Лекция 1. Тема: Акмеология физической культуры и спорта в комплексе других наук о человеке
Волгоград - 2007
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы акмеологии физической культуры и спорта» для студентов 5 курса факультета «Физическая культура и спорт»
по направлению по специальности
рассмотрен на заседании кафедры педагогики и психологии протокол № от «____»_____200_г.
Заведующая кафедрой Зайченко В.Н.
Учебно-методический комплекс утвержден учебно-методическим советом ФГОУ ВПО «ВГАФК» «____»___________ 200_г.
Председатель учебно-методического совета,
проректор по учебной работе Сергеев В.Н.
Учебно-методический комплекс разработан к.п.н., проф. Зайченко В.Н.
Содержание
наименование раздела | Стр. | |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы акмеологии физической культуры и спортаа | ||
1.1 | Цели и задачи учебной дисциплины | |
1.2. | Требования к уровню освоения дисциплины | |
1.3 | Тематический план учебной дисциплины | |
1.4 | Содержание и последовательность прохождения учебного материала | |
1.5 | Учебно-методическое обеспечения учебной дисциплины | |
1.6 | Содержание и формы текущего, промежуточного и итогового контроля. | |
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
2.1 | Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса | |
2.2 | Пожелания к изучению отдельных тем курса | |
2.3 | Рекомендации по работе с литературой | |
2.4 | Рекомендации по выполнению самостоятельной работы | |
2.5 | Разъяснения по поводу работы с текстовой системой | |
2.6 | Методические указания для выполнения контрольной работы | |
2.7. | Рекомендации по подготовке к экзамену | |
Раздел 3. Материалы тестового контроля знаний студентов | ||
3.1 | Раздел 4.Методические рекомендации преподавателю | |
3.2 | Раздел 5. Приложение |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы акмеологии физической культуры и спорта»
1.1. Учебная программа разработана с учетом требований к подготовке специалистов высокой квалификации и призвана способствовать осмыслению путей развития профессионального мастерства, компетентности ориентиров и главных направлений педагогической деятельности тренера, учителя физической культуры по специализации 031000
1.2. Целью учебной дисциплины «Основы акмеологии физической культуры и спорта» является
– Способствовать осмыслению путей развития профессионализма, главных направлений становления педагогического мастерства и профессионально-личностного совершенства.
Основными задачами данного учебного курса являются:
· Уяснить основные факторы, способствующие развитию профессионализма, педагогической компетентности;
· Овладеть основами знаний путей развития профессионально-значимых личностных качеств тренера, учителя;
· Обрести навыки самодиагностики для решения задач профессионального саморазвития.
Изучение дисциплины «Основы акмеологии физической культуры и спорта» предусматривает включение следующих вопросов:
1. Феноменология развития понятия «акме», «профессионально-педагогическое мастерство» в трудах отечественных и зарубежных педагогов, психологов.
2. Содержание и структурные компоненты профессионального мастерства тренера.
3. Педагогические способности и пути их развития.
1.3. Требования к уровню освоениядисциплины
В результате изучения дисциплины «Основы акмеологии физическо культуры и спорта» студент должен знать:
· сущность основ профессионализма, педагогического мастерства, понимать требования, предъявляемые к личности педагога-тренера;
· условия развития профессиональной «АКМЕ»;
· сущность профессионально-педагогического общения.
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
· решать педагогические задачи;
· диагностировать уровень развития собственных педагогических способностей.
Студент должен приобрести следующие навыки:
· развивать стремление к саморазвитию;
· организовывать собственную самообразовательную деятельность;
· владеть навыками диагностики профессиональных способностей, умений, навыков для профессионального роста.
Дисциплина «Основы акмеологии физической культуры и спорта» является федеральным компонентом учебного плана. Она опирается на знания студентов по основам педагогики, психологии, психологии физической культуры и спорта, педагогики физической культуры и спорта.
