Раскрытие понятия девиантности отечественными

Исследователями

Важным этапом подросткового возраста является процесс формирования самосознания.

Именно в это время формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. «…положение подростка в коллективе влияет на его поведение». И.С.Кон (1979), ссылаясь на исследования М.А.Алемаскина, Г.Г.Бочкаревой, подчеркивает, что неблагоприятное положение в классном коллективе – одна из основных причин формирования «трудных» подростков. Такие подростки обычно преждевременно оставляют школу и чаще сверстников попадают под дурное влияние вне школы. При обследовании несовершеннолетних правонарушителей оказалось, что 90 % из них были в школах «изолированными», почти все были недовольны своим положением в классе, более 50 % относились к одноклассникам безразлично или враждебно».

«…подростки, воспитывающиеся без отца и в коллективах, где нет мужчин (детские сады, школы), тяготеют к спортивным секциям и неформальным группам. Именно эти группы-коллективы чаще всего помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Завышенные критерии «маскулинности» нередко компенсируются подростками подчеркнутой агрессивностью, грубостью, делинквентностью и способствуют образованию неформальных ассоциальных групп».

Девиантное поведение как нарушение социальных норм приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Проблема девиантного поведения активно исследовалась и в 70-80 годы. Так в работах Б.Ф.Райского большое внимание уделяется условиям и причинам возникновения отклонений в поведении детей и подростков; дано обоснование актуальности проблемы, большое внимание уделено психолого-педагогической характеристике таких детей, возрастным факторам, которые при определенных условиях обусловливают деформацию личности.

«Любое качество личности, - пишет Райский Б.Ф. – в неблагоприятных условиях жизни в результате ошибок и просчетов в воспитании может начать проявляться отрицательно. В этом случае у ребенка возникает и укрепляется искаженная нравственная позиция, влекущая за собой трудновоспитуемость. Происходит деформация мотивационной сферы, расцветают несдержанность, конфликтность, агрессивность, озлобленность, легкомыслие, развивается эгоизм…».

Б.Ф.Райский определяет виды девиантного поведения, которые носят весьма разнообразный характер: «от действий, причиняющих себе и окружающим незначительные неприятности и осложнения в жизни, до социально опасных, уголовно наказуемых преступлений»; общим для всех этих отклонений исследователь считает активное (или пассивное) непринятие типичных для общества норм и правил жизнедеятельности.

Автор выделяет основные причины возникновения и развития отклонений в поведении. Это:

1) неблагоприятные условия жизни детей и подростков;

2) недостатки и ошибки в воспитании, в частности, отставание в учебе;

3) состояние здоровья и отклонения в физическом или нервно-психическом развитии;

4) идеологические диверсии, проникающие в среду молодежи по разным каналам…

Таким образом, дети с отклонениями в поведении, - считает автор, - требуют от воспитателей (родителей, учителей) дополнительных методов и приемов воспитания с учетом индивидуальных особенностей… Но детям с отклонениями в поведении и самим трудно побороть себя, преодолеть вредные привычки, скрывать свои недостатки, выйти из-под негативного влияния криминогенной компании и вернуться в ученический коллектив сверстников, от которых они фактически отчуждены.

Поэтому необходимо своевременное принятие мер к устранению образовавшихся нарушений в нравственном развитии, корригирование возникших деформаций. Иначе образовавшиеся негативные проявления укрепятся и сформируется нежелательный стиль поведения, и преодоление отклонений в поведении подростка будет сопряжено со значительными трудностями.

Таких детей, по мнению Б.Ф.Райского, называют педагогически запущенными. Именно из них, считает автор, «вырастают правонарушители – лица, совершающие проступки (мелкие кражи, бродяжничество, появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, участие в незначительных хулиганских действиях…)».

Исследователь обращает внимание на существенные физиологические и психические новообразования различных возрастных периодов становления ребенка, в частности подросткового периода, в котором усугубляются противоречия в развитии личности. «В этом периоде бурно протекает половое созревание, наблюдаются существенные сдвиги в физическом развитии, а психологическим критерием является стремление быть и считаться взрослым». Автор говорит о сильных и слабых сторонах развития подростка. Слабыми признаками подростка являются: акселерация (обостряющая противоречия между физиологическим, психическим и социальным развитием), легкая возбудимость, эмоциональная неуравновешенность, легкая эмоциональная ранимость, аффективность, болезненное самолюбие, острая потребность в самоутверждении. Эти особенности, свойственные подростковому возрасту, делают его податливым для отрицательных внешних влияний.

