Вопрос 28. Формулы речевого этикета

Степень культуры человека можно определить по его речи. Очень важно соблюдать культуру разговора и обращения. Приветствуя кого-либо, обязательно говорить: «Здравствуйте!», «Доброе утро», «Как поживаете?» «Рад вас видеть», «Приятного аппетита».

При расставании хорошо употреблять напутственные слова, от которых, согласно обычаю, зависит легкий путь, удача в делах: «До свидания», «Будьте здоровы», «Всего доброго», «Всего хорошего», «Счастливого пути».

Надежда на встречу выражается словами: «До скорой встречи», «До завтра», «До вечера», «Надеюсь на скорую встречу».

Существуют общие структурные составляющие речевого этикета разных времён и разных народов.

Рассмотрим только три основные особенности.

1. Тактичность – это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

2. Предупредительность заключается в умении предвидеть сложные вопросы и пожелания собеседника.

3. Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника.

При речевом общении часто возникают вопросы дистанции и запретов. Это очень актуальный вопрос. В русской речевой этике, например, речевая дистанция держится при помощи местоимений вы и ты. К малознакомым, незнакомым людям, людям более высокого социального статуса следует обращаться исключительно на Вы.

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнера, вступающих в деловые отношения, и определяется ситуацией общения. Это может быть презентация, конференция, совещание, прием на работу, юбилей фирмы и т.д. В официальной обстановке, когда в разговоре принимает участие несколько лиц, речевой этикет рекомендует даже хорошим знакомым перейти на Вы.

При посещении учреждения, фирмы, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используется формула:

Позвольте (разрешите) представиться

Моя фамилия…………………………..

Мое имя и отчество……………………..

Если же посетитель не называет себя, тогда чиновник сам спрашивает:

Как ваша фамилия?

Как ваше отчество?

Как вас зовут?

Во многих странах уже давно при знакомстве используются визитные карточки. Это стали практиковать и у нас. Визитная карточка подается во время представления. Тот, кому представляются, должен взять ее и прочитать вслух, а затем во время разговора держать визитку на столе, чтобы правильно назвать собеседника. В деловой обстановке нередко возникает ситуация, когда необходимо обратиться к кому-либо с просьбой.

Обращение должно быть предельно деликатным, вежливым:

Сделайте одолжение, выполните мою просьбу….

Если вам не трудно (вас это не затруднит)…

Согласие, разрешение формулируется следующим образом:

Сейчас (незамедлительно) будет сделано….

Согласен, поступайте так, как вы считаете…….Не возражаю…………

При отказе используются следующие выражения:

Я не могу (не в силах) помочь (разрешить, оказать содействие)….

В настоящее время это сделать невозможно……………….

Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой…..

Я вынужден отказать…………………..

При подведении итогов работы, организации встреч, мероприятий, возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание.

Речевые клише, которые используются в данных ситуациях:

Выражение благодарности:

Позвольте (разрешите) выразить благодарность…..за…..

Выражаем благодарность………………………………………….

Должен выразить благодарность………………………………..

За оказание услуги, за помощь, подарок принято благодарить словами:

Я благодарен вам за то, что…….. Большое спасибо вам за………….

Эмоциональность, экспрессивность усиливается, если сказать:

Нет слов, чтобы выразить вам благодарность!

Вы не можете себе представить, как я благодарен вам!

Моя благодарность не имеет границ!

Замечание, предупреждение:

Дирекция (правление) вынуждена сделать серьезные предупреждения (замечания)…………………………………………..

К большому сожалению, должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)…………………………

Побуждение к действию должно быть выражено в деликатной форме:

Разрешите дать вам совет……………………..

Я советую вам………………………………………

Разрешите предложить вам…………………….

Мне хотелось бы посоветовать вам …………………

Обращение:

Уже сложились формы обращения в официальной письменной речи, одной из которых является «Уважаемый». Причем запятая после обращения придает письму будничный характер, а восклицательный знай, наоборот, указывает на то, что факту обращения придается особое значение.

Таким образом, этикет и речевой этикет - это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, нормы поведения, в том числе и речевого поведения (в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны, обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой - чужой, вышестоя­щий - нижестоящий, старший - младший, далекий - близкий, знакомый - незнакомый и даже приятный - неприятный. Вот пришел в кружок паренек, говорит своим приятелям: Здорово, парни! В данном случае он избрал та­кие знаки речевого поведения, которые ставят его наравне с другими, демонстрируют грубовато-фамильярную тональность общения, так свойственную подросткам, эти знаки говорят окружающим: "Я свой, близкий". Руководителю же кружка, даже и молодому, он не может сказать: Здорово, парень, поскольку в этом случае будут нарушены нормы ролевых отношений - ведь старшему по положению надо отдать знаки внимания, соответствую­щие старшинству.

Наши рекомендации