Этнографическая и краеведческая работа ( фольклор, ремесла и промыслы, история, краеведение)

Рганизация общения

Организация отдыха и развлечений

Туристско-экскурсионая работа.

Художественно-творческая деятельность

Основные досуговые Формы

Встречи, беседы, концерты, спектакли, экскурсии, выставки. Вечера танцев, романсов, ярмарки, дни отдыха, конкурсные программы, посиделки. Праздники: День пожилого человека, день матери, день победы, день здоровья, день города, день защитников Отечества - в эти дни для пожилых людей готовится специализированная программа в соответствии с их интересами и возрастом.

Люди пожилого возраста очень ранимы и беззащитны и поэтому к ним требуется особый подход и уважение к их возрасту и их делам и поступкам со стороны всех окружающих их людей.

12. Технологии организации семейного досуга.

План ответа: Семья – традиционно ведущий социально-культурный институт.

Задачи социально-культурных институтов в организации социально-культурной деятельности семьи.

Педагогическая культура родителей. Многообразие и альтернативность форм проведения семейного досуга.

Значение социально-культурной деятельности в семейном досуге.

Например:

Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи.

Анализ актуальных проблем формирования культуры семейного досуга, обнаружил неумение, неспособность членов семьи рационально организовывать свое свободное время. Открытия в области науки и техники дают возможность современным семьям усовершенствовать свой быт, повысить оснащенность различными предметами культурного назначения (радио, телевизоры, звукозаписывающие устройства, фото- и видеокамеры и т.д.). Но вместе с тем, возникает проблема разумного, рационального использования этой материальной базы. Мало иметь в доме пианино, нужно уметь играть на нем, надо не слушать музыку, а слышать ее.

Для семейного досуга очень важно, чтобы любое занятие в его сфере было рациональным с точки зрения отдыха и в то же время интересно и достаточно ценно в социально-педагогическом отношении. В активных интересных занятиях и дети, и родители быстрее и полнее отдыхают, испытывая положительные эмоции, возникающие в результате самовыражения и удовлетворения духовных потребностей.

Семейные лектории не совсем организация для отдыха, но немного отдыхая от домашних забот родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы в лектории создаются продолжительные или разовые. Программа составляется в зависимости от характера слушателей. В одной группе, где вдовы, разведенные или безработные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой родители хотят больше знать о воспитании детей, об организации семейной жизни. Для каждой группы нужна отдельная программа. Так, у подростков возникают одни проблемы, у матери бросившей своих детей другие, или у родителей воспитывающих детей-инвалидов.

• Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

• Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.

• Рекреативный семейный отдых – туризм, походы.

• Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).

• Семейные сеансы в кинотеатрах

• Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

• Совместное посещение концертов и массовых праздников

• Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, но очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.

13. Типы и виды учреждений социально-культурной сферы.

План ответа:

Значение учреждений и организаций социально-культурной сферы в духовном, физическом, интеллектуальном развитии личности. Типология учреждений и организаций социально-культурной сферы.

Цели, задачи, принципы и функции учреждений и организаций СКС как субъектов социально-культурной деятельности. Санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные центры. Специфика деятельности и основные формы работы. Библиотеки как субъекты СКД: основное назначение, специфика работы и содержание деятельности. Роль и место музеев в системе социально-культурных институтов. Их классификация, формы работы. Парки как социально-культурные центры. Основные функции и формы работы.

Клубные учреждения (клубы, Дома, Дворцы культуры, Досуговые центры). Назначение и специфика деятельности. Внешкольные досуговые центры. Их краткая характеристика

14. Организация методического обеспечения социально-культурной деятельности в современных условиях.

План ответа: Понятие «методика». Цель, задачи, основные направления деятельности методиста в учреждении СКС. Структура методического руководства. Функции методической деятельности. Функции общие и специфические. Инновационные подходы в организации методической деятельности.

15. Методы социологических исследований в социально-культурной сфере.

План ответа: Цели и задачи соц. исследований. Виды. Программы. Основные методы сбора первичной информации в социологических исследованиях. Обработка социологической информации. Значение социологического исследования. Прогнозирование социологических процессов.

16. Рекреативно-оздоровительные технологии социально-культурной деятельности.

План ответа: Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе СКД.

Рекреативная методика. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности с опорой на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.

Формы рекреативно - оздоровительной деятельности: игровые и развлекательно– игровая, сюжетно-игровая, конкурсная программа.

