Воспитания детей среднего школьного возраста
ПО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
– теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Д И С С Е Р Т А Ц И Я
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель –
Волгоград-2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Проблема девиантного поведения в трудах отечественных и
зарубежных исследователей …………………………………………. 10
1.1. Понятие «девиантность» в психологии и педагогике………….10
1.2. Раскрытие понятия девиантности отечественными
исследователями …………………………………………………. 15
1.3. Зарубежные исследователи о механизмах формирования
девиантного поведения ………………………………………….. 35
1.4. Возможности физической культуры в социализации
трудных подростков………………………………………………
Заключение по I главе………………………………………………..
Глава II. Задачи, методы и организация исследования ………………………65
2.1. Задачи исследования ………………………………………………..65
2.2. Методы исследования ………………………………………………65
2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы …………66
2.2.2. Педагогические наблюдения ……………………………………….67
2.2.3. Анкетирование ………………………………………………………67
2.2.4. Контрольные испытания ……………………………………………68
2.2.5. Психологическое тестирование ……………………………………68
2.2.6. Педагогический эксперимент ………………………………………69
2.2.7. Методы экспертных оценок ……………………………………….. 71
2.2.8. Методы математической статистики ………………………………72
2.3. Организация исследования …………………………………………72
Глава III. Методика физического воспитания по коррекции девиантного
поведения подростков……………………………………………….. 75
3.1. Состояние физической подготовленности подростков в РСО-
Алания ………………………………………………………………. 75
3.2. Характеристика исходного уровня физической
подготовленности и акцентуации характера девиантных
подростков экспериментальной и контрольной группах………… 84
3.3. Динамика физического развития и физической
подготовленности и изменение психолого-педагогических
характеристик подростков за период эксперимента …………… ..103
3.4. Эффективность комплексной методики по физическому
воспитанию девиантных подростков ………………………………114
Заключение ……………………………………………………………………..142
Выводы ………………………………………………………………………….145
Практические рекомендации ………………………………………………… 147
Список использованной литературы ………………………………………… 151
Приложения …………………………………………………………………….169
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВОЗ– Всемирная организация здравоохранения
ЧСС – частота сердечных сокращений
МПК – максимальное потребление кислорода
PWC170 – показатель физической работоспособности
ЖЕЛ – жизненная емкость легких
ССС – сердечно-сосудистая система
ЦНС– центральная нервная система
РП – расстройства поведения
ЗПР – задержка психического развития
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности
ТОТ – телесно ориентированная техника
ВПФ – высшие психические функции
ЦВНС – центр временного содержания несовершеннолетних
правонарушителей
КДН – комиссия по делам несовершеннолетних
ПДН – подразделения по делам несовершеннолетних
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Изменения, происходящие в настоящее время в обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным и делинквентным поведением. Причины – результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиление влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
.
Для детей и их родителей актуальными являются задачи не только социальной реабилитации и коррекции отклоняющегося поведения, но и коррекции их физического и психоэмоционального состояния, их оздоровление средствами и методами физической культуры и спорта.
Одним из решающих факторов предупреждения и преодоления педагогической и социальной запущенности детей с девиантным поведением, являясь составной частью общей культуры личности, выступает физическая культура. Однако, в должной мере, специалистами не разработан механизм реализации процесса дезадаптации развивающейся личности, хотя экспериментальные данные и практический опыт показали, что это обратимый процесс (В.А.Кабачков, В.К.Петров, В.А.Куренцов, М.Н.Жуков, А.В.Кадетова).
Необходимость такого научного подхода достаточно очевидна и вызвана рядом обстоятельств.
Средства борьбы с преступностью отстают от тех процессов, которые происходят в обществе, и часто подростки, считавшиеся ранее благополучными, попадают в число трудновоспитуемых или потенциальных правонарушителей.
Для восстановления социального статуса подростка, переориентации антиобщественной направленности его поведения необходимы специальные мероприятия, направленные на своевременное выявление, диагностику и коррекцию отклоняющегося поведения.
Одно из важных мест в системе воспитательно-коррекционной работы с депривантами занимает физическая культура.
Актуальность и необходимость разработки программы профилактики и коррекции девиантного поведения среди подростков очевидна. Рост преступности среди несовершеннолетних вызывает тревогу у населения, родителей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов.
По данным ряда авторов (С.А.Беличева, А.И.Михеев, Ю.И.Зотов), а также полученными нами результатами, наибольшую тревогу в криминальном плане вызывают дети и подростки, относящиеся к группе социального риска. Они состоят на учете в органах милиции, и на их долю приходится большая часть правонарушений. К группе социального риска в условиях школьного учебно-воспитательного процесса относятся так называемые педагогически запущенные подростки.
Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы социального риска обусловлено тем, что в структуре их интересов и потребностей занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, а 80% подростков отдают им предпочтение (В.А.Кабачков). В связи с этим потребность подростков в занятиях физической культурой необходимо направить в правильное русло, используя ее методы для творческого самовыражения, самореализации внутренних резервов организма, невостребованных в должной мере в обычных условиях.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, быту, общении. Необходимо возможности физической культуры задействовать в совершенствовании личности подростка с целью не только физической реабилитации, но и активного преобразования личности ребенка, утверждая его лучшие качества, обогащая идейное, интеллектуальное, нравственное и эстетическое начала личности подростка для ее гармонического развития.
Система же средств и методов физической культуры, используемых для коррекции и компенсации отклонений в поведении подростков, зачастую ограничивается физической реабилитацией растущего организма, не привлекает молодежь, носит характер лечебных процедур, а не увлекательных занятий, обеспечивающих не только оздоровление, но и коррекцию физического и психоэмоционального состояния и организацию досуга подростков.
Организация занятий с подростками, имеющими отклонения в поведении, теоретически нацелена на укрепление здоровья, закаливание организма, повышение его функциональных возможностей и практически ничем не отличается от занятий с обычными подростками, не имеющими проблем в поведении.
Хотя программы физической подготовки депривантов должны основываться на возрастной периодизации физического и психического развития детей школьного возраста, учете возрастно-половых различий девочек и мальчиков, личных интересов в области физической культуры и спорта, и быть направлены на индивидуальное развитие личности учащегося, формирование физической культуры как части общей культуры человека, и иметь своей целью положительное воздействие на социально дезадаптированных подростков, коррекцию их физического и психоэмоционального состояния.
Мешает этому слабая исследованность реабилитационных возможностей средств физической культуры для формирования у трудновоспитуемых подростков нравственного поведения и положительного отношения к социально значимым факторам. Не изучен в должной мере вопрос о мотивации к занятиям оздоровительной физической культурой детей с проблемами в поведении.
Доминирующими в исследованиях по физическому воспитанию трудных подростков остается проблема быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения посредством упражнений по напряжению и расслаблению основных мышечных групп (Е.Бурмистрова (2004), Л.Коголапова 2004, Е.Кравцова (2004) и проведение подвижных игр и игровых единоборств (Г.П.Болонов (1985), Г.П.Богданов (1985), Л.В.Былеева (1974), И.М.Коротков (1974), В.Г.Яковлев (1974), С.В.Глязер (1975), Р.В.Береуцин (1983), С.А.Баранцев (1983), В.П.Богословский (1985), В.Н.Неробеев (1970), В.Г.Яковлев (1952).
Практическая потребность научной разработки выбранного направления совершенно очевидна и вызвана рядом обстоятельств. Важнейшим из них является тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, используемые в школах, не могут в полной мере являться методами выявления, диагностики, воспитания и коррекции отклоняющегося поведения подростков. Исходя из этого, для работы с трудными подростками необходимы специальные учебно-воспитательные программы, в которых занятия физическими упражнениями следует рассматривать с трех основных позиций:
- во-первых, как средство оздоровления;
- во-вторых, как способ организации досуга и отвлечения подростков от улицы;
- в-третьих, как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния (В.А.Кабачков (1998); В.К.Петров (1998); В.А.Куренцов (1998); М.Н.Жуков (1998); А.В.Кадетова, (1998). Имеются научные разработки о влиянии занятий физической культурой на здоровье организма подростков, на его расслабление и снятие эмоционального и психофизического напряжения, но о влиянии занятий спортом на девиантное поведение с целью его коррекции, а также эффективности таких занятий нет должного отражения в научно методической литературе.
Итак, практическая потребность в разработке специальной методики по физическому воспитанию, необходимость выбора новых более конкретных научных знаний об эффективных средствах коррекции, адаптации и реабилитации подростков с девиантным поведением - все это обусловило проведение специального научного исследования.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по методике физического воспитания с детьми девиантами и делинквентами как ведущее звено в системе коррекционных мероприятий.
Предмет исследования – средства и методы физического воспитания по коррекции и социальной адаптации подростков с девиантным и делинквентным поведением.
Цель исследования – определить и смоделировать систему средств и методов физического воспитания по коррекции и социальной адаптации подростков с девиантным поведением.
Гипотеза исследования – методика занятий по физическому воспитанию с девиантными подростками будет способствовать успешной коррекции их поведения и социальной адаптации при создании специальных условий, активирующих их физические наклонности и способности. При ее разработке должны быть созданы специальные учебно-воспитательные программы, в которых занятия физическими упражнениями следует рассматривать с трех основных позиций:
- физкультура как средство оздоровления, снижения психо-эмоционального напряжения;
- физкультура как способ организации досуга и отвлечения подростков от улицы;
- физкультура как средство коррекции и социальной адаптации девиантных подростков;
Выбор средств и методов физического воспитания должен соответствовать личностным особенностям и отвечать интересам и потребностям подростков.
