В окрестностях Чернушки. По селам и деревням района
Город Чернушка в географическом отношении расположен очень выгодно и удобно—в самом центре района. Отсюда разбегаются дороги в западные, восточные, северные и южные деревни и села. Из Чернушки можно начать путешествие в любом направлении. Отправимся в дорогу и мы, чтобы оглядеть окрестности и познакомиться с природным и культурным насле-дием этого края.
Если вы выбираете, куда поехать, то знайте: поселок Николаевский—это точка номер один на карте Чернушинского района. Наш путь лежит в южном направлении. Проехав по старой Чернушке, мы выезжаем за пределы города и через несколько километров встречаем на пути одноиз старинных сел района—Тауш.
Свое название село получило по имени речки, впадающей в реку Танып почти сразу за селом. Известно селение уже с 1830 г. Почти 180 лет стоит оно на берегах Тауша, а по чернушинским меркам это довольно много. Не-большая деревня, основанная чердынскими крестьянами, Тауш быстро превратилась в крупное село, административный, церковный и торговый центр округи. Согласно списку церквей и приходов Пермской губернии деревянная Свято-Троицкая двухпрестольная церковь была здесь возведена в 1860 г. В эти же 1860-е гг. село становится центром Таушинской волости
Осинского уезда. В начале ХХ в. в Тауше насчитывалось 143 двора с 705 жителями, имелись земские мужская и женская школы, библиотека,
волостное правление, земская станция—все то, что необходимо было иметь волостному центру. По субботам в Тауше собирался еженедельный базар, а 30 ноября (по старому стилю) проходил зимний Андреевский торжок. Сегодня в старом Тауше, когда-то центре села, несколько зданий напоминают о той прошлой, дореволюционной жизни. На месте старой церкви, к сожалению, не сохранившейся, стоит поклонный крест, постав-
ленный уже в наше время. Но напротив него еще можно увидеть несколько зданий, построенных в начале ХХ в.
Попрощавшись с Таушем, отправляемся дальше. Дорога идет на юг. Перед взором открываются удивительные виды на чередующиеся поля, леса, угоры—это типичный ландшафт южной части района. Еще несколько километров—и отворот на деревню Таныпские Ключи. Это селение также одно из первых, основанных чердынцами в этом районе. В чернушинских деревнях еще сохранились старые крестьянские избы, они удивляют не только своей гармоничностью, «вписанностью» в окружающее пространство, но и архитектурными формами и крепостью хозяйственной хватки. Такие избы, большие и добротные, ставили на многие десятилетия.
Миновали деревню Таныпские Ключи—и можно сразу ждать встречи с Николаевским. Первым мы увидим величественный храм. История этого храма, как и всего поселка, связана со многими именами в истории края. Как мы отмечали, земля, где был основан пос. Николаевский и ряд окрестных деревень, в прошлом была приобретена статским советником Чадиным у башкир. Тогда же был пущен в действие и винокуренный завод. Владельцы имения и за-вода неоднократно менялись. В 1851 г. имение
приобретает Павел Дмитриевич Дягилев. В то время Павел Дмитриевич уже был отставным военным, он прошел русско-турецкую кампанию 1828—1829 гг. и закончил службу в чинемайора. Обладая большими капиталами, Павел
Дмитриевич развил находящийся в центре его имения, в с. Николаевском, винокуренный завод. К 1854 г. П. Д. Дягилев достроил в новом имении на старом фундаменте церковь, заложенную прежним хозяином земель. А на месте бывшей деревянной часовни, также построенной в имении бывшими владельцами, началось строительство нового храма. Новый храм был освящен 8 июня 1854 г. в честь Казанской иконы Божией Матери и стал кладбищенским. В этот же день был заложен второй храм, в честь Святителя и Чудотворца Николая. В 1860 г. строительство было завершено, Николаевская церковь освящена. Строительство длилось 7 лет. На строительство храма было выделено свыше 50 тыс. рублей. Сумма была феноменальной, если учитывать, что корова в то время стоила 3 рубля. Храм стал главным центром православной общины округи, он выполнял важные миссионерские и просветительские задачи. Современники вспоминают, что храм поражал не только своей внешней архитектурой, но и «дороговизной утвари и ризницы, внутренним благополучием». Архитектурные приемы, примененные для строительства храма, уникальны.