Известный социолог И.С.Кон отмечает, что подростковый возраст психологически крайне противоречив. Важнейшим психологическим новообразование, на его взгляд, является чувство взрослости, которое представляет собой новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда, – пишет автор, - «типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка». «Подростки, - отмечает И.С.Кон, - наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее – с посторонними взрослыми и учителями. Старшие школьники (9 класс) обнаружили самый высокий по сравнению с другими подростками уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко возрастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят». Большое значение имеет общение в жизни и деятельности детей подросткового возраста. Многие исследователи (М.А.Алемаскин, Т.В.Драгунова, А.П.Краковский, Д.Б.Эльконин и др.) правомерно считают, что в этом возрасте общение становится их ведущей деятельностью, а ведущим мотивом – стремление завоевать признание среди товарищей, получить с их стороны высокую оценку. Если подросток не может выделиться в коллективе путем полноценной учебы, успехов в труде, спорте или искусстве, то он использует зачастую негативные проявления: грубость, драчливость, цинизм. Подкуп авторитетов среди сверстников и др. Однако, это не всегда удается, и подросток оказывается изолированным в коллективе. Отрыв от коллектива сверстников порождает дефицит полезного общения. До 90 % подростков с отклонениями в поведении, пишет Б.Ф.Райский, находятся в таком положении. Для подростков с отклонениями в поведении самоутверждение удовлетворяется в действиях, выходящих за рамки принятых моральных и правовых норм, многие нравственные понятия понимаются ими неправильно или игнорируются. Более 75 % несовершеннолетних правонарушителей, по оценке Б.Ф.Райского, наиболее ценным в человеческой личности считают физическую силу, властность, склонность к рискованным мероприятиям, в которые вкладывается, как правило, аморальное содержание.

По данным ст. научного сотрудника НИИ общих проблем воспитания АПН СССР М.А.Алемаскина, более 85 % трудных подростков общались с морально распущенными лицами старше себя, 60 % входили в воровские компании. «На 16% подростков оказывали непосредственно отрицательное влияние взрослые аморального поведения (не родители) и 6% подростков-правонарушителей находились под влиянием взрослых преступников».

Б.Ф.Райский считает, что «трудные дети» - это «широкое понятие». Он пишет, что «среди трудновоспитуемых и педагогически запущенных правонарушителей и совершивших уголовные преступления имеются и очень трудные, с большим трудом поддающиеся перевоспитанию, лица, перевоспитание которых протекает значительно быстрее и легче».

Автор считает, что «преступником никто не рождается, им человек становится в процессе жизни».

Исследователь предлагает свои принципы, методы и формы работы с девиантными подростками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Вот эти принципы:

1) принцип гуманности (главное – это решение воспитательных задач, а не выполнение карательных мероприятий…);

2) принцип упреждения негативных проявлений у детей и подростков: быстрое реагирование их проступки на основе всестороннего изучения индивидуальных особенностей воспитуемых, их социального окружения…, нейтрализация вредных влияний, строгое соблюдение педагогического такта;

3) принцип генерализации положительных качеств личности…подростка: переориентация направленности негативного поведения…, внушение уверенности в возможность исправления, поощрение сдвигов в исправлении;

4) принцип единства вербального и деятельностного воспитания;… развития положительных эмоций, высших человеческих чувств; … заполнение досуга полезной деятельностью на основе добровольного участия в ней с учетом склонностей и способностей каждого;

5) принцип … уверенности в успехе проводимой воспитателем профилактической работы.

Важнейшим фактором формирования личности подростка Б.Ф.Райский считает его семью.

Автор считает, что в подростковом возрасте нередко отрицательное отношение к родителям возникает как следствие социальной деградации взрослых членов семьи (пьянство, половая распущенность, стремление к стяжательству). Причины утраты авторитета родителей в оценке детей – это распад семьи по вине одного из родителей, невнимание к нуждам и запросам детей, несправедливость наказаний, жестокость, унижающая человеческое достоинство.

В силу заброшенности, считает исследователь, отчуждения от близких людей у безнадзорных подростков отсутствует контроль за поведением … а для принятия решения в выборе поведения недостает личного жизненного опыта и нет доброго, умного советчика.

