Кадровое обеспечение программы
Разрабатывает и реализует программу педагогический отряд – актив ВРМОО «Родник» при экспертной оценке содержательных блоков и игровых моделей проекта со стороны привлеченных специалистов.
В состав педагогического коллектива входят:
- работники аппарата ВРМОО «Родник» - руководители программ детского КВНовского движения «Юниор-Лига КВН», по работе с волонтёрами «Добровольческий корпус здоровья», по работе с командами активистов общественных объединений «Достижения» и т.д.;
- студенты-активисты ВРМОО «Родник», прошедшие школу актива, имеющие опыт организации деятельности по различным программам.
- руководители структурных подразделений ВРМОО «Родник» на местах.
Образовательные блоки программы реализуются совместно с приглашёнными специалистами – психологами Института повышения квалификации, игротехниками, тренерами Общероссийской общественной организации Российского Союза Молодежи; специалисты ДОСААФ России по Волгоградской области; руководители патриотических клубов и объединений.
Предполагаемый конечный результат программы
1. Эффективное оздоровление детей и молодежи в период каникул.
2. Укрепление чувства патриотизма и гражданской ответственности участников программы; повышение гражданской активности детей и молодежи.
3. Повышение уровня мотивации детей и молодежи к познавательной, творческой деятельности; повышения уровня мастерства и навыков в разнообразных сферах общественной жизни;
4. Вовлечение активной, творчески одаренной молодежи в деятельность общественных объединений, социально-значимые проекты и программы;
5. Выявление и формирование успешно действующих молодежных объединений и их лидеров в различных сферах общественной жизни; развитие их профессиональных навыков.
6. Формирование кадрового резерва ВРМОО «Родник».
7. Укрепление собственной организационной структуры ВРМОО «Родник».
8. Формирование устойчивых партнерских связей, с целью проведения совместных межмуниципальных, региональных мероприятий.
Показатели эффективности (индикаторы) программы
Индикаторами эффективности программы можно считать следующие количественные и качественные показатели:
Количественные показатели:
- количество молодежных организаций, структурных подразделений ВРМОО «Родник», принимающих участие в программе лагеря;
-количество муниципальных образований, направивших детей и молодежь для участия в программе.
-количество проектов, реализованных по итогам программы лагеря в муниципальных образованиях;
-количество участников (исходя из целевой группы), принимающие участие в программе лагеря;
- количество привлеченных специалистов;
- количество материалов, вышедших в СМИ по итогам проведения лагеря;
- количество рекламной и сувенирной продукции, выпущенной в рамках программы.
Качественные показатели:
- отзывы участников и организаторов программы лагеря;
- уровень знаний, полученных участниками в рамках программы лагеря;
- качественный состав педагогического отряда (уровень знаний и навыков членов педагогического отряда);
- включенность членов педагогического отряда и участников программы в деятельность по программам ВРМОО «Родник».
Примерный план последействия программы
По итогам реализации программы лагеря актива «Искра» планируется развитие деятельности ВРМОО «Родник» через тиражирование опыта социально значимой деятельности (проектов) в муниципальных образованиях Волгоградской области.
Помимо этого, по итогам реализации программы планируется:
- издание и распространение сборника программ деятельности ВРМОО «Родник»;
-реализация участниками программы совместного социального проекта, разработанного в рамках лагеря;
-направление участников лагеря, проявивших себя в программе для участия в проектах регионального и федерального масштабов.
Муниципальное образовательное учреждение Центр дополнительного образования детей «Пост №1» г. Волгограда
Профильная смена «Постовец»¹
Цель и задачи.
Цель: сформировать у воспитанников гражданско-патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению
______________________
©Клименко Е.И.¹
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; воспитать положительное отношение к службе в армии, морально-психологическую готовность к преодолению трудностей, связанных с выполнением задач в специфических условиях военной службы; создать четкие представления о характере воинской деятельности; закрепить двигательные навыки, необходимые для службы в Вооруженных Силах и в повседневной жизни.
Задачи:
- осуществление военно-профессиональной ориентации учащихся;
- обеспечение оптимальных условий для подготовки подрастающего поколения к служению обществу и государству, честному выполнению долга;
- повышение военно-спортивной подготовки;
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
- создание детского актива гражданско-патриотической направленности;
- формирование у обучающихся правовой культуры,решение задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
Основное содержание
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.
Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, своего края, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации, изучать права и обязанности.
Из множества форм и методов патриотического воспитания, для решения вышеперечисленных проблем следует выделить профильную смену патриотической направленности как одну из наиболее эффективных форм подготовки молодого поколения к защите Отечества.
Пребывание ребят в лагере дает возможность привыкнуть к элементам армейского порядка, помогает легче преодолевать трудности в ходе совместной деятельности по выполнению задач. Данная программа призвана сформировать активную гражданскую позицию, по отношению к конкретному социальному объекту, что позволит продолжить воспитание патриотических качеств личности по отношению к Родине в широком смысле этого слова.
Программа лагеря осуществляется через реализацию трех взаимосвязанных блоков деятельности:
1 блок – военная подготовка;
2 блок – физическая подготовка;
3 блок – творческое развитие.
В свою очередь каждый из блоков имеет свои направления работы, которые и определяют содержательный компонент деятельности (рис. 1).
Теоретический раздел военной подготовки включает изучение Устава вооруженных сил Российской Федерации, особенностей несения караульной службы и суточного наряда, обязанностей дневального, порядка вступления взвода в наряд и несение внутреннего наряда.
Содержание военно-прикладной физической подготовки составляет строевая подготовка (утренний и вечерний разводы, прохождение торжественным маршем, передача флага «Поста №1» знаменной группе дежурного взвода, смотр строя и песни); огневая подготовка (стрельба из пневматической винтовки, неполная сборка-разборка АКМ); использование индивидуальных средств защиты (противогаз ГП-5, общевойсковой защитный костюм); туризм; тактические игры на местности («Зарница», учебные тревоги), несение караульной службы (охрана знамени и караульного помещения); несение наряда (дежурство на КПП, дежурство по столовой, выполнение обязанностей дневального).
План работы |
гражданско-патриотическое направление |
1 блок – военная подготовка |
2 блок – физическая подготовка |
3 блок – творческое развитие |
теоретическая подготовка |
военно-прикладная подготовка |
рекреативное направление |
военно-спортивное направление |
общее направление |
Рекреативное направление физической подготовки решает оздоровительные задачи, способствует формированию здорового образа жизни, повышению адаптационных возможностей организма подростков. Данное направление реализовывается через следующие формы работы: утренняя гимнастика и гигиенические процедуры, купание в открытом водоеме, проведение спортивных часов и соревнований по волейболу, мини-футболу, общей физической подготовки, «веселых стартов», чемпионата среди «групп поддержки».
Военно-спортивное направление физической подготовки включает использование средств и методов военной подготовки в рамках учебно-тренировочных занятий (преодоление препятствий, скоростные передвижения, метание гранаты, марш-броски, спрыгивания в глубину, лазание и перелазание); военно-спортивные состязания (преодоление полосы препятствий, легкоатлетический биатлон), военно-спортивные игры («Разведчик», «В зоне особого внимания, «Окружение», «Осада», «Диверсант»);
Общее направление в блоке «Творческое развитие» предполагает развитие творческих способностей подростков. Его реализация обеспечивается через проведение следующих творческих и культурно-досуговых мероприятий: КВН, игры «Дозор», тематических «вертушек», сюжетно – ролевых игр, вечеров отдыха «Стартин»; постановку спектаклей на «Последнее лето детства», Вечера патриотической песни, проведение ежедневных «орлятских кругов»; коммуникативные тренинги. Эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью творческого развития. В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец, общение с книгой, природой, искусством. Также отметим, что в условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Гражданско-патриотическое направление осуществляется посредством подготовки и проведения занятий по краеведению, геральдике, истории государственных символов России, мемориальных часов. А также проведению тематических дней «Дня Памяти», «Дня России», «Пост нашей памяти», «По дорогам войны (20-й век)», «День русских традиций», викторин по истории страны, города, просмотра фильмов «Города-герои».
Реализация смены строится на основе Уставов Вооруженных сил Российской федерации, деятельность лагеря осуществляется в соответствии с требованиями внутренней службы.
Программа смены реализуется посредством множества форм и методов. Многие из них являются традиционными, проводятся из года в год и отражают специфику профиля смены.