Семинарское занятие №6 (4 час.)

Тема: Педагогическая культура специалиста ФКиС.

План

  1. Педагогическая культура. Сущность педагогической культуры.
  2. Уровни педагогической культуры. Показатели педагогической культуры.
  3. Проявление педагогической культуры в профессиональной деятельности спортивного педагога. Пути развития педагогической культуры.
  4. Методологическая культура как разновидность педагогической культуры. 'Этапы формирования методологической культуры.
  5. Психолого-педагогическая помощь воспитанникам в процессе учебно-воспитательной или тренировочной деятельности. как проявление высокого уровня педагогической культуры. Понятие «психолого-педагогическая помощь», «стимулирование», «мотивирование».
  6. Создание условии для самоактуализации и самореализации обучаемых. Учет половозрастных и индивидуальных особенностей.

Рекомендуемая литература

1. Бондаревская Е.В..Кульневпч С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для с'\л. Сред, и высш. пед. учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК.-Ростов-н/Д: Творческий цстр «Учитель». 1999

2. Зайченко В.Н. Педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие. Перер. и дополн. - Волгоград: ВГАФК . 2006.

3. Захарченко Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация.
Педагогика №3, 1999

Семинарское занятие №7 (2 час.)

Тема: Профессионально-педагогическая компетентность специалиста ФКиС

План

1. Понятие «компетентность», «педагогическая компетентность», «готовность».

2. Виды компетентности специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность, индивидуальная компетентность, правовая.

3. Единство теоретической и практической готовности – основа профессионально-педагогической компетентности

Рекомендуемая литература

1. Бондаревская Е.В..Кульневпч С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб.заведений, слушателей ИПКиФПК.-Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель». 1999

2.Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2003.

3. Хозяинов и др. Акмеология физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М. «Академия»

2005

Семинарское занятие №8 (2 час.)

Тема: Специальная компетентность

План

1. Профессионализм тренера в педагогической деятельности.

2. Этапы становления профессиональной компетентности.

3. Профессиональные знания, умения - проявление специальной компетентности

4. Способности проектировать свое профессиональное развитие.

Рекомендуемая литература

1. Зайченко В.Н. Профессиональная роль учителя физкультуры, тренера. Волгоград:
ВГАФК, 2002.

2. Реан А.А.,Коломенский Я.С. Социальная педагогическая психология. – СПб. : ЗАО «Издательство «Питер», 1999, С.238-241.

3. Ги Лефрансуа Прикладная педагогическая психология.- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 416с. (Проект «Главный учебник»), С.26-27. к вопр.4.

Семинарское занятие №9 (4 час.)

Тема: Коммуникативная компетентность.

План

1. Коммуникативная компетентность. Понятие «коммуникация». Общение как процесс коммуникации. Характеристика процесса общения. Планируемый и незапланированный процессы коммуникации.

2. Ретиальная коммуникация. Страх и боязнь выступлений. Пути преодоления страха первого выступления.

3. Взаимосвязь вербального и невербального (фонационные кинетические, проксемические виды) общения и их значение в деятельности педагога-тренера.

4. Аксиальная коммуникация. Принципы организации аксиальной коммуникации. Типичные затруднения, встречающиеся в педагогическом общении. Факторы, влияющие на эффективность аксиальной коммуникации.

5. Педагогическая оценка как форма проявления аксиальной коммуникации. Педагогические требования к оценке поступка.

Рекомендуемая литература

1. .Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – с.43-67

2.Зайченко В.Н. Искусство речевого общения. Учеб пособие для студ. высш учеб. заведений Волгоград, ВГАФК, 2001 к вопр. 1, 2

3.Основы педагогического мастерства: Учеб.пособие для пед.спец. высш. Учеб. заведений // И.А.Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др. ; Под ред. И.А.Зязюна. 0 М.: Просвещение. 1989.

4. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М: Флинта, 1998

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Деркач А.А.. Исаев А.Л. Педагогическое мастерство тренера. М.. 1986

2. Зайченко В.Н. Педагогическое мастерство учителя физической культуры, тренера. Учеб. пособие.Волгоград. ВГАФК. 1996. (с грифом Госкомспорта)

  1. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.; Мановский гех.соц.инстит. Флинта. 1998

4. Хозяинов и др. Акмеология физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М. «Академия»

2005 .

