Волгоградской области «зеленая волна»
КОМИТЕТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДЕТСКОЕ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА»
СБОРНИК ПРОГРАММ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЛАСТНЫХ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ |
ВОЛГОГРАД
ББК 74.200.585.82.(2Рос-4Вог)я045
С23
Под редакцией доктора педагогических наук,профессора Николая Михайловича Борытко
Составители:
Борытко Николай Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, отличник народного просвещения, почетный работник высшего профессионального образования;
Лаптева Н.И., заместитель директора ГБДОУ ВО «Зеленая волна»;
Маринина С.В.,старший консультант комитета молодежной политики Волгоградской области;
Щеглов А.В., директор ГБДОУ ВО «Зеленая волна».
Ответственный за выпуск сборника:Егорова Е.А., методист ГБДОУ ВО «Зеленая волна».
С23 Сборник программ специализированных областных профильныхсмен в организациях отдыха и оздоровления детей Волгоградской области[Электронный ресурс] / [под ред. Н.М. Борытко; сост.: Н.М. Борытко, Н.И. Лаптева, С.В Маринина, А.В. Щеглов];/Комитет молодежной политики Волгоградской области; Государственное бюджетное детское оздоровительное учреждение Волгоградской области «Зеленая волна».– Волгоград, 2017.- 82с.
Предназначен для руководителей организаций отдыха и оздоровления детей Волгоградской области, членов педагогических отрядов,для тех, кто организует отдых и оздоровление детей в регионе.
ББК 74.200.585.82.(2Рос-4Вог)я045
© Комитет молодежной политики Волгоградской области, 2017
© ГБДОУ ВО «Зеленая волна», 2017
Содержание
1. Вступительное слово………………………………….5
2. Волгоградская региональная молодежная общественная организация «Родник». Комплексная программа гражданско-патриотического профильного лагеря для детей и молодёжи «Мы граждане России!»…………………………………………………...6
3. Муниципальное образовательное учреждение Центр дополнительного образования детей «Пост №1» г. Волгограда. Профильная смена «Постовец»………..25
4. Волгоградская региональная молодёжная творческая общественная организация «Центр «Культура. Информация. Творчество». 20-я юбилейная областная профильная смена юных журналистов «Острое перо»…………………………………………………...…52
Уважаемые коллеги!
В сборнике вы найдёте социально значимые программы специализированных областных профильных смен в организациях отдыха и оздоровления детей Волгоградской области, которые были признаны лучшими и рекомендованы экспертным советом к публикации по итогам конкурса, проведенного комитетом моложеной политики Волгоградской области в 2017 году. Представленные программы показывают, что традиции социального проектирования молодёжной политики региона сохранены и развиваются, что они отражают приоритетные направления государственной молодёжной политики.
Авторы программ – это коллективы единомышленников детских и молодежных объединений, организаций отдыха и оздоровления детей Волгоградской области, на протяжении долгих лет взаимовыгодно сотрудничают, вместе реализуют креативные проекты. Из этих событий создается история детского и молодёжного движения Волгоградской области.
Надеюсь, что лето 2017 года принесет нам много ярких событий и открытий. А предлагаемые программы послужат не только основой для разработки и воплощения собственных идей, но и для поиска креативных решений насущных задач работы с детьми и молодежью.
Николай Михайлович Борытко,
доктор педагогических наук, профессор, отличник народного образования РФ,
председатель экспертного совета конкурса
Цель и задачи программы
Цель проекта:
- развитие мотивации личности ребенка к познанию, художественной самодеятельности и творчеству, физической культуре и спорту, изучению историко-культурного наследия России и других стран, начальной военной подготовке к службе в армии, реализации социально-значимых проектов.
-обеспечение необходимых условий для укрепления нравственного и физического здоровья; самореализации, личностного развития и самоопределения участников программы в каникулярный период.
