На всех стадиях ее развития культуру организации во многом определяет личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности, стиль поведения, профессиональные способности)
Тема 1 Закономерности и тенденции развития организационной культуры
1.Культура как категория. Понятие и содержание организационной культуры
История исследования организационной культуры. Тенденции развития
Классификация и основные типы организационной культуры
Влияние факторов внешней и внутренней среды на организационную культуру
Литература:
Николаев, А.А. Социология управления: учебное пособие /А.А. Николаев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
Тихомирова О.Г.Организационная культура: формирование, развитие и оценка: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2012.
Введение
Проблемы организационной культуры имеют важнейшее значение с момента возникновения первых организаций в человеческом обществе.Организационная культура является одним из фундаментальных системообразующих факторов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие социально-экономических систем как единого целого.
Мировые финансовые и экономические кризисы XX в. и начала XXI в., глобализация, наступление эпохи информации и знаний все больше требуют от современных компаний поиска новых методов управления и организации бизнес-процессов, которые позволяли бы эффективно функционировать до, во время и после кризисов, учитывали бы тесную взаимозависимость предпринимательских структур в мировом масштабе вне зависимости от их размера и сферы деятельности.
Важно также иметь в виду, что организационная культура во многом зависит от национальной культуры и менталитета того государства, в котором предприятие осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность. То есть комплексное понимание сущности организационной культуры позволит лучше понимать своих деловых партнеров в других странах и принимать более эффективные бизнес-решения.
Эффективная организационная культура формирует положительную репутацию организации, создает априорные принципы деловой этики, разделяемые всеми работниками и партнерами, способствует росту уровня квалификации персонала, стимулируя проведение в НИОКР, создавая тем самым особый наиважнейший нематериальный актив фирмы, непосредственно влияющий на успешность ее деятельности в долгосрочной перспективе.
Организационная культура сегодня — это уже не просто имидж компании, лояльность персонала, общественности. Это особая форма организации и управления,основанного на системном мышлении менеджера, на процессе самоорганизации фирмы, достижении синергетического эффекта.
Необходимо учитывать, что даже фирма с численностью персонала 10 человек не может обойтись без управления организационной культурой. Эта проблема неизбежно встает перед любой организацией с момента ее возникновения.
Имидж и репутация предприятия приобретают все большую важность в общей эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, в условиях кризиса, частых банкротств очень важно сплотить персонал фирмы, сделать его Верным своей компании.
Управление формированием и развитием организационной культуры позволяет сформировать в России новую деловую среду, деятельность которой будет соответствовать современным требованиям международного сообщества. Это необходимо российским организациям для лидерства на отечественном рынке, а также для привлечения иностранных инвестиций, завоевания мировых рынков, эффективной работы с зарубежными и российскими партнерами.
1.Культура как категория. Понятие и содержание организационной культуры
Прежде всего рассмотрим кратко понятие культуры как отдельной категории.
Несмотря на то, что впервые научное исследование культуры было осуществлено еще во времена Просвещения, до сихпор нет четкого и однозначного определения культуры, что может быть объяснено сложностью, комплексностью, многогранностью данного понятия.
Философский словарь дает такое определение культуры: культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством, характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. В более узком смысле принято говорить о материальной культуре (техника, производственный опыт, материальные ценности) и о духовной культуре (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства, философии, морали, просвещения и т.д.).
Согласно философскому энциклопедическому словарю культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой, к самим себе.
Контексты употребления термина «культура» : культура исторической эпохи, национальной культуры, культуры специфических сфер деятельности человека.
К пониманию сущности и содержания организационной культуры существуют различные подходы. Все определения организационной культуры можно разделить на три группы (табл. 1.1):
1-я группа:определения — характеристики деятельности организации и ее членов;
2-я группа: определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры;+++
Культура организации относится к базовым понятиям науки управления, так как в основе облика организации лежит специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг; правила поведения и нравственные принципы работников; репутация в деловом мире и т.п.
Управление не просто соответствует культуре организации, сильно зависит от нее, но оказывает влияние на формирование и адаптацию культуры к новой стратегии. Поэтому менеджеры должны уметь управлять культурой своей организации.
Целью корпоративной культуры является помощь работникам продуктивно исполнять свои обязанности в организации и получать от этого большее удовлетворение, что в свою очередь приведет к повышению экономической эффективности деятельности организации в целом. Ведь сплоченный, движимый единой целью, работающий, как отлаженный часовой механизм, коллектив принесет гораздо больше пользы, чем «сообщество разброда и шатания».
