Задания для самопроверки. Задание 1.1. Ответьте на вопросы теста, используя материалы лекции и учебной литературы

Задание 1.1. Ответьте на вопросы теста, используя материалы лекции и учебной литературы из списка.

Вопрос 1. Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются:

1) обучение профессиональному общению в области избранной специальности;

2) закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;

3) формирование коммуникативной компетенции специалиста;

4) этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, трудности применения речевых норм;

5) нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила.

Вопрос 2. Укажите, какое из трех определений понятия «культура речи» относится к характеристике индивидуальных способностей человека?

1) «культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств»;

2) «культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих говорящему незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения»;

3) «культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о её совершенстве»;

4) «культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач»;

5) все ответы неверны.

Вопрос 3. Какие факторы существенны для развития национального языка?

1) внелингвистические (политические, природные, географические и т.д.);

2) собственно языковые (системность, динамизм, стабильность и т.д.);

3) все варианты верны;

4) все варианты ложны.

Вопрос 4. Какими качествами обладает язык межнационального общения:

1) богатым словарным фондом и терминологией по всем отраслям науки и техники;

2) краткостью, выразительностью и ясностью лексических и грамматических средств;

3) развитой системой функциональных стилей;

4) классической художественной литературой;

5) все варианты верны.

Вопрос 4. Какие нормативно-правовые тексты регламентируют статус русского языка как государственного на территории России:

1) Уголовный кодекс;

2) Конституция России;

3) Кодекс об административных правонарушениях;

4) Гражданский кодекс;

5) Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».

Вопрос 5. Как соотносятся понятия «язык» и речь»?

1) абсолютные синонимы;

2) абсолютные антонимы;

3) абсолютные паронимы;

4) нет правильного ответа.

Вопрос 6. Аккумулятивная языковая функция означает, что язык выступает как средство:

1) обмена информацией в социуме;

2) получения нового знания о действительности;

3) создания, хранения и передачи информации;

4) выражения чувств и эмоций человека.

5) описания языка.

Вопрос 7. Что (кто) является источником языковой нормы?

1) произведения писателей-классиков и современных писателей, продолжающих классические традиции;

2) президент страны;

3) министр образования;

4) филологи;

5) данные лингвистических исследований.

Вопрос 8. Укажите, как называется раздел языкознания, изучающий языковую ситуацию в обществе, влияние общественных факторов на культуру речи и культуры речи на общественную жизнь?

1) функциональная стилистика;

2) теория речевых актов;

3) лингвистическая прагматика;

4) социолингвистика;

5) лингвистика текста.

Вопрос 9. Что такое культура речи?

1) высшая форма национального языка;

2) правило, образец употребления слова, словосочетания, предложения;

3) раздел филологической науки, изучающий нормативность речи, речевое мастерство;

4) функциональные стили литературного языка;

5) умение говорить красиво.

Вопрос 10. Какие ведущие аспекты речи выделяются в современной концепции культуры речи?

1) нормативный, этический, исторический;

2) нормативный, коммуникативный, эстетический;

3) этический коммуникативный, познавательный;

4) нормативный, этический, коммуникативный;

5) нормативный, этический, когнитивный.

Вопрос 11. Русский литературный язык - это:

1) язык художественной литературы;

2) вариант языка, используемый на телевидении, радио, в периодической печати, в науке, государственных и учебных учреждениях;

3) высшая форма национального языка;

4) язык русской нации;

5) нет правильного ответа.

Вопрос 12. Определите, какая единица относится к фонетическому уровню языка?

1) слова;

2) звуки, фонемы;

3) морфемы;

4) формы и классы слов;

5) словосочетание, предложение, текст.

Вопрос 13. Укажите, какой язык обладает гибкостью, открытостью и динамичностью?

1) азбука Морзе;

2) естественный язык;

3) язык программирования;

4) язык математических символов;

5) морская флажковая сигнализация.

Вопрос 14. Укажите, как называется лингвистический аспект, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию.

1) синтаксический;

2) семантический;

3) орфографический;

4) грамматический;

5) фонетический.

Вопрос 15. Как называется словарь русского языка, дающий возможность найти замену какому-либо слову или сочетанию, отвечающий на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет?

1) Словарь синонимов;

2) Словарь паронимов;

3) Словарь иностранных слов;

4) Толковый словарь;

5) Терминологический словарь.

Наши рекомендации