Возможности физической культуры в социализации трудных подростков
Вопросами социализации трудных подростков занимались педагоги и психологи – П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, А.П.Краковский, К.Д.Ушинский, Э.Шпрангер, Э.Эриксон и многие другие. Педагогические труды А.В.Луначарского пронизаны мыслью о необходимости гармонического развития подрастающего поколения. Занятия физической культурой и спортом он считал хорошим средством физического развития и всестороннего воспитания молодого поколения, средством отвлечения подростков от влияния улицы. В работах К.Л.Жарова, А.Ц.Пуни, Н.А.Худадова и др. раскрыты возможности физического, волевого и нравственного воспитания подрастающего поколения в процессе занятий физической культурой и спортом. По мнению К.Д.Ушинского, физическое воспитание не самоцель, а необходимый элемент в общем всестороннем воспитании человека.
Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем обществе особенно остро. Характерной особенностью последнего десятилетия является рост числа социально-обусловленных заболеваний среди подростков (токсикомания, табакокурение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, ИППП, туберкулез). На сегодняшний день каждое 11-е преступление совершено подростком.
Проблема социализации трудных подростков остается все еще актуальной, т.к. официальная статистика свидетельствует о росте числа правонарушений несовершеннолетними. Именно поэтому различными современными исследователями создаются и реализуются специальные программы, целью которых является профилактика и предупреждение правонарушений и вредных привычек, создание условий для формирования духовно-богатой, физически здоровой, социально-активной творческой личности ребенка. Исходя из того, что в рамках школьной программы по физической культуре решить проблему дефицита внимания к трудным подросткам с целью коррекции их поведения невозможно, реализаторы программ предлагают повысить оздоровительный тренировочный эффект самого урока и одновременно решить проблему двигательной активности. Следует, по мнению авторов, не только совершенствовать методику проведения уроков физической культуры, но и включать другие формы физического воспитания в режим дня школьников, в том числе и во внеурочное время. При этом главной задачей педагогов является пробуждение в детях желания регулярно заниматься спортом.
Частота социально значимых девиаций подростков свидетельствует об остроте и глубине проблемы социальной девиации. Так, в РСО-Алания на 01.04.2007 г. на учете в ПДН - 439, из них вели бродяжнический образ жизни - 291, совершили противоправные действия – 158 подростков (сведения ПДН МОБ МВД по РСО-А от 14.12.07 г.). По итогам 11 месяцев 2007 г. виден рост подростковой преступности в 6-ти районах республики РСО-Алания на
14,5 %.
Для облегчения адаптации подростков и их заинтересованности уроками физической культуры существует ряд мер. Это широкое применение игрового и соревновательного методов, музыкальное сопровождение, новизна и создание доброжелательной атмосферы, которыми с успехом пользуется педагог из г.Липецка Звягина Т. Н.
По данным исследователей (Баранов А.А. 2008, Кучма В.Р. 2004, Савина Н.В. 2006, Блохин Б.М. 2006) состояние физического и нравственного здоровья подросткового населения России вызывает тревогу.
Существенной проблемой подростков является недостаточная социальная адаптация, которая проявляется в поведенческих отклонениях, называемых социальной девиацией. Такое поведение подростков выражается в различных поведенческих нарушениях: курение, пьянство, сквернословие, агрессия, отклонение от учебы, побеги из дома, наркотизация и ее последствия (суицид, ранние половые связи, криминальные действия и др.).
Данная проблема анализируется авторами, которые предлагают направления организационно-воспитательной и коррекционной работы с трудными подростками.
К этим направлениям относятся: организация досуга подростков, проведение спортивных театрализованных праздников, вовлечение в физкультурные секции и кружки, использование спортивных и национальных игр, эстафет.
По мнению О.Н.Степановой, кандидата педагогических наук Московского педагогического университета, одним из решений проблемы воспитания трудных подростков является развитие детско-юношеского спорта. В результате ее наблюдений у подростков была замечена положительная динамика качественных показателей физкультурно-спортивной работы. Ею отмечено 40%-ое снижение численности трудных подростков и 30%-ое уменьшение количества занимающихся, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних.