Злом для подростка является как чрезмерное потакание его прихотям со стороны родителей, так и суровость родителей, часто граничащая с жестокостью, применение физических наказаний. Так, считает автор, «нанесенная подростку даже психическая травма, вызванное этим нервное напряжение влечет за собой, как правило «разрядку»: жестокое избиение более слабого ребенка, другие хулиганские поступки, участие в драках и нанесение тяжких телесных повреждений, а также выпивки, сексуальные извращения».

Таким образом, по мнению Б.Ф.Райского, в работе по воспитанию и перевоспитанию трудных детей «мы всегда имеем дело с целостной личностью …подростка, а не с отдельными его качествами, проявлениями».

Другой отечественный исследователь В.Г.Степанов выделяет 2 категории «трудных» детей: «учащихся со сравнительно небольшими отклонениями в нравственном развитии (недисциплинированных, упрямых и т.д.) и детей с акцентуациями характера и темперамента (педантичных, демонстративных, возбудимых личностей и пр.)».

Понятие «акцентуации» ввел впервые немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности.

В нашей стране получила распространение классификация акцентуаций, предложенная известным детским психиатром, профессором А.Е.Личко. По мнению исследователя А.Е.Личко (1983), А.А.Реана (1991), К. Леонгарда (K.Leonhard) формы и виды девиантного поведения проявляются у подростков в зависимости от особенностей (акцентуаций) их характера. Ряд типов акцентуаций характера провоцируют отклоняющееся поведение подростков.

Как отмечают специалисты (П.Б.Ганушкин, К.Леонгард, А.Е.Личко и др.) акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды.

Так, пишет А.Д.Ганеев, у 70 % подростков с отклоняющимся поведением обнаруживаются изначальные нарушения характера, у 60 % - установлены различные типы акцентуаций, у 21 – 28 % беспризорников поставлен диакноз психопатии, у 40 % госпитализированных в психиатрическую клинику с непсихическими нарушениями были отмечены прогулы уроков, воровства, драки со сверстниками (см. табл. № 3 ).

Раскрытие понятия девиантности отечественными - student2.ru

Таблица № 3. Частота сочетаний форм девиантного поведения и типов особенностей характера у подростков

Для решения проблем с детьми обеих категорий, по мнению исследователя, важно выяснить причины негативного поведения. Часто распространенной причиной является «избыток энергии и неумение рационально проявить свою инициативу.

В.Г.Степанов перечисляет средства корригирования поведения трудных учащихся. Среди них: психотерапия с учетом индивидуальных особенностей подростков, эффективное положительное воздействие хорошо организованного коллектива. Выработка у подростка состояния «радости и душевного подъема» для закрепления ситуации успеха, акцентирование внимания родителей на положительных действиях трудного подростка и высказывание ему одобрения. Немаловажен, по мнению автора, характер отношений родителей с ребенком, баланс поощрений и наказаний (первые желательно применять чаще, чем вторые). А главное, считает исследователь, «создать у ребенка и подростка собственную систему жизненных ценностей». [83, с.62]

Ряд современных исследователей (Т.Шульга, Л.М.Шипицина, В.А.Кабачков, В.К.Петров, М.Н.Жуков) категорию трудных детей и подростков называют детьми «группы риска» (риск для них самих – потери жизни, здоровья, развития) (Т.Шульга).

В группу риска входят дети с проблемами в развитии, оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных, асоциальных семей… По мнению вышеуказанных авторов эти дети и подростки имеют следующие особенности:

1) отсутствие ценностей, принятых в обществе;

2) проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей гонки на выживание;

3) эмоциональное отвержение со стороны родителей…;

4) повышенный уровень тревожности;

5) преобладание ценности красивой, легкой жизни. Стремление получать от жизни одни удовольствия;

6) свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.);

7) отклонения в общении со взрослыми, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате своей ценности и ценности другого человека.

«Для нормального развития подростков группы риска», по мнению Т.Шульга, «необходимы определенные условия, которые взрослые обязаны создавать.

1. Информация о современной жизни. Подростки должны иметь достоверную информацию по всем волнующим их вопросам и иметь возможность проверять и анализировать информацию.

2. Сочетание свободы и ответственности в деятельности. Конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе.

