Метафизические основания воспитания патриота
Метафизика – раздел философии, в котором изучают природу реальности, отвечая на вопрос «Что в конечном итоге реально?».
В чем заключена основополагающая реальность: в веществе и физической энергии, или в духовном и духовной энергии? Упорядочена ли реальность сама по себе, подчинена ли законам, или же она поддаётся упорядочиванию человеком? По отношению к человеку реальность дружественна, недружественна или нейтральна?
Воспитывая патриота, важно разделять факты и реальность от фантазий и иллюзий. Вера человека в эволюцию или своё божественное предназначение поддерживает желание жить и развиваться, тогда как ложные убеждения могут привести к стремлению умереть ради них и навредить своим ближним.
Метафизика, в зависимости от объекта изучения реальности, подразделяется на космологию, теологию, антропологию.
В космологии изучают происхождение и развитие Вселенной: она сотворена кем-то или возникла случайно? Есть ли цель, по направлению к которой развивается Вселенная? Время – это неотвратимое, неповторимое и необратимое течение из прошлого через настоящее в будущее? Имеет ли время начало и конец? Существуют ли альтернативные варианты развития будущего или оно однозначно? Кто или что поддерживает порядок объектов и их состояний в структуре пространства? Пространство и время объективны, их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей?
В теологии (богословии) изучают происхождение и развитие бога: он существует или выдуман? Он один (монотеизм) или их много (политеизм)? Каковы свойства бога? Если бог – всемогущий и милостивый, то откуда появляется зло? Существуют ли ангелы, демоны, святой дух? Как они взаимодействуют с богом и с человеком?
Атеисты утверждают, что бог – это фантазия человека и его не существует. Пантеисты доказывают, что природа и бог – это одно и то же, что бог есть всё, и всё есть бог. Деисты утверждают, что бог создал природные и нравственные законы, но существует сам по себе и не проявляет интереса к вселенной и человечеству. Теисты доказывают, что существует личность, которая сотворила всё существующее.
В антропологии изучают происхождение и развитие человека: он сотворён кем-то или возник случайно? Как взаимодействуют разум и тело: разум оказывает влияние на тело или наоборот? Есть ли у человека душа и что она из себя представляет? Рождён ли человек нравственно добрым, злым или нейтральным? Где предел свободы человека? Определяются ли мысли и действия человека окружением и наследственностью? В каком соотношении?
Воспитатель, желающий каждое своё взаимодействие с воспитанником превратить в целенаправленный процесс, должен осознавать, приверженцем какой концепции природы человека и он сам и его воспитанники являются, каковы личные и социальные потребности, каково представление об идеальной личности.
Антропологические положения очень близко соотносятся с целями воспитания: что представляет из себя человек: трудолюбивая обезьяна или дитя божие? Добры ли люди по своей природе или же эта доброта приобретена, а может быть была искажена действием греха?
Гносеологические основания воспитания патриота
Гносеология – раздел философии, в котором изучаются 1) природа, 2) источники, 3) достоверность знания и происходит поиск ответа на вопрос «Что есть истина и как её можно познать?»
Природа знаний
Первый основной вопрос изучения природы знаний – познаваема ли реальность? Большинство людей считает, что действительность, реальность познаваема. Но абсолютна ли истина или относительна, подвержена изменениям и завтра может оказаться ложной? Если во Вселенной существует вечная и всеобщая истина, которая не зависит от времени и места, то как её найти?
Воспитатель помогает своему воспитаннику стать путешественником и открывателем загадок Вселенной, вместе с ним организуя движение к истине, определяя последователей и критиков выбранного направления.
Второй основной вопрос изучения природы знаний: субъективно ли знание, или оно объективно?
Существуют три основных взгляда на объективность знания:
1) Представители физико-математических наук считают, что знание – это то, что приходит к нам «извне» и помещается в наш разум.
2) Представители социальных и поведенческих наук уверены, что человек вносит в процесс взаимодействия с окружающим миром что-то своё, становясь ответственным за приобретаемые знания.
3) Представители искусства, литературы и музыки считают человека производителем истины, нежели её получателем или участником.
Воспитателю патриота необходимо учитывать эти расхождения в представлениях об объективности знаний людей различных наук и позволить воспитаннику сделать свой осознанный выбор, определив точные и убедительные основания своей позиции.
Третий основной вопрос изучения природы знаний: существует ли истина, которая не зависит от человеческой практики?
Если предположить, что существует независимая от человека истина, то она станет априорным знанием (a priory - лат. «изначально»).
Апостериорное знание (a posteriori - лат. «основанный на опыте») следует за человеческим опытом, сопровождает его, от него зависимо.
Философы-материалисты утверждают превосходство апостериорного знания, некоторые даже отрицают существование априорного знания. Основоположники же философии считали, что априорное знание первично, поскольку олицетворяет постоянство и непрерывность мира, неограниченного человеческим мышлением.
В этом споре философов представляет интерес позиция воспитателя, являющегося приверженцем одной из официальных конфессий, и воспитателя-атеиста. Для всех позитивных религий образ идеального патриота, абсолютная истина – это бог, тогда как для человека неверующего идеал – это всегда субъективный поиск, результат его личностного и профессионального опыта.
Источники знания
Основной вопрос изучения источников знания – как, с помощью чего можно познать истину?
Источниками истинного знания различные мыслители считают: чувственный опыт, откровение, авторитеты, разум, интуицию. Чаще всего эти инструменты поиска истины взаимодополняют друг друга, основной же спор среди философов вызывает вопрос: что из этих источников является основополагающим для всех остальных?
В современном светском образовании исходным источником истины является чувственный опыт, тогда как для авраамических религий (иудаизм, ислам, христианство) фундаментом знаний выступает откровение.
