Идеальные роли-образы патриота

Сильное общество – это объединение сильных духом граждан.

Как только возникает критическая масса безответственных людей, которые считают, что их успешность не обеспечивает кто-то другой (другие), возникает хаос и так называемый «кризис», который, как известно, «в голове».

С первого вдоха человека его развитие ориентировано на включение в заданную социальную общность, на выработку присущего его роду (семье, нации, государству) мироощущения. Благодаря группе у ребёнка вырабатываются поведенческие автоматизмы со свойственными им речевыми признаками и жестикуляцией.

Эта включенность в группу, потребность в разнообразных взаимосвязях с окружающим миром, в коллективной жизнедеятельности – преследуют человека всю его жизнь: в дворовой компании и спортивной команде, в детском саде, школе и вузе, в производственном коллективе и объединении по интересам, в больнице и на отдыхе, в общественной организации и политической партии. Даже после физической смерти человека ритуалы прощания с ним и его погребения определяются групповыми нормами.

Человек рождается и умирает в группе – это объективная реальность.

Первопричиной же любого объединения людей, осознанно или неосознанно, выступает образ – смысл существования и развития группы. Без образа группа безобразная и бессмысленная.

Основоположник социологии как самостоятельной науки Давид Эмиль Дюркгейм, изучая индийские племена Северной Америки и австрийских аборигенов, обратил внимание на тотемы каждого клана, суть которых состояла в представлении о родственной связи членов группы с их родоначальником, а позже – с каким-либо родом животных или растений.

Тотем, согласно Дюркгейму, есть прежде всего имя клана, соединение людей между собой родством с тем или иным животным, растением или явлением природы: ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо. Тотем – это не только имя, а эмблема, знак чего-то, на что-то указывающий, что-то обозначающий.

Тотем – это символ, который в виде рисунков или знаков вычерчиваются на предметах, принадлежащих клану, равно как на телах его членов. Татуировка – обозначение того, что данный индивид, живой или мертвый, принадлежит к определенному тотему и потому является членом определенного клана. Тотем – символ коллективности, он обозначает ту общность, в которой члены клана связаны в единое целое. В основе тотемизма лежит реальная вера в действительное происхождение человека от тотемного объекта, настоящего или превращённого в таковой человеческим сознанием.

Дюркгейм полагал, что у американских и австрийских аборигенов клан как родственная принадлежность животному или растению – является первичным социальным образованием, а верования и обряды, обращенные к священным вещам, обеспечивают его сплоченность, «солидарность».

В современных религиях символами коллективности, образами единения выступают:

«Ом» или «Аум» - символ индуизма.

Дхармачкара, или Колесо закона (колесо сансары) – символ буддизма.

Инь и Ян – символ даосизма.

Полумесяц и пятиконечная звезда – символ ислама.

Православный крест – символ христианства.

Солнечный оберег - языческий символ.

Шестиконечная звезда (Звезда Давида) - символ иудаизма.

Отличительными «тотемами» современных стран являются: название, флаг, герб гимн – они обозначают страну, отличают её от других государств.

Силу коллективной сплоченности придаёт вычленение позиций «свой» - «чужой».

«Свой» – со мной за одно, знакомый, привычный, само собой разумеющийся. «Свой» может выступать в двух образах взаимодействия:

- реальный («герой нашего времени»),

- идеальный (эталонный).

«Чужой» – противоположный мне и моей группе, может выступать в трёх образах:

- индивидуальный (антропологический, лингвистический) «чужой»,

- коллективный «чужой» («враг»),

- бывший «свой» («предатель»).