Задачи проекта:
-вовлечение детей и молодежи в разнообразные виды жизнедеятельности;
- формирование и развитие знаний, умений и навыков в области военного дела, технических и военно-прикладных видов спорта в рамках допризывной подготовки;
-приобщение к государственным культурным, историческим ценностям, символам, традициям РФ; рассказать об исторических традициях, ментальности различных слоев народа; демонстрация специфики взаимодействия между этносами и религиозными общностями, их открытость другим культурам;
- развитие способности к организации своей творческой деятельности и поведения;
-формирование ценностного отношения к себе, окружающей действительности;
- повышение уровня физической культуры;
- социализация личности подростка в условиях временного коллектива; выявление и поощрение лидеров.
Основное содержание программы (концепция)
Данная программа предполагает сообщество детей и взрослых и включение их в творчески-развивающую деятельность, позволяющую осмыслить каждому участнику программы свою индивидуальность, раскрыть свои желания, реализовать потребности и способности в коллективной творческой деятельности.
Основными принципами реализации программы являются:
Принцип природосообразности –предполагает руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка, подростка:
- учет возрастных, половых особенностей;
- учет индивидуальных особенностей;
- опора на сильные стороны личности;
- развитие инициативы и самостоятельности;
- самообслуживающий труд.
Принцип культуросообразности –предполагает приобщение личности к культуре, ее общечеловеческим ценностям:
- человек – самоценность;
- семья – естественная сфера существования;
- труд – основа жизнедеятельности;
- мир на земле – условия существования;
- знания – основа деятельности;
- культура – основа социального опыта;
Принцип гуманизма – предполагает развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, толерантности. Воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями. Каждый человек – личность, имеющая право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей.
Содержание программы определяется основополагающими принципами:
- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов организации жизнедеятельности;
- принцип творческого подхода в организации дел;
- принцип альтернативности в выборе познавательной, разнообразной деятельности;
- принцип соуправления в реализации системы мероприятий;
- принцип самостоятельности в организации дел детей и подростков, педагогическая поддержка;
- принцип непрерывности, системность в обучении;
- интерактивность в формах обучения;
- ориентация на достижение личностного, профессионального успеха.
В рамках программы реализуются профильные смены:
- «Арт-хол» - профильная смена, направленная на вовлечение детей и молодежи в творческую деятельность, художественную самодеятельность. Смена является своеобразной площадкой для развития качеств личности, связанных с развитием креативного мышления в сфере организации досуга и навыков в таких направлениях художественного творчества как: танец, музыка, театр, журналистика, режиссерское мастерство. Программа предполагает формирование временных детских коллектив (объединений) по интересам по указанным выше направлениям. В рамках программы реализуется комплекс мероприятий, коллективных творческих дел, обучающих мастер-классов под руководством видных деятелей культуры и творчества. В рамках программы осуществляется итоговые аттестационные мероприятия, в рамках которых участники программы представляют творческий продукт – итог обучающей программы.
- «Патриот»- профильная смена, направленная на приобщение к военно-прикладным дисциплинам начальной военной службы, развитие практических навыков и умений, используемых в дальнейшем в военной службе. Профильная смена реализуется при содействии специалистов ДОСААФ России по Волгоградской области и включает комплекс мероприятий по основным направлениям: «Тактико-специальная подготовка»; «Огневая подготовка»; «Основы самообороны»; «Основы военной службы»; «РХБЗ»; «Техника пешеходного туризма»; «Медицинская подготовка»; «Строевая подготовка»; «Способы автономного выживания», «Начальная инженерная подготовка», «Теоретические и практические навыки ПДД».
В рамках программы запланирован комплекс досуговых мероприятий, а так же система военно-патриотических игр, соревнований, тестов, полос препятствий, которая предполагает применение участниками смены полученных знаний и навыков. Учебные занятия разрабатываются на основании программы лагеря с учетом возрастных особенностей детей, уровня подготовки участников-воспитанников военно-патриотических клубов и объединений, имеющих первоначальные навыки начальной военной подготовки.
По окончанию смены участникам сдавшим нормативы по военно-прикладным видам спорта присваиваются спортивные разряды. Участники смены в возрасте от 14 до 17 лет проходят первоначальную подготовку водителей категории «Б» на базе УСТК ДОСААФ России.
