Вопрос 28. Формулы речевого этикета
Степень культуры человека можно определить по его речи. Очень важно соблюдать культуру разговора и обращения. Приветствуя кого-либо, обязательно говорить: «Здравствуйте!», «Доброе утро», «Как поживаете?» «Рад вас видеть», «Приятного аппетита».
При расставании хорошо употреблять напутственные слова, от которых, согласно обычаю, зависит легкий путь, удача в делах: «До свидания», «Будьте здоровы», «Всего доброго», «Всего хорошего», «Счастливого пути».
Надежда на встречу выражается словами: «До скорой встречи», «До завтра», «До вечера», «Надеюсь на скорую встречу».
Существуют общие структурные составляющие речевого этикета разных времён и разных народов.
Рассмотрим только три основные особенности.
1. Тактичность – это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
2. Предупредительность заключается в умении предвидеть сложные вопросы и пожелания собеседника.
3. Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника.
При речевом общении часто возникают вопросы дистанции и запретов. Это очень актуальный вопрос. В русской речевой этике, например, речевая дистанция держится при помощи местоимений вы и ты. К малознакомым, незнакомым людям, людям более высокого социального статуса следует обращаться исключительно на Вы.
Речевой этикет строится с учетом особенностей партнера, вступающих в деловые отношения, и определяется ситуацией общения. Это может быть презентация, конференция, совещание, прием на работу, юбилей фирмы и т.д. В официальной обстановке, когда в разговоре принимает участие несколько лиц, речевой этикет рекомендует даже хорошим знакомым перейти на Вы.
При посещении учреждения, фирмы, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используется формула:
Позвольте (разрешите) представиться
Моя фамилия…………………………..
Мое имя и отчество……………………..
Если же посетитель не называет себя, тогда чиновник сам спрашивает:
Как ваша фамилия?
Как ваше отчество?
Как вас зовут?
Во многих странах уже давно при знакомстве используются визитные карточки. Это стали практиковать и у нас. Визитная карточка подается во время представления. Тот, кому представляются, должен взять ее и прочитать вслух, а затем во время разговора держать визитку на столе, чтобы правильно назвать собеседника. В деловой обстановке нередко возникает ситуация, когда необходимо обратиться к кому-либо с просьбой.
Обращение должно быть предельно деликатным, вежливым:
Сделайте одолжение, выполните мою просьбу….
Если вам не трудно (вас это не затруднит)…
Согласие, разрешение формулируется следующим образом:
Сейчас (незамедлительно) будет сделано….
Согласен, поступайте так, как вы считаете…….Не возражаю…………
При отказе используются следующие выражения:
Я не могу (не в силах) помочь (разрешить, оказать содействие)….
В настоящее время это сделать невозможно……………….
Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой…..
Я вынужден отказать…………………..
При подведении итогов работы, организации встреч, мероприятий, возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание.
Речевые клише, которые используются в данных ситуациях:
Выражение благодарности:
Позвольте (разрешите) выразить благодарность…..за…..
Выражаем благодарность………………………………………….
Должен выразить благодарность………………………………..
За оказание услуги, за помощь, подарок принято благодарить словами:
Я благодарен вам за то, что…….. Большое спасибо вам за………….
Эмоциональность, экспрессивность усиливается, если сказать:
Нет слов, чтобы выразить вам благодарность!
Вы не можете себе представить, как я благодарен вам!
Моя благодарность не имеет границ!
Замечание, предупреждение:
Дирекция (правление) вынуждена сделать серьезные предупреждения (замечания)…………………………………………..
К большому сожалению, должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)…………………………
Побуждение к действию должно быть выражено в деликатной форме:
Разрешите дать вам совет……………………..
Я советую вам………………………………………
Разрешите предложить вам…………………….
Мне хотелось бы посоветовать вам …………………
Обращение:
Уже сложились формы обращения в официальной письменной речи, одной из которых является «Уважаемый». Причем запятая после обращения придает письму будничный характер, а восклицательный знай, наоборот, указывает на то, что факту обращения придается особое значение.
Таким образом, этикет и речевой этикет - это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, нормы поведения, в том числе и речевого поведения (в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны, обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой - чужой, вышестоящий - нижестоящий, старший - младший, далекий - близкий, знакомый - незнакомый и даже приятный - неприятный. Вот пришел в кружок паренек, говорит своим приятелям: Здорово, парни! В данном случае он избрал такие знаки речевого поведения, которые ставят его наравне с другими, демонстрируют грубовато-фамильярную тональность общения, так свойственную подросткам, эти знаки говорят окружающим: "Я свой, близкий". Руководителю же кружка, даже и молодому, он не может сказать: Здорово, парень, поскольку в этом случае будут нарушены нормы ролевых отношений - ведь старшему по положению надо отдать знаки внимания, соответствующие старшинству.