Рекреативно-оздоровительная деятельность
Подростковая аудитория.
Для данного возраста характерно не равномерное развитие мальчиков и девочек, девочки резко обгоняют в росте и физиологическом развитии мальчиков. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроения, ссоры со сверстниками, бунт против родителей и т.д. Но в то же время подростки проявляют инициативу, начинают заботиться о своей внешности.
Ценнейшее приобретение этого возраста – открытие своего мира. Подросткам свойственно чувство взрослости, которого они еще не достигли. Отсюда их равнение и подражание внешней стороне взрослого человека. Они испытывают потребность в общении (как все дети), но вместе с этим они избирательны в общении. Особую роль в его осознании начинает играть коллектив, в котором пребывает подросток, оно оказывает влияние на его самочувствие и поведение. Чтобы завоевать авторитет у сверстников подросток должен требовать требованиям коллектива. Поэтому подросток становится чутким к мнению о себе. Подростки обижаются когда с ними обращаются как с маленькими детьми, они требуют доверия, равноправия и самостоятельности в решении вопросов.
Подросток начинает ощущать близость с природой, по новому воспринимать искусство, у него складывается новый мир ценностей, появляются идеалы, подражая которым он формирует себя.
Дети этого возраста склонны переоценивать свои возможности. Важно в этот момент направить ребенка, проведя индивидуальную работу о реальности его достижений. Необходимо обеспечит подростку ситуацию успеха.
В это период еще затруднены отношения между мальчиками и девочками, но начинают появляться некоторые симпатии, стремление к романтике и вседозволенности.
Подростковый возраст подразделяется на 2 категории:
- Подростки с нормальным развитием и восприятием окружающего мира – это дети с благополучным детством. Работа с такими подростками не вызывает особых проблем у работников КДУ, с ними можно ходить в походы, они исполнительны и надежны при любых поручениях, прислушиваются к словам взрослых и с удовольствием участвуют в работе КДУ, посещают кружки, дискотеки, конкурсные программы.
- Трудные подростки, виды:
-несдержанные подростки и стеснительные подростки, т.е. те, которых невозможно унять в любой ситуации, они болтливы, назойливы, настырны и требуют индивидуального подхода к себе; стеснительные подростки тихие, молчаливые, пассивные, без инициативы – это неуправляемая аудитория, которая не надежна и требует особого учета их запросов.
-инвалиды быта, дети из неполных, неблагополучных, маргинальных семей – это подростки, которые искаженно воспринимают свое место в окружающем мире, могут совершать поступки, не задумываясь о последствиях.
Для работы с подростками КДУ придерживаются следующих направлений:
-общественно-полезная деятельность;
-правовое воспитание;
-художественное воспитание;
-нравственное воспитание;
-физическое воспитание;
Интеллектуальное воспитание и т.д.
Формы работы:
-праздники
-дискотека
-экскурсии
-выставки
-тематические вечера
-дискссионные формы досуга
-конкурсно-игровые программы
Юношеская аудитория.
Юношеский возраст – это в биологическом плане, период завершения физического созревания. Этот период характеризуется чувством совей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других. Вместе с осознанием чувства своей уникальности приходит чувство одиночества. Отсюда растет необходимость, потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении, отношения сопровождаются ростом их устойчивости. Они мечтательны и романтичны, юность особенно чувствительна к «внутренним» психологическим проблемам.
Юношеский возраст сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. Они значительно сдержаннее и уравновешеннее подростков.
Уровень коллективной жизни у старшеклассников значительно выше, чем у подростков, объясняется это прежде всего тем, что повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности. Люди этого возраста должны чувствовать, что они не только работают на себя, но приносят пользу другим. У них, в большинстве случаев, развиты самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать себя. Главная социальная задача этого возраста самоопределение, выпор профессии, формирование жизненных планов.
Основными направлениями, которые смогут дать целенаправленный досуг, являются:
-трудовое воспитание или профориентационная работа
-правовое воспитание
-художественно-эстетическое воспитание
-работа по самосовершенствованию
Формы досуга:
Для юношеской аудитории проводятся различные формы досуга, т.к. их интересует все новое,прогрессивное. Для подготовки и проведения программ необходимо систематически изучать спрос этой аудитории.