Игровая программа смены представлена не олимпийскими видами спорта и полевыми выходами; запланированы мастер-классы в рамках смены:
Рукопашный бой; Техника горного туризма; Техника пешеходного туризма; Страйкбол; Поисковая деятельность; Основы автономного пребывания в зимний/летний период, Практическое вождение автомобиля (с 14 лет).
- «Мосты дружбы» - профильная смена, направленная на привлечение детей и молодежи к изучению историко-культурного наследия своей Родины и других народов мира; межнациональному диалогу.
Образовательный курс программы представлен практическими и теоретическими учебными занятиями по основным разделам: «Государственные символы и ритуалы РФ»; «Принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований»; «Метод социально-политических решений и действий»; «Исторические традиции, ментальность различных слоев народа»; «Специфика взаимодействий между этносами и религиозными общностями, их открытость другим культурам»; «Содержание сообщений СМИ»; «Культура, как средство понимания», «Спорт без границ». Проект реализуется в формате сюжетно-ролевой игры, где каждому временному коллективу – отряду – предлагается сформировать свое государство, свою модель самоуправления в государстве, разработать систему выборов руководителей, корпоративную культуру и т.д.
Игровая программа смены также включает соревнования, товарищеские матчи в национальных видах, конкурсы художественной самодеятельности и т.д.
Историко-культурная программа включает в себя комплекс мероприятий и коллективных творческих дел: викторины, тесты по истории развития национальных видов спорта; «Вечер памяти»; вечер «Патриотической песни»; просмотр документальных фильмов и записей.
- «К Олимпийским Победам» - профильная смена, направленная на приобщение детей и молодежи к занятиям спортом и физической культурой; пропаганду здорового образа жизни. Программа смены включает комплекс мероприятий, направленных на популяризацию массовых, общедоступных видов спорта (футбол, волейбол, баскетбол, шашки, дартс, спортивное ориентирование и т.д.); сплочение отрядов; формирование законов и условий совместной работы; организацию спортивно-тренировочного процесса в различных видах спорта; дальнейшее повышение спортивного мастерства; выявление сильнейших спортсменов.
Основными спортивными формами реализации программы являются: Веселые старты, День футбола, День здоровья, День рекордов; Навыки туризма (эстафета); Праздник мяча; Спортивный калейдоскоп; Спартакиада, Олимпийские игры. Программа смены включает комплекс профилактических интерактивных занятий, организованных представителями волонтерских объединений, популяризирующих здоровый образ жизни, а так же антинаркотическое, антиалкогольное, антитабачное поведение. В рамках программы предполагается встреча с представителями спортивных сообществ и федераций, Олимпийскими чемпионами; показательные выступления в различных направлениях: гимнастика, чирлидинг, рукопашный бой, спортивные танцы и т.д.
- «Искра» - профильная смена, направленная на подготовку лидеров детских и молодежных общественных объединений для реализации социально-значимых проектов. Программа смены предполагает комплекс мероприятий по программе личностного роста «Навстречу успеху», которая представлена тренингами, ориентированными на самопознание, саморазвитие, командообразование, программирование личностного и профессионального роста в сфере общественной деятельности. Занятия ведутся на основе методических разработок привлеченными специалистами со специальным образованием – психологи Института повышения квалификации, тренеры, педагоги, специалисты Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» и др.
Для потенциальных лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений, участвующих в программе планируется организация обучающих встреч с обсуждением следующих вопросов:
- информирование молодых людей о деятельности ДМО Волгоградской области, их программах и проектах в 2017 году;
- ознакомление учащихся с формами и сферами работы общественных объединений, правилах их создания, организации и функционирования;
- создание организационной культуры, формирование и развитие корпоративной культуры в объединении;
- формирование представления о роли команды в работе общественного объединения, методы формирования команд;
- планирование, организация и проведение плановых мероприятий, порядок проведения мероприятий на примере программ и проектов ДМО;
- работа с документацией. Правило оформления плана работы, положения о проведении мероприятия, писем, заявлений, социальных проектов.
