам литературного языка не относится:
А) обработанность;
Б) содержательность;
В) обязательность для всех носителей языка
Г) стабильность;
Д) наличие функциональных стилей.
38. Обращение на «ты» недопустимо:
А) к хорошо знакомому адресату;
Б) при дружеском, фамильярном отношении к адресату;
В) в официальной обстановке общения;
Г) к равному и младшему по возрасту
39. Как не принято обращаться к народным избранникам, деятелям науки и искусства, высокопоставленным чиновникам:
А) многоуважаемый;
Б) уважаемый;
В) глубокоуважаемый;
Г) глубокочтимый
40. Как нельзя обратиться к незнакомой женщине:
А) тётя/тётенька;
Б) уважаемая;
В) дама;
Г) по роду деятельности (например, «доктор»)
41. Отметьте недопустимую форму обращения в письме:
А) Уважаемый/ая + господин (госпожа) + фамилия + имя, отчество;
Б) Уважаемый/ая + имя, отчество;
В) Дорогой/ая + имя, отчество;
Г) Уважаемый/ая + господин (госпожа) + должность;
Д) Уважаемый/ая + господин (госпожа) + фамилия.
42. От чего в большой степени зависит выбор способа изложения материала речи?
А) от цели речи;
Б) от информации, которой оратор располагает;
В) от состава аудитории.
43. Какую задачу выполняет вступление речи?
А) коммуникативную;
Б) содержательную;
В) закрепительную;
Д) юмористическую.
44. Какую задачу выполняет заключение речи?
А) коммуникативную;
Б) подытоживающую;
В) мотивационную.
45. Какие виды речей относятся к гомилетике?
А) защитительная речь;
Б) агитаторская речь;
В) проповедническая речь.
46. Публичное выступление в обязательном порядке должно включать в себя:
А)отступление;
Б)вступление;
В) заключение;
Г) основная часть;
Д) дискуссия
47. Соответствие жанров и функциональных стилей, перечислите цифрами жанры, относящиеся к определенному стилю речи:
А) официально-деловой стиль;
Б) публицистический стиль;
В) научный стиль
1. интервью,
2. монография,
3. курсовая работа,
4. нота протеста,
5. конституция,
6. эссе,
7. реферат,
8. служебная записка.
48. Выпишите слово, употребленное в неправильной форме:
«Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане»
49. Соответствие стиля и текста. Перечислите цифрами тексты, относящиеся к определенному стилю речи:
А) научный стиль;
Б) официально-деловой стиль;
В) художественный стиль;
Г) публицистический стиль
Д) разговорно-бытовой стиль
1. Гроза — атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды — молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала).
2. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение.
3. Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром — городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около получаса. Скорость ветра достигала 30—35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб жителям деревень Ивановка, Щепялово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.
4. Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь ваш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные… В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется — рукой подать, загорелась школа. И стар и млад — все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет — вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, все скоро кончилось.
5. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто. (…)
50. Невербальные сигналы, свидетельствующие о готовности вашего собеседника к общению:
А) закрытая поза;
Б) открытая поза;
В) поворот тела и носка ноги в вашем направлении;
Г) суженые зрачки глаз