-туризм, туристические клубы и секции;
-спортивные клубы, праздники, эстафеты
-ночные клубы, дискотеки
-шоу-представления
-встречи
-клубы по интересам и т.д.
Молодежная аудитория.
Молодежь делится на следующие категории:
-Студенческая молодежь
-Рабочая молодежь
-Военнослужащая молодежь
-семейная молодежь
В этом возрастном периоде молодежь является объектом воздействия старшего поколения, т.к. в этом возрасте передается опыт в различных сферах жизни. Молодежь вступает в мир взролых отношений. Завершилась социализация молодого человека, он определился со своим общественным статусом, выбрал примерный профессиональный путь и успешно усваивает взрослый окружающий мир. Это человек с хорошо развитыми умственными и физическими качествами. Он успешно пользуется гражданскими правами, выполняет свои обязанности и заполняет освободившиеся места в обществе.
Проблемы возраста:
-бытовые (необустроенность в жизни)
-отсутствие собственного жилья
-невысокая финансовая обеспеченность
-Отсутствие материального достатка
-Обширные материальные и духовные потребности
-Неустойчивая нравственная ориентация
-Высокая потребность к независимости
-Неудовлетворенность своим трудом
В этом возрасте создается семья, ее стабильность определяется в первые 5 лет.
Для работы с данной аудиторией используются те же направления, что и с юношеской, но здесь учитывается, что:
- Сформировались интересы и поэтому главным направлением является создание клубных формирований.
- Дальнейшее развитие различных форм развлекательного бизнеса (спортивный, туристический, музыкальный, компьютерный, шоу-бизнес и т.д.)
- Создание системы самообразования по самым разнообразным отраслям знаний т.к. именно в этих науках раскрываются особенности окружающего мира.
Таким образом, молодежный возраст – это ступенька будущего, именно в это время молодой человек набирает багаж знаний, которые он будет пополнять, развивать в последующие годы своей жизни.
Зрелый возраст
Взрослая аудитория различается по признакам:
-социально-демографические;(пол, возраст, национальность)
- социально-культурные(творческие способности, таланты, дарования,
увлечения. культурные материальные и духовные потребности, сформированные в процесс е развития и становления взрослого человека)
- социально-психологические( образ жизни, фактор среды, в которой протекает жизнь взрослого человека)
и по следующим критериям:-по возрастному
-по образовательному
-по семейному положению
-по месту жительства
-по полу
-по общественной принадлежности
-по традиционному проведению своего сводного времени
1.Взрослый человек-это человек с развитым самосознанием, отражающее его личностное мировоспитание, переживания.
Культурный потенциал реализуется в условиях жизни, воспитании детей.
Люди вовлечены в общественную деятельность, определяют нравственную обстановку в семье, на производстве, в своем окружении. Имеют определенный уровень удовлетворенности своим положением в обществе, занимаемым в нем местом и жизнью в целом. Гораздо больше включены в сложную сеть межличностных отношений. Центральное место занимает труд, который определяет отношения, взаимодействие личности с окружающей средой и обществом в целом; овладели общественными
нормами отношениями. Высокий уровень умственной и физической занятости, дефицит свободного времени, устойчивая тенденция к снижению интереса к искусству, спорту, общению. Активный поиск спутника жизни, самореализация и самоутверждение. Стремление продвинуться по службе. Пользуется правами, обязанностями, свободами граждан. Стабильное окружение (друзья, коллектив), Свободное время поглощено бытом, семейными обязанностями. Обретение самостоятельности и независимости. Высокий уровень творчества.
2.Проблемы возраста: дефицит свободного времени, вредные привычки, развивается социальная пассивность, большая нагрузка на основной работе, тотальная занятость, недовольство своей жизнью, окружающей средой, не устраивает уровень материального обеспечения, неудачи на работе, неудовлетворенность взаимоотношениями с коллегами и друзьями. Семейные проблемы. Неумение организовать «желаемый» досуг и др. проблемы с воспитанием детей.