17. Семья как субъект социально-культурной деятельности.

План ответа: Сущность семьи. Типология семьи и ее структура. Функции семьи. Тенденции изменения семьи на современном этапе. Роль семьи в организации политического, социального, художественного творчества, в создании семейных традиций.

Например:

Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Классификация семей.

На сегодняшний день исследователи осуществляют классификацию семей по следующим признакам:

1)по количеству детей: бездетная семья, малодетная и многодетная семья;

2) по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

3) по структуре: с одной брачной парой, с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них, с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками и т.д.;

4) по структуре лидерства в семье: эгалитарные (демократические) и традиционные, авторитарные семьи;

5) по однородности социального состава: в зависимости от наций; уровня образования, профессии и т.д., т.е. социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

6) по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

7) по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная семья;

8) по географическому признаку; городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах);

9) по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная» семья;

10) по характеру проведения досуга; открытые и закрытые (ориентированные на внутридомашний досуг);

11) по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, викгимогенная семья.

Главным документом в сфере взаимодействия государства и института семьи является принятый в 1996 году федеральный законопроект «Основные направления государственной семейной политики», который носит рекомендательный характер.

В современное время институт семьи переживает кризис, который выражен в дезорганизации воспитательной функции семьи. Семьи порой воспитывают не только будущих социализированных членов общества, но и в большом количестве лиц с девиантными, делинквентными и криминальными формами поведения. Социальный процесс имеет тенденцию к утрате нравственности, альтруизма и духовности.

Необходим поиск новых подходов к решению масштабного ряда проблем семейной жизни. Наиболее перспективными можно представить формирование знаний, навыков и умений к гармоничному взаимодействию супругов в брачном союзе и создание наиболее благоприятных условий для целостного и гармоничного становления личности в семье; становление семьи как первичного культурного института, помощь в раскрытии духовно-нравственного, психолого-педагогического и художественно-созидательного потенциалов, личностного и профессионального самоопределения каждого ее члена; разработка современных подходов к организации свободного времени не только отдельного члена, но и всей семьи в целом.

18. Роль средств массовой информации в социально-культурной деятельности.

План ответа: Значение печати, радио, телевидения в социально-культурной сфере. Социальная сущность и специфика средств массовой информации. Особенности печати как социально-культурного института. Особенности радио как социально-культурного института. Особенности телевидения как социально-культурного института.

Например:

Средства массовой информации в социально-культурной деятельности.

Одной из важнейших закономерностей СКД является вступление населения планеты в новый этап своего развития – информационное общество, что значительно расширило масштабы организации взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для информации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с ХУ века в общественной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты, журналы, фотографии, радио, телевидения, киноискусство, телефон, магнитная запись звука, видео, компьютерные системы.

Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Поэтому очень важно расширять информационное пространство так как без него невозможно органичное развитие социально-культурной сферы.

Средства массовой информации и коммуникации представляют собой:

а) источник адекватной информации граждан о различных социо-культурных явлениях;

б) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения;

г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей.

Продукт СМИ – организация непрерывной массовой социальной и культурной информации населения.

Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) самостоятельно решает потреблять или не потреблять информационную продукцию.

В социокультурной сфере велика роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации. Прямо или косвенно, они участвуют в формировании мнений, оценок, суждений, влияют на трудовую, общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга.

Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социокультурной сферы. Функции средств массовой информации влкючают:

- планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства;

- проведение различных социально-культурных акций;

- воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.

Для СМИ характерны такие общие специфические черты, как массовость, мобильность, оперативность, а также каждый из них обладает присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до ее потребителя. Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы.

Преимущества печати: массовость читательской аудитории, высокая избирательность, возможность оперативных и частых публикаций, высокая престижность. У радио и аналогичных аудиосредств преимуществом является высокая мобильность, большие чем у прессы, возможности для оперативной подачи социально-культурной информации, распространение музыкальных программ.

Радио отличают его всепроникаемость, удобство пользования, возможность оперативного внесения корректировки в передачи.

Сильными сторонами телевидения и видео являются глобальный охват пользователей, эмоциональность и наглядность с помощь сочетания «картинки» и звука, возможность сохранить изображение, репортаж с места события, домашнее средство связи с миром. Телевидение играет определенную роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к программам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает человеку развлекаться, избегать скуки, быть в курсе событий, получать информацию, советы; узнавать о социальных проблемах, культурных процессах.