Авторы А.А.Баранов и М.Ю.Зайцева считают основным показателем развития личности подростка его умение адаптироваться в социуме, быть активным. Ученые полагают, что спортивно-оздоровительные занятия способствуют эффективному процессу формирования социальной активности у подростков. А.А.Баранов и М.Ю.Зайцева предлагают свою образовательную программу, направленную на формирование у трудных подростков умения взаимодействовать друг с другом, обучение сотрудничеству (совместной деятельности). В процессе спортивной деятельности подросток находит возможность самореализации, самоутверждения, удовлетворяется его потребность в общении. Это свидетельствует о том, что отношения сотрудничества в процессе занятий физической культурой формируют у подростков активную жизненную позицию, направленную на разрешение встречающихся жизненных препятствий посредством поиска путей выхода, а не обвинения окружающих в случившемся.
В связи с широким масштабом распространения девиаций в поведении подростков особую актуальность приобретает выбор и проведение специальных физкультурных методик, способствующих социальной адаптации девиантных подростков и снижению числа подростков с отклонениями в поведении.
Повышение двигательной активности учащегося лучше сочетать с закаливанием. Закаливание – это целенаправленное использование естественных факторов природы, которое обеспечивает повышение устойчивости организма к их действию.
По мнению В.Г.Степанова (1996) не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию. Эти дети требуют индивидуального подхода со стороны учителя и особого внимания и участия окружающих.
Проблему воспитания трудных подростков пытаются решать по-разному. Некоторые ученые нацелены на введение нового предмета – спортивная культура: детям объяснят, каким видом спорта им можно заниматься, каковы последствия занятий для здоровья.
В Челнах Ф.Зотова доказала, что дополнительные уроки физкультуры компенсируют негативные последствия перегрузок школьной программы.
И.В.Работин считает, что физкультура спасает трудных подростков от тюрьмы: сначала ребята занимаются спортом, физическими упражнениями только для доминирования над ближними, но потом мотивы меняются.
По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подростков должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей школьников (Н.Н.Гончаров 1952, В.П.Филин 1964, В.Ф.Ломейко 1964, Л.Я.Черешнева 1965, 1968), так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов [Железняк Ю.Д., Петров П.К. 2001].
Современные подростки имеют дефицит двигательной активности. По данным НИИ Академии наук 2-х часовая недельная физическая нагрузка покрывает лишь 11 % необходимой детям нормы двигательной активности. Это негативно влияет на процесс физического воспитания школьников, снижает возможность в учебное время уделять особое внимание подросткам «группы риска» с целью их социализации посредством физкультурно-спортивной деятельности.
Негативные формы поведения наносят значительный ущерб самим подросткам, существенно ухудшая их качество жизни, усугубляя неблагоприятное состояние здоровья. Ведь состояние здоровья девиантных подростков характеризуется высоким уровнем соматической и психоневрологической патологии.
Снижению уровня здоровья детей с девиантным поведением помимо социальных причин способствуют и биологические факторы: отягощенный перинатальный анамнез, материнское отвержение, черепно-мозговые травмы и др.
Поэтому физическая культура играет неоценимую роль как для укрепления здоровья, так и для адаптации и улучшения качества жизни трудных подростков.
Так исследователь Ромашкина Г.А. [Ромашкина Г.А 2006] предлагает создать в школе Центр спортивно-оздоровительной работы. В работе Центра рекомендуется задействовать спортивные секции по футболу, волейболу, спортивному ориентированию. Автор считает целесообразным проводить в школах Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу, мини-лапте, «Веселые старты» и др.