1.4. Тематический план учебной «Основы акмеологии физической культуры и спорта (90час.) для студентов 5 курса второго уровня обучения
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | |||||
Раздел I. Основы педагогической акмеологии . | ||||||
1. | Акмеология физической культуры и спорта как отрасль знания | |||||
2. | Профессионально-педагогическая деятельность специалиста ФКиС | |||||
Педагогическое мастерство как высший уровень владения педагогической деятельностью | ||||||
Раздел II. Профессионально-педагогические способности специалиста по физической культуре и спорту | ||||||
1. | Акмеологические аспекты физкультурно-спортивной деятельности. | |||||
2. | Общие и специфические профессионально-педагогические способности специалиста по физической культуре и спорту. | |||||
Педагогическая культура специалиста ФиС как основа развития профессиональных способностей. | ||||||
Профессионально-педагогическая компетентность специалиста ФКиС. | ||||||
Специальная компетентность | ||||||
Коммуникативная компетентность. Ретиальная и аксиальная коммуникация. | ||||||
Раздел III. Психолого- педагогическая диагностика | ||||||
1. | Диагностика педагогических способностей и профессиональной мотивации | |||||
всего | ||||||
Содержание и последовательность прохождения учебного материала
Краткое содержание лекционного курса
РАЗДЕЛ 1. Основы педагогической акмеологии
Семинарские занятия
План
1. Объект, предмет и задачи акмеологии. Основные понятия. Методы исследования в акмеологии
2. Акмеология физической культуры и спорта и ее связь с другими науками: педагогикой, психологией, социальной психологией, медико-биологическими науками, философией, кибернетикой.
3. Факторы выбора профессии. Психологические факторы в профессиональной подготовке специалиста ФиС. Средства и методы развитая профессиональной «Акме».
Рекомендуемая литература
1. Хозяинов и др. Акмеология физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М. «Академия», 2005
2. Тютюков В.Г.Акмеология физической культуры и спорта:Учебник для вузов физической культуры. – Хабаровск: Изд.-во ДВГАФК, 2006. -349.
Семинарское занятие №2
План
1. Современные парадигмы образования. Методологические особенности гуманистической философии образования.
2. Стратегии педагогической деятельности.Специфика педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.
3. Целеполагание в физкультурно-спортивной деятельности..
4. Профессионально-педагогическая деятельность в трудах зарубежных и отечественных исследователей. Профессиональная Я-концепция педагога. Инновации в образовании
Доклад
1. «Сухомлинский. П.Лесгафт о связи профессионального мастерства с нравственным обликом педагога».
2. Профессиональная Я-концепция педагога.
3. Инновации в образовании
Рекомендуемая литература
1. Зайченко В.Н. Педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие. Перер. и дополн. - Волгоград: ВГАФК . 2006.
2. Ризз Г.И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве //
Педагогика. - 1995. - №4
3. Хозяинов и др. Акмеология физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М. «Академия», 2005
План
1. Двигательный потенциал человека как базовая категория специальной части акмеологии ФКиС
2. Физическая развитость как важнейший атрибут личности профессионала.
3. Показатели АКМЕ спортсмена.
4. Акмеологический подход к раскрытию понятия спортсмен высшей квалификации.
Рекомендуемая литература
1. Тютюков В.Г.Акмеология физической культуры и спорта:Учебник для вузов физической культуры. – Хабаровск: Изд.-во ДВГАФК, 2006. -349.
План
1. Педагогические способности и умения. Понятие способности.
2. Виды способностей: общепедагогические и узкопрофессиональные
3. Организаторские, перцептивные, коммуникативные, гностические и другие педагогические способности.
4. Уровни педагогических способностей. Целенаправленное формирование педагогических способностей.
Рекомендуемая литература
2.Адриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред.пед.учеб,
заведений. - М.: Издательским пепгр «Академия». 1999. С.3-10
3. Деркач А.А.. Исаев А.Л. Педагогическое мастерство тренера. М.. 1986
4. Зайченко В.Н. Педагогическое мастерство учителя физической культуры, тренера. Учеб. пособие.Волгоград. ВГАФК. 1996. (с грифом Госкомспорта
5. Хозяинов и др. Акмеология физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М. «Академия»
2005
План
- Педагогическая культура. Сущность педагогической культуры.