Подготовку социально-культурных программ, публицистически острых митингов, дискуссий, встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных материалов средств массовой информации.

Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практические вопросы организации досуга населения, быть в курсе важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентироваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики.

Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению.

Таким образом, роль и место СМИ в социально-культурной деятельности определяются их двумя органически взаимосвязанными функциями – информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи – активно участвуют в создании необходимых условий для полно-ценного отдыха, творчества, просвещения.

19. Цели, задачи, основные направления региональной культурной политики.

План ответа: Основные понятия: культура, регион, культурная норма, культурная среда, социально-культурная ситуация, культурная политика, региональная культурная политика. Взаимосвязь понятий. Проблемы социально-культурного развития региона. Принципы региональной культурной политики. Объект культурной политики. Культурная норма как объект культурной политики и исследования культурной среды. Уровни проявления культурных норм личности, социальных групп, общностей. Деятельность личности, социальных институтов в развитии культуры.

Результаты (продукты) культурной деятельности. Обоснованность отбора культурных норм и культурных ценностей. Роль и место социальных институтов и личности в трансляции, сохранении и создании культурных норм и культурных ценностей. Взаимосвязь, взаимодействие, координация деятельности и создание единого культурного пространства.

Например:

 Интерес к проблеме регионов в современном мире связан прежде всего с глобальными процессами, приводящими к изменению соотношения между глобальными и региональными составляющими мирового сообщества. Процессы регионализации затрагивают и российское пространство. Регионализация постсоветского пространства привела к появлению новых регионов, которые заявили о своей относительной самостоятельности и рассматриваются как особые культурные и социо-экономические образования. Региональный дискурс — диалог развернутых пространств, концепций, языков, схем. Но любые региональные представления культурно, политически, идеологически нагружены. Сложные совокупности «правил жизни», ценностных норм разнятся от региона к региону. Регионообразующие факторы составляют определенное единство, интегрирующим началом которого становится региональная культура. Региональная культура, как правило, тесно связана с этно-национальными культурами и с культурой всей страны. Поэтому региональная культура представляет специфический синтез элементов своей и других межэтнических культур, которые осваиваются в ходе межэтнической коммуникации выступают как равнозначные и равноценные. Таким образом, региональная культура является своеобразным интегратором этнически разнородных элементов, обеспечивающим в рамках определенной территории возможность плодотворного межэтнического и межкультурного взаимодействия, что на практике означает реализацию модели поликультурного единства. Пространство региона обладает уникальными чертами, формирующимися с помощью особенностей природного ландшафта, святых мест, региональных реликвий, этнических своеобразий культуры. Происходит формирование особой культуры — региональной, которая начинает существовать, постепенно выделяясь из общего мира русской культуры, но не порывая с ним совсем. Специфика региональной культуры просматривается прежде всего в том. Что она первоначально формируется как форма бытия, «специфическая форма существования социума и человека в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей, продуцирующая тип личности». Важную роль в процессе развития регионов играют культурные особенности, которые особенно ярко проявляются в кризисные периоды. Огромный разрыв между уровнем развития современных российских регионов позволяет говорить о дифференциации общественной жизни и доминировании одних сфер общества над другими. Такая ситуация создает определенные проблемы в объяснении процесса развития регионов. Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др. Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни наблюдаются на двух уровнях: глобальном, т. е. в масштабе страны и на региональном, т. е. на уровне области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т. е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей. В последние годы, — отмечают А. П. Марков, Г. М. Бирженюк, — некоторые регионы делают попытки перейти на новую стратегию культурной политики, находящую выражение в региональных программах социокультурного развития. Однако эта работа далеко не всегда эффективна, особенно в тех случаях, когда она не опирается на научно обоснованную методику и технологию. Сегодня на передний план выходит проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики на всех ее уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико-методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т. д. Особенности современной культурной политики определяются спецификой самих демократических общественных систем, выступающих в качестве полистилистических образований. Подобные культурные системы, отмечают А. В. Костина и Т. М. Гудима, отличаются не только большей гуманистичностью и ориентированностью на человека как основную цель социального развития, но и большей жизнеспособностью в условиях объективного сближения различных культурных миров под влиянием информационных и глобализационных процессов. Основной особенностью подобных социокультурных систем является деирархизация — уменьшение значимости экспертов и бюрократов от культуры, стоящих на вершине социальной иерархии. Например, в контексте современной