Такие авторы, как С.Е.Голомидова, Н.Ю.Никифорова рекомендуют проводить разработанные ими нестандартные уроки по физической культуре с целью развития физических способностей учащихся и поддержания у них интереса к занятиям физической культурой. Н.Ю.Никифорова отмечает, что физическая культура является средством адаптации подростков к дальнейшей жизни, способствует развитию и реализации самых разносторонних интересов учащихся, мобилизует резервные возможности организма подростков.
Автор считает, что эмоциональные и нетрадиционные подходы на уроках физкультуры с учетом желания, настроения, темперамента каждого ребенка, позволяют научить детей саморегуляции, адаптации, релаксации. Н.Ю.Никифорова подчеркивает, что «одной из главных задач физического воспитания является формирование у детей жизненной потребности в личном физическом совершенствовании на основе развития у них устойчивого интереса к физической культуре…» [Никифорова Н.Ю. 2006].
По мнению профессора И.М.Бгажноковой (2007), физическое воспитание в целях коррекции отклонений должно быть направлено на коррекцию физического развития подростков, соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание организма, содействие выработке правильного поведения, адаптации и подготовки подростка к самостоятельной деятельности.
Такие исследователи как Д.И.Фельдштейн, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Л.И.Уманский считают, что наряду с физическим воспитанием детей не всегда затрагивается воспитание нравственное, трудовое, эстетическое.
Как утверждают А.А.Останец-Свешников, В.И.Ганапольский пробелы физического воспитания могут восполнить внеурочные формы занятий физической культурой, такие как туризм, спортивные праздники, экскурсии.
В процессе таких мероприятий формируются важные моральные и нравственные качества характера у подростков: любовь к Родине, ответственность, терпение и выдержка, чувства долга и коллективизма, трудолюбие.
Таким образом, по мнению современных исследователей (В.К.Бальсевич 2000, В.П.Губа 2000, В.И.Лях 2000, С.Н.Блинков 2001, С.П.Левушкин 2002) физическая культура оказывает как оздоравливающее, так и воспитывающее воздействие на трудных подростков. Она является важным фактором в формировании их личности.
В процессе физического воспитания закладывается база, и создаются условия для коррекции социализации трудных подростков (В.Г.Алобин 1995, В.Д.Сонькин 1995, А.Ю.Титлов 2001, А.В.Антипов 2002).
Коллектив ученых (В.К.Петров, В.А.Куренцов, М.Н.Жуков, А.В.Кадетова) под руководством профессора В.А.Кабачкова опытным и практическим путем доказали, что процесс дезадаптации трудных подростков – обратимый процесс. Использовав средства и методы физического воспитания, такие как: упражнения аэробной направленности, метод круговой тренировки, туризм и атлетическая гимнастика, провели целенаправленную работу по коррекции и формированию личностных качеств у испытуемых.
Весьма важным в современных условиях В.К.Бальсевич считает роль тренера, авторитет тренера нового типа: человека широко образованного, творчески, критически мыслящего, …тонкого психолога, умеющего предвидеть изменения в личной жизни своего ученика. Занятия физической культурой Бальсевич В.К. предлагает вынести за пределы академического расписания и проводить 3 раза в неделю по 1,5 часа. Занятия проводить не по классам, а в учебно-тренировочных группах. Учащимся предлагается полная свобода выбора учебно-тренировочной специализации.
Для облегчения процесса адаптации трудных подростков необходимо заложить основы, которые в дальнейшем совершенствовали бы их физические способности. На наш взгляд, роль тренера и подростков как равноправных субъектов педагогического процесса велика. Это способствует повышению уровня спортивных достижений, выявлению индивидуальных физических и личностных особенностей подростков, что увеличивает эффективность занятий физической культурой.
