Особенности современногородительства
Особенности современногородительства
• Ориентация на материальные ценности и обеспечение материальных условий для семьи;
• Стараются быть родителями для своих детей, но не всегда получается, не хватает компетентности, осмысления роли родителя для ребенка и того, что в этой роли делать;
• Не всегда понимают, кто их ребенок, каковы его переживания и чувства, каковы его интересы и инициативы.
Представления детей о семье, родителях и доме
Для детей семья, родители являются самыми важными, значимыми людьми. Именно к ним, в первую очередь, будет обращаться ребенок за помощью.
На первом месте по значимости – родственные отношения (32%). Дети радуются тому, «что есть мама, папа», «есть бабуля, Настя», «есть брат Ваня», «что семья большая», «что есть Кактус – кот такой», «что у меня хорошие родители и брат, он меня не бьет», «что мама и папа любят животных», «что папа умеет играть на трубе», «что дома хорошо» и просто тому «что семья у меня есть».
• Материальные и эстетические характеристики, связанные с домом, выделяют 13% детей: «у меня игрушки есть», «цветочки красивые», «телевизор большой», «всякие ленточки, бутылочки».
• Отношение близких к ребенку важно для 12% дошкольников: «что меня любят», «все дружат», «папа с мамой добрые, они меня любят», «моя семья меня уважает», «мне нравится доброта, игрушки покупают», «мне нравится, что мне готовят. Мама научилась хорошо готовить», «культурные, любезные папа с мамой».
• Совместная деятельность и досуг с близкими привлекает 9% детей: «ну, мы всегда вместе играем, кушаем, гуляем…», «телевизор смотрим, играем», «когда все вместе пьем чай», «играть с Максимом (брат) хорошо», «когда папа, мама, бабушка и брат – все дома», «они со мной занимаются, играют», «мы вместе гуляем», «мы любим приключения».
• Больше всего дети любят дома, в семье заниматься чем-нибудь интересным: играть, рисовать, лепить, собирать лего-конструктор, танцевать. Если есть возможность, можно и «с папой побеситься», «у папы на животе посидеть», и «купаться, плавать как дельфин, в ванной», и, конечно же, «мультики смотреть», Люблю для мамы пузыри в ванной пускать, когда в ванной купаюсь.
• Игры и развлечения, связанные с телевизором и компьютером, занимают в жизни современного ребенка почти столько же места и времени, сколько и традиционные виды детской деятельности.
Зачем нужны родители?
• Для воспитания (40%): «ухаживать за детьми, воспитывать меня», «чтобы воспитывать детишек», «чтобы учили нас, воспитывали, растили», чтобы ребёнок не был глупый.
• Для удовлетворения материальных потребностей (30%): Еду покупать, готовить. Чтобы покупать разное, «готовить обед», «кормили» «чтобы зарабатывали деньги, а потом что-нибудь покупали»
• Для удовлетворения эмоциональных потребностей (20%): «что бы было веселее», «что бы обо мне заботились», «чтобы одной не жить», «без родителей скучно».
• Для удовлетворения социальных потребностей (17%): Защищали ребенка. Чтобы не потеряться, «чтобы бандиты не украли меня», «чтобы не потерялись дети».
• Проблема одиночества ребенка в семье: большинство детей отмечают, что родители чаще заняты своими делами без ребенка (более 60%): «Они заняты, а я играю одна» «Я играю в игрушки, мама в Интернете, а папа по делам» «они все время работают» «они работают, пишут на компьютере письма» «уборкой и Интернетом» «мама и папа больше занимаются с маленьким братом» Мама смотрит телевизор, а папа работает, читает, по телефону разговаривает. Уборкой, а вечером где-нибудь шастают в гостях.
• По ответам детей выявляется неравномерность трудовых нагрузок на мужчину и женщину: чаще заняты мамы, а папы отдыхают: «мама готовит еду, а папа смотрит телевизор», «мама шьет, а папа смотрит футбол», «мама готовит еду, убирает, а папа читает газету» «Мама шьет одежду, а папа все время свой телевизор смотрит!!!» Наверное, так воспитываются стереотипы мужского и женского поведения у следующих поколений.
• Современная семья значительно ориентирована на материальные ценности, потому и работают родители много, и времени на магазины тратят тоже много. Дети это замечают, и на вопрос Чего не хватает твоим родителям? – чаще всего указывают нехватку материальных благ: «денег», «денег на компьютер», «продуктов», «яблок и апельсинов» «дома» «они хотят быть богатыми» «Машины, они ее большую хотят Маме машины не хватает. А у папы все есть»
• дети понимают значимость нравственных ценностей и указывают на нехватку в современных семьях любви, дружбы, счастья, радости, времени на общение, в поход пойти, отдыхать интересно, чтобы бабушка выздоровела, ребенков не хватает!
• Семья является для подавляющего большинства детей значимой, самой любимой, самой хорошей. По мнению дошкольников, родители чаще всего радуются успехам и достижениям ребенка (40%): Мне радуются, Когда я не ору, «что я ребенок послушный», «что я хорошо играю», «что я умею читать буквы», «что я не болею», «Что я убираю, дарю подарки», Что я вернулся.
• 90% дошкольников хотели бы, чтобы у них была семья, похожая на их собственную. И только 7% этого не пожелали: «Нет, потому что меня мама ругает, а папа с нами не живет». Это семьи, где не хватает духовной составляющей, быт, усталость, проблемы затмевают радость общения.
Ход познавательной беседы
• Сюрпризный момент: внесение хрустальных туфелек, рассматривание, описание. Ознакомление с тем, что такое хрусталь. Хрусталь – это очень чистое и тяжелое стекло, обладающее сильным блеском.
• Изучение и исследование сырья, из которого получается стекло (кварц, минералы, кварцевый песок, сода, мел). Экспериментирование «Движущийся песок».
• Экспериментирование «Как получают стекло». Способы изготовления стекла. Поиск изделий из стекла в группе, на улице изготовленного разными способами (стеклянная посуда, украшения, стекло в раме, стекло машины, фонарное стекло, лампы, стекло часов и т.д.)
• Дидактическая игра «Что из стекла?»
• Обсуждение правил обращения со стеклянными предметами.
• Рассматривание коллекции стеклянных предметов, сортировка и создание тематических коллекций (вазы, украшения, флаконы для духов, сувениры из стекла, стеклянные игрушки, изделия из хрусталя).
• Проблемная ситуация «Коллекция стеклянных предметов дома»
• Момент радости – игра «Стеклодувы» (выдувание мыльных пузырей).
Варианты совместных проектов
• Любимая книга моей семьи;
• За чаем – не скучаем;
• Вот и мамочка моя!
• Мужские коллекции нашей семьи;
• Пословицы и поговорки о семье;
• Добрые слова для моей семьи;
• Потешки, сказки, колыбельные.
• Гордость нашей семьи;
• Увлечения нашей семьи;
• Семья на природе;
• Семья и здоровье;
• Наши праздники: как мы к ним готовимся;
• Бабушкин сундучок;
• Бабушкины очки;
• Магазин подарков;
• Лента времени или снимается кино;
• Мое родословное дерево;
• Создай свой герб или герб моей семьи;
• Как я поздравляю своих родных и Как мы поздравляем нашего ребенка.
Особенности современногородительства
• Ориентация на материальные ценности и обеспечение материальных условий для семьи;
• Стараются быть родителями для своих детей, но не всегда получается, не хватает компетентности, осмысления роли родителя для ребенка и того, что в этой роли делать;
• Не всегда понимают, кто их ребенок, каковы его переживания и чувства, каковы его интересы и инициативы.