Крестьяне окрестных деревень и сегодня помнят рассказы прадедов о том, что для крепости стен строительный раствор замешивали на яйцах и молоке. К оформлению интерьера приложил силы и талант сам Павел Дягилев. По его эскизам на Петербургской мебельной фабрике было изготовлено внутреннее убранство церкви. Иконы и внутренние фрески выполнялись лучшими петербургскими живописцами той эпохи и были копиями выдающихся православных икон из Киево-Печерской лавры, из московского храма Спаса-на-Бору и др. Ряд икон был доставлен из заграницы—из Иерусалима, из Бари (Италия). В январе 1891 г. наследники Дягилева
продали Николаевский завод новому хозяину—крестьянину Таушинской волости Н. Д. Сибирякову. Со смертью П. Д. Дягилева время расцвета Николаевского завода закончилось. Сам поселок никогда не был большим населенным пунктом—в начале ХХ в. он насчитывал 8 дворов с населением 64 чел., в 1926 г.—18 дворов с 74 жителями.
В советское время Николаевский храм был закрыт, позднее превращен в картофелехранилище. Колокола сняты и отданы на переплавку.
В 1995 г. начинается возрождение святыни: создается женский монастырь, приступают к реставрации храма. До наших дней в пос. Николаевском сохранились не только храм Святителя и Чудотворца Николая, но и каменный двухэтажный дом священнослужителя, и липовая аллея с расположенным на ее территории «барским погостом». О кладбищенской же церкви и доме управляющего заводом напоминают только развалины фундамента.
Недалеко от Николаевского расположилось еще несколько «барских сел и деревень». Самое большое из них—Емаш-Павлово. Название реки Емашки и дало название деревне, вторая же часть названия появилась позже, в середине ХIХ в., когда деревню вместе с имением приобрел П. Д. Дягилев. Жители Емаша заметно отличались от крестьян соседних, чердынских и вятских, деревень особенностями речи и обычаями, за что получили от последних прозвища—щебаки и водохлебы. Щебаками их прозвали за особенности говора: «ще по щем, по копеещке», а водохлебами—за то, что в отличие от сосед-них деревень, варивших и употреблявших овсяную бражку и получивших название бражники, емашинцы брагу не варили, а пили воду и квас. В селе, как и в окрестных «барских» деревнях, известно предание о том, что местных крестьян барин выменял «на собак». Конечно, это было не так, но во всех помещичьих деревнях Прикамья сохранилось именно это предание. Больше всего запомнился емашевцам последний владелец имения—сарапульский купец Макаров, про которого чаще всего и рассказывают старожилы, вспоминая его барский дом с большими окнами и резными ставнями на угоре, пруд с плотиной и мельницей, барские конюшни с лошадьми, небольшую заимку неподалеку от села. К сожалению, от «барского» Емаша сегодня почти ничего не сохранилось.
Недалеко от Емаша расположилась и деревня Трушники, обычная чернушинская деревня, основанная выходцами из разных мест Пермской
губернии. Как утверждают старожилы, в деревне жили «с Чердыни, с Вятки, с Оханска, были и пермяки…». Эта деревня получила известность
далеко за пределами района благодаря тому, что здесь удалось сохранить многие традиции русской культуры. В гимназии г. Чернушки уже на протяжение многих лет собирают словарь говора д. Трушники, а народные песни, исполненные ансамблем из Трушников, стали одним из лучших украшений «Антологии русского фольклора Пермского края» (из серии «Золо-той фонд Пермского края»). Не только старые традиции сохраняются в деревне, но рождаются и новые песни о своей деревне:
Ой, деревня, ой, деревня, во деревне пруд-река.
Ручейки стекают в реку, потихонечку журча.
Наши предки говорили триста лет тому
назад:
«Как же нам свою деревню, как же нам ее
назвать?»
По фамилии решили наши Трушники назвать,
А потом, как ручеечки, стали люди приез-
жать.
Хороводы тут водили и творили чудеса,
Звонки песни раздавались и летели в небеса.
Трушники вы, трушниковцы, расселяйтесь во
всю ширь.
Ты служи нам верой-правдой, наш Драницын-
богатырь.
Ой, деревня, ой, деревня, как теперь ты
хороша!
У тебя, моя деревня, чисто русская душа.
