Лекция 4. Семейная обрядность
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «Институт Современных знаний имени А.М. Широкова»
Фольклор и этнография белорусов
Краткий курс лекций
Автор И.Г.Углик
Минск - 2007
И.Г.Углик.
Фольклор и этнография белорусов
Краткий курс лекций
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель данного курса – изучение основных жанров фольклора, календарных и семейных обрядов, основных видов материальной культуры белорусов. Историографическая основа курса – вторая половина 19 – начало 20 веков. Особое внимание в цикле лекций уделяется анализу этнической специфики материальной и духовной традиционной культуры белорусов. Также определяется региональная специфика традиционно – бытовой культуры белорусов. Рассматривается динамика традиционной культуры белорусов в контексте эпохальных социально-экономических изменений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Лекция 1. Понятие традиционно – бытовой культуры.
Традиционно – бытовая культура –– специфический вид культуры этноса. Ее отличают ориентация на традицию, вербальный способ передачи информации, отсутствие деления на участников и исполнителей. Ее разделы: традиционная материальная, духовная культура, фольклор, мифология. Этноспецифический и полиэтический слои традиционной культуры белорусского этноса определяются этнокультурной историей белорусов. К этноспецифическому слою относятся язык, этническая психология, антропологический облик, особенности материальной и духовной культуры.
Традиционная культура –– культура сельского населения, а также частично культура населения местечек и городов. С развитием капитализма традиционная культура постепенно отмирала, уступая свое место массовой культуре. Основная актуальная задача трансляции массовой культуры –– ее трансформация в современные формы преимущественно городской культуры –– поп и рок музыку, бытовую (кулинария, одежда), искусство.
Фольклор и этнография являются частями традиционной культуры. Фольклор –– традиционное устно-поэтическое творчество. Поэтический фольклор разделяется на обрядовый и внеобрядовый. Обрядовая поэзия делится на календарно – обрядовую, семейно – обрядовую, внеобрядовую. Прозаичные жанры фольклора делятся на сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, заговоры. Отдельно выделяется детский фольклор.
К области исследования этнографии относятся духовная культура –– обычаи и обряды, материальная культура –– жилье, одежда, пища, сельхозтехника, промыслы и ремесла.
Белорусская традиционная культура имеет региональную специфику – она разбивается на шесть регионов со своими характерными чертами: Западное и Восточное Полесье, Понеманье, Поозерье, Поднепровье, Центральный регион.
Лекция 2. Традиционный календарь.
Белорусский традиционный календарь сложился в результате взаимодействия календарей языческого и христианского. С принятием христианства на древние языческие праздники наложились христианские, в результате чего образовался сложный синтез календарно-праздничной культуры. Христианство в Беларуси представлено православной. Католической. Униатской, протестантской конфессиями, что сделало календарь неоднородным, смещенным по датам. Праздники календаря делятся на статичные и блуждающие. Последние обусловлены праздником Пасхи, к которому «привязаны» радовница (радовницкие дзяды), троица (семик). Результатом сложного взаимодействия языческих и христианских компонентов стало синкретическое сосуществование элементов этих двух религий. Календарь делится на сезонные циклы. Основными из которых являются весенний (начало года у язычников), летний (основной праздник –– купалье), осенний (Богач), зимний (колядки). Праздники ориентированы по солнечным циклам.
Тема 3. Традиционная календарная обрядность и фольклор.
Основные календарные циклы определяются солнечными фазами и временами года. Год начинался с весеннего цикла, куда входили «гуканне вясны», песни веснянки, праздник «Юрья» (первый выгон скота). Основная семантика цикла связана со стимулированием производящих сил природы. В зависимости от календаря, весной отмечалась пасха, троица. Летний календарный цикл был связан с культом солнца, празднованием купалья, где сочетались культы солнца и воды. Купала аналогизировался в некоторых местностях с праздником в честь Ярилы –– умирающего и воскресающего бога, символа циклического круговорота природы. Осенний цикл был связан с уборкой урожая, окончанием сельхозработ, дожинками. В центре его находился праздник Богача –– ритуального предмета, который каждый год переносился из хаты в хату. Зимний цикл знаменовался колядками, проходившими от рождества до крещения. Они включали три кутьи, обходы колядовщиков. Самым значительным был Щедрый вечер, отличавшийся обильным столом. Ярким проявлением белорусской национальной самобытности отличаются песни колядки, щедровки. Важное место в колядном ритуале занимали гадания. Переходное положение в обрядности –– от зимы к весне –– занимала масленица.
Лекция 4. Семейная обрядность.
В семейную обрядность входили свадьба, родины похороны. Свадьба состояла из предварительного этапа. Куда входили смотрины, сватанье, большие и малые запоины (заручины), выборы свадебных чинов, девишник («дзявочы вечар»). На Беларуси было два типа свадебной обрядности: каравайный и древний столбовой. Содержание основного свадебного ритуала состояло во введении невесты в родовую общность жениха. Основными свадебными ритуалами были расплетание косы невесты, расставание невесты с родной хатой, посад на дежу, встреча молодых матерью жениха, одаривание невестой новой родни, пробуждение молодых после брачной ночи, др. «Радзiны» разделялись на предварительный этап, где главное место занимали обереги роженицы, роды и крещение. Большое место в обрядности уделялось оберегам новорожденного от злых духов –– ночниц. Погребальная обрядность разделялась на предварительный этап (подготовка «домовины», др.), похороны, дни поминовения –– третий, девятый, сорочины, «паугодки», год. Характерной чертой похоронной обрядности были голошения.