Пожилой возраст
Время физиологического возраста пожилых людей с 50-60-70 лет, когда утрачивается многое. В 50лет -55 человек выходит на пенсию и сразу же резко у него меняется ритм жизни. Выход на пенсию для работающего всю жизнь человека переломный момент в его жизни. В этот период происходит разрыв связей с обществом, коллективом, привычным, устоявшимся кругом общения, сужение контактов. Функции и способности теряются, что одинаково влияет на возраст и дальнейшую жизнь. Снижается творческий уровень, культурная активность, человек быстро утомляется, ощущается недостаток в работоспособности, нежелание воспринимать новое и считаться с требованиями времени и общества. Идет постепенная деградация, обращение к вредным для здоровья занятиям. Могут усиленно развиваться вредные привычки.
Но в то же время остается по - прежнему высокой производственная квалификация, сохраняются практические навыки и умения, опыт работы в своей сфере деятельности. Потребность трудиться на благо людей. Пожилой человек- это воспитатель, наставник, учитель и хороший советчик, обладает мудростью и значительным жизненным опытом. Имеет солидный запас впечатлений, наблюдений, эмпирических и теоретических знаний. Пользуется общественными правами и нормами. Он может успешно воздействовать на молодежь, передавая ей опыт в различных сферах жизни. В этот период появляется большое количество свободного времени и поэтому идет поиск таких форм досуга, которые были бы близки по духу пожилому человеку и были бы связаны с его бывшей трудовой деятельностью, интересами и привычками. Например, развивается интерес к истории, собирательству, к ушедшему прошлому и др.
В этот возрастной период перед пожилым человеком встает много неразрешимых проблем:
- разрыв связей с обществом, невостребованность и даже забытость, изоляция пенсионера от общества и привычного круга общения;
- пошатнувшееся здоровье, быстрая утомляемость;
- отсутствие должного внимания со стороны близких и родственников. Нежелание с их
стороны воспринимать советы и рекомендации старших; - засилье вредных привычек;
- постепенная деградация, безразличие к окружающему миру;
- поиск другой среды для компенсации потерянного привычного круга общения.
- простор свободного времени, незанятость ничем.
КДУ- это те учреждения культуры, которые призваны обеспечить досуг пожилому человеку. Это библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха, планетарии, дома культуры, театры и филармония и др. Свою работу по организации досуга пожилого человека они выстраивают
по следующим примерным направлениям:
Рганизация общения
Основные досуговые Формы
Встречи, беседы, концерты, спектакли, экскурсии, выставки. Вечера танцев, романсов, ярмарки, дни отдыха, конкурсные программы, посиделки. Праздники: День пожилого человека, день матери, день победы, день здоровья, день города, день защитников Отечества - в эти дни для пожилых людей готовится специализированная программа в соответствии с их интересами и возрастом.
Люди пожилого возраста очень ранимы и беззащитны и поэтому к ним требуется особый подход и уважение к их возрасту и их делам и поступкам со стороны всех окружающих их людей.
12. Технологии организации семейного досуга.
План ответа: Семья – традиционно ведущий социально-культурный институт.
Задачи социально-культурных институтов в организации социально-культурной деятельности семьи.
Педагогическая культура родителей. Многообразие и альтернативность форм проведения семейного досуга.
Значение социально-культурной деятельности в семейном досуге.
Например:
Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи.
Анализ актуальных проблем формирования культуры семейного досуга, обнаружил неумение, неспособность членов семьи рационально организовывать свое свободное время. Открытия в области науки и техники дают возможность современным семьям усовершенствовать свой быт, повысить оснащенность различными предметами культурного назначения (радио, телевизоры, звукозаписывающие устройства, фото- и видеокамеры и т.д.). Но вместе с тем, возникает проблема разумного, рационального использования этой материальной базы. Мало иметь в доме пианино, нужно уметь играть на нем, надо не слушать музыку, а слышать ее.