Мы продолжаем путешествие по району и предлагаем вам отправиться на северо-запад. Оглядитесь вокруг, и вы увидите, как плотно заселена здесь чернушинская земля: большие деревни сменяют одна другую. Проезжаем деревни Брод, Ракино и оказываемся в селе Бедряж, основанном в 1830-е гг. Эта деревня когда-то быстро превратилась в крупный администра- тивный и торговый центр округи. В 1861 г. в Бедряже была построена Ильинская деревянная церковь, а в 1895 г.—каменная. Она и поныне
возвышается в центре села, но, к сожалению, до сих пор не восстановлена. Некогда Бедряж собирал крестьян на два ежегодных Торжка: Ильинский—в престольный Ильин день (20 июля, или 2 августа по новому стилю), и Михай-
ловский (8 ноября, или 21 ноября по новому стилю).
Небольшая деревня Зверево имеет особую значимость Это один из духовных центров Чернушинского района. В начале ХХ в. Зверево—обычная деревня в Рябковской волости, в ней 90 дворов и приход с часовней. Однако в советское время, пору гонений на православие, именно этой деревне с ее часовней выпало стать форпостом православия не только в районе, но и за его пределами. В конце 1920-х гг. часовня была закрыта, однако верующие района в 1941 г. написали обращение в Совет Министров СССР с просьбой об открытии храма. В 1944 г. разрешение было получено, а после пристрой-ки алтаря часовня преобразована в храм, в ней начались службы. Многие чернушане были крещены в зверевской церкви. И сегодня Зверево остается духовным центром района—старую деревянную церковь смногочисленными пристроями в 1990-е гг. сменил вновь построенный
каменный храм.
Духовным центром района в начале ХХ в. была и деревня Капкан. В 1913 г. на Капканской горе возникает Свято-Преображенская мужская ощина, которую основали монахи Белогорского миссионерского мужского монастыря, и возводится храм. Одной из причин возникновения православной обители, как и появления церкви в 1914 г. в деревне Нижний Козьмяш, былораспространение в Рябковской волости Осинского уезда баптизма. Широким распространением баптизма обеспокоились в Пермской епархии, что и привело к решению открыть мужской монастырь и миссионерской деятель-ностью оградить русское православное население от перехода в баптизм. Община на горе Капкан просуществовала недолго: она была закрыта в конце 1920-х гг. и больше не возрождалась. Исчез не только монастырь со Свято-Преображенским храмом, но и сама Капканская гора—вместе с целебным родником она была частично срыта в годы советской власти. Только памятный крест у подножия горы сегодня напоминает о былой духовной истории этой деревни.
Деревни Сульмаш и Аминькай—единственные татарские деревни в Чернушинском районе. И если Сульмаш—один из самых старых населенных пунктов района, то Аминькай образовался в 1920—1930-е гг. как выселок из Сульмаша. В татарских деревнях все хранит свой национальный уклад. Несколько отличаются дома—по традиции, их чаще всего принято обшивать и красить, а на усадьбе хозяйственные постройки ставят отдельно от жилых, располагая по всему периметру двора. В центре деревни, как и в ХIХ в.,—мечеть, не только духовный, но и архитектурный центр села. Сульмашинцы
хранят свои обычаи. Всюду слышна татарская речь, причем значительно отличающаяся от литературного татарского языка. Дело в том, у пермских татар—свои говоры, а сульмашинцы, поселившись вдалеке от других татарских и башкирских деревень, имеют свои особенности в разговоре.
Как и в давние времена, сабантуй собирает всех жителей села. Правда, в прошлом сабантуй в Сульмаше приурочивался к Петрову дню (29 июня, или 12 июля по новому стилю), когда приехавшие на сабантуй гости могли отправиться на ярмарку в соседнее русское село Рябки.
Село Рябки также достаточно быстро стало важным административным, духовным и торговым центром округи, центром Рябковской волости Осинского уезда. С 1869 г. здесь существует каменный Христо-Рождественский храм, ставший в начале ХХ в. местом пребывания благочинного. В начале ХХ в. числилось в селе 150 дворов с населением 570 человек, по вероисповеданию—православные, старообрядцы и баптисты.
Здесь располагались волостное правление, квартира земского начальника, земская станция, земская больница. Имелись двухклассное училище министерства народного просвещения, земская женская школа. В 1892 г. при начальном народном мужском училище открылась первая на территории района библиотека, с нее ведет свою историю библиотечное делоЧернушки. В 1884 г. в Рябках открывается фельдшерский пункт (первое медицинское учреждение такого уровня на территории современной Чернушки). Еженедельно по воскресеньям вся округа собиралась на Рябковский базар, а по праздникам Благовещенье (25 марта по старому стилю), Петров день (29 июня), Рождество (25 декабря) проводились ярмарки. Не случайно именно это село в первые годы советской власти было выбрано центром вновь образованного Рябковского района и до 1925 г. имело статус районного центра. Но сегодня Рябки с его богатой историей—обычное село большого и густонаселенного района.