В рамках профильной смены организована работа органов соуправления участников смены и педагогов. Функциями соуправления в профильной смене являются:
- обеспечение оптимальной работы всех коллективов в лагере, решение повседневных задач;
- подготовка к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве общественными делами, т.е. приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой деятельности.
Содержание деятельности органов соуправления проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведение итогов сделанного в следующих направлениях:
- законотворческая деятельность подразумевает разработку, принятие и реализацию общелагерных законов.
- разработка системы стимулирования деятельности и Положения о поощрении личностных и командных достижений участников программы.
Принципы организации лагерногосоуправления: гласность и демократия, выборность снизу вверх и сменяемость представителей, открытость и доступность, равенство и сотрудничество, добровольность и творчество.
Структура лагерногосоуправления осуществляется на основе следующих положений:
- наличие общелагерных и отрядных органов соуправления;
- в соответствии с содержанием смены выделяют 4 объединения, которые работают по основным направлениям деятельности (физическое оздоровление и спорт, досуг, информационное обеспечение, дежурство и дисциплина).
- высшими органами общелагерного и отрядногосоуправления являются общелагерный и отрядный сбор. Высшими исполнительными и координирующими органами соуправления являются Совет лагеря и Совет отряда.
Структура лагерной смены
Структура смены включает в себя 3 периода:
1. Организационный период определяется следующими этапами:
-знакомство участников с условиями лагеря;
-формирование малых групп; органов соуправления (при необходимости);
-создание условий для самоопределения участников смены в выбранном виде деятельности и дальнейшем развитии- тестирование;
-выявление уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников;
- предварительная диагностика физического состояния участников программы и дифференцированный подход в организации жизнедеятельности, в соответствии с их морфофункциональными особенностями организма и физической подготовки и навыков, возраста и пола;
-знакомство с программой смены;
-предъявление требований к организации жизнедеятельности лагеря.
2. Основной период:
-обеспечение реализации мероприятий программы;
-предоставление возможностей творческой и лидерской самореализации каждого участника;
-помощь в решении личностных проблем участников;
-включение участников в различные виды деятельности;
-самоорганизация деятельности каждого участника программы;
-качественная организация совместной деятельности подростков и педагогов;
-обеспечение возможности разностороннего личностного проявления каждого подростка и обогащения его личного опыта социально и личностно значимым содержанием;
3. Заключительный период:
-анализ полученных знаний, навыков участников Программы;
-планирование последствия участников Программы;
-анализ качественных изменений, происходящих с подростками.
Цель и задачи.
Цель: сформировать у воспитанников гражданско-патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению
______________________
©Клименко Е.И.¹
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; воспитать положительное отношение к службе в армии, морально-психологическую готовность к преодолению трудностей, связанных с выполнением задач в специфических условиях военной службы; создать четкие представления о характере воинской деятельности; закрепить двигательные навыки, необходимые для службы в Вооруженных Силах и в повседневной жизни.
Задачи:
- осуществление военно-профессиональной ориентации учащихся;
- обеспечение оптимальных условий для подготовки подрастающего поколения к служению обществу и государству, честному выполнению долга;
- повышение военно-спортивной подготовки;
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
- создание детского актива гражданско-патриотической направленности;
- формирование у обучающихся правовой культуры,решение задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
Основное содержание
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.
Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, своего края, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации, изучать права и обязанности.
Из множества форм и методов патриотического воспитания, для решения вышеперечисленных проблем следует выделить профильную смену патриотической направленности как одну из наиболее эффективных форм подготовки молодого поколения к защите Отечества.
Пребывание ребят в лагере дает возможность привыкнуть к элементам армейского порядка, помогает легче преодолевать трудности в ходе совместной деятельности по выполнению задач. Данная программа призвана сформировать активную гражданскую позицию, по отношению к конкретному социальному объекту, что позволит продолжить воспитание патриотических качеств личности по отношению к Родине в широком смысле этого слова.
