Образ смерти в культуре традиционного общества
С возникновением цивилизаций, смерть «другого» продолжает быть важным аспектом всей системы социальных отношений и сопровождается комплексом социальных действий.
Главная идея, которая пронизывает всю христианскую культуру от античности до наших дней, (и которая является типичной для всей традиционной культуры, включая архаическую) что идея «победы над смертью». Христианство, как, впрочем, все другие религии мира, не только максимально эксплуатирует смерть, но и перманентно шантажирует смертью, угрожая вечными муками и обещая спасение. При этом феномен смерти продолжает играть центральную роль в процессе социализации и культурализации индивидов. Умирающий человек не одинок, он прощается с семьей, разговаривает с Богом его смерть остается в рамках ритуала.
Институт смерти и институт бессмертия - на управлении этой сферой церковь строила свою власть Разделив жизнь на загробную и земную и взяв на себя функцию управления загробной жизнью, церковь фактически полностью управляла земными делами. Таким образом, единственным институтом смерти в средние века была религия. В традиционной европейской культуре, смерть выступала знаковым событием, полным сакрального и социального смысла и управление смертью, а значит и жизнью, было полностью монополизировано церковью.
ПЛЯСКА СМЕРТИ - жанр, существовавший в европейской культуре с сер. XIV по первую половину XVI в. и представляющий собой сопровождаемый стихотворным комментарием иконографический сюжет, танец скелетов с новопреставленными.
Тема Пляски смерти развилась в покаянной литературе под влиянием проповеди францисканского и доминиканского монашества. В проповеди говорится о бренности жизни, суетности мира, ничтожности власти и славы и призывают к покаянию; когда-то покойник был тем, чем живой является сейчас, живой будет тем, чем стал покойник.
Вюрцбургская Пляска смерти соединена с проповедью покаяния, однако смерть убивает всех, независимо от образа жизни: судейского крючка и «возлюбленного церкви» кардинала, наживающего капитал купца и «отца монахам» аббата; не щадит она ни светскую даму, ни насельницу монастыря, всю жизнь служившую Богу.
Билет.
Традиционная культура арабского мира.
Билет.
Традиционная культура скандинавских народов.
Билет.
Традиционная культура Германии.
Скандинавия - историко-культурный регион на севере Европы, охватывающий Скандинавский полуостров и прилегающие к нему острова.
Скандинавия - родиной готов и других восточногерманских народов, миграция которых на южное побережье Балтики привела к великому переселению народов. Совершали походы на Ирландию, Англию, Шотландию, Францию, на восток. Открыли Исландию, Гренландию, Америку.
Общественный строй.
Исходное звено общественной системы 9 - 11 вв. – родовой коллектив (объединял родичей совокупностью взаимных прав и обязанностей). “Двор” - основа социальной общности. Она включала семью, состоявшую из кровных родственников.
Через четыре поколения земля превращалась в одаль. Одаль - наследственное владение, состоявшее из пахотных земель, луговых, пастбищных, лесных, водных и других угодий.
Центральный субъект скандинавского обычного права - одальсбонд, глава самостоятельной семьи, полноправный владелец одаля. Категория “могучих бондов” - одна из ведущих сил эпохи (многочисленные собственные семьи (включавшие домочадцев, слуг, рабов), обладавшие разветвлёнными родовыми связями).
Крестьянское землевладение – основа общественного строя. Подчинялись феодалу (угнетенный класс феодального общества), но небыли закрепощенным классом.
2. Тип культуры.
За рубежом викинги выступали как грабители, завоеватели и торговцы, а на родине в основном обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу и разводили скот. Независимый крестьянин, работавший сам или вместе с родней, составлял основу скандинавского общества.
Занимались земледелием. Из-за бедности почв хлеба не хватало, и зерно ввозили из других стран.
Шире развито скотоводство, благодаря горным пастбищам (сеттеры). Ими пользовались сообща жители многих хуторов и целых округов. Кормов не хватало, и падёж скота - обычное явление.
Города.
Торговые и ремесленные поселения существовали до тех пор, пока продолжались походы викингов, а затем пришли в упадок, уступив место новым городам Севера. Стоит отметить, что Скандинавские города выглядели бедными и маленькими по сравнению с городами Южной Европы.
Торговля.
Торговля получила развитие у скандинавов в очень отдалённые времена. Повсеместно находят монеты, бронзовые, золотые, серебряные, стеклянные и глиняные сосуды, украшения, оружие и других предметов. Велик спрос на оружие из стран, где ремесло было более развито. Вывозили пушнину, мёд, воск, лён, кожи, дерево, янтарь и т.д.