На самом крайнем северо-востоке района расположилось село Калиновка. Основали деревню выходцы из д. Шерья Оханского уезда. История села обычна для чернушинских деревень: в небольшом крестьянском поселении в 1881 г. была построена и освящена право-славная Николаевская церковь. Правда, в современном здании сельского клуба сложно разглядеть архитектурные формы бывшего храма. Всероссийскую известность имеют и калиновские частушки, «Страдания», с характерным для пермского говора «цёканьем». Частушки и мелодии, исполняемые в с. Калиновке и окрест-ных деревнях Сергеевка, Осиновка и др., были собраны, переработаны, а какие-то и сочинены вновь талантливым калининцем Ф. А. Комаровым. С его исполнения на пермской сцене и началась их известность.
В биографию района вписана история еще нескольких сел и деревень. Село Ермия на самом севере района, как и несколько окрестных деревень, возникло на землях гайнинских башкир. Вопросы о собственности на землю решались уже после возникновения поселений, о жителях которых писали так: «Самовольно поселенцы, водворенные в Гайнинской башкирской даче». В начале ХХ в. Ермия стала центром волости, местом проведения еженедельных базаров по понедельникам и трехдневных Васильевской
(30 декабря по старому стилю) и двух Ивановских ярмарок (23 июня и 25 сентября). В селе в то время имелся молитвенный дом во имя Святителя Василия Великого, решался вопрос о строительстве церкви.
Одной из первых церквей района можно считать Введенский храм, построенный в 1874 г. и превративший деревню Тюй Рябковской волости в село с престольным праздником Введения и ярмаркой, приуроченной к этому празднику.
В Чернушинском районе более 80 сел и деревень. Мы с вами побывали только в малой части самых больших и известных поселений. Это не значит, что другие менее интересны—каждая деревня хранит и создает свою историю, живет своими обычаями, каждая дорога и близка чернушанам. И для каждого из них открытие большой Родины начинается с небольшой де-ревни—Богатовки, Караморки, Ашши, Ореховой Горы, Атряшки…
Фольклор
Чернушинская земля богата своим культурным наследием. Пермские
исследователи неоднократно отмечали удивительную сохранность
старинного народного песенного творчества на чернушинской земле.
Не случайно ни один из фольклорных сборников Прикамья не обходится
без песен, записанных на этой территории. И сегодня здесь живет интерес к песням, созданным в стародавние, и в близкие к нам времена. Работают
творческие песенные коллективы, а народный ансамбль песни и танца
«Прикамские узоры» стал визитной карточкой Чернушки.
Печка топится, не топится,
Дровишки не горят.
На Калиновских девчонок
Ребята не глядят.
Ох, сладки парёночки,
Калиновски девчоночки.
Они сроду не кашивали,
На плечах косу не нашивали.
У моёго у милого
Это что за голова?
Три дня шапку примеряли —
То велика, то мала.
По лесу бежала дева
По смородину.
Так бы, так бы улетела
К милому на родину.
До свиданья, дорогие,
Я уже напелася,
И себя вам показала,
На вас насмотрелася.
(с. Калиновка)
Экологическая тропа
Чернушинский район—один из самых южных в Пермском крае. Здесь, на административной границе с Башкортостаном, на водоразделе р. Камы и ее притока р. Белой многое поражает взгляд. Местность не похожа напривычные картины Прикамья. В 1928 г. в «Справочнике районов Сарапульского округа Уральской области» была дана такая характеристика ландшафта Чернушки: «Район составляет крайний юго-восток Сарапульского округа, в верховьях р. Таныпа и его притоков: Сульмаша, Стрежа, Тюя. За-
нимаемая районом территория в 1,8 тыс. кв. км имеет равнинный характер только в своей северо-западной части. К югу от железной дороги и западнее р. Сырес она имеет довольно путаный рельеф. Наконец, в основной части района имеются неправильной формы возвышенности, бугры и гряды с довольно мягкими очертаниями…». Под «путаным рельефом» авторы, види-
мо, понимали холмистую равнину, с угорами, кое-где—с лесными сколками.