Дополнительная литература

2. Адриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред.пед.учеб,
заведений. - М.: Издательским пепгр «Академия». 1999. С.3-10

3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984.

4. Бондаревская Е.В..Кульневпч С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах
воспитания: Учеб. пособие для студ. Сред, и высш. пед. учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК.-
Ростов-н/Д: Творческий цстр «Учитель». 1999.

5. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. М -
: Издательский центр «Академия». 2001. --240 с.

6. Зайченко В.Н. Педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие. Перер. и дополн. - Волгоград: ВГАФК . 2006.

7. Зайченко В.Н. Искусство речевого общения: Учебное пособие. Волгоград: ВГАФК. 2002г. 160с. (с грифом Госкомспорта

8. Зимняя И.А. Педагогическая психологияУчеб. пособие. -Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс». 1997. С.52-
61., 68-71

9. Кан-Калик В.А.. Никандров П.Д. Педагогическое творчество. - М.,1990

10. Основы педагогического мастерства: Учеб.пособие для пед.спец. высш. Учеб. заведений // И.А.Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др. ; Под ред. И.А.Зязюна. 0 М.: Просвещение. 1989

11. Тютюков В.Г.Акмеология физической культуры и спорта:Учебник для вузов физической культуры. – Хабаровск: Изд.-во ДВГАФК, 2006. -349.

Содержание и формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Условия допуска к экзамену

К экзамену допускаются студенты, посетившие лекционные и семинарские занятия, выполнившие учебную программу: конспекты к семинарам, положительные оценки за контрольные и самостоятельные работы, участвующие в обсуждении вопросов семинаров с последующим проставлением положительной оценки. К экзамену не допускаются студенты, не посетившие 75 % от общего числа лекционных и семинарских занятий, имеющие «неудовлетворительно» за контрольные и самостоятельные работы как текущие, так и промежуточные.

ОЦЕНКА «ОТЛИЧНО» по текущей успеваемости студента («автомат») ставится в случае успешной работы на семинарских занятиях (90% «отлично», без оценки «удовлетворительно»), контрольные работы, самостоятельная работа написана в основном на «отлично» (10% от числа всех полученных оценок –«хорошо») .

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА СТУДЕНТА НА ЭКЗАМЕНЕ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ ФКиС»

ОЦЕНКА « ОТЛИЧНО» ставится при условии, если ответ содержит глубокие знания теории
вопроса, сравнительный анализ различных точек зрения на проблему, есть четкость

определений, понятий и студент умеет привести примеры из практики, подтверждающие основные теоретические положения.

ОЦЕНКА «ХОРОШО»ставится при условии, если ответ содержит глубокие знания теории вопроса, однако студент затрудняется в приведении примеров из практики, подтверждающие основные теоретические положения и допускает некоторые несущественныеошибки в определениях, теоретических понятиях.

ОЦЕНКА «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»ставится в случае проявления недостаточно глубоких знаний по существу вопроса, студент затрудняется дать сравнительный анализ различных точек зрения, «путается» в использовании понятий, определений, однако может привести примеры из практики тренера, учителя физкультуры по раскрываемой проблеме, подтверждающие эффективность или неэффективность примененных теоретических знаний.

ОЦЕНКА «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»ставиться в случае, если студент слабо владеет теоретическими знаниями по поставленным вопросам, не умеет представить сравнительный анализ различных точек зрения по проблеме, не владеет понятийным аппаратом, в ответе отсутствуют примеры из практики.