- Уровни педагогической культуры. Показатели педагогической культуры.
- Проявление педагогической культуры в профессиональной деятельности спортивного педагога. Пути развития педагогической культуры.
- Методологическая культура как разновидность педагогической культуры. 'Этапы формирования методологической культуры.
- Психолого-педагогическая помощь воспитанникам в процессе учебно-воспитательной или тренировочной деятельности. как проявление высокого уровня педагогической культуры. Понятие «психолого-педагогическая помощь», «стимулирование», «мотивирование».
- Создание условии для самоактуализации и самореализации обучаемых. Учет половозрастных и индивидуальных особенностей.
Рекомендуемая литература
1. Бондаревская Е.В..Кульневпч С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для с'\л. Сред, и высш. пед. учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК.-Ростов-н/Д: Творческий цстр «Учитель». 1999
2. Зайченко В.Н. Педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие. Перер. и дополн. - Волгоград: ВГАФК . 2006.
3. Захарченко Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация.
Педагогика №3, 1999
План
1. Понятие «компетентность», «педагогическая компетентность», «готовность».
2. Виды компетентности специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность, индивидуальная компетентность, правовая.
3. Единство теоретической и практической готовности – основа профессионально-педагогической компетентности
Рекомендуемая литература
1. Бондаревская Е.В..Кульневпч С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб.заведений, слушателей ИПКиФПК.-Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель». 1999
2.Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2003.
3. Хозяинов и др. Акмеология физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М. «Академия»
2005
План
1. Профессионализм тренера в педагогической деятельности.
2. Этапы становления профессиональной компетентности.
3. Профессиональные знания, умения - проявление специальной компетентности
4. Способности проектировать свое профессиональное развитие.
Рекомендуемая литература
1. Зайченко В.Н. Профессиональная роль учителя физкультуры, тренера. Волгоград:
ВГАФК, 2002.
2. Реан А.А.,Коломенский Я.С. Социальная педагогическая психология. – СПб. : ЗАО «Издательство «Питер», 1999, С.238-241.
3. Ги Лефрансуа Прикладная педагогическая психология.- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 416с. (Проект «Главный учебник»), С.26-27. к вопр.4.
План
1. Коммуникативная компетентность. Понятие «коммуникация». Общение как процесс коммуникации. Характеристика процесса общения. Планируемый и незапланированный процессы коммуникации.
2. Ретиальная коммуникация. Страх и боязнь выступлений. Пути преодоления страха первого выступления.
3. Взаимосвязь вербального и невербального (фонационные кинетические, проксемические виды) общения и их значение в деятельности педагога-тренера.
4. Аксиальная коммуникация. Принципы организации аксиальной коммуникации. Типичные затруднения, встречающиеся в педагогическом общении. Факторы, влияющие на эффективность аксиальной коммуникации.
5. Педагогическая оценка как форма проявления аксиальной коммуникации. Педагогические требования к оценке поступка.
Рекомендуемая литература
1. .Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – с.43-67
2.Зайченко В.Н. Искусство речевого общения. Учеб пособие для студ. высш учеб. заведений Волгоград, ВГАФК, 2001 к вопр. 1, 2
3.Основы педагогического мастерства: Учеб.пособие для пед.спец. высш. Учеб. заведений // И.А.Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др. ; Под ред. И.А.Зязюна. 0 М.: Просвещение. 1989.
4. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М: Флинта, 1998
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Список литературы
Основная литература
1. Деркач А.А.. Исаев А.Л. Педагогическое мастерство тренера. М.. 1986
2. Зайченко В.Н. Педагогическое мастерство учителя физической культуры, тренера. Учеб. пособие.Волгоград. ВГАФК. 1996. (с грифом Госкомспорта)
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.; Мановский гех.соц.инстит. Флинта. 1998
4. Хозяинов и др. Акмеология физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М. «Академия»
2005 .