культурной политики в Российской Федерации и ее субъектах можно отметить уменьшение роли Министерства культуры и возрастание роли фондов, союзов, объединений, творческих коммерческих организаций. Тенденции демонополизации в области культуры отражены в Основах законодательства РФ о культуре, где отмечается, что «для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений». На уровне региона складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др. На уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности, возможностей территории — институциональных, материальных, человеческих и т. д. На локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом. Методологические основы региональной культурной политики включают выявление приоритетных направлений развития культуры исходя из должного состояния культурной жизни и реальных проблем; разработку или инициирование в соответствии с приоритетами различных социокультурных программ; поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных. Исходя из особенностей нынешнего этапа развития культурных процессов, довольно характерных для различных регионов России, А. П. Марков и Г. М. Бирженюк выделяют следующие задачи региональной культурной политики: - отказ от потребительской ориентации и переход к социально-культурной самодеятельности путем развития широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой активности населения, поддержки общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности; - инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов, гуманизирующих культурную среду бытования человека, способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию. Многообразие субъектов социокультурной деятельности создаст альтернативность развития культурной жизни, поможет ослабить монополию государственных структур на формирование культурной политики, обеспечит реальный доступ к культурным ценностям, образовательным и рекреационным учреждениям всем социальным группам и слоям населения; - ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и реального доступа к культурным ценностям, наращивания «культурного слоя» и развития навыков культурно-творческой деятельности у различных социальных групп и категорий населения, особенно у детей, подростков, молодежи; - концентрация материальных и человеческих ресурсов с целью инициирования и поддержания на достаточно высоком уровне “элитных” субъектов социально-культурной самодеятельности, которые для населения территории будут играть роль своеобразных референтов, постоянно повышая «планку» культурной жизни региона; - развитие территориального своеобразия и многообразия культуры региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группам. Финансируемые из местного бюджета и поддерживаемые различными общественными фондами программы должны обеспечить сохранение и развитие культуры национальных меньшинств во всех ее аспектах, включая сохранение исторических памятников, языка, литературы, религии, народного творчества, способствовать преодолению отчужденности и взаимному признанию самоценности всех культур региона, их взаимообогащению и диалогу; - создание условий для межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции, а также с теми регионами, между которыми происходили и происходят интенсивные миграционные процессы и этнические группы которых являются наиболее распространенными в данной местности; - отказ от практики финансирования учреждений культуры и досуга за сам факт их существования без относительно к содержанию их деятельности и переход на финансирование целевых социально-культурных проектов и программ, т. е. внедрение договорно-контрактных отношений в культурно-досуговые учреждения и организационно-методические структуры. Существующее понимание региональной культурной политики базируется в России на Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации на период до 2020 года. Под регионом в указанной Концепции понимается «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, являться его частью, либо объединять территории или части нескольких субъектов Российской Федерации». Выявляя приоритеты региональной культурной политики, О. Н. Астафьева, отмечает стратегические векторы развития России: с одной стороны, это отстаивание единства страны, приумножение общественно-культурного капитала и в целом развитие отечественной культуры; с другой — освоение инноваций широкого диапазона, отработка новой модели модернизации как обновления форм жизнедеятельности в условиях ХХI века. Применительно к локальному развитию общие цели развития России должны быть конкретизированы и увязаны с территориальными проблемами, что предполагает акцентировку тех или иных аспектов локальной самоорганизации. В регионах идет широкий поиск направлений территориального развития, что стимулирует отработку новых целей, задач, методов социокультурной политики на местах. К осознанию необходимости и инновационных возможностей культурной политики приходят далеко не во всех регионах. По-прежнему, приоритетными остаются цели социально-экономического характера, что объясняется неравномерностью уровня и качества жизни во многих российских регионах. Р. Г. Абдулатипов отмечает, что в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» государственная региональная политика России должна быть направлена в долгосрочной перспективе на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ, что возможно только на основе достижения такой стратегической цели государственной политики в области образования как «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Очевидно, что обеспечить качественное образование в регионах РФ можно на основе достижения цели государственной политики в сфере культуры — «развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом». В данном целевом контексте государственной политики России важно подчеркнуть, что все