Благодаря созданию специальных условий для детей, склонных к девиантному поведению, и переориентированию их интересов в область спорта, можно осуществлять комплексный подход к развитию их личности и совершенствовать систему спортивно-массовой и оздоровительной работы с ними во внеурочное время. Невозможность занять себя в свободное время способствует втягиванию подростков в алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. К сожалению, небольшое количество детей из «группы риска» занимаются физической культурой и спортом. Участие подростков в разнообразных спортивных секциях, создание специальных условий для занятий спортом – один из способов профилактики и коррекции девиантного поведения. Кроме того, физкультурные праздники, массовые соревнования, парады развивают эстетические чувства, дарят детям высокое эстетическое наслаждение.
Физический труд, применяемый как средство коррекции девиантного поведения не должен заменять специальные физические упражнения. Необходимо правильное сочетание физического труда и занятий физкультурой.
В течение года в школах проводится тестирование, включающее оценку уровня физических качеств и двигательных способностей учащихся. Но не разработана технология мониторинга за изменениями в поведении подростков. Остается слабой материально-техническая база образовательных и спортивных учреждений, где проводятся занятия, что тормозит процесс развития и формирования физических способностей.
В уроках по физическому воспитанию обязательно должны присутствовать упражнения, способствующие психокоррекции и адаптации (работа с детьми, имеющими склонность к вредным привычкам). Формирование у детей и подростков установок на соблюдение принципов здорового образа жизни базируется не только на отвержении вредных привычек, но и на приучении их к двигательной активности, которая является необходимым условием поддержания состояния здоровья.
На мировоззрение и поведение подростка влияет социум, в котором он вращается. Поэтому в процессе коррекции социализации подростка велика роль спортивного коллектива и его мнения о подростках с отрицательным жизненным опытом. В спортивном коллективе подросток получает развитие необходимых навыков совместной деятельности. Вовлечение трудных подростков в занятия различными видами спорта дают положительный результат в области реабилитации детей с различной степенью социальной дезодаптации.
Таким образом, все исследователи сходятся во мнении о том, что использование средств и методов физического воспитания в работе с трудными подростками необходимо и эффективно влияет на восстановление их социального статуса.
Ученые и преподаватели физической культуры в работе с подростками группы риска считают важным учет личностных и физических особенностей учащихся, подбор средств и методов, способствующий формированию у подростков интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Как показывает анализ предложенных методов и программ по физическому воспитанию, все они способствуют снижению уровня тревожности, агрессивности, повышению самооценки и адаптационных возможностей организма.
В качестве средств физического воспитания трудных подростков всеми исследователями рекомендуются различные виды и методы физического воздействия: занятия туризмом, легкой атлетикой, атлетической гимнастикой, подвижные и спортивные игры, аэробика и др.
Целенаправленное воздействие физической культуры позволяет положительно воздействовать на социально дезадаптированных подростков. Немногими учеными отмечена роль педагога-тренера в учебно-воспитательном процессе.
Большинство программ по физической культуре направлено на коррекцию физического и эмоционального состояния подростков, ведущих нормосообразный образ жизни. Мало внимания уделяется профилактике, диагностике и коррекции отклоняющегося поведения педагогически запущенных подростков.
Большинство исследователей согласны с мнением, что специально подобранные средства и методы физического воспитания в сочетании с педагогическими приемами позволяют положительно изменить их физическое, психическое и социальное здоровье трудновоспитуемых подростков, изменить их асоциальное поведение.
Несмотря на результаты исследований, сделанных различными авторами, остаются мало изученными изменения в поведении и личностных качествах подростков, занимающихся спортом.
Не до конца изучен характер зависимостей между учебно-тренировочной деятельностью подростков и изменением их личностных качеств.
В ходе эксперимента исследователем отмечены темпы прироста показателей физической подготовленности подростков. Кроме того, было замечено коренное изменение отношения подростков к занятиям по физическому воспитанию.
Главное для подростка – найти вид спорта или комплекс упражнений, который доставлял бы удовольствие.
В приобщении детей и подростков к спорту очень большое значение имеет положительная мотивация ребенка к занятиям, которую создает успех, достигнутый в спортивных соревнованиях. Поэтому целесообразно строить уроки по физической культуре с учетом соревновательности в ходе занятий.