Образный подход к воспитанию
Объединяющей национальной идеей россиян может стать воспитание патриота Российской Федерации, если рассматривать этот процесс как создание образцовым воспитателем условий для переживания воспитанником всех граней созидательной любви: к себе, своим ближним и Родине.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: Образы какого человека, какой семьи, какого общества и какого государства являются идеальными и оптимальными для личности, для самоопределения и социализации обучающегося и для Российской Федерации?
Отсутствие ответа на этот вопрос приводит к необязательности, вторичности воспитания в образовательной работе, к превращению воспитания в нерегламентированную, слабо обеспеченную теоретически, методически и организационно деятельность воспитателей и субъективную воспитательную деятельность семьи.
Ответ же на данный вопрос позволит разграничить воспитание на деятельность воспитателей, развивающих личность, и на общественно-государственное согласование социокультурных, духовно-нравственных ценностей, правил, норм поведения для достижения идеальных образов человека, семьи, общества и государства.
Такое согласование идеальных образов станет фундаментом общественно-государственного строительства и продвижения России в будущее.
В русском языке «образование» - придание образа (церковное понятие образа, в греческом εκπαίδευση однокоренное с «иконой», в немецком Bildung - образ, картина) тому, что его не имеет. Тому, что изначально без образа, то есть безобразно. В русском языке образование – это придание смысла бессмысленному.
В английском языке термин «education» (обозначающий образование) существует с середины 15 века, не имеет корневой морфемы «образ», состоит из латинских слов "ex" (вне, из) и "ducere" (duke – герцог в значении лидер, командир, правитель провинции). То есть дословно: «тот, кто вне герцога», т.е. неуправляемый, самостоятельный.
Заметна существенная ментальная разница. Если для русскоязычной системы ценностей образование есть придание смыслов, то для англо-саксонской культуры – это воспитание индивидуальности, лидера, действующего самостоятельно.
Образование традиционно определяется как создание человека по определённому образу и подобию. В этом определении содержится смысл как религиозный (высшая истина как религиозный образ, достигаемый каждым человеком), так и светский культурно-исторический (как способ создания своего образа, соотносимый с образом ближнего и образом человечества в целом).
Каждый человек является плодом своего воображения. Воспитать и обучить человека могут другие люди, книги, фильмы, интернет. Образовывать себя человек может только сам.
Смотря в зеркало или в глаза других людей во время взаимодействия, человек видит свой образ: счастливого или несчастного, здорового или нездорового, красивого или некрасивого. Как правило, отражение человека не обманывает: считающие себя счастливыми, здоровыми и красивыми – такими же и отражаются зеркалами и окружающими людьми.
Образное (общественно-государственное) образование – это наличие на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях чёткого образа (истины, человека, группы, территории), с достижением которого согласно большинство граждан.
Наличие такого образа задаёт смысл существования человека, семьи и человечества в целом. Неслучайно многие тысячелетия люди сохраняют и оберегают религиозные образы Бога, Моисея, Иисуса Христа, пророка Мухаммеда, Будды.
Какой идеальный образ мы желаем получить в системе отечественного образования?
Именно ответ на этот вопрос позволяет:
- трактовать исторические события, сформировать отношение к различным историческим личностям и современникам;
- отобрать нужные опыт, практики и задания;
- подготовить необходимых специалистов;
- составить список рекомендуемых сайтов, литературы и СМИ;
- обосновывать критерии эффективности образовательного процесса, понимая, что есть «хорошо», а что «плохо».
Любой заданный образ имеет основанием философские воззрения. Различные основополагающие воззрения, придавая смысл образованию, приводят к различным педагогическим практикам. Без осмысления образа любые инновации, методы, формы – бессмысленный набор чего-то для чего-нибудь.
БезОбразное образование
Феномен безОбразного образования – это осознанное отрицание наличия идеального образа с заменой его саморазглядыванием и самоудовлетворением.
Реальная осмысленная жизнь наполняется бездумным потоком непрерывных реалити-шоу, игр, сериалов, мыльных опер, вынуждающим человека смотреть на себя в экране телевизора или играть с самим с собой на мониторе компьютера.
В этом случае не нужна история как что-то прошедшее и не нужно думать о будущем, как о чем-то возможном.
Возникает иллюзия одновременности и свободомыслия, когда каждый становится центром Вселенной, и у него отсутствует время для чтения больших текстов, потому что жизнь заполнена телевизором и интернетом. Человек избегает понимания тех или иных феноменов, игнорирует генетически-исторические образы, которым при этом ещё нужно постоянно следовать.
Человек не хочет и не имеет времени держать в голове некий образ из прошлого, задающий ориентиры будущего и заставляющий быть ответственным за настоящее.
Без наличия идеального образа, к которому нужно усердно и кропотливо стремиться, главным объектом достижений становится сам человек.
Нет необходимости коммуникации с классической литературой, с другими людьми, не нужно глубокое понимание происходящего или передача кому-то какого-то смысла. БезОбразная действительность – это только развлечение самого себя.
Человек для замещения поиска и реализации своего предназначения ищет во всем зрелищности, а СМИ и интернет становятся в этом главными источниками.
Отсутствие заданного образа – это симуляция образования, нивелирующая этот процесс как таковой.
БезОбразность сопряжена с такими формами жизненного поведения как достижение успеха любыми средствами, стремление к комфорту и т.д.
БезОбразность представляет для человека опасность, потому что вырабатывает в нем однотипные, а значит легко манипулируемые стереотипы поведения.