эти новые требования к региональной культурной политике должны быть в полной мере согласованы с основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации. Согласно «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» к таким важнейшим вопросам относятся следующие: сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией. Соответственно, региональная культурная политика современной России должна быть сбалансирована и синхронизирована во времени с целями государственной национальной политики Российской Федерации, а именно: упрочением общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранением и развитием этнокультурного многообразия народов России; гармонизацией национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечением равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешной социальной и культурной адаптацией и интеграцией мигрантов. В современных новациях регионов РФ, касающихся региональной культурной политики, особенно выделяются те предложения, в которых за культурой определена первостепенная и решающая роль в целях возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей и смысла бытия в России. И очень важно, что на местах это находит выражение и отражение при решении тактических (среднесрочных) проблем формирования и осуществления региональной культурной политики, в частности в рамках разработки и реализации региональных целевых программ развития культуры. В порядке обобщения всех современных региональных новаций, связанных с культурой и культурной политикой, Р. Г. Абдулатипов предлагает инновационное видение современной системы основных объектов (направлений) региональной культурной политики: - духовно-культурная идентичность территории регионов РФ как выражение духовно-исторических идеалов природы, человека и общества, определяющая их универсальное взаимодействие и взаимовлияние, место человека в одухотворенной и одушевленной среде мироздания; - культурная среда в регионах РФ как выражение духовных идеалов истины, добра, красоты и любви в межличностных и общественных взаимоотношениях, отражающая нравственные ценности уважительного отношения, в том числе и человека к природе, внутреннюю природную культуру, культуру души и духовно-экологическое самосознание людей; - культурная идентичность человека и гражданина страны в регионах РФ как выражение духовных идеалов добра, красоты и любви, характеризующая сокровенный смысл их бытия и жизни в природе и обществе, становление подлинного и действительного «я» индивида, формирование и рост его внутреннего самосознания; - культурно-социальная среда в регионах РФ как выражение духовных идеалов истины, добра, красоты и любви в обществе, предполагающая уважительное отношение людей друг к другу на основе зафиксированных в Конституции РФ и иных законах страны нравственно-моральных норм социального государства в России; - культурная идентичность общества в регионах РФ как выражение духовных идеалов Родины, семьи, мира и счастья в российском государстве, обеспечивающая сохранение, возрождение и развитие генетической и исторической памяти народов и этносов России, социально-культурное благосостояние и согласие людей, устойчивость в обществе; - культурно-глобальное пространство в регионах РФ как выражение духовных идеалов единства, многообразия и солидарности людей на планете, способствующее межнациональному, международному и межкультурному общению и диалогу на основе согласованных общечеловеческих ценностей; - культурно-инновационная среда управления в регионах РФ как выражение идеалов свободы, демократии и равноправия в культурной политике, предусматривающая синергетическое взаимодействие, координацию и интеграцию интересов всех участников и субъектов культурной деятельности в России. И. И. Ирхен, рассматривая региональную культурную политику в параметрах современной динамики России, утверждает: «современная культурная политика страны находится на новом витке своего развития. Обобщающая рефлексия над региональной культурной политикой в параметрах общероссийской динамики высвечивает, с одной стороны, содержательный поворот в понимании культуры как безусловной ценности, ресурсной составляющей территорий, с другой — не менее важной оказывается сопряженность с позицией местной элиты. В реалиях развивающихся рыночных отношений использование ресурсного потенциала культуры все еще носит декларативный характер, культурные «вложения» в человека пока не очевидны. Воплощая диалектику «глобального» и «национального», региональная культурная политика предусматривает оптимизацию взаимодействий личности и локального сообщества, обеспечение их эффективного развития с учетом местных традиций, реальных материальных и духовных ресурсов. Сопровождение экономических и социальных управленческих решений развитием современного культурного процесса с его опорой на самобытность проживавших этносов способно обеспечить включение их представителей в профессиональную жизнедеятельность конкретного региона. Однако ресурс единого культурного пространства при этом остается недостаточно задействованным, и привязанность региональных культурных практик нередко не согласуется с общесоциальными установками. Отсюда следует вывод о пока еще слабой, но наличествующей тенденции «местечковости» в культурной политике регионального уровня. Думается, что данная проблема действительно заслуживает внимания и разрешения противоречий, порождаемых в результате подобной культурной практики. Это представляется особенно важным в условиях выделения западными фондами больших средств на генерацию региональных, этнических противоречий и их автономность по отношению к единству российского социума, что в свою очередь порождает ситуацию возможных рисков и критических точек во взаимоотношениях этнических групп, социальных образований, народностей. О. Н. Астафьева отмечает, что перспектив

Наши рекомендации