Вопросы к экзамену

  1. Объект, предмет и задачи акмеологии. Основные понятия. Акмеология физической культуры и спорта и ее связь с другими науками: педагогикой, психологией, социальной психологией, медико-биологическими науками, философией, кибернетикой.
  2. Методы исследования в акмеологии.. Факторы выбора профессии.
  3. Современные парадигмы образования. Методологические особенности гуманистической философии образования.
  4. Стратегии педагогической деятельности.
  5. Специфика педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.
  6. Целеполагание в физкультурно-спортивной деятельности..
  7. Профессионально-педагогическая деятельность в трудах зарубежных и отечественных исследователей.
  8. Профессиональная Я-концепция педагога. Инновации в образовании
  9. Феноменология понятия «педагогическое мастерство».
  10. Структура педагогического мастерства. Факторы, влияющие на становление педагогического мастерства тренера, учителя физической культуры и снижающие его уровень.
  11. Уровни развития педагогического мастерства.
  12. Индивидуальный стиль деятельности профессионала сфере ФКиС.
  13. Зависимость стиля педагогической деятельности от свойств нервной системы. Практические советы по совершенствованию профессионального мастерства.
  14. Физическая развитость как важнейший атрибут личности профессионала.
  15. Показатели АКМЕ спортсмена. Акмеологический подход к раскрытию понятия спортсмен высшей квалификации.
  16. Педагогические способности и умения. Понятие способности.
  17. Виды способностей: общепедагогические и узкопрофессиональные
  18. организаторские, перцептивные, коммуникативные, гностические и другие педагогические способности.
  19. Уровни педагогических способностей. Целенаправленное формирование педагогических способностей
  20. Педагогическая культура. Сущность педагогической культуры.
  21. Уровни педагогической культуры. Показатели педагогической культуры.Проявление педагогической культуры в профессиональной деятельности спортивного педагога.
  22. Пути развития педагогической культуры.
  23. Методологическая культура как разновидность педагогической культуры. 'Этапы формирования методологической культуры.
  24. Психолого-педагогическая помощь воспитанникам в процессе учебно-воспитательной или тренировочной деятельности. как проявление высокого уровня педагогической культуры. Понятие «психолого-педагогическая помощь», «стимулирование», «мотивирование».
  25. Создание условии для самоактуализации и самореализации обучаемых. Учет половозрастных и индивидуальных особенностей Понятие «компетентность», «педагогическая компетентность», «готовность».
  26. Виды компетентности специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность, индивидуальная компетентность, правовая.
  27. Единство теоретической и практической готовности – основа профессионально-педагогической компетентности
  28. Профессионализм тренера в педагогической деятельности.Этапы становления профессиональной компетентности.
  29. Профессиональные знания, умения - проявление специальной компетентности.
  30. Коммуникативная компетентность. Понятие «коммуникация»
  31. Общение как процесс коммуникации. Характеристика процесса общения. Планируемый и незапланированный процессы коммуникации.
  32. Ретиальная коммуникация. Страх и боязнь выступлений. Пути преодоления страха первого выступления.
  33. Взаимосвязь вербального и невербального (фонационные кинетические, проксемические

виды) общения и их значение в деятельности педагога-тренера.

  1. Аксиальная коммуникация. Принципы организации аксиальной коммуникации. Типичные затруднения, встречающиеся в педагогическом общении. Факторы, влияющие на эффективность аксиальной коммуникации.
  2. Педагогическая оценка как форма проявления аксиальной коммуникации. Педагогические требования к оценке поступка.
  3. Профессионализм. Этапы становления профессионализма.
  4. Профессиональная Я-концепция развития. Понятие. Сущность. Пути развития.

РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

Рекомендации по использованию материалов

учебно-методического комплекса:

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на раскрытие сущности педагогического профессионализма, компетентности, факторы, повышающие или снижающие эффективность становления педагогического мастерства. Рекомендуется представить структуру профессионально-педагогического мастерства, изучив различные трактовки педагогического профессионализма, мастерства, в изучаемых теоретических источниках.

Специфика в изучении раздела № 1 настоящего комплекса проявляется в том, что нем представлена феноменология развития определения акмеология, профессионализм. Ваша задача – найти общее и то, что является специфичным для того или иного автора или авторов.

Специфика в изучении раздела №2. проявляется в последовательном раскрытии общих и специальных педагогических способностей, успешное формирование которых способствует становлению профессионально-педагогического мастерства.

Специфика в изучении раздела № 3 проявляется в организации диагностических методик по выявлению уровня профессионализма, мастерства педагогической деятельности. Студент должен овладеть умениями представлять свою профессиональую Я-концепцию развития.

Наши рекомендации