3. Принятие себя (своего физического «Я», характера, особенностей, эмоций и т.д.).

4. Навыки достойного поведения, взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства». Для подростков группы риска основными показателями счастья являются «вещные» характеристики: наличие еды, сладостей (много торта), игрушек, подарков, одежды.

Особенностью подростков группы риска является представление о счастье как переживании эмоционального комфорта, связанного с удовлетворением социальных потребностей. Отсутствие счастья – это неудовлетворение социальных потребностей, ограничение социальных контактов – одиночество. «Опыт переживания одиночества подростками группы риска составляет 70 %. Один процент опрошенных не видит выхода из состояния одиночества. Остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, … снижении значимости психической травмы, изменении эмоционального состояния».

Данный автор считает, что особое внимание в работе с детьми группы риска «необходимо обращать на формирование их смысла жизни, осознание своих целей и построение жизненных сценариев».

Созвучно ему мнение другого исследователя В.А.Прокофьевой, которая целесообразным видит использование дружеских отношений в подростковый период для изменения поведения. Для подростка, считает она, общение с товарищами – источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения.

«Дружба и служение ей становится одной из значимых ценностей в этом возрасте».

Способ ухода от негативных переживаний И.Фучик видит также в дружбе. «Средство против страха – это друг», - пишет она, - иметь друга нужно для того, «чтобы не бояться».

«Пережитое в раннем детстве чувство страха сохраняется на вcю жизнь», - пишет автор. «Человек забывает сам травматический опыт, но он помнит свои эмоциональные реакции. Бессознательный посыл страха постоянно выжигается в мозгу и остается там навечно».

М.А.Ковальчук, раскрывая понятие «трудные дети», приводит его объяснение (от лат. de viatio – отклонение, отклоняющееся поведение)… Для учителя, говорит исследователь – это неуспевающий ребенок, ребенок, который не слушает на уроках и прогуливает их. Для милиционера – это хулиган, нарушающий общественный порядок. Для родителей это ребенок, который привносит в семейную жизнь те или иные проблемы.

По мнению другого исследователя, М.М.Безруких, академика РАО, директора Института возрастной физиологии РАО, необходимо разделять понятия: школьные трудности и неуспеваемость (или неуспешность). Проблемы, которые возникают у подростков с началом систематического обучения, приводят к ухудшению здоровья (физического и психического), к нарушению социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. А это и есть «основа,- пишет автор, - для возникновения неуспешности».

И если вовремя не оказать ребенку эффективную помощь, то школьные трудности перерастут в неуспешность, девиантность и т.п.

Методами работы по коррекции таких проблем автор считает - тестирование и анализ проблем, которые возникают у подростка. Диагностика позволяет выявить мотивы возникших трудностей и организовать успешную учебную деятельность ребенка. «Как только он почувствует успех, интерес к учебе появится сам собой», (с.18), и отклонения в поведении могут исчезнуть сами собой.

Большое внимание отечественных ученых уделяется анализу возникновения девиаций в поведении подростков, ставших последствиями перенесенных эмоциональных травм детства. (И.Фучек, В.А.Прокофьева, А.Н.Реан). «Подростковый возраст – один их ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка».

Для детей в этом возрасте, считает В.А.Прокофьева, - «характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. И при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении».

Поэтому межличностные травмы в раннем детстве, жестокость родителей, которая не сравнима ни с каким другим переживанием, любое физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, которые встречаются в дисфункциональных семьях становятся причиной не только отклонений в поведении подростков, но и возникновения тяжелых депрессивных расстройств, суицидальных попыток среди них (Табл. № 4).

Таблица № 4. Зависимость нанесения самоповреждений

От поводов и возраста.

  Повод Возраст (в годах)     Всего
  до 15        
Ссора: с родителями…………………….. с друзьями……………………….. с девушкой………………………. Бравада: перед юношами…………………. перед девушками……………….. Братание: с одним юношей………………… с группой юношей……………… с девушками…………………….. Психогенная депривация…………….. Мотивы не установлены………………   Всего……………………………………   - -   - -   - - - -     - -   -   - - -       -   - -         -     -              

«От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства».

