Эффективные приемы педагогического воздействия на «плохое» поведение ребенка
Созидающие приемы – приемы, способствующие развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных проявлений в поведении:
- организация ситуации успеха в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не подтянется по предмету);
- организация успеха в общественно-полезной трудовой деятельности (заключается в оказании помощи ученику, когда тот овладевает трудовыми умениями и навыками);
- вовлечение в интересную деятельность (приводит к перевесу положительной тенденции развития личности над отрицательными, благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности);
- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры в себя и свои силы, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям);
- убеждение (заключается в разъяснении, доказательствах правильности и необходимости определенной линии поведения);
- доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);
- нравственные упражнения (заключаются в создании условий, требующие проявления именно того нравственного качества, которое требуется развивать);
- ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что возлагает на него большие надежды, относительно его успехов, и это способствует формированию мотивации к учению);
- побуждение гуманных чувств (заключается в создании условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие);
- проявление доброты по отношению к ученику, внимания и заботы;
- просьба;
- поощрение;
- авансирование личности;
- проявление огорчения;
- поручительство;
- проявление умений и превосходства учителя в какой-то области (удивление – первая ступенька к заинтересованности ребенка вами и вашим предметом);
- активизация сокровенных чувств воспитанника;
- демонстрация примера поведения, которое учитель ожидает от ученика (уважительное отношение, заинтересованность к деятельности ребенка);
- взаимодействие на партнерской основе, избегая авторитарный и либеральный стиль во взаимодействии (в позиции Я = Ты, Ты = Я);
- демонстрация выдержки и спокойствия;
- использование метафор, вместо нотаций (притч, сказок, историй из жизни);
- игры – драматизации, инсценировки, моделирование проблемных ситуаций для пополнения субъективного опыта ребенка новыми вариантами поведения.
Малоэффективные и в некоторых случаях опасные приемы
Педагогического воздействия на «плохое» поведение ребенка
Тормозящие приемы – приемы, которые не способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных, в некоторых случаях могут усугубить негативные поведенческие реакции ребенка и привести к необратимым последствиям:
- осуждение личности ребенка;
- наказание, связанное с одной из форм насилия (психологическое, эмоциональное, физическое);
- приказание;
- предупреждение;
- пробуждение у ученика тревоги по поводу возможного наказания;
- проявление возмущения, негодования;
- разоблачение или выявление виновного, особенно на публике;
- безразличие к ребенку;
- ирония, сарказм;
- недоверие ребенку;
- параллельное педагогическое воздействие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося).
Методы нашего констатирующего эксперимента включали несколько показателей физических способностей:
1. Скоростных: бег на 30м (с);
2. Координационных: челночный бег 3х10м (с);
3. Скоростно-силовых: прыжки в длину с места (см);
4. Силовых: подтягивание на высокой перекладине (мальчики); на низкой перекладине – (девочки) (кол-во раз);
5. Выносливости: 6-ти минутный бег (м);
6. Гибкости: наклон вперед из положения сидя (см).
В ходе эксперимента был выявлен уровень физического развития подростков экспериментальной и контрольной групп. Сделан сравнительный анализ физического развития подростков, в ходе которого выявлено снижение массо-ростовых показателей у подростков с девиантным поведением (см. табл. 6,7).
Таблица № 6. Показатели физического развития подростков с
Девиантными расстройствами (ЭГ)
Группа | Вес | Рост | Окружность груди | Окружность головы |
М+m | ||||
Девочки | 49,43 + 11,2* | 159,19 + 6,79* | 80,6 + 0,6 | 54,3 + 0,3 |
Мальчики | 53,60 + 8,15* | 164,85 + 5,86* | 78,8 + 1,1 | 54,4 + 0,2 |
* - достоверность различий показателей (р < 0,05) групп подростков с девиантным и нормативным формами поведения.