Дополнительная литература
2. Адриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред.пед.учеб,
заведений. - М.: Издательским пепгр «Академия». 1999. С.3-10
3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984.
4. Бондаревская Е.В..Кульневпч С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах
воспитания: Учеб. пособие для студ. Сред, и высш. пед. учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК.-
Ростов-н/Д: Творческий цстр «Учитель». 1999.
5. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. М -
: Издательский центр «Академия». 2001. --240 с.
6. Зайченко В.Н. Педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие. Перер. и дополн. - Волгоград: ВГАФК . 2006.
7. Зайченко В.Н. Искусство речевого общения: Учебное пособие. Волгоград: ВГАФК. 2002г. 160с. (с грифом Госкомспорта
8. Зимняя И.А. Педагогическая психологияУчеб. пособие. -Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс». 1997. С.52-
61., 68-71
9. Кан-Калик В.А.. Никандров П.Д. Педагогическое творчество. - М.,1990
10. Основы педагогического мастерства: Учеб.пособие для пед.спец. высш. Учеб. заведений // И.А.Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др. ; Под ред. И.А.Зязюна. 0 М.: Просвещение. 1989
11. Тютюков В.Г.Акмеология физической культуры и спорта:Учебник для вузов физической культуры. – Хабаровск: Изд.-во ДВГАФК, 2006. -349.
Содержание и формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Условия допуска к экзамену
К экзамену допускаются студенты, посетившие лекционные и семинарские занятия, выполнившие учебную программу: конспекты к семинарам, положительные оценки за контрольные и самостоятельные работы, участвующие в обсуждении вопросов семинаров с последующим проставлением положительной оценки. К экзамену не допускаются студенты, не посетившие 75 % от общего числа лекционных и семинарских занятий, имеющие «неудовлетворительно» за контрольные и самостоятельные работы как текущие, так и промежуточные.
ОЦЕНКА «ОТЛИЧНО» по текущей успеваемости студента («автомат») ставится в случае успешной работы на семинарских занятиях (90% «отлично», без оценки «удовлетворительно»), контрольные работы, самостоятельная работа написана в основном на «отлично» (10% от числа всех полученных оценок –«хорошо») .
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА СТУДЕНТА НА ЭКЗАМЕНЕ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ ФКиС»
ОЦЕНКА « ОТЛИЧНО» ставится при условии, если ответ содержит глубокие знания теории
вопроса, сравнительный анализ различных точек зрения на проблему, есть четкость
определений, понятий и студент умеет привести примеры из практики, подтверждающие основные теоретические положения.
ОЦЕНКА «ХОРОШО»ставится при условии, если ответ содержит глубокие знания теории вопроса, однако студент затрудняется в приведении примеров из практики, подтверждающие основные теоретические положения и допускает некоторые несущественныеошибки в определениях, теоретических понятиях.
ОЦЕНКА «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»ставится в случае проявления недостаточно глубоких знаний по существу вопроса, студент затрудняется дать сравнительный анализ различных точек зрения, «путается» в использовании понятий, определений, однако может привести примеры из практики тренера, учителя физкультуры по раскрываемой проблеме, подтверждающие эффективность или неэффективность примененных теоретических знаний.
ОЦЕНКА «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»ставиться в случае, если студент слабо владеет теоретическими знаниями по поставленным вопросам, не умеет представить сравнительный анализ различных точек зрения по проблеме, не владеет понятийным аппаратом, в ответе отсутствуют примеры из практики.
Вопросы к экзамену
- Объект, предмет и задачи акмеологии. Основные понятия. Акмеология физической культуры и спорта и ее связь с другими науками: педагогикой, психологией, социальной психологией, медико-биологическими науками, философией, кибернетикой.
- Методы исследования в акмеологии.. Факторы выбора профессии.
- Современные парадигмы образования. Методологические особенности гуманистической философии образования.
- Стратегии педагогической деятельности.
- Специфика педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.
- Целеполагание в физкультурно-спортивной деятельности..
- Профессионально-педагогическая деятельность в трудах зарубежных и отечественных исследователей.