Для семейного досуга очень важно, чтобы любое занятие в его сфере было рациональным с точки зрения отдыха и в то же время интересно и достаточно ценно в социально-педагогическом отношении. В активных интересных занятиях и дети, и родители быстрее и полнее отдыхают, испытывая положительные эмоции, возникающие в результате самовыражения и удовлетворения духовных потребностей.
Семейные лектории не совсем организация для отдыха, но немного отдыхая от домашних забот родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы в лектории создаются продолжительные или разовые. Программа составляется в зависимости от характера слушателей. В одной группе, где вдовы, разведенные или безработные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой родители хотят больше знать о воспитании детей, об организации семейной жизни. Для каждой группы нужна отдельная программа. Так, у подростков возникают одни проблемы, у матери бросившей своих детей другие, или у родителей воспитывающих детей-инвалидов.
• Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.
• Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.
• Рекреативный семейный отдых – туризм, походы.
• Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).
• Семейные сеансы в кинотеатрах
• Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.
• Совместное посещение концертов и массовых праздников
• Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, но очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.
13. Типы и виды учреждений социально-культурной сферы.
План ответа:
Значение учреждений и организаций социально-культурной сферы в духовном, физическом, интеллектуальном развитии личности. Типология учреждений и организаций социально-культурной сферы.
Цели, задачи, принципы и функции учреждений и организаций СКС как субъектов социально-культурной деятельности. Санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные центры. Специфика деятельности и основные формы работы. Библиотеки как субъекты СКД: основное назначение, специфика работы и содержание деятельности. Роль и место музеев в системе социально-культурных институтов. Их классификация, формы работы. Парки как социально-культурные центры. Основные функции и формы работы.
Клубные учреждения (клубы, Дома, Дворцы культуры, Досуговые центры). Назначение и специфика деятельности. Внешкольные досуговые центры. Их краткая характеристика
14. Организация методического обеспечения социально-культурной деятельности в современных условиях.
План ответа: Понятие «методика». Цель, задачи, основные направления деятельности методиста в учреждении СКС. Структура методического руководства. Функции методической деятельности. Функции общие и специфические. Инновационные подходы в организации методической деятельности.
15. Методы социологических исследований в социально-культурной сфере.
План ответа: Цели и задачи соц. исследований. Виды. Программы. Основные методы сбора первичной информации в социологических исследованиях. Обработка социологической информации. Значение социологического исследования. Прогнозирование социологических процессов.
16. Рекреативно-оздоровительные технологии социально-культурной деятельности.
План ответа: Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе СКД.
Рекреативная методика. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности с опорой на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.
Формы рекреативно - оздоровительной деятельности: игровые и развлекательно– игровая, сюжетно-игровая, конкурсная программа.
17. Семья как субъект социально-культурной деятельности.
План ответа: Сущность семьи. Типология семьи и ее структура. Функции семьи. Тенденции изменения семьи на современном этапе. Роль семьи в организации политического, социального, художественного творчества, в создании семейных традиций.
Например:
Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Классификация семей.
На сегодняшний день исследователи осуществляют классификацию семей по следующим признакам:
1)по количеству детей: бездетная семья, малодетная и многодетная семья;
2) по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
3) по структуре: с одной брачной парой, с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них, с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками и т.д.;
4) по структуре лидерства в семье: эгалитарные (демократические) и традиционные, авторитарные семьи;
5) по однородности социального состава: в зависимости от наций; уровня образования, профессии и т.д., т.е. социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
6) по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
7) по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная семья;
8) по географическому признаку; городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах);
9) по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная» семья;
10) по характеру проведения досуга; открытые и закрытые (ориентированные на внутридомашний досуг);
11) по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, викгимогенная семья.
Главным документом в сфере взаимодействия государства и института семьи является принятый в 1996 году федеральный законопроект «Основные направления государственной семейной политики», который носит рекомендательный характер.
В современное время институт семьи переживает кризис, который выражен в дезорганизации воспитательной функции семьи. Семьи порой воспитывают не только будущих социализированных членов общества, но и в большом количестве лиц с девиантными, делинквентными и криминальными формами поведения. Социальный процесс имеет тенденцию к утрате нравственности, альтруизма и духовности.