Характеристики Свой Чужой
Реальный свой Идеальный свой Индивидуальный «чужой» Коллективный «чужой» - «враг» Бывший свой - «предатель»
1) Образы-смыслы (прошлого и ожидания-результаты от взаимодействия, которые станут в последствии регуляторами личного поведения и общения) Как у меня Придают смелость, побуждают развиваться и совершенствоваться Отличаются Несут угрозу Заслуживают наказания
2) Ценности (хорошее, правильное, желательное, полезное) Как у меня Ценности-идеалы (непроявленные возможности личности в будущем, духовная опора в настоящем) Отличаются Несут угрозу Заслуживают наказания
3) Мотивы (стремление к достижению того, что вызывает положительные или отрицательные эмоции) Как у меня Защиты, отстаивания образов, ценностей, интересов и целей группы Отличаются Несут угрозу Требуют наказания
4) Чувства (обобщённая эмоциональная оценка) Как у меня Любовь, восторг Неприязнь Ненависть Презрение
5) Символическое пространство (соразмерность уникального и универсального как способа самостоятельности личности и установления связи с другими) Такое же как и у меня: известное, обычное, привычное, комфортное Анализ, оценка, придумывание   Не такой, как я, незнакомый, неизвестный, необычный, непривычный, странный Зловещий, несущий угрозу Презираемый
6) Географическое пространство (территориальная ограниченность идентичности) Принадлежу данному пространству, подчиняюсь символам и ритуалам группы Расширяющее пространство С чужой территории Захватчик, агрессор Потерянный


Чем ближе и агрессивнее кажутся характеристики «чужих», тем более чётко вырисовывается своеобразная защитная реакция – всплеск иррациональных основ самосознания, эмоциональной консолидации против «других», соответственно, тем сильнее становится объединение «своих».

Самоотождествление индивида с идеями и ценностями социальных групп определяется в науке понятием «групповая идентичность» (лат. identicus — тождественный, одинаковый).

Каждый индивид является одновременно членом нескольких социокультурных общностей. Всю совокупность идентичностей можно разделить на:

- естественные, не требующие организованного участия по их воспроизводству: этнические, расовые, территориальные (ландшафтные), общемировые, видовые;

- искусственные, постоянно нуждающиеся в организованном поддержании: национальные, профессиональные, договорные, конфессиональные, региональные, (суб)континентальные, сословные, классовые, зодиакальные, групповые, стратификационные, гендерные.

Групповая идентичность является своего рода внутренним навигатором и позволяет человеку постоянно определять и подтверждать своё место в социокультурном пространстве, свободно ориентироваться в окружающем мире людей.

Образы «свой – чужой» в групповой идентичности характерны как для временных микрогрупп, так и для более устойчивых региональных (этнических), государственных, общемировых групп.

Коллективное формирование желаемого образа групповой идентичности – творческий, креативный процесс. Это информационно-культурный проект, реализующий функцию осознанного управления желаемым. В качестве субъекта, продуцирующего «воображаемое сообщество», выступает, как правило, заинтересованное в консолидации и обладающее соответствующим информационно-технологическим ресурсом люди.

Лидеры-основатели групп создают образы-смыслы новой реальности, которые, взаимодействуя с ранее сложившимся «объективным» пространством, многообразием правил и символов, становятся источниками социального творчества. Новой групповой идентичности.

На основе сопоставления и противопоставления позиций, мнений других групп и общностей, выявленных в процессе взаимодействия с ними, происходит становление личной идентичности человека – совокупности знаний и представлений индивида о своём месте и роли как члена соответствующей социокультурной группы, о своих способностях и деловых качествах.

Личная или эго-идентичность – чувство устойчивости и непрерывности своего Я – несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Человек сам создаёт свою идентичность, но оценивают её (придают ценность) только окружающие.

Поэтому идентичность зависит как от самооценки человека, так и от того, как его оценивает общество, в какой мере оно признает или игнорирует социальную значимость конкретной личности, одобряет либо отрицает применяемую им личностную поведенческую модель.

Именно идентичность обусловливает способность индивида поддерживать свою субъектность и взаимодействовать через интеграцию личностного и социального опыта с другими.

Каждый человек нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно признать свою общность, быть солидарным с ней, подчиняться институционализированным нормам этого сообщества.

Каждый человек, взаимодействуя с другими, делает выбор: действует как созидатель-творец собственной истории и истории своего рода или как безответственный индивид, ищущий, кто виноват в его бездействии и несчастье.