Таблица № 7. Показатели физического развития подростков с
Нормосообразным поведением (КГ)
Группа | Вес | Рост | Окружность груди | Окружность головы |
М+m | ||||
Девочки | 52,48 + 7,76* | 161,97 + 6,37* | 79,3 + 1,5 | 54,7 + 0,8 |
Мальчики | 57,8 + 10,8* | 168,13 + 7,51* | 82,4 + 2,5 | 56,2 + 0,4 |
* - достоверность различий показателей (р < 0,05) групп подростков с девиантным и нормативным формами поведения.
В комплексной методике по АФК для девиантных подростков предложены методы, корректирующие патологические особенности личности подростков с учетом стрессогенных условий, в которых проживают дети в РСО-Алании. Как уже указывалось выше, республика Северная Осетия расположена в зоне межэтнических конфликтов. В г.Владикавказе за последние 5 лет в результате террористических актов (последним из которых до сегодняшнего дня был в 2004 г. захват в заложники учеников школы № 1 г. Беслана) усилилась психотравмирующая ситуация, которая стала причиной возникновения новых видов отклонений в поведении подростков.
События 8 августа 2008 года (война в Южной Осетии, развязанная Грузией) повлекли за собой новый поток беженцев и раненых, а с ними новый всплеск психотравмирующих переживаний и настроений у жителей республики Северная Осетия – Алания.
Северо-Осетинское и Южно-Осетинское население – родственные народы. У многих жителей г. Владикавказа в военном конфликте пострадали близкие родственники, многим пришлось ехать и эвакуировать близких из зоны военного конфликта и размещать их у себя или искать им новый кров, кто-то вновь испытал боль от утраты близких. Каждый новый межэтнический конфликт усиливает стрессогенную ситуацию в РСО-Алания. Это сказалось в большей степени на детях и подростках, которые еще не оправились от трагедии г.Беслана.
Дети Беслана являются отдельной категорией подростков, нуждающихся в особой (специальной) социально-психологической коррекции и реабилитации. На травмирующую ситуацию подростки реагируют по-разному: кто-то стал замкнут, кто-то агрессивен, у третьих появился навязчивый страх смерти, многие отказываются посещать школу, оставаться на ночь без близких и родителей.
Участники экспериментальной группы обучаются в школе № 18 г. Владикавказа, которая расположена рядом с центральным рынком. Дважды на рынке прогремели взрывы, в результате терактов погибли десятки невинных людей. Взрывной волной дважды выбивало стекла в здании школы № 18, и были отменены занятия. Подростки перенесли травматические стрессы, и это стало дополнительной причиной возникновения проблем в их поведении, выражающихся в агрессивном поведении, нежелании учиться, в выражении чувства гнева, страха и безысходности.
В поведении подростков играют роль и национальные традиции Кавказа, и местный менталитет. У многих из них в силу неправильного воспитания присутствует чувство ложного стыда. Стыдно переодеваться на уроках по физической культуре при одноклассниках, быть одетым хуже других, учиться лучше одноклассников и т.п.
В качестве базы исследования была выбрана школа № 18, так как в ней есть классы с эстетическим уклоном, где преподаются классические и современные танцы, есть спортивные секции и присутствует исследуемая нами категория подростков, давшая свое согласие на участие в эксперименте.
В эксперименте были задействованы 2 контрольные и 2 экспериментальные группы по 10 человек в каждой, сформированные способом случайной выборки. В первую экспериментальную группу вошли дети с девиантным поведением, которые обучались в 18 школе.
Во вторую экспериментальную группу дети с ЗПР ЦРДИ «Феникс». В первую контрольную группу вошли дети центра «Доброе сердце» с проблемами в поведении, во вторую контрольную группу дети с ЗПР интерната для глухонемых г. Владикавказа.
В процессе анализа данных исследований выявлено, что дети с проблемами в поведении имеют значительные трудности в усвоении школьной программы. У 70% из них стоят неудовлетворительные оценки по 5-ти и большему количеству учебных предметов. Среди исследуемых трудных подростков - 30% детей из неполных и неблагополучных семей, детей беженцев из других стран: Средней Азии, Азербайджана, Дагестана, Южной Осетии, поэтому возникает языковой барьер в общении в процессе обучения. У 60% детей школы № 18 родители торгуют на базаре, и большую часть времени отсутствуют дома, поэтому дети предоставлены сами себе.