Говоря короче, основная цель корпоративной культуры — самоподдержание и саморазвитие организации.
Понятие «корпоративная культура» формировалось на заре монополизма. Когда основатель крупнейшей автомобильной корпорации Г. Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту культуру — общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней. Это эфемерное явление: его нельзя потрогать в буквальном смысле, но плоды его материальны, так как непосредственно способствуют увеличению доходов компании.
Специалисты по управлению человеческими ресурсами по-разному интерпретируют понятие корпоративной культуры. Приведем несколько определений.
Корпоративная культура — это система ценностей и методов управления.
Здесь суммируются нематериальные активы организации и конкретные механизмы, что приводит к его неоднозначному толкованию.
Корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой, т.е. опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации, процесс принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытываемые работниками (Б. Феган).
Корпоративная культура — приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности (А.Н. Занковский).
Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях» (Т.Ю. Базаров).
Таким образом, корпоративная культура — большая область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством работников.
Можно сказать, что корпоративная культура —Это клей, который держит; это масло, которое смягчает.
Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется прежде всего и главным образом в организационном поведении сотрудников, т.е. определяет:
устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей, дисциплину и культуру их исполнения;
динамизм и адаптивность к нововведениям в организации;
общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве;
активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Корпоративную культуру предприятия определяет формула:
общие ценности — взаимовыгодные отношения и сотрудничество — добросовестное организационное поведение.
Как культура вообще базируется на общепризнанных ценностях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и корпоративная культура формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения именно в данном коллективе и данной организации.
По определению, корпоративная культура не может быть сконструирована и внедрена. Она не может быть даже заимствована. Могут быть заимствованы лишь некоторые структуры и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах, а пересадка с одной почвы на другую образа корпоративного поведения, как правило, не бывает успешной. Это объясняется тем, что каждый коллектив уникален по своим характеристикам — половозрастному составу, профессионально-квалификационной структуре кадров, отраслевой принадлежности, географической специфике, истории становления, формирования коллектива и сложившимся традициям.
Таким образом, корпоративная культура: 0 задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему
организация функционирует именно так, а не иначе; 0 позволяет в значительной мере решить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее: ценности, нормы, поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.
Корпоративная культура возникает в любой структурированной группе людей и становится тем мощнее, чем дольше существует данная структура. Обычно корпоративная культура возникает спонтанно, «снизу», и передается «из уст в уста», с помощью личного примера и устных наставлений старожилов.
Наибольший вклад в формирование корпоративной культуры носят наиболее харизматические личности. Именно их привычки и правила поведения неосознанно копируют их коллеги. Естественно, если во главе организации стоит сильный харизматический лидер, то основное влияние на формирование корпоративной культуры оказывает именно он. Тогда корпоративная культура начнет работать на своего создателя.
Многие руководители рассматривают корпоративную культуру организации, которую они возглавляют, как мощный стратегический инструмент, позволяющий:
ориентировать все подразделения и отдельных работников на общие цели;
мобилизовать инициативу работников;
обеспечивать лояльность;
облегчать общение.
На всех стадиях ее развития культуру организации во многом определяет личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности, стиль поведения, профессиональные способности)
Сильная культура имеет более глубокие корни в сознании людей, она разделяется большим числом работников и в ней более четко определены приоритеты. Такая культура имеет значительное влияние на поведение работников в организации, но в то же время она может выступать серьезным препятствием на пути проведения организационных изменений, так как новое в культуре вначале всегда слабее.++++
Центральной составляющей в большинстве трактовок организационной культуры являются ценности организации.
Организационная культура направлена на повышение трудового потенциала системы и выражает основные ценности организации.
Ценности являются своеобразным ориентиром для работников и организации в целом в процессе их деятельности, при принягии решений. Например, если высокое качество является приоритетной ценностью, то при формировании стратегии, в управлении более пристальное внимание будет уделяться найму высококвалифицированных рабочих. Существенное значение будет иметь техническое перевооружение фирмы и внедрение новых технологий в долгосрочной перспективе, закупка современного оборудования, работа с надежными поставщиками сырья и материалов и т.п.
Структурными составляющими организационной культуры являются: ценности организации, знания организации, внутренние и внешние коммуникации и связи, цели организации, культура трудового, производственного и других материальных процессов.