- Профессиональная Я-концепция педагога. Инновации в образовании
- Феноменология понятия «педагогическое мастерство».
- Структура педагогического мастерства. Факторы, влияющие на становление педагогического мастерства тренера, учителя физической культуры и снижающие его уровень.
- Уровни развития педагогического мастерства.
- Индивидуальный стиль деятельности профессионала сфере ФКиС.
- Зависимость стиля педагогической деятельности от свойств нервной системы. Практические советы по совершенствованию профессионального мастерства.
- Физическая развитость как важнейший атрибут личности профессионала.
- Показатели АКМЕ спортсмена. Акмеологический подход к раскрытию понятия спортсмен высшей квалификации.
- Педагогические способности и умения. Понятие способности.
- Виды способностей: общепедагогические и узкопрофессиональные
- организаторские, перцептивные, коммуникативные, гностические и другие педагогические способности.
- Уровни педагогических способностей. Целенаправленное формирование педагогических способностей
- Педагогическая культура. Сущность педагогической культуры.
- Уровни педагогической культуры. Показатели педагогической культуры.Проявление педагогической культуры в профессиональной деятельности спортивного педагога.
- Пути развития педагогической культуры.
- Методологическая культура как разновидность педагогической культуры. 'Этапы формирования методологической культуры.
- Психолого-педагогическая помощь воспитанникам в процессе учебно-воспитательной или тренировочной деятельности. как проявление высокого уровня педагогической культуры. Понятие «психолого-педагогическая помощь», «стимулирование», «мотивирование».
- Создание условии для самоактуализации и самореализации обучаемых. Учет половозрастных и индивидуальных особенностей Понятие «компетентность», «педагогическая компетентность», «готовность».
- Виды компетентности специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность, индивидуальная компетентность, правовая.
- Единство теоретической и практической готовности – основа профессионально-педагогической компетентности
- Профессионализм тренера в педагогической деятельности.Этапы становления профессиональной компетентности.
- Профессиональные знания, умения - проявление специальной компетентности.
- Коммуникативная компетентность. Понятие «коммуникация»
- Общение как процесс коммуникации. Характеристика процесса общения. Планируемый и незапланированный процессы коммуникации.
- Ретиальная коммуникация. Страх и боязнь выступлений. Пути преодоления страха первого выступления.
- Взаимосвязь вербального и невербального (фонационные кинетические, проксемические
виды) общения и их значение в деятельности педагога-тренера.
- Аксиальная коммуникация. Принципы организации аксиальной коммуникации. Типичные затруднения, встречающиеся в педагогическом общении. Факторы, влияющие на эффективность аксиальной коммуникации.
- Педагогическая оценка как форма проявления аксиальной коммуникации. Педагогические требования к оценке поступка.
- Профессионализм. Этапы становления профессионализма.
- Профессиональная Я-концепция развития. Понятие. Сущность. Пути развития.
РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Рекомендации по использованию материалов
учебно-методического комплекса:
При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на раскрытие сущности педагогического профессионализма, компетентности, факторы, повышающие или снижающие эффективность становления педагогического мастерства. Рекомендуется представить структуру профессионально-педагогического мастерства, изучив различные трактовки педагогического профессионализма, мастерства, в изучаемых теоретических источниках.
Специфика в изучении раздела № 1 настоящего комплекса проявляется в том, что нем представлена феноменология развития определения акмеология, профессионализм. Ваша задача – найти общее и то, что является специфичным для того или иного автора или авторов.
Специфика в изучении раздела №2. проявляется в последовательном раскрытии общих и специальных педагогических способностей, успешное формирование которых способствует становлению профессионально-педагогического мастерства.
Специфика в изучении раздела № 3 проявляется в организации диагностических методик по выявлению уровня профессионализма, мастерства педагогической деятельности. Студент должен овладеть умениями представлять свою профессиональую Я-концепцию развития.