По результатам анкетирования учителей физической культуры выделено мнение специалистов (80%) о том, что существуют трудности по организации учебного процесса физической культуры, т.к. дети данной категории не носят физкультурную форму, неорганизованны, ленивы, распущены, не соблюдают правил личной гигиены и требуют постоянного контроля.
Среди учителей по физической культуре в школах 50% - женщины. Поэтому подростки, воспитывающиеся без отца и в коллективах, где нет мужчин, тяготеют или к спортивным секциям, или к неформальным подростковым группам. Эти группы-коллективы чаще всего помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Завышенные критерии «маскулинности» нередко компенсируются девиантными подростками подчеркнутой грубостью, агрессивностью, делинквентностью и способствуют образованию неформальных асоциальных групп.
К трудностям организационного порядка добавляются материальные проблемы. Школы слабо оснащены спортивным инвентарем и оборудованием.
Несмотря на перечисленные трудности, свою работу с девиантными подростками, преподаватели строят, используя комплексный и индивидуальный подход к каждому ребенку, делая упор на его личность, становясь для него авторитетом, стараясь зажечь их наглядным примером, используя метод убеждения.
В процессе опроса преподавателей физкультуры выяснилось, что дети с трудным поведением по некоторым показателям физической подготовленности сильнее и быстрее своих сверстников. Недостаточная интеллектуальная деятельность трудных подростков компенсируется их физической активностью. Физически сильный, но плохо успевающий в школе подросток, компенсирует себя успехами в спорте. Реакция компенсации свойственна подросткам и характеризуется стремлением скрыть или восполнить несостоятельность в одной области деятельности успехом в другой.
Отсутствие должного уровня знаний и неуспешность в умственной деятельности зачастую вызывают вспышки гнева, жестокости и агрессии у девиантных подростков.
Поэтому именно на уроках по физической культуре, где трудный подросток чувствует свою успешность в коллективе сверстников, он может самовыразиться и реализовать свои возможности и способности.
Разумным решением учителей с большим педагогическим стажем в ходе эксперимента было привлечение трудных подростков к взаимодействию по организации учебного процесса в качестве партнеров. Им доверялся правильный показ выполнения упражнений, на них возлагались обязанности по организации дисциплины на уроках физкультуры.
На наш взгляд, методика коррекционной работы по преодолению отклонений в поведении подростков в процессе физического воспитания имеет актуальность и должна включать в себя комплексное использование всех видов реабилитационного воздействия, в т.ч. физического воспитания, таких как: элементы спортивных и подвижных игр, лечебную физкультуру в виде телесно–ориентированной техники и дыхательной гимнастики, элементы танцевально–двигательной методики и релаксационные упражнения, способствующие коррекции поведения и снижению уровня тревожности.
Определяя концепцию программы работы по коррекции поведения у девиантных подростков, мы предусмотрели создание специальных условий, при которых через терапевтическое воздействие физической культуры, через различные виды спортивной деятельности у подростков будут сформированы положительное отношение к себе, к окружающим, к учебе.
Одним из этих условий является организация таких видов спортивной деятельности, которые вызывают положительные эмоции.
Основная цель программы эксперимента заключалась в комплексном использовании средств физической культуры, психологии, педагогики, ЛФК в оказании помощи трудным детям по преодолению негативных явлений в поведении, акцентирование занятий на эмоциональном компоненте, создание ситуации успешности подростков, что позволило повлиять на желание заниматься физкультурой и изменить качество их поведения и жизни.
Контрольные группы занимались по программе физического воспитания для общеобразовательных заведений [Лях В.И., Мейксон Г.Б. 1993 г.].
Экспериментальные группы кроме занятий по ФК, предусмотренных школьной программой, получали дополнительные занятия по АФК по разработанной экспериментальной методике.