Необходим поиск новых подходов к решению масштабного ряда проблем семейной жизни. Наиболее перспективными можно представить формирование знаний, навыков и умений к гармоничному взаимодействию супругов в брачном союзе и создание наиболее благоприятных условий для целостного и гармоничного становления личности в семье; становление семьи как первичного культурного института, помощь в раскрытии духовно-нравственного, психолого-педагогического и художественно-созидательного потенциалов, личностного и профессионального самоопределения каждого ее члена; разработка современных подходов к организации свободного времени не только отдельного члена, но и всей семьи в целом.
18. Роль средств массовой информации в социально-культурной деятельности.
План ответа: Значение печати, радио, телевидения в социально-культурной сфере. Социальная сущность и специфика средств массовой информации. Особенности печати как социально-культурного института. Особенности радио как социально-культурного института. Особенности телевидения как социально-культурного института.
Например:
Средства массовой информации в социально-культурной деятельности.
Одной из важнейших закономерностей СКД является вступление населения планеты в новый этап своего развития – информационное общество, что значительно расширило масштабы организации взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для информации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с ХУ века в общественной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты, журналы, фотографии, радио, телевидения, киноискусство, телефон, магнитная запись звука, видео, компьютерные системы.
Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Поэтому очень важно расширять информационное пространство так как без него невозможно органичное развитие социально-культурной сферы.
Средства массовой информации и коммуникации представляют собой:
а) источник адекватной информации граждан о различных социо-культурных явлениях;
б) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения;
г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей.
Продукт СМИ – организация непрерывной массовой социальной и культурной информации населения.
Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) самостоятельно решает потреблять или не потреблять информационную продукцию.
В социокультурной сфере велика роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации. Прямо или косвенно, они участвуют в формировании мнений, оценок, суждений, влияют на трудовую, общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга.
Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социокультурной сферы. Функции средств массовой информации влкючают:
- планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства;
- проведение различных социально-культурных акций;
- воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.
Для СМИ характерны такие общие специфические черты, как массовость, мобильность, оперативность, а также каждый из них обладает присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до ее потребителя. Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы.
Преимущества печати: массовость читательской аудитории, высокая избирательность, возможность оперативных и частых публикаций, высокая престижность. У радио и аналогичных аудиосредств преимуществом является высокая мобильность, большие чем у прессы, возможности для оперативной подачи социально-культурной информации, распространение музыкальных программ.
Радио отличают его всепроникаемость, удобство пользования, возможность оперативного внесения корректировки в передачи.
Сильными сторонами телевидения и видео являются глобальный охват пользователей, эмоциональность и наглядность с помощь сочетания «картинки» и звука, возможность сохранить изображение, репортаж с места события, домашнее средство связи с миром. Телевидение играет определенную роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к программам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает человеку развлекаться, избегать скуки, быть в курсе событий, получать информацию, советы; узнавать о социальных проблемах, культурных процессах.
Подготовку социально-культурных программ, публицистически острых митингов, дискуссий, встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных материалов средств массовой информации.
Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практические вопросы организации досуга населения, быть в курсе важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентироваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики.
Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению.
Таким образом, роль и место СМИ в социально-культурной деятельности определяются их двумя органически взаимосвязанными функциями – информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи – активно участвуют в создании необходимых условий для полно-ценного отдыха, творчества, просвещения.
19. Цели, задачи, основные направления региональной культурной политики.
План ответа: Основные понятия: культура, регион, культурная норма, культурная среда, социально-культурная ситуация, культурная политика, региональная культурная политика. Взаимосвязь понятий. Проблемы социально-культурного развития региона. Принципы региональной культурной политики. Объект культурной политики. Культурная норма как объект культурной политики и исследования культурной среды. Уровни проявления культурных норм личности, социальных групп, общностей. Деятельность личности, социальных институтов в развитии культуры.
Результаты (продукты) культурной деятельности. Обоснованность отбора культурных норм и культурных ценностей. Роль и место социальных институтов и личности в трансляции, сохранении и создании культурных норм и культурных ценностей. Взаимосвязь, взаимодействие, координация деятельности и создание единого культурного пространства.