Район расположен в восточной части Буй-ской равнины, на равнинно-холмистом Приуралье, на Тулвинской возвышенности Русской платформы. Лесные массивы Чернушки—это широколиственно-хвойные леса. Интенсивное освоение местных земель привело к появлению значительного числа сельскохозяйственных угодий, сенокосных лугов, полей, пастбищ, что
также придает своеобразие современному природному пространству территории.
Начало путешествия по природным памятникам и объектам района можно начать на самом крайнем юге района, у д. Емаш-Павлово, там, где недалеко проходит граница Пермского края. Интересным объектом этой территории можно считать природный резерват—проточное пойменное озеро в долине р. Танып, одного из притоков р. Белой, берущего свое начало в болотах Ординского района (длина притока—345 км). Немного в нашем крае осталось мест с такой богатой и разнообразной водной флорой. Здесь можно увидеть занесенные в Красную книгу Среднего Урала кувшинкучисто-белую и кубышку желтую. Особенно красиво озеро в июне—июле, когда водная гладь покрывается цветочным ковром.
Чернушка—край равнинных рек, но, в отличие от других территорий Прикамья, чернушинские реки текут не в Каму, а в Белую. Вторым при-током р. Белой на территории района является р. Тюй. Экосистема р. Тюй существенно отличается от большинства рек Пермского края. Здесь
отмечена самая высокая на юге Пермского края плотность заселения и гнездования редких животных и птиц. В естественной среде обитания среди разреженных высокоствольных лесов можно встретить множество птиц—беркута, могильника, ушастую сову, журавля, коростеля, большого улита, черного дрозда, а также зверей—косулю, рысь, барсука, горностая, ласку,
бурундука. Разнообразен и водный мир р. Тюй. В ее водах обитают щука, окунь, лещ, голавль, язь, плотва, ерш, пескарь, щуклейка. В Тюе, одной из немногих рек Пермского края, сохранились раки и хариусы—как известно, они любят только чистую речную воду. Особую живописность равнинному Тюю придают плакучие ивы, склонившиеся над водой на берегах реки.
Отправляясь в северную часть района, не забудьте посетить интереснейший памятник природы—гору Капкан (Подкапканная гора). Это не только место водораздела между тремя крупными реками Пермского края (Тулвой, Иренью, Таныпом), это еще и самая высокая точка Чернушинского района (392,9 м). С вершины открывается великолепный вид на бескрайние просторы Урала. Сейчас гора Капкан официально признана биологическим заказником, именно природные богатства—ее главная ценность. Советуем посетить это место поздним летом, когда буйными красками расцвечены склоны горы. Листва многочисленных видов деревьев, растущих здесь—а это вяз, клен платанолистный, липа, дуб, осина, береза,—приобретает цвет от золотисто-желтого до темно-бурого. Единично
встречаются хвойные деревья, обогащающие своей хвоей колорит окрестности: ель, пихта, сосна. Красок и яркости добавляет разнотравье:
выше человеческого роста возвышается цицер-бита, короставник, бор раскидистый, колоколь-чик широколистный, овсяница лесная. Изредка
можно встретить крупные кусты дикого пиона. Это марьин корень, ценное лекарственное растение. В низине горы лес переходит в поля, покрытые зеленым ковром злаково-разнотравных лугов, и болота с редкими видами диких орхидей. В лесах и полях горы Капкан можно полакомиться дарами природы—здесь есть орешник, малина, черемуха, жимолость и земляника.
Любителям совмещать экологические маршруты и активный отдых, а приятное—с полезным предлагаем посетить Сульмаш-Таныпский лес
на северо-восточной окраине города Чернушки. Не случайно здесь любят отдыхать сами чернушане. Это одно из немногих мест, где сохранился
нетронутый лес. Хотя район расположен в лесной зоне, но в настоящее время почти все леса в районе вырублены, их осталось только 10% от
общей земельной площади. Великолепная природная территория Сульмаш-Таныпского леса условно поделена на две части: коренной склон р. Танып,покрытый смешанным лесом с преобладанием хвойных—ели, пихты и сосны—и широколиственных пород—вяза, липы, и низинное Моховое болото, примыкающее к этому склону, заросшее ивой и ольхой. Живая природа прекрасно соседствует с антропогенными рекреационными объектами: зимой здесь прокладывают лыжню и обустраивают катание с гор, а летом не пустуют беговые дорожки.
Чернушинские леса и угоры—прекрасное место для «тихой охоты», сбора грибов и ягод. На угорах раскинулось несметное количество земляничников и клубничников, радующих летом спелыми ягодами, а в конце лета и ранней осенью леса подарят вам множество разнообразных грибов.