Понятие правовой культуры
Л.Н. Гумилев «Несколько сакраментальных фраз».
Основные подходы к правовой культуре. В СССР впервые стала изучаться в 70-е годы.
- Идеальный подход. Представители: С.С. Алексеев, проф. Венгеров. Алексеев: «Правовая культура – достигнутый общество либо конкретным субъектом определенный уровень знания и понимания права»
- Правовая культура рассматривается как идеальное явление, ограниченное рамками либо индивидуальности, либо общественным сознанием.
- На рациональном, интеллектуальном уровне правовая культура – знание позитивного права; на эмоциональном уровне правовая культура выражена в вере в право, в его регулирующие возможности.
Правовая культура рассматривается как часть правосознания, положительный компонент правосознания. Венгеров: «Правовая культура – более высокая форма правосознания». Недостатки:
a. Правовая культура не может быть отождествлена с правосознанием или какой-то его частью.
b. Правовая культура не только идеальное явление, существующее в сознании субъекта; она имеет и внешнее выражение – памятники права, источники права, сложившаяся в обществе система юридических учреждений.
Точка зрения Тимошиной: правосознание – часть правовой культуры (именно субъект – главное действующее лицо правовой культуры).
- Качественный подход. Представители: А.П. Семитко: Правовая культура – обусловленная социально-экономическим и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в:
- Достигнутом уровне развития юридических актов
- Достигнутом уровне правовой деятельности и правосознании субъекта
- В степени гарантированности государством свободы поведения личности, в единстве с ее ответственностью перед обществом.
Общий недостаток двух подходов: неясность критерия отнесения явлений к культурным, он обозначен как «уровень развития» (где эталон измерения?). когда появляется этот критерий, неявно присутствует европоцентризм (западная культура – эталон); она и есть критерий оценки всех других правовых культур.
Нерсесянц выделяет три типа правовых культур:
- Высокоразвитая
- Среднеразвитая
- Слаборазвитая
Его ученик Четвернин сказал что есть одна правовая культура (западная), а все другие – не культуры. Только в ней (западной культуре) реализован принцип формального равенства.
- Деятельностная трактовка. Представитель: И.А. Иванников. Правовая культура – одна из форм социально значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выраженных в правовых нормах, институтах, способности оценки данных явлений.
Недостатки подхода: правовая культура – не только деятельность.
- Ценностная (аксиологическая) трактовка. Представитель: В.П. Сальников. Правовая культура – система идеальных и материальных правовых ценностей, создаваемых, реализуемых, передаваемых в процессе совместной деятельности членов общества. «Юридическое богатство». Сальников: «Правовая культура – совокупность всех компонентов правовой действительности в их реальном функционировании в качестве эталонов деятельности субъектов права». в понятие правовой культуры включаются исключительно положительные ценности.
- Семиотическая концепция. Сформировалась в неклассической науке. В центре этой концепции человек, который обладает исключительной особенностью создавать тексты для взаимопонимания и взаимодействия. Представители: Разуваев, И.Л. Честнов, А.В. Поляков. Правовая культура имеет текстуальную и коммуникативную природу. Разуваев: «Правовая культура – процесс создания, обмена и хранения правовых текстов, как вербальных (словесных), так и не вербальных (процесс поведения людей). Честнов называет свой подход «антропологическим». В его понимании правовая культура – постоянно воспроизводящаяся правовая реальность, существующая в знаково-символических формах, опосредующих и определяющих специфику человеческого взаимодействия.
Подход Полякова: правовая культура – совокупность текстов, отражающих правовую реальность, а также деятельность по их созданию, хранению, трансляции.
Подход Тимошиной: правовая культура – система по созданию, хранению и трансляции текстов правовой действительности, содержащих социально-значимую информацию.
Тексты правовой действительности:
- Правовые тексты (источники права)
- Тексты, которые в прошлом существовали в качестве правовых – памятники права.
- Акты реализации субъективных прав и обязанностей.
- Научные тексты о праве (правовые концепции).
- Тексты правовой идеологии.
- Тексты правовой психологии.
Тексты правовой действительности могут обладать как положительной, так и отрицательной ценностью. К положительной можно отнести источники права, господствующая в обществе правовая идеология, правомерное поведение субъектов правовой культуры. К отрицательным – правонарушающие действия субъектов, несправедливые законы, отрицательная правовая идеология. Отрицательные образуют периферию правовой культуры, а положительные – ее ядро (центральную зону правовой культуры).
В центральную зону входят доминирующие базовые общесоциальные ценности, которые определяют позитивные правовые ценности.
Базовые ценности обеспечивают целостность, стабильность, устойчивость, обособление правовой культуры от других правовых культур.
На периферии образуются субкультуры – правовые культуры, установленные социальными группами, которые различаются своим отношением к базовым ценностям культуры.
Классификация правовых субкультур:
- Профессиональные
- Конфессиональные
- Этнические
- Маргинальные (суб. неадаптированные).
- Делинквентные (отрицающие базовые ценности правовой культуры)