В основе идентичности как публичной самопрезентации уникальности и универсальности (одинаковости) индивида с другим человеком или с группой людей – история человека о себе как ответственном за других или как о подчинённом другим людям и поэтому безответственном.

При этом у идентичности есть оборотная сторона, позволяющая разглядывать других людей, создавая образ того, на кого устремлён взгляд смотрящего.

То есть оценка человека другому человеку (группе), ставится только исходя из его личной самооценки. Адекватная самооценка позволяет адекватно воспринимать действительность. Заниженная – видеть мир и людей в негативе, находя в этом оправдание своей безответственности; завышенная - делает других недосягаемыми авторитетами, которым нужно подчиняться и поклоняться.

Идентичность как самопрезентация, самооценка и оценка других проявляется в различных ролях, которые человек играет на протяжении всей своей жизни.

С религиозной точки зрения идентичность – это маски-роли, которыми человек прикрывает свою первозданную наготу. Изгнанный из рая человек создал себе маску, вначале – как существо познающее, потом – обманывающее, страдающее, работающее, рожающее, воспитывающее.

Идентичность – это процесс примирения защитных масок, позволяющих познать или скрыть основной смысл жизни.

Идентичность с научной точки зрения – это временные игровые роли, позволяющие человеку ощущать устойчивость и непрерывность своего Я, несмотря на изменения, происходящие с ним в процессе его роста и развития.

Человек полноценно живёт, пока играет в идентичность.

Я – важный эксперт. Умный.

Я – великий тренер. Эффективный.

Я – мать-героиня. Уставшая.

Я – одинокая и никому не нужная. Страдаю.

Я – скромная бездельница. В ожидании чуда.

Я – благотворитель и меценат. Социально ответственный.

Публичная демонстрация любых из этих и многих других ролей – это, во-первых, самооценка, во-вторых, самопрезентация, необходимая для повышения или понижения авторитета в глазах окружающих.

На самом деле, чтобы найти себя, нужно снять с себя все маски идентичности. Полное одиночество – плодотворное время жизни (жизнетворящее время), поскольку человеку приходится просто быть, даже не задумываясь, кто я и зачем я? Умение оставаться надолго с самим собой – это ещё и важнейший показатель способности человека любить, заботиться, активно участвовать в развитии и счастье ближнего.

Оперативно подобрать ответ на вопросы «кто я и зачем я?» позволяет как раз одна из масок-ролей: вот это мой смысл.

Другие согласятся, если в это же время находятся под подобными масками. Или засомневаются, если в них превалирует другая роль.

Учитель уютно чувствует себя в окружении учащихся, менеджер – среди подчинённых. Поменяться ролями – большой риск быть непонятным, непризнанным.

При этом часто одно название идентичности у разных людей совсем не означает одинаковость ее содержания. И всё же объединения людей чаще всего связаны не только с их потребностями и интересами, но и с их общей идентичностью.

Человеку комфортно чувствовать себя в окружении себе подобных, потому что это закрепляет его артистические способности, дарит внутренне успокоение и безопасность.

Человек, нашедший смысл своей жизни в выборе одной из масок идентичности, начинает выстраивать оборонительную или атакующую позиции по отношению к иным, вне его игровом поле, людям.

Человек в одной «супермаске» представляет дискомфорт окружающим. Боясь быть опозоренным в своей некомпетентности, он становится мнительным, подозрительным, останавливается в развитии.

Человек в одной маске чаще всего испытывает неудовлетворённость в жизни, потому что ему хочется большего, чем есть сейчас. Стать самым первым в своей идентичности среди себе подобных – это значит принять на себя ответственность, отодвинув себя от самого себя на задворки сознания и поведения. Самопожертвование чаще всего намного опасней эгоизма.

И если многоликий человек легко переключается с одной роли на другую, супермаска включает механизм самоуничтожения, который способен иногда «смыть взрывом» окружающих.

«Я так устаю на этой работе».

«Какая же я заботливая мама-жена, всё только для них».

