Этикет как учебная дисциплина и социальное явление (2 часа)
Кафедра истории и
Культурологии
Б 1 ДВ1 ЭТИКЕТ
Практикум
Направление подготовки
110900 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции животноводства
Профиль подготовки
Технология производства и переработки продукции животноводства
Уфа 2012
УДК 395
ББК 87.774
Э 90
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол от 2012 г..)
Составитель: к.с.н., доцент Горемыкина Л. И.
Рецензент: к.с.н., доцент Игебаева Ф.Г.
Ответственный за выпуск: заведующая кафедрой истории и культурологии,
к.и.н., доцент Семенова Л.М.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….4
Раздел 1 Планы практических занятий и методические советы
к их изучению………………………………………………………………… 5
1.1 Этикет как учебная дисциплина и социальное явление………………..5
1.2 Культура поведения в общественных местах…………………………...6
1.3 Невербальный этикет и его роль в формировании имиджа…………….7
1.4 Речевой этикет……………………………………………………………..9
1.5 Гостевой этикет……………………………………………………………10
1.6 Столовый этикет…………………………………………………………..11
1.7 Культура семейных отношений………………………………………….13
1.8 Деловой этикет …………………………………………………………...15
1.9 Этикет работника ресторанного бизнеса………………………………..
Раздел 2 Банк контрольных вопросов………………………………….
Введение
В настоящее время всё яснее становится социальная потребность в формировании у молодых людей навыков культурного поведения. К сожалению, нормы этикета долгое время не учитывались в общественной практике. Несоблюдение преемственности нравственных и культурных традиций, отрицание этикета как проявления чуждой советскому строю идеологии не самым лучшим образом сказались на общественных нравах. Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении с людьми – такова реальность наших дней.
Между тем рост межгосударственных, межкультурных, межнациональных контактов, интенсификация личных и деловых отношений современного человека делают всё более актуальным знание культурных особенностей поведения и их нравственный аспект. В условиях современного напряжённого ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения от человека требуется умение владеть собой и строить отношения с окружающими в быту, в семье, в профессиональной и общественной деятельности. Успех делового человека, например, во многом зависит от того, насколько он уважает достоинство коллег, руководства, подчиненных, заказчиков, а также соблюдает основные нормы общественного поведения.
Особо подчеркнем, что этикет теснейшим образом связан с нравственностью. Мораль, нравственность человека - это его устои, принципы, которыми он руководствуется в своей жизни. А этикет – это внешняя форма, правила поведения, которым он должен следовать и в которых находят своё отражение нравственные принципы человека.
На практических занятиях по данной дисциплине мы попытаемся усвоить основные правила этикета, осознать, каким приятным может быть общение, если следовать им, как знание и применение этих правил позитивно влияет на формирование имиджа человека. Если всё, о чём будет говориться, является для вас само собой разумеющимся, то нам будет очень приятно найти в вашем лице единомышленников! Но если многое из того, что известно с детства, пока не стало привычкой и потребностью, то, видимо, следует серьёзно подойти к полученной на занятиях информации, постепенно внедряя её в жизнь. Надеемся, что после изучения данного курса вы сможете расширить свои представления о специфике человеческого общения и хоть что-нибудь изменить в своих отношениях с людьми.
Раздел 1 Практические занятия и методические указания к их изучению
Этикет как учебная дисциплина и социальное явление (2 часа)
1) Понятие этикета
2) Основные правила и принципы этикета
3) Структура этикета
4) Роль этикета в жизни общества
Содержание первого вопроса
1) Каково происхождение слова «этикет»?
2) Когда и в какой стране сложилось и вошло в обиход понятие этикета? Что оно означало? Назовите современное определение данного понятия.
3) Когда этикет зародился как общественное явление?
4) Сопоставьте понятия «этикет» и «этика», «этикет» и «культура поведения». Покажите тесную взаимосвязь между ними.
Содержание второго вопроса
1) Назовите «золотое правило» нравственности, лежащее в основе этикета. Почему оно является универсальным, приемлемым для всех народов?
2) Перечислите и раскройте основные принципы этикета. Какой из них является главным?
3) Почему принципы этикета более важны, чем его конкретные правила?
4) Что такое вежливость, корректность, тактичность и деликатность? Какие внутренние качества личности они олицетворяют?
Содержание третьего вопроса
1) Назовите формы, виды и подвиды этикета. Приведите примеры, подтверждающие тесную взаимосвязь между ними.
2) Каковы различия между традиционным и современным этикетом?
3) Существует ли единый общемировой этикет?
4) Каковы особенности российского этикета?
Содержание четвертого вопроса
1) Каковы основные функции этикета? Какая функция является главной и почему?
2) Раскройте роль этикета в формировании и развитии интеллигентного человека.
3) Каково значение этикета в достижении успеха в профессиональной деятельности?
Рекомендуемая литература
1 Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2006. – С.5-10.
2 Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: учеб. пособие – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – С.8-17.
3 Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.-
С.11-23.
4 Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – С.7-13.
4 Рахматуллина З.Я. Этикет как ценность культуры. – Уфа: Гилем, 2006.
– С.5-24.
5 Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. – М.: Ось-89,
2001. – С.5-8.