Вопрос 29. Правила речевого этикета
Вежливость необходимо явно демонстрировать при общении с помощью языка.
Кроме того, у многих народов выбор приветствия зависит от возраста, пола, степени близости общающихся, времени суток. Рассмотрим национальную специфику русских обращений, являющихся самым употребительным и показательным этикетным знаком. Они могут быть неличностными (господа, гражданин) и индивидуальными, неформальными (Миша, Мария Павловна). Обращение может быть на «ты» и на «вы»: «ты» говорят в ситуации обращения к близкому человеку, в неофициальной обстановке и тогда, когда говорящий относится к собеседнику грубо, фамильярно. «Вы» используется при вежливом обращении к не очень близкому человеку, в официальной обстановке, к малознакомым и незнакомым людям, хотя здесь и существует множество нюансов. Еще один пример: не принято называть присутствующее при разговоре третье лицо местоимением он(а), а надо упоминать про него, назвав его имя (отчество).
Существует ряд этикетных правил ведения речи:
1. Вести разговор, если тема интересна, понятна всем собеседникам, уместна;
2. Вести разговор, если говорящий хорошо ориентируется в теме;
3. Строить свою речь в соответствие с интересами, знаниями,
социальным положением, возрастом, пол, мнением собеседников,
официальностью / неофициальностью ситуации;
4. Начинать разговор с нейтральных, общепринятых тем, но
стремиться надо к нетривиальным сообщениям, содержательным
разговорам;
5. Уметь внимательно выслушивать своего собеседника, проявляя
интерес к теме разговора и к самому говорящему, не перебивать его;
6. Не демонстрировать свое безразличие к теме беседы;
7. Не переносить свои отрицательные оценки речи собеседника на его личность;
8. Не произносить речь на повышенных тонах, даже для того,
чтобы что-то доказать оппоненту;
9. Не замолкать при присоединении к беседующим нового собеседника, а помочь ему включиться в общую тему;
10. Не использовать непонятные хотя бы одному из собеседников
слова, термины;
11. Не употреблять шутки, слова, избегать тем, вопросов, которые могут кого-либо обидеть, смутить;
12. Не слишком увлекаться рассказами о себе, своих близких,
своих делах, быть скромнее в своей речи, в самооценках;
13. Ставить в центр внимания слушающего, но не задавать собеседнику бестактных вопросов по поводу его личной, частной
жизни;
14. Не навязывать разговор человеку, не желающему беседовать;
15. Не навязывать свои советы, стараться смягчать свою речь,
снимая излишнюю категоричность, поскольку говорящий может
ошибаться;
16. Не отзываться дурно о других, иначе собеседник поймет, что
говорящий может так же отзываться о нем самом, что испортит
отношения;
17. Не выводить собеседника из терпения излишними словами,
объяснениями, отступлениями от основной темы;
18. Не говорить в одиночку и слишком много, давать высказываться и другим и не утомлять их;
19. Уважительно, доброжелательно относиться к адресату;
20. Следовать логике, чтобы вывод не противоречил посылке,
чтобы следствия вытекали из причин;
21. Употреблять короткие фразы, не превышающие порог смыслового восприятия и концентрации внимания человека (5-9 слов, 45-90 сек. без пауз);
22. Следить за тем, чтобы слушающий не уставал, давать ему передохнуть, пробуждать его внимание паузами, повторными об
ращениями, средствами авторизации и адресации текста;
23. Следить за невербальными знаками, сопровождающими речь:
излишне не жестикулировать, не лгать, поскольку мимика все
равно выдаст ложь.
Вопрос 30. Культура речевого поведения и речевой этикет юриста
Деятельность юристов многогранна: она имеет прямое отношение и к составлению различных документов, и к участию в прениях сторон на судебном процессе, и к пропаганде правовых знаний и т.д. Следовательно, для юриста профессионально значимо:
-владение нормами русского литературного языка: нормами литературного произношения, нормами словообразования и образования форм слова, нормами построения словосочетаний и предложений, нормами употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью;
-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
-развитие умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Несомненно, без перечисленных знаний, умений и навыков невозможна качественная профессиональная деятельность юристов, поэтому необходимо постоянно тренировать свою врожденную языковую способность.