Разработанная в диссертации программа комплексных занятий по АФК с трудными подростками направлена на решение следующих задач:
- укрепление здоровья подростков;
- повышение функциональных и адаптационных возможностей организма;
- формирование адекватной самооценки;
- совершенствование двигательных навыков;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
- развитие музыкально-ритмических способностей;
- воспитание лучших черт характера;
- формирование норм ответственного поведения.
Подросткам необходимы знания, которые помогут найти выход в трудной жизненной ситуации, управлять своими поступками и мыслями, снимать эмоциональное напряжение и, тем самым, правильно выбрать модель поведения.
Кроме занятий по АФК с подростками экспериментальной группы проводились 3 раза в неделю в течение года занятия по социально-психологической коррекции девиантного поведения.
Были организованы групповые психологические тренинги по коррекции самооценки и профилактике девиантного поведения подростков, беседы, ролевые игры, дискуссии и диспуты, мозговые штурмы, в ходе которых решались проблемы и расширялся поток поступления необходимой полезной информации. Для большинства подростков с отклонениями в поведении характерны бедность духовных потребностей и интересов, обилие неуемных притязаний, аморальные способы их удовлетворения; крайне низкие познавательные и эстетические интересы. Более 85 % подростков с девиантным поведением плохо учатся, не имеют интереса к учебе, не понимают значения знаний в жизни, у них не развито чувство долга, т.е. страдает мотивационная сфера. Поэтому в ходе эксперимента проводились тренинговые занятия и беседы по формированию мотивационных установок у подростков экспериментальной группы на тему «Принятие решения и модели изменения поведения». Информация, которой овладели подростки, дала стимул для приобретения новых жизненных навыков и отказ от используемых ранее. Наличие новой информации оказало влияние на поведение девиантных подростков (см. рис. № 3).
МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ |
МОТИВАЦИЯ |
Схема иллюстрирует взаимосвязи между информацией, мотивацией, поведенческими навыками и поведением. Модель поведения зависит не только от того, как человек умеет себя вести, но и от того, что человек хочет добиться своими поступками. В поведении всегда есть определенная мотивация. Мотивация – это побуждение, вызывающее и определяющее направленность активности. Мотив расценивается психологами как причина поведения. В ходе бесед подросткам была предложена альтернатива выбора поведения в пользу занятий физической культурой и спортом.
Реализуя цели программы, мы предполагали исходить из трех основных позиций (М.Н.Жуков (2005), Кабачков В.А., Кадетова А.В.), где занятия физической культурой будут рассматриваться:
- во-первых, как способ организации досуга и отвлечения от пагубного влияния улицы;
- во-вторых, как одно из средств оздоровления;
- в-третьих, как средство коррекционного воздействия на физическое и психоэмоциональное состояние.
Изучив потребности детей группы риска, мы выяснили, что у 80% из них интересы заключаются в компьютерных играх, просмотре телепередач, гулянии с друзьями, прослушивании музыки.
Но 65 % испытуемых отдают предпочтение физической культуре и спорту.
На начальном этапе изучались семьи подростков, взаимоотношения с родителями. С этой целью были проведены анкетирование, беседы с родителями и детьми (см. прил.).
На вопрос анкеты, какие из форм поведения вы считаете наиболее распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка, родители выбрали несколько вариантов ответов:
1) унижение других (71,4 %);
2) грубость и сквернословие; драки, нанесение телесных повреждений;
неподчинение, критика взрослых (57 %);
3) курение; хулиганство (43 %);
4) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ
от выполнения заданий) (42,8 %).
На вопрос, сколько примерно времени в день ваш ребенок предоставлен самому себе, голоса родителей распределились следующим образом:
не более часа – 30 %;
2 – 3 часа – 10 %;
4 – 5 часов – 60 %.
Родителями были указаны несколько причин отклонений от нормы поведения:
1) неблагополучная ситуация в семье, стрессовая жизненная ситуация – 57 %
2) повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя –
43%;
3) пренебрежение со стороны сверстников и непонимание взрослыми трудностей детей – 40 %;
4) заболевания ребенка – 20 %.
В ходе исследования мы обнаружили прямую зависимость поведения подростков от внутрисемейного микроклимата.