Программа лагеря осуществляется через реализацию трех взаимосвязанных блоков деятельности:
1 блок – военная подготовка;
2 блок – физическая подготовка;
3 блок – творческое развитие.
В свою очередь каждый из блоков имеет свои направления работы, которые и определяют содержательный компонент деятельности (рис. 1).
Теоретический раздел военной подготовки включает изучение Устава вооруженных сил Российской Федерации, особенностей несения караульной службы и суточного наряда, обязанностей дневального, порядка вступления взвода в наряд и несение внутреннего наряда.
Содержание военно-прикладной физической подготовки составляет строевая подготовка (утренний и вечерний разводы, прохождение торжественным маршем, передача флага «Поста №1» знаменной группе дежурного взвода, смотр строя и песни); огневая подготовка (стрельба из пневматической винтовки, неполная сборка-разборка АКМ); использование индивидуальных средств защиты (противогаз ГП-5, общевойсковой защитный костюм); туризм; тактические игры на местности («Зарница», учебные тревоги), несение караульной службы (охрана знамени и караульного помещения); несение наряда (дежурство на КПП, дежурство по столовой, выполнение обязанностей дневального).
План работы |
гражданско-патриотическое направление |
1 блок – военная подготовка |
2 блок – физическая подготовка |
3 блок – творческое развитие |
теоретическая подготовка |
военно-прикладная подготовка |
рекреативное направление |
военно-спортивное направление |
общее направление |
Рекреативное направление физической подготовки решает оздоровительные задачи, способствует формированию здорового образа жизни, повышению адаптационных возможностей организма подростков. Данное направление реализовывается через следующие формы работы: утренняя гимнастика и гигиенические процедуры, купание в открытом водоеме, проведение спортивных часов и соревнований по волейболу, мини-футболу, общей физической подготовки, «веселых стартов», чемпионата среди «групп поддержки».
Военно-спортивное направление физической подготовки включает использование средств и методов военной подготовки в рамках учебно-тренировочных занятий (преодоление препятствий, скоростные передвижения, метание гранаты, марш-броски, спрыгивания в глубину, лазание и перелазание); военно-спортивные состязания (преодоление полосы препятствий, легкоатлетический биатлон), военно-спортивные игры («Разведчик», «В зоне особого внимания, «Окружение», «Осада», «Диверсант»);
Общее направление в блоке «Творческое развитие» предполагает развитие творческих способностей подростков. Его реализация обеспечивается через проведение следующих творческих и культурно-досуговых мероприятий: КВН, игры «Дозор», тематических «вертушек», сюжетно – ролевых игр, вечеров отдыха «Стартин»; постановку спектаклей на «Последнее лето детства», Вечера патриотической песни, проведение ежедневных «орлятских кругов»; коммуникативные тренинги. Эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью творческого развития. В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец, общение с книгой, природой, искусством. Также отметим, что в условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Гражданско-патриотическое направление осуществляется посредством подготовки и проведения занятий по краеведению, геральдике, истории государственных символов России, мемориальных часов. А также проведению тематических дней «Дня Памяти», «Дня России», «Пост нашей памяти», «По дорогам войны (20-й век)», «День русских традиций», викторин по истории страны, города, просмотра фильмов «Города-герои».
Реализация смены строится на основе Уставов Вооруженных сил Российской федерации, деятельность лагеря осуществляется в соответствии с требованиями внутренней службы.
Программа смены реализуется посредством множества форм и методов. Многие из них являются традиционными, проводятся из года в год и отражают специфику профиля смены.
Спортивные часы.
Спортивные часы реализовываются в двух формах:
1. тренировочные занятия;
2. спортивные состязания.
Тренировочные занятия представляют собой урочную форму и решают образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.
Каждое тренировочное занятие состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждая часть занятия решает свои задачи, которые определяют ее содержание.
Программа тренировочных занятий включает два раздела: общая физическая подготовка и прикладная физическая подготовка.