Во всех пунктах торговли действовало одно торговое право, общее для всех.
Своего серебра викинги не имели, всё оно было привозное.
5. Ремёсла.
Ремёсла развиты слабо, исключение - кораблестроение. Орудия земледельческого труда те же, что в 7 – 8 вв.: серпы, косы. Пользовались лыжами, санями, четырёхколёсные повозки.
Одежда.
Мужская. Из шерстяных и льняных тканей, меха, кожи. Нижняя- рубаха, штаны, пояс. Верхняя- несколько видов кафтанов и плащей. Пояса: кожаные/матерчатые – небогатых, металл (бронза, желтая медь, серебро) в виде широкой цепи, украшенные дорогими камнями; материя/кожа со звериными зубами, метал. пуговками, бляшками и пр. К поясу подвешивался ременной нож/меч.
Лето-ткань, зима- меховой киртель.. Существовали разного рода накидки-дорожная одежда. Головные уборы: невысокая шляпа с подбородником и широкими полями из кожи/меха/войлока.
Женская одежда мало отличалась от мужской. Нижняя одежда-сорочка с большим отверстием для головы. Короткие до колен штаны, длинные чулки/носки, различная форма обуви, похожая на мужскую. Верхняя одежда. Киртель. Пояса не отличались от мужских. Подвешивались сумочки на ремне, кошелёк, нож, ножницы, у замужних - ключи. Перчатки.
Коротко острожные волосы- признак рабства/бесчестия. С введением иноземных обычаев- стали стричь волосы и бороду в кружок или клином. Женщины-распущенные волосы, косы.
Украшения- металлические головные обручи: диадемы, ожерелья, пряжки, сережки; шейные обручи. Браслеты рук и ног.
Пища.
На первом месте - мясо, молоко, масло, рыба. Известен был также и китобойный промысел. Голод и его угроза как следствие неурожая, падёжа скота, ухода рыбы от побережья – повседневная реальность в жизни скандинавов того времени.
Семья и брак.
Люди гордились предками, помнили родословные за много поколений, имели высокое чувство долга по отношению к родным. Сильное общее чувство чести (а также ответственности): оскорбление одного из них - оскорбление всем, и наоборот, позор касался всей семьи. Сыновья свободны в выборе образа жизни. Дочерей не выдавали замуж против их желания, хотя брак – предмет соглашения между мужчинами из обеих семей. Семья давала помощь и совет, однако она никогда не была всемогущим авторитетом.
Женщины имели высокий статус, как по правовой теории, так и в повседневной практике. Они владели землей и управляли собственностью, был полный авторитет в делах хозяйства, в одиночку управлять фермой, пока мужья отсутствовали.
Культура.
Основные памятники скандинавского эпоса и произведений литературы - песни о богах, героях (“Старшей Эдды”). Существуют произведения искусства – изображения, орнаменты, украшения, ремесленные изделия.
Письменность (древнегерманский алфавит) — руны. Сначала рунами пользовались жрецы (гадали). Позже руны вырезали на наконечниках копий, на мечах, на могильных камнях. Затем стала распространяться латынь, вытесняя руны.
Картина мира.
Древняя религия основывалась на поклонениям силам природы (“старше боги” – ванны). К началу эпохи викингов в религиозных представлениях произошли сдвиги. Главное место заняли асы. Сложилось представление об асах, как о семье богов, живущих, подобно людям в своей усадьбе Асгард. Глава рода - Один.
Умершие попадали в Хель – мрачное царство мёртвых, где все бездеятельны. Но воины, павшие в бою, - избранники Одина. Они попадали в Валхаллу – огромный чертог Одина. Когда наступит конец света, Один пойдёт в бой во главе своего воинства. Один - военный вождь, зачинщик битв, вечный странник, старец в надвинутой на глаза шляпе, покровитель торговли, воплощение высшей мудрости.
Бог грома и молнии - Тор. Норвежские и исландские конунги считали себя его потомками, викингов иногда называли “народом Тора”.
Погребения.
Большинство Викингов, будучи жителями моря, предавались земле в больших могилах, вырытых в форме судна. Имущество и еда помещались около них. Мужчины брали свое оружие в следующий мир, а женщины - самые красивые украшения.
Если покойный дворянин или великий воин, то его женщину передавали от человека человеку в его племени, которые все занимались любовью с нею, прежде, чем задушить ее, и разместить ее рядом с телом ее «хозяина».
Билет.