Вопрос 7. Сарматская эпоха (основные новшества) и сарматская культура
III в. до н.э. – IV в н.э. – следующий после скифского период ран.ж.века в степях Евразии.
В зап.части степей (Приуралье, Поволжье, затем и Сев.Причерноморье) господствуют сарматы – ираноязычные кочевники-скотоводы, родственные савроматам. В вост. части степей (Прибайкалье, степи Сибири, Казахстана, Ср.Азии) в кон. I тыс. до н.э. – нач. I тыс. н.э.) – изменения, связанные с расширением политического и культурного влияния народов – хунну (сюнну), часть которых позднее вошла в гуннский полиэтнический массив.
Переход от скифской к сарматской эпохе ознаменован переменами в материал.культуре и искусстве:
1. Совершенствуются формы вооружения: мечи-акинаки скифского типа вытесняются длинными всадническими мечами с иной рукоятью; вместо бронзовых втульчатых наконечников стрел приходят массивные железные наконечники с черешковым креплением к древку; вместо короткого сигмовидного лука скифского типа – более длинный дуговидный лук («гуннского типа»).
2. Развивается конское снаряжение: взамен стержневидных псалиев чаще начинают употреблять крупные кольца; совершенсвуется седло (становится более жестким).
3. На смену скифо-сибирскому звериному стилю приходит новое прикладное анималистическое искусство, более орнаментальное, главное отличие – украшаемые объекты служили фоном, а не композиционной основой изображений.
Сарматская культура.
Хронологические пределы с.к – IV в. до н.э. – IV в. н.э. Ареал – обширная территория степи от Зап.Казахстана и Юж. Приуралья до Сев.-Зап. Причерноморья. Историческое ядро – в Южном Приуралье (начальные черты уже в конце V в. до н.э.). С III-II вв. до н.э. постепенно захватывают всю тер. Сев.Причерноморья, откуда вытеснили основную массу скифов. Некоторые сарматские племена (сираки и аорсы) осуществили вторжение на Сев.Кавказ.
В I в. н.э. в восточной части усиливаются ираноязычные аланы, которые на руб.I-II вв. н.э. подчиняют все ост. Племена сарматского круга. В III в. н.э. – вследствие готской экспансии положен конец доминированию сарматов в Сев.Причерноморье, а после нашествия гуннов во втор.пол. IV в. н.э. сарматская культура исчезла как единое целое.
Стационарные поселения не обнаружены, но на Кубани известны меото-сарматские городища. Погребения многочисленны – это трупоположения под курганами (выс. 1-3 м, диаметр 8-20 м) или изредка в естественных холмах (на Волге). Покойные лежат вытянуто на спине, реже на боку, руки-ноги чаще параллельны, ноги лежат ромбом или одна нога согнута в колене. В основном головой на юг, позднее – на север. Лежали на подстилке из органики, реже – на деревянных носилках или в дерев.решетчатых гробах., иногда на ложе, оставшемся от погребальной колесницы (сама колесница в процессе захор. разламывалась, ее детали клали в погребение). Узкие прямоугольные могилы, перекрытые досками и хворостом, стены могли иметь опоры для перекрытия – «заплечики». Типичны могилы с обширными подбоями, известны и катакомбы – в них вход в погребальную камеру закрывали досками или заваливали камнями. В могилы клали символы огня – угольки (или их заменители). Осн.погреб.инвентарь – оружие. Часто в погребение клали переднюю ногу барана, реже кости лошади.
Вооружение сарматов вначале сходно со скифским и савроматским, со времен модифицировалось, отражая совершенствование конского боя. Втульч.наконечники стрел сменяются железными черешковыми, наконечники и древки копий удлиняются. Появились всаднические мечи – длинные, с прямым перекрестьем в виде узкого бруска, затем – мечи с кольцевидным навершием, позже – с рукоятью-штырем без металлич.навершия и металлич.перекрестья. Применяется сварка внахлест, шире – цементация. Использовались железные чешуйчатые панцири. В конском снаряж. – сначала железные удила скифского типа и железные псалии – С-видные или прямые стержни с 2-мя отверстиями. Затем желез.удила с доп.кольцами, которые вращались свободно, а к ним крепились ремни оголовья и повод. С 3 до 1 вв. н.э. популярны богатые сбруи с серебр.круглыми или полушарными бляхами – фаларами, украш. раст, зооморфными, мифологич. сюжетами.
Керамич.сосуды – без гонч.круга, плоско- и круглодонные. Распространены шаровидные сосуды, позднее – миски и кувшины (среди них есть изг. и на гонч.круге, импортированные). Ряд сосудов в зооморфными ручками. Осн. металлич.сосуды – бронзовые котлы с яйцевид. или шаровид.туловом, с 2-мя вертик.ручками.
Одежда близка к скифской. Сарматская знать исп. фибулы, поясные пряжки; украшение золотыми нашивными бляшками (как и скифы), а также нашивные бусы и бисер. Украшения – браслеты (бронз.,серебр.,зол.,желез), серьги, ожерелья, драгоценные диадемы. Множ-во бронз. зеркал (сначала большие с плоскими ручками, позже – миниатюрные с боковой прямоуг. коротк. ручкой).
Искусство разнообразно. Торевтика (искусство производства рельефных художественных изделий из металла), в которой присутствуют как зооморфные образы (тонкие, схематизированные, обычно сильно изогонутые звери), так и антропоморфные (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. В 1 в. до н.э. – 2 в н.э. – полихромный стиль с ярким колоритом: изд. из драгоцен.металла (техника филиграни и зерни), инкрустировались камнями-самоцветами, стеклом и цветной эмалью.