Рекомендации по работе с литературой
При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники при подготовке к семинарским занятиям
1. Деркач А.А.. Исаев А.Л. Педагогическое мастерство тренера. М.. 1986
2. Зайченко В.Н. Педагогическое мастерство учителя физической культуры, тренера. Учеб. пособие.Волгоград. ВГАФК. 1996. (с грифом Госкомспорта)
3. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.; Мановский гех.соц.инстит. Флинта. 1998
4. Хозяинов и др. Акмеология физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М. «Академия» 2005 .
При подготовке к рефератам, промежуточной контрольной рекомендуется использовать дополнительную литературу
1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. –207с.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. М.,1983.
3. Берн Э. Игры,в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы СПб.,1992.
4. А.А.Бодалев Психология общения. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. с.183-194
5. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера / Предисл. Н.В. Кузьминой, А.Ц. Пуни, А.В. Тарасова. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Кн. Для учителей и родителей – м.:Просвещение, 1987
7. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб : Питер, 2001 с.414-419
8.Реан А.А.,Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. –СПб.: Питер, 2000. с332-335 (к вопр. 2)
2.4. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы
При изучении курса «Основы акмеологии физической культуры и спорта»» предусмотрено написание самостоятельной работы № 1 в качестве промежуточной контрольной.
Для того чтобы методически грамотно выполнить работу предлагается выписать ключевые вопросы профессионального мастерства педагога-тренера. Студентам следует определить, какие источники наиболее глубоко раскрывают разделы контрольной работы.
Поиск теоретических источников студент осуществляет самостоятельно.
Если студент ссылается на авторов и приводит цитаты, то необходима ссылка на теоретические источники. Список литературы (не менее 3-4 источников) приводится в конце СРС со всеми выходящими данными. При написании СРС приветствуется собственное мнение студентов по данной проблеме.
Самостоятельная работа студентов рассматривается как важнейший инструмент развития профессионально-педагогической компетентности, формирования умений ориентироваться в теории и практических ситуациях, решать разнообразные задачи.
Форма самостоятельной работы определена спецификой учебной дисциплины «Акмеология физической культуры и спорта», изучаемых тем, задач подготовки к экзамену.
Основой для выполнения самостоятельной работы является, во-первых, разработанная структура написания СРС, во-вторых, методические советы по выполнению заданий, в-третьих, основной перечень литературы, рекомендованный студентам для чтения и нахождения ответа на поставленный вопрос. Для выполнения самостоятельной работы рекомендуется так же использовать материалы лекций.
Самостоятельная работа выполняется на отдельных листах формата А 4 в рукописном или печатном варианте. Титульный лист представлен по образцу, данным ниже.
Образец титульного листа
Федеральное агентство по физической культуре и спорту
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградская государственная академия физической культуры»
кафедра педагогики и психологии
Ф.И.О.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
« АКМЕОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
ПРОВЕРИЛА:
……………………
К.П.Н., ПРОФЕССОР Зайченко в.н.
ЗАДАНИЕ 1.
- Пользуясь педагогической литературой, дайте определение следующим понятиям:
- Педагогический профессионализм – это…
- Педагогическая компетентность – это …
- Педагогическое общение понимается как
- Педагогические технологии – это …
- Педагогическая культура ….
- Целостность педагогического процесса заключается (определяется) …
- Педагогическое мастерство – это …
- Инновация (и) – это …
- Педагогическое творчество …
ЗАДАНИЕ II.
Изучите, какие требования предъявляются к тренеру, учителю физической культуры в рамках государственного образовательного стандарта в условиях гуманитарной парадигмы. Выпишите из государственного стандарта высшего профессионального образования основные, на Ваш взгляд, требования к будущему специалисту в сфере физической культуры и спорта.
ЗАДАНИЕ III.
Пользуясь педагогической литературой, определите критерии инновации..
1) …
2) …
3) …
ЗАДАНИЕ IV.
Раскройте уровни педагогического творчества
1) Информационно-воспроизводящий уровень – это …
2) Адаптивно-прогностический …
3) Рационализаторский …
4) Исследовательский …
5) Креативно-прогностический …
ЗАДАНИЕ V.
