Задания для самопроверки. Задание 1.1. Ответьте на вопросы теста, используя материалы лекции и учебной литературы
Задание 1.1. Ответьте на вопросы теста, используя материалы лекции и учебной литературы из списка.
Вопрос 1. Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются:
1) обучение профессиональному общению в области избранной специальности;
2) закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
3) формирование коммуникативной компетенции специалиста;
4) этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, трудности применения речевых норм;
5) нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила.
Вопрос 2. Укажите, какое из трех определений понятия «культура речи» относится к характеристике индивидуальных способностей человека?
1) «культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств»;
2) «культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих говорящему незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения»;
3) «культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о её совершенстве»;
4) «культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач»;
5) все ответы неверны.
Вопрос 3. Какие факторы существенны для развития национального языка?
1) внелингвистические (политические, природные, географические и т.д.);
2) собственно языковые (системность, динамизм, стабильность и т.д.);
3) все варианты верны;
4) все варианты ложны.
Вопрос 4. Какими качествами обладает язык межнационального общения:
1) богатым словарным фондом и терминологией по всем отраслям науки и техники;
2) краткостью, выразительностью и ясностью лексических и грамматических средств;
3) развитой системой функциональных стилей;
4) классической художественной литературой;
5) все варианты верны.
Вопрос 4. Какие нормативно-правовые тексты регламентируют статус русского языка как государственного на территории России:
1) Уголовный кодекс;
2) Конституция России;
3) Кодекс об административных правонарушениях;
4) Гражданский кодекс;
5) Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».
Вопрос 5. Как соотносятся понятия «язык» и речь»?
1) абсолютные синонимы;
2) абсолютные антонимы;
3) абсолютные паронимы;
4) нет правильного ответа.
Вопрос 6. Аккумулятивная языковая функция означает, что язык выступает как средство:
1) обмена информацией в социуме;
2) получения нового знания о действительности;
3) создания, хранения и передачи информации;
4) выражения чувств и эмоций человека.
5) описания языка.
Вопрос 7. Что (кто) является источником языковой нормы?
1) произведения писателей-классиков и современных писателей, продолжающих классические традиции;
2) президент страны;
3) министр образования;
4) филологи;
5) данные лингвистических исследований.
Вопрос 8. Укажите, как называется раздел языкознания, изучающий языковую ситуацию в обществе, влияние общественных факторов на культуру речи и культуры речи на общественную жизнь?
1) функциональная стилистика;
2) теория речевых актов;
3) лингвистическая прагматика;
4) социолингвистика;
5) лингвистика текста.
Вопрос 9. Что такое культура речи?
1) высшая форма национального языка;
2) правило, образец употребления слова, словосочетания, предложения;
3) раздел филологической науки, изучающий нормативность речи, речевое мастерство;
4) функциональные стили литературного языка;
5) умение говорить красиво.
Вопрос 10. Какие ведущие аспекты речи выделяются в современной концепции культуры речи?
1) нормативный, этический, исторический;
2) нормативный, коммуникативный, эстетический;
3) этический коммуникативный, познавательный;
4) нормативный, этический, коммуникативный;
5) нормативный, этический, когнитивный.
Вопрос 11. Русский литературный язык - это:
1) язык художественной литературы;
2) вариант языка, используемый на телевидении, радио, в периодической печати, в науке, государственных и учебных учреждениях;
3) высшая форма национального языка;
4) язык русской нации;
5) нет правильного ответа.
Вопрос 12. Определите, какая единица относится к фонетическому уровню языка?
1) слова;
2) звуки, фонемы;
3) морфемы;
4) формы и классы слов;
5) словосочетание, предложение, текст.
Вопрос 13. Укажите, какой язык обладает гибкостью, открытостью и динамичностью?
1) азбука Морзе;
2) естественный язык;
3) язык программирования;
4) язык математических символов;
5) морская флажковая сигнализация.
Вопрос 14. Укажите, как называется лингвистический аспект, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию.
1) синтаксический;
2) семантический;
3) орфографический;
4) грамматический;
5) фонетический.
Вопрос 15. Как называется словарь русского языка, дающий возможность найти замену какому-либо слову или сочетанию, отвечающий на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет?
1) Словарь синонимов;
2) Словарь паронимов;
3) Словарь иностранных слов;
4) Толковый словарь;
5) Терминологический словарь.