Для образования важнейшим признаком выступает завершённость образа. Описание такого образа носит сакральный характер и не подлежит интерпретации, иногда выступая в качестве смыслового материала для развития новых идей.
КонтрОбразное образование
Критика завершённости образа, права любого человека претендовать на эту завершённость, желание переписать произведение автора или дать иную ему интерпретацию – приводят к появлению контр-образов.
КонтрОбразное образование – это сознательное и целенаправленное навязывание образа, противопоставляемого генетически-историческим корням и признанному большинством граждан идеальному образу.
В медиапространство внедряется образ, часто адаптированный до неузнаваемости или даже до своей противоположности.
Примеры общеизвестных контрОбразов.
1. Создание образа, противоположного образу бога, с его общепринятыми характеристиками всемогущества, бессмертия, справедливости, любви, вездесущности, всепрощения, рождает контрОбразные явления – охаивание бога и сектантство.
2. При нивелировании и высмеивании духовных ценностей: любви, дружбы, добра, смирения, воздержания и других – насаждается образ успешного потребителя, озабоченного жаждой наживы и самосовершенствования. Духовная составляющая образа подменяется экономической целесообразностью, когда важным становится не смысл жизни человека, а массовость и оперативность распространения товаров и услуг, чаще всего в сфере удовольствий и развлечений.
3. Игнорирование человека как высшей ценности, с навязыванием ярлыков (ведьма, наркоман, фашист) для переориентации духовного поиска и совершенствования на поиск виновных в своих несчастьях.
4. Публичное обсуждение семейных отношений. Доступный секс как проявление высшей свободы выбора индивидуального удовольствия. То, что раньше считалось важным и необходимым скрывать от посторонних глаз, переходит в свою противоположность, становясь открытым. Искажается смысл самого понятия «интимность» с заменой на противоположный: публичную демонстрацию сокровенного.
5. Агрессивное тиражирование и придание всеядности и моды генетически-историческому образу с целью нивелирования его духовной ценности в угоду материальной выгоде: широкая распродажа ликов святых, мощей, иерусалимской земли и т.д. Сам фактор тиражируемости по неким заданным стереотипам лишает эти образы образности.
Зная базовые характеристики идеального образа, можно проанализировать любые произведения человека на предмет их образности, безОбразности или контрОбразности.
Образы в воспитании
В Советском Союзе за каждым направлением воспитания были «закреплены» конкретные образы прошлого и настоящего, диктующие и определяющие желаемое будущее. Существовал своего рода государственно-общественный заказ семье и школе, вузу и трудовому коллективу, армии и флоту:
- Стаханов и герои БАМа в трудовом воспитании;
- герои-пионеры и комсомольцы-добровольцы в патриотическом воспитании;
- герои кубинской революции в интернациональном воспитании;
- Гагарин в гражданском воспитании;
- чемпионы-шахматисты и нобелевские лауреаты в умственном воспитании;
- счастливая многодетная семья в семейном воспитании и т.п.
В современном мире насчитывается большое количество разнообразных видов и типов воспитания.
По направлению воспитательной работы:
анти- (антифашистское, антинацистское, антинаркотическое, антитеррористическое и т.п.);
воспитание талантов;
воспитание-перевоспитание «трудных»;
гражданское;
духовное;
интернациональное;
нравственно-волевое;
патриотическое;
политехническое;
половое;
правовое;
правозащитное;
проектное;
реабилитационное;
трудовое;
умственное;
физкультурно-спортивно-оздоровительное;
экологическое;
экономическое;
эстетическое;
этическое и др.
По институциональному признаку:
внеурочное;
внешкольное;
военное;
вузовско-ссузовское;
государственное;
дополнительное;
дошкольное;
информационно-коммуникационное;
исправительно-профилактическое;
корпоративное;
музейное;
народное;
национальное;
общественное;
по месту жительства;
политическое;
рекреационное;
религиозное;
самовоспитание;
семейное;
урочное;
школьное и др.
Известно, что если в классификации перечисление не заканчивается и присутствуют «и др.» или «и т.д.», – это свидетельство неправильного основания для выделения её элементов.
Действительно, традиционный подход к классификации видов и типов воспитания по «направлению воспитательной работы» включает в себя: и ожидаемые результаты воспитания (духовное, нравственно-волевое, умственное и др.), и не желаемые результаты (анти-воспитание), инструменты воспитания (трудовое, экологическое, экономическое и др.), и достигаемые образы (воспитание талантов, гражданское, патриотическое воспитание и др.), и даже анти-образы (воспитание-перевоспитание «трудных»).
Подобная ситуация с классификацией воспитания по институциональному признаку: с появлением новых организаций (например, общественно-государственных, государственно-общественных) или с развитием новых технологий (интернет, дополненная виртуальная реальность, робототехника, телепортация и др.) необходимо обосновывать «новое» воспитание, которое опять будет уводить от сути данного процесса, его главного смысла.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» выделены два основных направления развития воспитания:
1. Развитие социальных институтов воспитания: поддержка семейного воспитания; развитие воспитания в системе образования; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; поддержка общественных объединений в сфере воспитания.
2. Обновление воспитательного процесса с учётом современных достижений науки и на основе отечественных традиций: гражданское воспитание; патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; приобщение детей к культурному наследию; популяризация научных знаний среди детей; физическое воспитание и формирование культуры здоровья; трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; экологическое воспитание.