В соответствии с целью, объектом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1) изучить личностные и физические особенности подростков с девиантным поведением;
2) определить психолого-педагогические условия и возможность применения средств физического воспитания для профилактики и коррекции отклонений в поведении;
3) разработать и апробировать специальную методику занятий по физической культуре, способствующих успешной адаптации и нравственному воспитанию;
4) экспериментально проверить и обосновать эффективность применения выработанной методики у девиантных подростков.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: «Я» - концепция - А.А.Реан, А.Е.Личко; «Акцентуации характеров» А.А.Реан, А.Е.Личко, В.Г.Степанов; теория физической реабилитации – И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова, И.Г.Малкина-Пых; современные концепции здоровья (А.А.Сучилин, С.Н.Кучкин); классификация групп подростков-правонарушителей – Д.И.Фельдштейн.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась методологической базой, логической последовательностью всей процедуры научного исследования, адекватностью методам, задачам работы, корректной обработкой полученных экспериментальных данных с применением информационных технологий.
Научная новизна диссертации состоит в разработке и экспериментальном обосновании педагогической и психологической целесообразности и адаптационно-реабилитационной результативности методики занятий по физкультуре с девиантными и делинквентными подростками на основе применения комплексов упражнений, корректирующих эмоционально волевую сферу и личностные качества характера детей.
Изучены закономерности и причины возникновения девиаций у подростков. Установлены особенности психофизического развития подростков с поведенческими расстройствами. Девиантные подростки имеют отклонения в физическом развитии, и большинство из них составляет «группу риска» не только по нарушению состояния здоровья, но и возникновения противоправного поведения. У них выявлен низкий уровень социальной адаптации, который проявляется в нарушении общепринятых общественных и правовых норм.
Исследованы личностные особенности и психологическая предрасположенность к девиациям, в ходе чего выявлены гипертимный (40 %), циклоидный (17 %), эмотивный (14 %) типы акцентуаций характера девиантных подростков.
Впервые проведен сравнительный анализ уровней физической подготовленности и занятости в спортивных секциях девиантных подростков Центра реабилитации «Доброе сердце» г. Владикавказа. Доказана целесообразность применения средств физического воспитания для социальной адаптации, коррекции поведения и социальной реабилитации детей из социальной группы риска. Выявлена взаимосвязь динамики показателей физического развития и формирования лучших качеств личности путем занятий физическими упражнениями.
Теоретическая значимость полученных результатов состоит в дополнении теории и методики коррекционной физической культуры положениями диссертационной работы, раскрывающими реабилитационный потенциал средств физической культуры для коррекции девиантного и делинквентного поведения подростков, их психического и психофизического состояния.
Практическая значимость диссертации выражается в улучшении физического, психического и эмоционального состояния девиантных подростков, возрастании их интереса к занятиям физической культурой, их адаптации к социуму и коррекции поведения посредством разработанной в диссертации методики.
Разработанные программа, методика и средства занятий физической культурой можно использовать преподавателям физического воспитания и инструкторам ЛФК в работе с трудными подростками в реабилитационных центрах, специализированных учреждениях, где проходят обучение девиантные и делинквентные подростки, а также в специализированных летних лагерях оздоровительного типа для трудных подростков.
Полученные результаты, выводы и положения можно применять при обучении студентов педагогических и физкультурных вузов по курсу «Теория и методика коррекционной и адаптивной физической культуры», в повышении квалификации и переподготовке специалистов физической культуры и спорта.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Традиционная методика [Лях В.И., Мейксон Г.Б., 1993] физического
воспитания детей школьного возраста 11-14 лет с проблемами в поведении не предполагает специального подбора средств и методов для снижения уровня тревожности, депрессивности и агрессии, повышения самооценки, коррекции эмоционально-волевой сферы подростка, поэтому создание специальных условий для коррекционно- профилактической деятельности по физическому воспитанию будет иметь ряд специфических особенностей.
2. Внедрение экспериментальной комплексной методики по физическому воспитанию для детей 11-14 лет с девиантным поведением позволяет не только существенно повысить уровень развития их физических качеств, но и улучшить эмоциональное состояние, самооценку; помочь им в выборе правильной модели поведения через мотивацию к занятиям спортом.
Апробация работы проводилась в ходе выступлений с научными докладами на научно-практических конференциях в г.Нальчике (22-23 мая 2008 г.), в г.Владикавказе (21-22 апреля); Волгограде; положения работыпредставлены в ряде публикаций по теме исследования.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 199 страницах машинописного текста, содержит 12 таблиц, 6 рисунков, 6 диаграмм. Список литературы включает 213 источников на русском и иностранных языках.