Работа с девиантными подростками и их социальным окружением велась в соответствии с новым системным методом социальной работы по разрешению кризисной жизненной ситуации, в которой оказался подросток и его семья. Метод сетевой диагностики впервые был апробирован в Центре «Отрадное» Московской области и других регионах РФ. Особенностью метода является минимальность вмешательства специалистов в принятие решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешению проблемы. Этот системный метод опирается на использование ресурсов семьи, связей и отношений с людьми.
Когда подросток оказывается в трудной жизненной ситуации, именно его ближайшее окружение играет решающую роль в поддержке его семьи. Именно поэтому в таких ситуациях важно использовать метод, позволяющий работать не только с ребенком или его семьей, но и с его ближайшим окружением, иначе называемым, с сетью его социальных контактов.
Инструментом, позволяющим нам структурировать всю информацию о ребенке и его сети контактов, является карта социальных контактов, заполненная подростком. Отношения в сети контактов изображаются с помощью нескольких карт (см. Приложение № ).
По завершении работы с сетевой картой становится ясно:
- как выглядит семья подростка;
- какие значимые для подростка фигуры имеются в его окружении
- в чем заключается их значимость и влияние;
- как подросток воспринимает своих друзей;
- есть ли в окружении ребенка люди, которые находятся в состоянии серьезного конфликта друг с другом;
- знают ли родители, с кем дружит их сын или дочь;
- налажен ли контакт между родителями и учителями;
- посещает ли подросток спортивную секцию, и есть ли в ней у него друзья – единомышленники;
- пользуется ли авторитетом у подростка тренер;
- имеются ли у подростка проблемы с его окружением.
Итоги анализа диагностических карт позволили выяснить проблемы в общении, обучении, поведении у подростков экспериментальной группы. В ходе анализа карт были найдены люди из окружения подростка, которые могли бы стать в будущем поддерживающим ресурсом для него.
Автор данного исследования является тренером по методу «Сеть социальных контактов» (Сертификат международного образца). Обучение методике проводилось в рамках проекта «Реализация комплексного подхода в социальной работе с семьей и детьми, фаза распространения опыта на период 2005 – 2009 гг.», явившегося результатом сотрудничества между Департаментом медико-социальных проблем семьи, материнства и детства, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Стокгольмским университетом и Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Отрадное».
В тех семьях, где один из родителей употреблял алкогольные напитки, существуют конфликты между родителями и с детьми. Дети из таких семей часто пропускают школьные занятия, конфликтуют со сверстниками (30%). В поведении подростков часто наблюдается враждебность, грубость по отношению к учителям (50 %).
На начальном этапе было проведено тестирование обеих групп с целью выяснения акцентуаций характера (см. табл. № 7 и диагр. № 3).
Табл. № 7. Результаты теста – опросника Г.Шмишека в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента
Акцентуации характера подростков | Экспериментальная группа, % | Контрольная группа, % |
1. Гипертимный тип | ||
2. Циклоидный тип | ||
3. Лабильный тип (эмотивный) | ||
4.Сензитивный (тревожный) тип | ||
5.Психоастенический (педантичный) тип | ||
6. Шизоидный тип | ||
7.Эпилептоидный тип (возбудимый) | ||
8. Истероидный тип | ||
9. Неустойчивый тип | ||
10. в том числе смешанного типа: |
Диаграмма № 3
Полученные данные свидетельствуют о том, что дети с девиантным поведением имеют повышенный уровень тревожности, неуравновешенности, возбудимости: среди них меньше сопереживающих (лабильных) подростков.
В коллективе эти подростки могут быть коммуникабельными, обладают сильным характером, довольно часто становятся неформальными лидерами, хотя среди них встречаются и отверженные. У 50% из них – низкая самооценка личности.
Сравнивая полученные данные с данными подростков контрольной группы можно отметить, что в показателях физического развития особых различий не было выявлено.
В тестах по физической подготовленности у девочек – подростков показатели в беге на 1000м и подтягивании на перекладине немного ниже, чем у подростков контрольных групп.