Этикет как учебная дисциплина и социальное явление (2 часа)

Кафедра истории и

Культурологии

Б 1 ДВ1 ЭТИКЕТ

Практикум

Направление подготовки

151000 Технологические машины и оборудование

Профиль подготовки

Машины и аппараты пищевых производств

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4

Раздел 1 Планы практических занятий и методические советы

к их изучению………………………………………………………………… 5

1.1 Этикет как учебная дисциплина и социальное явление………………..5

1.2 Культура поведения в общественных местах…………………………...6

1.3 Невербальный этикет и его роль в формировании имиджа…………….7

1.4 Речевой этикет……………………………………………………………..9

1.5 Гостевой этикет……………………………………………………………10

1.6 Столовый этикет…………………………………………………………..11

1.7 Культура семейных отношений………………………………………….13

1.8 Деловой этикет …………………………………………………………...15

1.9 Этикет работника ресторанного бизнеса………………………………..

Раздел 2 Банк контрольных вопросов………………………………….

Введение

В настоящее время всё яснее становится социальная потребность в формировании у молодых людей навыков культурного поведения. К сожалению, нормы этикета долгое время не учитывались в общественной практике. Несоблюдение преемственности нравственных и культурных традиций, отрицание этикета как проявления чуждой советскому строю идеологии не самым лучшим образом сказались на общественных нравах. Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении с людьми – такова реальность наших дней.

Между тем рост межгосударственных, межкультурных, межнациональных контактов, интенсификация личных и деловых отношений современного человека делают всё более актуальным знание культурных особенностей поведения и их нравственный аспект. В условиях современного напряжённого ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения от человека требуется умение владеть собой и строить отношения с окружающими в быту, в семье, в профессиональной и общественной деятельности. Успех делового человека, например, во многом зависит от того, насколько он уважает достоинство коллег, руководства, подчиненных, заказчиков, а также соблюдает основные нормы общественного поведения.

Особо подчеркнем, что этикет теснейшим образом связан с нравственностью. Мораль, нравственность человека - это его устои, принципы, которыми он руководствуется в своей жизни. А этикет – это внешняя форма, правила поведения, которым он должен следовать и в которых находят своё отражение нравственные принципы человека.

На практических занятиях по данной дисциплине мы попытаемся усвоить основные правила этикета, осознать, каким приятным может быть общение, если следовать им, как знание и применение этих правил позитивно влияет на формирование имиджа человека. Если всё, о чём будет говориться, является для вас само собой разумеющимся, то нам будет очень приятно найти в вашем лице единомышленников! Но если многое из того, что известно с детства, пока не стало привычкой и потребностью, то, видимо, следует серьёзно подойти к полученной на занятиях информации, постепенно внедряя её в жизнь. Надеемся, что после изучения данного курса вы сможете расширить свои представления о специфике человеческого общения и хоть что-нибудь изменить в своих отношениях с людьми.

Раздел 1 Практические

Занятия и методические указания к их изучению

Этикет как учебная дисциплина и социальное явление (2 часа)

1) Понятие этикета

2) Основные правила и принципы этикета

3) Структура этикета

4) Роль этикета в жизни общества

Содержание первого вопроса

1) Каково происхождение слова «этикет»?

2) Когда и в какой стране сложилось и вошло в обиход понятие этикета? Что оно означало? Назовите современное определение данного понятия.

3) Когда этикет зародился как общественное явление?

4) Сопоставьте понятия «этикет» и «этика», «этикет» и «культура поведения». Покажите тесную взаимосвязь между ними.

Содержание второго вопроса

1) Назовите «золотое правило» нравственности, лежащее в основе этикета. Почему оно является универсальным, приемлемым для всех народов?

2) Перечислите и раскройте основные принципы этикета. Какой из них является главным?

3) Почему принципы этикета более важны, чем его конкретные правила?

4) Что такое вежливость, корректность, тактичность и деликатность? Какие внутренние качества личности они олицетворяют?

Содержание третьего вопроса

1) Назовите формы, виды и подвиды этикета. Приведите примеры, подтверждающие тесную взаимосвязь между ними.

2) Каковы различия между традиционным и современным этикетом?

3) Существует ли единый общемировой этикет?

4) Каковы особенности российского этикета?

Содержание четвертого вопроса

1) Каковы основные функции этикета? Какая функция является главной и почему?

2) Раскройте роль этикета в формировании и развитии интеллигентного человека.

3) Каково значение этикета в достижении успеха в профессиональной деятельности?

Рекомендуемая литература

1 Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2006. – С.5-10.

2 Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: учеб. пособие – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – С.8-17.

3 Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.-

С.11-23.

4 Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – С.7-13.

4 Рахматуллина З.Я. Этикет как ценность культуры. – Уфа: Гилем, 2006.

– С.5-24.

5 Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. – М.: Ось-89,

2001. Самостоятельная работа студента

Выполните тесты:

1 Этикет это:

а) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям

б) манеры поведения и общения

в) совокупность верований, убеждений, ценностей, норм и образцов поведения, которыми руководствуются большинство членов общества

2 Этикет как общественное явление зародился:

а) в первобытную эпоху

б) в период Древних цивилизаций

в) в Новое время

3 «Золотое правило» нравственности гласит:

а) живи и не мешай жить другим

б) поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой

в) никогда не ставь людей в неудобное положение

4 Культура поведения это:

а) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям

б) знание правил этикета

в) правила поведения, которые усвоены людьми и реализуются ими в повседневной жизни

5 Принцип эстетической привлекательности поведения заключается:

а) в уважительном и доброжелательном отношении к людям

б) в стремлении поступать красиво в любой жизненной ситуации, быть привлекательным в глазах окружающих

в) в практической полезности действий и поступков человека

6 Сущность принципа гуманизма состоит:

а) в стремлении строить свое поведение в зависимости от места времени и обстоятельств

б) в уважительном и доброжелательном отношении ко всем людям, вне зависимости от возраста, пола, национальности и общественного положения

в) в ориентации на соблюдение народных обычаев и традиций

7 Общегражданский этикет это:

а) правила поведения дипломатов и других официальных лиц на различных дипломатических приемах, во время визитов и переговоров

б) свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих

в) совокупность правил, традиций и обычаев, соблюдаемых жителями той или иной страны при общении друг с другом

8 К подвидам этикета, которые определяются характером ситуации в которой находится человек, относятся:

а) служебный

б) дипломатический

в) гостевой

г) семейный

д) общегражданский

е) подарочный

ж) этикет в общественных местах

9 По форме общения этикет подразделяется на:

а) речевой (вербальный)

б) неречевой (невербальный)

в) столовый

г) гостевой

д) подарочный

73 В зависимости от правил поведения, которыми руководствуются представители тех или иных профессий, выделяют:

а) педагогический этикет

б) медицинский этикет

в) служебный этикет

г) придворный этикет

74 Национальные обычаи и традиции сегодня, как правило, соблюдаются:

а) на свадьбах

б) на крестинах

в) на молодежных вечеринках

г) на похоронах

д) во время посещения театра и кинотеатра

9 Регулятивной функцией этикета является:

а) нравственное и эстетическое воспитание личности

б) упорядочение, регулирование взаимоотношений между людьми

в) обеспечение позитивного общения между членами общества

Наши рекомендации