Неслучайно большинство отечественных исследователей считают решающим фактором воздействия на трудного подростка его семью. Так И.Фучик отмечает, что «трагический парадокс заключается в том, что травматизация происходит в среде, которая должна обеспечить ребенку чувство защищенности. Ребенок не может научиться различать дружелюбие и агрессию, если те, от кого он ждет дружелюбного отношения, становятся агрессорами».

Поэтому «подавление личности ребенка» и насилие над ним в семье (вербальная агрессия родителей, физические наказания и т.д.) вызывают характерные изменения в поведении детей. И здесь единственное, что могут сделать в этой ситуации дети, - пишет О.Здравомыслова, - это найти себе отдушину, то есть друга-сверстника, компанию. Но далеко не всем это удается, поскольку забитые дети имеют «трудности в общении со сверстниками».

Проблему семейного насилия исследуют многие отечественные авторы (О.Здравомыслова, И.Фучик, А.Подольский, З.Лаврентьева) т.к. она выходит далеко за рамки частной жизни отдельных семей и является основной причиной отклоняющегося поведения.

Среди исследователей существуют противоречивые взгляды на целесообразность наказаний, принятых в семьях. Б.Ф.Райский, А.С. Макаренко считают их приемлемыми, в то время как более современные исследователи отрицают эффективность физических наказаний, подавляющих и унижающих личность подростка. (И.Фучик, О.Здравомыслова , З.Лаврентьева, Т.Шульга ).

Анализ научных работ по данной тематике (И.В.Дубровина, А.В.Головлева, Л.В.Ясман, М.И.Рожков, А.Б.Фомина) показал комплекс причин, лежащих в основе детской девиантности и наличие связи между правонарушениями подростков и факторами риска, вызывающими состояние дезадаптации. Дезадаптированные дети, как правило, бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.

С.А.Беличева считает, что отклоняющееся поведение, являясь результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, которые выражают себя через различные формы детско-подростковой дезадаптации в достаточно раннем возрасте.

Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднении в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, общеобразовательной школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.

В зависимости от характера и природы дезадаптации выделяются патогенная, психосоциальная и социальная дезадаптация, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

К формам психосоциальной дезадаптации можно отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и, прежде всего, кризис подросткового возраста. В этом возрасте активно формируется самооценка и самосознание ребенка, что выражается в его автономизации и конфликтности со взрослыми, повышенным интересом к вопросам пола.

Временные формы психосоциальной дезадаптации могут быть также вы­званы различными конфликтными ситуациями в общеобразовательной шко­ле, дома, со сверстниками, на улице, в общественных местах (на дискотеках, в кино), а также аутоагрессивном поведении.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и пра­ва, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней ре­гуляции, референтных и ценностных ориентаций социальных установок, аддиктивном (зависимом от вредных привычек) поведении.

Школьная и социальная дезадаптация в ряде работ рассматриваются как стадии одного процесса, причем социальная дезадаптация характеризуется бо­лее широким спектром проявлений и включает в себя проблематику школьной дезадаптации. В частности в учебнике по социальной педагогике под ред. М.А. Галагузовой эти два понятия выступают в качестве стадий учебной дезадаптации школьника и представлены в своем динамическом «развитии». С точки зрения авторов пособия учебная дезадаптация может иметь следующие стадии:

1) учебной декомпенсации - состояние ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при со­хранении общего интереса к школе;

2) школьной дезадаптации - состояния ребенка, когда наряду с возрастающи­ми трудностями в обучении на первый план выступают нарушения в поведе­нии, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропус­ков занятий;

3) социальной дезадаптации - состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

4) криминализация среды свободного времяпровождения. Так, например, от­числение из школы детей 15-летнего возраста, что позволяется законом «Об образовании», выбрасывает детей на улицу, где они не могут легально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети, как правило, из малообеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер.

Детская безнадзорность в данном случае приводит ребенка в уличную компанию, а затем и в криминальную среду, где он пытается через девиантные формы поведения снять груз накопившихся конфликтов, повысить статус среди сверстников, разрядить напряжение, вызванное внутренним дискомфортом, удовлетворить свои потребности в признании, принятии, самоуважении.

В массовой школе в категорию проблемных («трудных») попадают:

а) труднообучаемые и трудновоспитуемые;

б) дети зоны риска.

Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки.

Модель коррекции отклоняющегося поведения была разработана профессором Г.К.Селевко и кандидатом пед. наук Ю.Ю.Черво (Ярославский технический университет)

Наши рекомендации