К общей физической подготовке относятся:
1) гимнастические упражнения: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с набивными мячами весом до 5 кг, гантелями весом до 8 кг, эспандерами); силовые упражнения (со штангой).
2) акробатические упражнения: стойка на руках, кувырок назад через стойку на руках, переворот боком, длинный кувырок через препятствие на высоте до 100 см. Комбинации из ранее освоенных акробатических элементов. Висы и упоры: подъем в упор переворотом силой, сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь на брусьях, подъем разгибом до седа ноги врозь.
3) легкоатлетические упражнения: спринтерский бег 30, 60 и 100 м, челночный бег 4 х 10 м, бег 2000 и 3000 м. Бег с изменением направления и скорости. Бег по пересеченной местности и с преодолением препятствий. Прыжки с места и с разбега. Прыжки со скакалкой.
4) баскетбол: комбинации из основных элементов техники передвижений (остановки, повороты, стойки, передвижения), ловля и передачи мяча с сопротивлением и без сопротивления защитника; техника ведения мяча и бросков без сопротивления и с сопротивлением защитника; техника бросков мяча и защитных действий против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание), индивидуальные, групповые и командные действий в нападении и защите. Игра по правилам баскетбола.
5) волейбол: техника передвижений, остановок, поворотов, стоек и комбинации из них; техника приемов, передач и подач мяча и их комбинации. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное, вдвоем) и страховки, индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по правилам волейбола.
Прикладная физическая подготовка включает: комплексы вольных упражнений, силовые упражнения на перекладине, комплексные силовые упражнения, метания гранат различного веса, марш-броски по пересеченной местности, бег с преодолением препятствий, бег с отягощением, переноска груза, лазание различными способами, преодоление препятствий, прыжки в глубину, передвижение по-пластунски.
Спортивные состязания являются составной частью спортивных часов. В программу спортивных состязаний включаются:
· Первенство лагеря по волейболу;
· Первенство лагеря по мини-футболу.
Первенство лагеря по волейболу проводятся между взводами лагеря по круговой схеме. Состав команды: шесть человек (не менее двух девушек), имеющих основную или подготовительную группы здоровья. Игры проходят по существующим правилам соревнований.
Первенство лагеря по мини-футболу проводятся по круговой схеме, по упрощенным правилам. Состав команды: шесть человек (не менее трех девочек), имеющих основную группу здоровья.
Тренировочные занятия и спортивные состязания проводятся параллельно для различных взводов.
Введение
ВРМТОО "Центр "Культура. Информация. Творчество", как организатор проекта поставит перед собой цель: используя современные информационные технологии, интегрировать подростков и молодежь в
______________________
©Рябец А.Н.¹
информационное пространство региона. Также немаловажная составляющая - это развитие коммуникативных способностей детей и подростков. Проведение профориентационной работы, привлечение подростков и молодежи активно заниматься журналисткой работой и добровольческой деятельностью. Основная идея — социальная интерактивность подростков и молодежи региона.
Цель программы:
Формирование социально-информационной культуры подрастающего поколения.
Задачи:
· Выявление и поддержка юных талантливых журналистов, содействие их гражданскому и профессиональному росту, достижению успеха;
· Развитие аналитических способностей;
· Развитие подростковой и молодежной журналистики региона;
· Профильное обучение в области журналистики;
· Привитие навыков социального самоопределения и коммуникативности;
· Развитие творческих способностей детей и подростков;
· Создание уникальных условий соединения творчества детей и подростков и технической составляющей владения специализированным оборудованием;
· Оздоровление детей;
· Формирование активной гражданской позиции участников программы.
Основное содержание (концепция):
Программа представляет собой трехступенчатый круглогодичный цикл мероприятий, направленных на поиск, поддержку, профильное обучение, предоставление возможности "пробы пера" и сопровождение деятельности детей и подростков, проявившим себя как юные журналисты.
Профориентационный блок
Мастер-классы по направлениям: печатные СМИ, визуальные искусства, Интернет и мультипликация.