Чувственный опыт
Все теории, в которых главным источником познания истины выступают органы чувств (вкус, зрение, обоняние, осязание, слух) – объединяют в эмпиризм (от греч. empeiria опыт). Эмпирики верят в надёжность чувственного восприятия и считают, что чувственное познание, закладывающее основу для большей части знаний, является всеобщим и непосредственным. Преимуществом познания через органы чувств является то, что сигналы органов чувств и эксперименты повторимы и проверяемы другими.
Программы и проекты воспитания патриота должны обязательно затрагивать все органы чувств воспитанника. Например, запах свежевыпеченного хлеба и его дегустация сделает беседу о трудовых подвигах яркой и запоминающейся. Или, например, когда слайд-презентации о своём видении образа идеального патриота демонстрируется делают под любимую музыку – благодаря этому они раскрепощаются и становятся более уверенными.
Откровение
Откровение – это связь с богом, которая отражает его божественную волю. Истина, полученная от бога, считается абсолютной. Откровение, по мнению верующих в бога людей, – это уникальная информация, исходящая от всеведующего источника, которая не может быть получена другими методами познания. Главное отличие откровения в том, что оно допускает наличие сверхъестественной реальности, которая оказывает влияние на порядок вещей. Основными недостатками откровения является то, что оно искажается при истолковании человеком и то, что его невозможно проверить органами чувств, поэтому оно принимается только верой.
Одним из противоречий в содержательном наполнении идеального образа патриота как раз является вопрос о его религиозности. Может ли человек, считающий себя борцом с церковью, считаться патриотом? Возможно ли верующего человека, оскверняющего произведения современного искусства, отнести к патриотам? Где золотая середина между религией и гуманизмом-атеизмом?
Авторитеты
Авторитет – это добровольное подчинение источнику знания, легитимизированному традицией, законностью или безусловным доверием. Авторитет является наиболее распространённым источником информации, исходящим от учёного, учителя, из учебника, справочника, телевизора, радио, интернета. Авторитет как источник знаний представляет определённую ценность, поскольку экономит время, способствуя быстрому развитию общества и науки. При этом знание, которое исходит от авторитета, опирающегося на ошибочные предположения, обязательно окажется искажённым.
Содержание современного воспитания патриота основано на авторитетном знании, накопленном предшествующими поколениями, позволяющим заглянуть в будущее России и мира в целом. Кроме того, знание о закономерностях бессознательного подчинения авторитетам помогает воспитателю более эффективно построить работу с большими коллективами.
Разум
Все теории, в которых главным источником познания истины выступает разум (размышление, рассуждение или логика) – объединяют в рационализм (от лат. ratio – разум). Рационалист верит в то, что только разум способен обеспечить человека достоверными и согласованными между собой суждениями, а ощущения и опыт, получаемые через органы чувств, представляют собой только сырье для этого. Крайней формой рационализма является утверждение, что человек способен познать истину без чувственного восприятия.
Главный инструмент познания истины рационалистами – формальная логика, которая позволяет найти истинное значение высказывания, безотносительно к содержанию входящих в него понятий. Логические системы обладают преимуществом, поскольку их элементы внутренне согласованы, однако они могут быть оторваны от реальности или даже быть недостоверными, если лежащие в их основании исходные посылки ложны.
Для того, чтобы чувство любви к Родине превратилось у патриота в знание и осознанные действия, оно должно быть включено в осмысленную систему.
Интуиция
Способность человека понимать происходящее мгновенно и вне сознательного контроля, не прибегая к осознанным умозаключениям и рассуждениям, называют интуицией. Мистическая интуиция – это знания, полученные от бога или других высших сил, тогда это источник религиозных знаний. Для светского познания рациональная интуиция – знания, основанные на опыте, но противоположные рассуждению и умозаключению.
Интуиция является индивидуальным путём познания и сопровождается уверенностью в том, что найдено то, что требовалось найти.
Интуиция не может служить надёжным источником знаний, если используется одна, её выводы не проверяются другими методами. Вместе с тем, интуиция позволяет преодолеть ограниченность человеческого опыта.
Для воспитания патриота важно находить задания и поручения, которые станут для воспитанников «неожиданным озарением», создавать условия для изобретения ими задач, ответы на которые удивляли бы их ближних.
Достоверность знания
Основные вопросы изучения достоверности знания: Почему одни представления истинны, а другие ложны? Какой критерий истины является истинным? Может ли человек найти истину?
В современной философии существуют три теории изучения достоверности истины: теория соответствия, теория согласованности и теория прагматизма.
В теории соответствия истина есть достоверное соответствие объективной реальности: если утверждение согласуется с фактами, это истина; если нет, это заблуждение.
В теории согласованности суждение следует считать истинным, если оно согласуется с ранее признанными за истину суждениями. Чаще всего данной позиции придерживаются те, кто имеет дело с абстрактными теориями.
В теории прагматизма истина – это то, что действует, даёт результат; критерием истины считаются практичность, полезность или оправданность её поисков. Прагматики считают, что не существует постоянной или абсолютной истины; они отвергают теорию соответствия, считая, что человек может познавать только свой собственный опыт; теорию согласованности признают формальной и рассудочной, ведь ничего не известно о сущности мира и изначальной реальности. Такие рассуждения приводят к существованию нескольких истин для разных людей, ограничивают познание рамками человеческого опыта.
В воспитании вопрос истинности заданного образа патриота – один из самых дискутируемых. Известно, что в период освободительных войн главным показателем патриотизма было количество уничтоженных врагов и их техники, тогда как в мирное время – количество спасённых жизней и созданных творений. В связи с этим к понятию «патриотическое воспитание» часто добавляют «военно-патриотическое», акцентируя таким образом внимание воспитанников на предстоящие войны.