Например:
Интерес к проблеме регионов в современном мире связан прежде всего с глобальными процессами, приводящими к изменению соотношения между глобальными и региональными составляющими мирового сообщества. Процессы регионализации затрагивают и российское пространство. Регионализация постсоветского пространства привела к появлению новых регионов, которые заявили о своей относительной самостоятельности и рассматриваются как особые культурные и социо-экономические образования. Региональный дискурс — диалог развернутых пространств, концепций, языков, схем. Но любые региональные представления культурно, политически, идеологически нагружены. Сложные совокупности «правил жизни», ценностных норм разнятся от региона к региону. Регионообразующие факторы составляют определенное единство, интегрирующим началом которого становится региональная культура. Региональная культура, как правило, тесно связана с этно-национальными культурами и с культурой всей страны. Поэтому региональная культура представляет специфический синтез элементов своей и других межэтнических культур, которые осваиваются в ходе межэтнической коммуникации выступают как равнозначные и равноценные. Таким образом, региональная культура является своеобразным интегратором этнически разнородных элементов, обеспечивающим в рамках определенной территории возможность плодотворного межэтнического и межкультурного взаимодействия, что на практике означает реализацию модели поликультурного единства. Пространство региона обладает уникальными чертами, формирующимися с помощью особенностей природного ландшафта, святых мест, региональных реликвий, этнических своеобразий культуры. Происходит формирование особой культуры — региональной, которая начинает существовать, постепенно выделяясь из общего мира русской культуры, но не порывая с ним совсем. Специфика региональной культуры просматривается прежде всего в том. Что она первоначально формируется как форма бытия, «специфическая форма существования социума и человека в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей, продуцирующая тип личности». Важную роль в процессе развития регионов играют культурные особенности, которые особенно ярко проявляются в кризисные периоды. Огромный разрыв между уровнем развития современных российских регионов позволяет говорить о дифференциации общественной жизни и доминировании одних сфер общества над другими. Такая ситуация создает определенные проблемы в объяснении процесса развития регионов. Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др. Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни наблюдаются на двух уровнях: глобальном, т. е. в масштабе страны и на региональном, т. е. на уровне области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т. е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей. В последние годы, — отмечают А. П. Марков, Г. М. Бирженюк, — некоторые регионы делают попытки перейти на новую стратегию культурной политики, находящую выражение в региональных программах социокультурного развития. Однако эта работа далеко не всегда эффективна, особенно в тех случаях, когда она не опирается на научно обоснованную методику и технологию. Сегодня на передний план выходит проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики на всех ее уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико-методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т. д. Особенности современной культурной политики определяются спецификой самих демократических общественных систем, выступающих в качестве полистилистических образований. Подобные культурные системы, отмечают А. В. Костина и Т. М. Гудима, отличаются не только большей гуманистичностью и ориентированностью на человека как основную цель социального развития, но и большей жизнеспособностью в условиях объективного сближения различных культурных миров под влиянием информационных и глобализационных процессов. Основной особенностью подобных социокультурных систем является деирархизация — уменьшение значимости экспертов и бюрократов от культуры, стоящих на вершине социальной иерархии. Например, в контексте современной культурной политики в Российской Федерации и ее субъектах можно отметить уменьшение роли Министерства культуры и возрастание роли фондов, союзов, объединений, творческих коммерческих организаций. Тенденции демонополизации в области культуры отражены в Основах законодательства РФ о культуре, где отмечается, что «для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений». На уровне региона складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др. На уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности, возможностей территории — институциональных, материальных, человеческих и т. д. На локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом. Методологические основы региональной культурной политики включают выявление приоритетных направлений развития культуры исходя из должного состояния культурной жизни и реальных проблем; разработку или инициирование в соответствии с приоритетами различных социокультурных программ; поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных. Исходя из особенностей нынешнего этапа развития культурных процессов, довольно характерных для различных регионов России, А. П. Марков и Г. М. Бирженюк выделяют следующие задачи региональной культурной политики: - отказ от потребительской орие