Возрастная психология для чайников
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ
В каждый период жизни человека есть один вид психической деятельности, который даёт ему самое большое развитие. Он называется ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Развитие психики может идти медленно и постепенно, а может – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
КРИЗИС- это ступенька, переход от одного стабильного периода к другому.
Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные
НОВООБРАЗОВАНИЯ.
На каждом возрастном этапе существует зона подражания, которая связана с реальным уровнем развития и называется ЗОНОЙ
БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ.
То что сегодня ребенок делает при помощи взрослого, завтра он сможет делать самостоятельно. На этом основана вся педагогика!
Первая стадия развития человека - младенчество( от рождения до года - полутора лет).
По тому, какой уход получает малыш в этом возрасте, он "решает": заслуживает этот мир доверия или нет.
Если развивается доверие ( в противовес недоверию), то у младенца рождается первое базисное качество психики - НАДЕЖДА.
В противном случае ребенок решает, что жизнь не заслуживает доверия. Полюса ДОВЕРИЕ - НЕДОВЕРИЕ.
Вторая стадия — ранний возраст (от полутора до четырех лет).
На этой стадии ребенок решает задачу формирования своей самостоятельности (АВТОНОМИИ - НЕЗАВИСИМОСТИ ).
Ребенок учится управлять своим поведением. Негативный вариант развития — либо гиперопека, либо отсутствие поддержки и доверия со стороны взрослых, приводящие ребенка к неуверенности в себе, сомнению в своих действиях.
Если близкие взрослые проявляют разумную дозволенность, не торопят ребенка, поддерживают его стремление к самостоятельности, то задача возраста решается положительно. Из противостояния автономности и сомнения рождается ВОЛЯ.
Немного подробнее про кризис трёх лет.
Он характеризуется такими проявлениями:
- Негативизм, надо отличать от обычного непослушания, которое бывает в любом возрасте. Он направлен явно на взрослого человека. Тут помогает, когда в семье есть общие требования, которые выполняют все взрослые.
- упрямство, направленное на собственное решение ребенка. Упрямство имеет целью выделение личности и требования, чтобы с этой личностью считались.
- строптивость, связана с негативизмом и упрямством. Направлена на существующие дома устои.
- своеволие. Своеволие проявляется в эмоциональном отделении от родителей " Я сам!!!"
Пути выхода.
Лучше если родитель спокоен, уверен и надёжен. В то же время благожелателен.
Бывают ситуации, когда ребенок противоречит сам себе и впадает в ступор, когда не может сделать, то, что сам хочет, тогда лучше сесть с ним рядышком, присоединиться к нему и просто утешить, понимая, что ему сейчас тяжело.
Можно просто действовать с опережением. Советуйтесь с ребенком.
Например, у девочки , да и у мальчика спросите: " Как ты думаешь какое платьице тебе (или мне ) сегодня лучше надеть синее или зелёное?
В магазине " Как ты думаешь, что лучше купить к ужину сосиски или пельмени?" В ответ вы можете услышать некий третий вариант. Есть смысл с ним согласиться. И порадоваться как хорошо, что ваш ребенок вырос и с ним можно посоветоваться.
Просите помощи вашего подросшего ребенка. Помыть посуду, постирать, прибить гвоздь, слепить пирожки.. Конечно благодарите и радуйтесь! Потом переделаете сами, малыш даже не заметит.
Таким образом, вы минуете кризис трёх лет быстро и с удовольствием! В результате, вы получите маленького друга и помощника в лице вашего ребенка.
Только не переусердствуйте с трудотерапией! По чуть-чуть!
Кризис семи лет.
Завершается дошкольный возраст кризисом семи лет. Если до этого, несмотря на все трудности, ребенок был очень связан с семьей, то начиная с этого возраста он уже готов к более широкому общению. Основное новообразование, вызывающее этот кризис, — утрата детской непосредственности.
Появление рефлексии, которая вклинивается между внутренней и внешней жизнью ребенка, приводит к тому, что его поведение может резко измениться. Если до этого внешнее поведение ребенка непосредственно выражало происходящие в нем процессы: «Что думаю, то и говорю, и делаю», — то теперь мышление развилось настолько, что можно увидеть себя со стороны».
Это иногда приводит к манерничанью, вычурности в поведении, кривлянию, паясничанию. «Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого — то странного, немотивированного поведения».
Проявлением семилетнего кризиса могут быть демонстрация ребенком нарочито взрослого поведения, стремление взяться за выполнение «взрослых» дел, отстаивание собственной позиции в споре со взрослым.
Вместе с этим появляется интерес к собственному внешнему виду, возможны конфликты из — за одежды, которая теперь воспринимается как «одежда для маленьких».
Однако потеря детской непосредственности несет с собой и много позитивных изменений в личности ребенка шести — семи лет. Возможность увидеть себя со стороны позволяет осмысленно ориентироваться в своих переживаниях.
В связи с этим начинают проявляться требовательность к себе, предпринимаются осознанные попытки самонаблюдения, саморегуляции.
Во взаимоотношениях с взрослыми складывается новое общение — ребенок узнает, как общаться с врачом, милиционером, продавцом в магазине, он вступает в ролевое взаимодействие, принимая требования ситуации.
Общение со сверстником тоже видоизменяется — усиливаются межличностные тенденции, появляются привязанность, дружба.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ
В каждый период жизни человека есть один вид психической деятельности, который даёт ему самое большое развитие. Он называется ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Развитие психики может идти медленно и постепенно, а может – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
КРИЗИС- это ступенька, переход от одного стабильного периода к другому.
Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные
НОВООБРАЗОВАНИЯ.
На каждом возрастном этапе существует зона подражания, которая связана с реальным уровнем развития и называется ЗОНОЙ
БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ.
То что сегодня ребенок делает при помощи взрослого, завтра он сможет делать самостоятельно. На этом основана вся педагогика!