Определите значимость учебной дисциплины «Акмеология Физической культуры и спорта» или «Педагогики ФКиС» в профессиональной подготовке студентов, используя показатели значимости учебной дисциплины, которые представлены на стр. 187 (13.4) в учебнике «Акмеология физической культуры и спорта».
ЗАДАНИЕ VI.
Составьте таблицу основных теоретических знаний и педагогических умений, навыков, которые необходимы специалистам по физической культуре и спорту:
Таблица 1.
Общие теоретические знания | Специальные теоретические знания | Общие педагогические умения, навыки | Специальные умения, навыки |
1… | 1…. | 1… | 1 … |
ЗАДАНИЕ VII.
Изучив тему «Профессионально-педагогическая деятельность специалистов по физической культуре и спорту», дайте характеристику обучающей деятельности педагога (тренера или учителя физической культуры).
ЗАДАНИЕ VIII.
Представьте в схеме изученную тему «Педагогическое общение»
Педагогическое
общение
функции: виды:
· …..
и т. д.
ЗАДАНИЕ IX.
Раскройте виды педагогической компетентности: социально-перцептивная компетентность, аутопсихологическая компетентность, рефлексивная компетентность, конфликтологическая компетентность:
Специальнo-перцептивная компетентность — владение …
Аутопсихологическая компетентность — владение …
Рефлексивная компетентность — владение ….
Конфликтологическая компетентность — владение способами …
ЗАДАНИЕ X.
Прочитайте следующие умозаключения:
Существуют различные подходы к определению структуры профессиональной компетентности.
1) Один из них связан с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя.
2) Другой — с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной деятельности педагога в сферах: самостоятельной образовательной и преподавательской деятельностях; воспитательной деятельности; научно-методической и научно-исследовательской деятельностях; социально-педагогической и культурно-просветительской деятельностях; коррекционно-развивающей деятельности; управленческой деятельности
Однако, независимо от видов деятельности педагога компетентность в каждой из них включает два основных компонента. Назовите эти компоненты:
1)…
2)…
ЗАДАНИЕ XI.
Вам необходимо закончить предложение «Эффективное педагогическое взаимодействие, установление межличностных отношений с воспитанниками возможно только, если ….»
ЗАДАНИЕ XII.
Для осуществления преподавательской деятельности тренеру (учителю физической культуры) необходимы знания следующих психолого-педагогических основ обучения:
· сущности процесса обучения, его закономерностей и принципов;
· …
· ….
· …
· …
· …
· способов диагностики и анализа результатов своей педагогической деятельности.
ЗАДАНИЕ .XIII.
Для любых видов деятельности преподавателя (преподавательской, воспитательной, социально-педагогической, коррекционно-развивающей и т.д.) технологическая цепочка действий выглядит следующим образом:
1) диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодействия);
2) …
3)….
4) …
5) …
6) ….
7) постановка новых целей и задач.
Ваше задание – завершить этапы (цепочку) действий педагога.
ЗАДАНИЕ XIV.
Самооценка является не только инструментом создания образа Я, но и одной из его составляющих, — это личностное суждение о собственной ценности. Оно складывается на основе суждений (оценки) не только индивида о себе, но и других людей. Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психическое здоровье.
У. Джеме предлагает такую формулу для определения самооценки человека:
Повысить самооценку человек может, либо, увеличив числитель — свои реальные достижения, либо уменьшив знаменатель — уровень своих притязаний.
Понимание самого себя — исходный толчок для самосовершенствования личности.
ВАМ предлагается определить собственный уровень педагогического профессионализмас помощью системы «ЛИДЕР», предложенной на стр.162-178. (Для продуктивного выполнения задания необходимо сделать ксерокопии данных страниц и заполнить их). Сделайте самоанализ. Если Вы не работаете тренером или учителем физической культуры, то сделайте оценку педагогического профессионализма известного Вам тренера или учителя (преподавателя).
ЗАДАНИЕ XV.
Если Вам сложно выполнить предыдущее задание, его можно заменить другим, а именно – описать инновационный подход в пед