Участниками смены являются подростки, прошедшие профильное обучение в предыдущих сменах "Острое перо", поэтому мастер-классы проводятся с учетом уже имеющегося у ребят опыта. Первая часть мастер-классов – теоретическая, вторая – практическая работа с учетом выводов работы над ошибками. Мастер-классы проводят мастера профильного обучения и стажеры мастеров.
Оздоровительный блок
· Ежедневные отрядные зарядки;
· Прогулки и игры на свежем воздухе.
Данный оздоровительный блок позволит не только разнообразить программу смены, но и укрепить здоровье детей и подростков.
Досуговый блок
· Визитные карточки отрядов;
· Ежедневные вечерние мероприятия;
· Творческие конкурсы;
· Тематические "вертушки", связанные с направлением журналистика.
Разнообразные досуговые мероприятия создадут положительный и творческий настрой всей смены и будут стимулировать каждого участника на творческую самореализацию. Подготовка большинства мероприятий смены будет организована заранее. Короткие смены проходят в определенной тематической направленности. Например, предыдущие смены уже имели следующую тематику: Гарри Поттер (обучение проходило как в школах Хогвартса), "Остроперская деревня" (каждый отряд был селением, со своим старостой), "Машина времени" (каждый день новая эпоха), "Галерея искусств ОП" (каждый день смены проходил в каком-то определенном жанре искусства) и т.д. Это позволяет сделать мероприятия смены интересными и наполненными ярким колоритом.
Целевая группа и механизм ее формирования:
Количественный охват - 70 подростков из Волгограда и Волгоградской области;
Возраст – от 10 до 17 лет включительно;
Территориальное представительство участников программы - подростки из городов Волгограда, Волжского и Фролово, а также Михайловского, Николаевского и других районов;
Механизм формирования целевой группы - участниками весенней смены программы станут отряд стажеров мастеров профильного обучения и вожатых, а также участники летней и осенней профильных смен 2016 года, уже прошедшие предварительно профильное обучение.
Предполагаемые сроки и место реализации программы:
С 9 по 16 апреля 2017 года на базе ГБДОУ ВО "Зеленая волна" (Дубовский район).
Механизм реализации
Механизм реализации программы включает несколько направлений:
· Мастер-классы по профильному обучению в направлении "Журналистика" проводятся по следующим направлениям: телевидение, газета, мультипликация, радио и фото. В каждой мастерской занимается небольшое число ребят. Это позволяет наиболее плодотворно организовать работу мастерской и участникам за один день получить новые теоритические знания и выполнить серьезные практические задания;
· Работа с отрядом стажеров мастеров профильного обучения "Мини-крылья" по проведению мастер-классов и выполнения практических заданий (подготовка стажеров мастеров). Таким образом, осуществляется преемственность поколений "остроперцев", переход от участников смены, через стажеров мастеров "Мини-крылья" в члены отряда мастеров профильного обучения "Крылья" и подготовке к большой летней профильной смене;
· Работа с отрядом стажеров вожатых "Особое значение" по получению практического опыта работы с детьми в отрядах позволяет наиболее способных стажеров подготовить к переходу в педагогический отряд "Наше движение".
Примерная план-сетка одного дня смены:
8.00-подъем
8.15-зарядка
8.30-уборка
9.00-завтрак
9.30-линейка
10.00-мастер-классы
13.00-обед
14.00- Выполнение практических заданий на мастерских или тематическая вертушка или отрядное время
16.00-полдник
16.15-Подготовка к вечернему мероприятию
19.00-ужин
19.30-вечернее мероприятие
21.00-2-й ужин
21.15-«отрядные свечки»
22.00- подготовка ко сну
23.00-отбой
Кадровое обеспечение:
· Мастер-классы смены проводят стажеры отряда мастеров «мини-крылья» и привлеченные специалисты;
· Педагогический состав смены будет сформирован из студентов и выпускников вузов Волгограда и области, членов ВРМТОО "Центр "КИТ" и педагогического отряда "Наше движение".
Материально-техническое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение весенней смены программы в части профориентационной рабо