«Я никому не нужный, всеми забытый пенсионер».

«Не могу отдыхать, пока на Земле войны и катастрофы»...

Усталость от чего-то или от кого - это верный признак захватывающей человека супермаски. Смена роли или полное одиночество – вот две возможность для отдыха и приведение себя в чувство реальности.

Подчинять свою жизнь одной роли представляется опасным как для человека, так и для его окружения. Но и накопление многообразных масок идентичности губительно. Чем больше у человека слоёв разных идентичностей – тем слабее он без них.

Я тот, что я делаю сейчас.

Жизнь – это процесс накопления масок идентичности, для того чтобы не задумываться о своей пустоте и прикрывать от других свою «первозданную наготу».

Человек ищет смысл жизни в надежде, что это достижение чего-то или кого-то, а не наслаждение от всего, что его окружает в данный момент. От всех возможностей, имеющихся здесь и сейчас.

Идея управления позитивными переменами, в сочетании с активной гражданской деятельностью, позволяет поддерживать в патриоте и его окружении «доидентичную» позицию нацеленности на насыщенную радостными событиями жизнь, успешность и возможность самостоятельного принятия оптимальных решений, управлениями своими идентичностями как игровыми ролями, а не как смыслами жизни.

Это открытие нового мощного резерва для повышения качества своей жизни – приоритетная общественно-государственная задача, предполагающая субъектную позицию патриота-созидателя, гордящегося за успехи своей Родины, уверенного в будущем и активно действующего в настоящем.

Удовлетворённость качеством своей жизни во многом достигается благодаря продолжительному конструктивному и оптимистическому настроению. А настроение – это состояние разума. Твёрдая уверенность человека в том, что он наделён огромным потенциалом, здоровьем, способностями к достижению успеха, что он имеет определённую миссию и управляет своими идентичностями – всё это укрепляет дух и проявляется в виде позитивных действий.

Е.Л. Шелковой в своём исследовании патриотического воспитания предложил рассматривать патриота в пяти его главных смысловых (образных) видах деятельности: семьянина, ученика, наставника, защитника, работника.

Семьянин – создатель крепкой социально-активной семьи и добрососедский отношений, продолжатель рода, хранитель ценностей и традиций многодетной российской семьи.

Ученик – ведущий осмысленное самообразование, способный получать образование по жизни, актуализирующий знания и умеющий применить их в повседневной практике, делающий открытия, прославляющие народ в мире.

Наставник – способный делиться опытом, собственным примером мотивируя к созиданию окружающего мира (учитель в широком смысле, который учит, чтобы делать мир вокруг себя лучше вместе с учениками-последователями).

Защитник – продвигающий и при необходимости защищающий идеалы и ценности своей семьи, нации, культуры и страны, добивающийся побед для своего народа в спорте, культуре, политике, войнах.

Работник – обеспечивающий себя и свою семью материальными благами, повышающий экономическую эффективность и конкурентоспособность государства.

Достижению этих «своих» пяти смыслов-образов-ролей могут быть противопоставлены «чужие» смыслы-образы-роли:

Семьянину противопоставляется представитель нетрадиционной семьи.

Ученику – неуч, лентяй.

Наставнику – замкнутый, бессмысленный одиночка, несчастный человек.

Защитнику – агрессор, предатель/враг.

Труженику – бездельник, тунеядец.

При таком «полезно-вредном» образном подходе воспитание патриота:

- во-первых, задаёт пять реальных («герой нашего времени») и пять идеальных (эталонных) позитивных образов взаимодействия россиян друг с другом;

- во-вторых, позволяет нарисовать противоположные «чужие» образы, пропаганда и насаждение которых требуют объединения, подготовки, профилактики, защиты, противодействия;

- в-третьих, становится объединением людей, не просто любящих свою Родину, а улучшающих жизнь, проявляющих заботу об окружающих, об общественном благе и консолидирующихся в борьбе с противниками, врагами и предателями России.

ГЛАВА III. ВОСПИТАНИЕ

Наши рекомендации