Вопрос 9. таштыкская культура минусинской котловины
Относится к Сарматской эпохе раннего железного века, сменяет тагарскую культуру. Своим возникновением обязана проникновению в Минусинскую котловину в период массовых миграций (причиной миграций было начало политического господства хунну) тюркоязычных монголоидных групп и их взаимодействию с автохтонными тагарскими европеоидами. Датировка: II (I?) в. до н.э. – V в. н.э. Ареал: Минусинская котловина (юг Восточной Сибири).
Основные памятники – погребения. Бывают двух вариантов: индивидуальные захоронения в грунтовых ямах и коллективные (вероятно, семейные) захоронения в склепах. Грунтовые кладбища от сотни до нескольких сот могил не имеют собственных насыпей и помещаются на возвышениях – склоны сопок или насыпи курганов предшествующей тагарской культуры. Могильные ямы содержат обкладку из плит или невысокие срубы с обложенными берестой дном и стенами, перекрытые накатом. Иногда ямы перекрыты каменными выкладками. Погребения соотв. раннему этапу таштыкской культуры, т.к. найденный в них инвентарь в основном преемственен тагарским вещам. Склепы сооружались обычно группами по 2 или 4, иногда в пределах грунтовых кладбищ. Склеп представляет собой прямоугольную камеру из брёвен с деревянным полом и потолком. Камера возводилась в неглубокой широкой яме площадью от 16 до 90 кв.м. К камере спускались ступени или трапецевидный вход-коридор. Стены и вход по периметру окружались бревенчатым тыном (навроде забора), кот. в свою очередь был обставлен каменными плитами. Сверху на бревенчатое перекрытие камеры могли поместить каменную наброску, а поверх создавалась грунтовая насыпь. Склепы характерны для более позднего периода таштыкской культуры.
Погребальный обряд: для грунтовых кладбищ – трупоположение и трупосожжение, для склепов - преимущественно трупосожжение. Трупоположение в таштыкской культуре предусматривало предварительную мумификацию (женщин и детей чаще, чем мужчин). Мумии лежали в вытянутом положении на спине головой на запад. При мумификации особенно заботились о сохранности головы, для чего трепанировали череп с извлечением мозга. На лицо могли накладывать тонкую белую гипсовую маску. Часто маски расписывались глиняными красками: украшались спиралевидными красными узорами или сплошь красились красной, а затем сверху чёрной краской. Кремация – чаще мужчины. Сожжение было неполным: сохраняли крупные остатки костей кот. либо помещали в кожаный или берестяной мешочек и зашивали в чучело-манекен, имитирующее сожжённого покойника, либо прах непосредственно помещали в могилу, где иногда лежали массивные маски-бюсты с индивидуальными чертами покойника. Известны жертвенно-поминальные комплексы на окраинах грунтовых могильников или у склепов. поминки происходили с принесением в жертву животного, а дальше пиршество.
Погребальный инвентарь: вотивный (уменьшенные модели вещей), почти нет предметов вооружения, много керамических и деревянных сосудов, напитки в глиняных сосудах, растительная пища и куски мяса (чаще всего овец).
Детские погребения: находятся на окраинах грунтовых кладбищ или вокруг склепов. Обычно детей просто заворачивали в бересту и клали в могилу на спине или на боку даже без вещей.
Поселения: малоинформативны – тонкий культурный слой. Таштыкцы жили в основном в полуземлянках, внутри обставленных плитами и срубом, снаружи – кладкой из плит. Наземные жилища – редкость (Михайловское поселение).
Хозяйство: основа – комплексное скотоводство с разведением крупного рогатого скота, а в притаёжных районах – северного оленя. Быки являлись тяглом, разводили и лошадей. О наличии земледелия свидетельствуют находки зернотёрок и мотыг из камня и кости, а в погребениях – мелких зёрен типа проса, посыпавшихся на головы покойникам. + черная цветная металлургия, литейное и кузнечное дело, охота на косуль, маралов и пушного зверя. Керамика не знала гончарного круга.
Дворец на р. Ташебе под Абаканом: замечательный памятник, вероятно, связанный с политическим господством хунну. Общая площадь – 1575 кв.м, 16 помещений, глинобитные стены до 2 м толщиной, четырёхскатная крыша с черепицей по китайскому образцу, система отопления – подпольные керамические трубы-дымоходы, идущие от печи в южной части здания. Керамика хуннского типа (напр. с валиками сверху) и ряд китайских вещей. Сооружён скорее всего в 1 веке до н.э. и мог принадлежать бывшему китайскому военачальнику по имени Ли Лин, служившему хунну в качестве наместника Саяно-Алтайского удела.