Орфографический тренинг

Спишите, раскрывая скобки. Найдите заимствованные слова. Установите по словарю, из какого языка они заимствованы.

А. Твардовский «Василий Теркин» (отрывок)

1. Лес – н…пулей, н…осколком

2. (Н…) поране…ый (н…)чуть,

3. (Н…)борубле…ый без толку,

4. Без порядку как(нибудь),

5. (Н…) корчева…ый фугасом,

6. (Н…)повале…ый огнем,

7. Хламом гильз, жестянок, касок

8. (Н…)завале…ый кругом,

9. Блиндажами н… изрытый,

10. (Н…) застрое…ый зимой,

11. Н… своими (н…) обжитый,

12. Н…чужими под землей.

Вопросы для обсуждения

1. Что является предметом лексикологии.

2. Дайте характеристику лексике современного русского литературного языка.

3. Чем профессионализмы отличаются от терминов?

4. Приведите примеры профессиональной и терминологической лексики, характерной для Вашей специальности.

4.Практические задания :

1)Определите значение заимствованных слов:

Кемпинг, рефери, лайнер, драйвер, круиз, дефолт, менеджмент.

2)Замените иностранные слова русскими синонимами:

Мотивировать, актуальный, ситуация, рейтинг, превалировать;

Эмбарго, контаминация, форс-мажор, тинейджер, имитация;

Дифференцировать, акция, брифинг, фьючерс, истеблишмент.

3)Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием антонимов.

Силясь побороть слабость, она шла вперёд.

Скромность взяла верх, и он не вошёл в комнату, а сошёл вниз по ступенькам.

Молодой человек вошёл в комнату, где сидел старый человек.

4)Составьте предложения с приведёнными ниже паронимами.

Платить – оплатить – заплатить – выплатить, предоставить – представить, одеть – надеть, опасный – опасливый, техническое – техничное, дипломатический – дипломатичный, нестерпимо – нетерпимо, оговаривать – обговаривать, удачливый – удачный, криминальный – криминогенный.

6) Подберите 5-6 заголовков из современной прессы, в которых используются антонимы, синонимы, омонимы, паронимы. Какова их функция в текстах заголовков?

7)Распределите данные слова по графам таблицы «Архаизмы» и «Историзмы».

Подьячий, местничество, пращур, длань, десница, выя, Сенат, удар­ник коммунистического труда), КПСС, становой, лекарь, НКВД, ВЧК, СССР, обер-прокурор, перста, шуйца, ВЧК, ГКЧП, ратай, рыбарь, ведение, содейство, Совнарком, ланиты, перси, сотский, скверна.

Заполните графу «Синонимы» (в современном русском языке).

Архаизмы Синонимы Историзмы
Уста Губы Опричник

8) Установите, кому из великих русских писателей и поэтов принадлежит авторство в создании следующих окказионализмов в рус­ском языке:

Окказионализм Слово-синоним в современном русском языке Автор окказионализма
Обломовщина    
Карамазовщина    
Головотяпство    
Пенкосниматель    
Левитанистее    
Тяжелозвонкое    
Громокипящий    

9) Познакомьтесь со словами из словаря профессиональной юридической терминологии. Объясните лексическое значение терминов (с использованием словаря).

Аналогия, аннексия, апелляция, арбитраж, аффект, бандитизм, бюллетень, вето, виндикация, вменяемость, военнообязанный, вотум, гарантия, гипотеза, давность, дактилоскопия, дебитор, деликт, денонсация, депозит, де-факто, де-юре, деяние, диспозиция, доверенность, домовладение, донос, допрос, дотация, дубликат, единоначалие, задержание, заказчик, законность, землепользование, землеустройство, иждивенец, инкриминирование, интерпретация, исполнитель, истец, кадастр, казус, кассация, каф, кодекс, коллегия, коллизия, комиссионер, компенсация, конвенция, консенсус, кредитор, криминология, купля-продажа, лицензия, министерство, мораторий, надзор, наказание, наниматель, нейтралитет, нотариус, оговор, опцион, ордер, освидетельствование, оскорбление, отчуждение, оферта, паритет, патронаж, показание, правопреемственность, преамбула, прения, прерогатива, прецедент, привод, рассрочка, реституция, референдум, сертификат, статус, статут, экспорт, юрисдикция, юрисконсульт, юрислингвистика, юриспруденция.

Самостоятельная работа по теме «Лексические нормы СРЛЯ»

Задание 1. Устраните ошибки, связанные с неверным употреблением слов или непониманием значения слова.

1. Выступающий оперирует положительными примерами из жизни групп.

2. Эта борьба ведётся под тезисом защиты прав человека.

3. Судя по материалам следствия, отделение банка находится недалеко от метро. Оно открылось недавно.

4. " В котором году Вы родились? ", -еще раз решил уточнить судья у истца.

5. Присяжные сидели молча и не разговаривали.

6. Расследуется дело о хищении чулков с нашего предприятия.

7. " Господин судья! Я это сделал, двигаемый лучшими побуждениями ", - сказал обвиняемый на суде.

8. Только что мы почтили вставанием память умерших адвокатов. К сожалению, это редко встречается.

Задание 2. Из данных сочетаний выпишите правильные.

1) Играть значение – играть роль. Играть значение – иметь значение.

2) Поднять тост – произнести (провозгласить, сказать) тост.

3) Более или менее интересный – более-менее интересный

4) Где-то в конце дня – примерно в конце дня (к концу дня).

5) Последний на приём к врачу – крайний на приём к врачу.

6) Крайний справа – последний справа.

7) Бывай здоров – будь здоров.

8) Вернулся обратно – вернулся назад.

Задание 4.Найдите лексические ошибки (плеоназм, тавтология), сочините текст, связанный с юридической проблематикой, используя пять из этих словосочетаний.

Главная суть, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, впервые дебютировать, свободная вакансия, новые традиции, народный фольклор, смелый риск, моя автобиография.

Задание 5. Прочитайте текст. Какую фигуру речи использует А.Ф. Кони, характеризуя образ писателя Л.И. Толстого? К выделенным словам подберите антонимы.

Путешественники описывают Сахару как знойную пустыню, в которой замирает всякая жизнь. Когда смеркается, к молчанию смерти присоединяется еще и тьма. И тогда идет на водопой лев и наполняет своим рыканьем пустыню. Ему отвечают жалобный вой зверей, крики ночных птиц и дале­кое эхо - и пустыня оживает. Так было с этим Львом. Он мог иногда заблуждаться в своем гневном искании истины. Но он заставлял работать мысль, нарушал самодовольство молчания, буцил ок­ружающих от сна и не давал им утонуть в застое болотного спокойствия...

(А. Кони)

Литература

1) Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с.

2) Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.*

3) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- на-

Дону; Феникс, 1996 - 544 с.

4) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред.Гойхмана О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.

5) Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1998 - 239 с.

6) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.

7) Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.*

8) Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа, 1974-352 с.

9) Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с.

10) Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.*

11) Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.

Наши рекомендации