Методика обработки результатов тестирования
1. Все подсчеты родители выполняют сами. Результаты тестирования обсуждаются коллективно или с глазу на глаз с педагогом только по просьбе участника работы с тестом.
2. Внутри каждого раздела каждый из признаков оценивается в баллах: от 2 до 5. Если данный признак присущ ребенку в высокой степени, ему можно поставить 5 баллов, если в достаточной— 4; оценка ниже двух баллов не выставляется. Внутри каждого раздела баллы суммируются, сумма делится на количество признаков.
3. Строится график уровня интересов ребенка. На горизонтальной оси располагаются восемь делений по числу разделов, на вертикальной — через равные расстояния — числа от 2 до 5. Точки соединяются.
График помогает родителям принять первоначальное правильное решение в вопросе выбора для ребенка вида внеурочной деятельности, правильно оценить перспективы своего ребенка. Если у ребенка ни одна из склонностей ярко не проявляется, это означает лишь то, что ему нужно уделять больше внимания, стараясь сделать его жизнь более интересной и насыщенной.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
Ведущая задача эстетического воспитания
"Эстетически воспитанный человек— это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты", — так определяет конечную цель эстетического воспитания краткий словарь "Семейное воспитание" (М., 1990). В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет искусство: общение с ним определяет нравственное становление личности. Впечатления, полученные от художественных произведений (будь то музыка, живопись, литература и т.д.), ребенок перерабатывает и реализует в собственном художественном творчестве. Детское художественное творчество — средство самовыражения и самоутверждения. Искусство развивает способности ребенка к художественному творчеству. Оно широко используется ребенком в учении, труде, игровой деятельности. Искусство заполняет свободное время школьника социально ценным содержанием, удовлетворяет эстетические потребности ребенка и способствует их всестороннему развитию. Искусство, кроме того, осуществляет своеобразную психотерапию, способствует снятию напряжения от учебы, труда и спорта.
Всеобщность эстетического воспитания связана с тем, что в любом возрасте каждый человек соприкасается с эстетическими явлениями духовной жизни, труда, искусства, природы. Поэтому эстетическое образование каждого ребенка является важнейшим условием формирования с детства социально активной личности.
Школа осуществляет эстетическое воспитание благодаря тому, что самые различные виды искусства взаимодействуют между собой. Это взаимодействие основано на межпредметных связях различных школьных дисциплин, например, литературы, изобразительного искусства и музыки. Осуществляется эстетическое воспитание за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики взаимоотношений в школьном коллективе.
Семья представляет собой своего рода социальный '-микрокосм", который с первых лет жизни приобщает ребенка к достижениям общечеловеческой культуры, поэтапно расширяет его кругозор, обогащает опыт. Успешность этого процесса напрямую связана с такими факторами родительской семьи, как возрастной состав, профессиональная подготовка и личностные предпочтения окружающих ребенка взрослых. Именно в семье благодаря заботе родителей о духовной жизни проявляются и реализуются интеллектуальные и эмоциональные возможности ребенка. Его привязанность к близким, доверие к ним определяют глубокое усвоение их взглядов, отношения к искусству, ценностных установок. Подражательность младших школьников приводит к тому, что их эстетические предпочтения, как правило, совпадают с аналогичными предпочтениями родителей.
Естественно, что под влиянием семьи первоначально формируются интересы и эстетический вкус ребенка. При этом чем более значимым в личностном отношении является взрослый, тем успешнее происходит присвоение малышом его эстетических пристрастий. Так мальчишка-дошкольник, влюбленный в старшего брата-подростка, делает вид, что так же, как и он, "балдеет от хэви-металл". Девочка, мама которой в редкие минуты отдыха открывает крышку пианино, будет говорить, что тоже хочет учиться музыке, а пока, подражая матери, станет тайком от взрослых "терзать" и без того расстроенный инструмент. Является ли такое подражание основанием для того, чтобы предположить в мальчишке будущего неисправимого металлиста, а в девочке поклонницу фортепианной классики? Конечно, нет. Одни интересы будут вытесняться другими, одни люди будут уходить на второй план, а на их месте оказываться другие. Другие не всегда нам нравятся. Это может огорчать и тревожить родителей, если они не сумеют вовремя усво- Ш ить мысль о том, что у каждого человека (а именно J так необходимо воспринимать ребенка в любом возрасте) есть право на собственные пристрастия.
Семья регулирует художественное творчество младшего школьника, поддерживая или отвергая его интересы. Трудно предположить, что ребенок, который с дошкольного возраста не имеет других предметов для рисования, кроме шариковой ручки и обрывков тетрадей, сохранит желание рисовать и будет в дальнейшем с удовольствием этим заниматься. Ведь его рисунки никто не берег: не складывал в папку, не прикалывал к обоям, не показывал друзьям, не предлагал подарить в день рождения бабушкам-дедушкам, друзьям-приятелям. Никто не всматривался в эти рисунки. Они содержат много разнообразной информации. Используя их, психологи "заглядывают" во внутренний мир ребенка, выявляют проблемы, подбирают пригодные для данного ребенка пути их решения.
Можно выделить несколько типов родительского отношения к эстетическому воспитанию ребенка.
Тип первый.Родители убеждены, что ребенку уготована судьба профессионала: музыканта, художника, актера, скульптора и т.д. Вопреки суждению педагогов о том, что для данного ребенка нецелесообразно планировать профессиональную карьеру, другие интересы и потребности малыша приносятся- в жертву родительским амбициям. В этом случае неизбежно "силовое давление" на ребенка, а это в конечном итоге может привести к утрате теплоты и заинтересованности, без которой невозможны плодотворные взаимоотношения между детьми и их родителя ми.
Тип второй. Родители считают, что в наш суровый век искусство не может "прокормить" человека, тем более семейного. А поэтому, вопреки желанию ребенка, его занятия художественным творчеством вытесняются более практичными делами: иностранные языки, компьютер, экономика...
Тип третий Родители, которые считают эстетическое образование необходимым направлением формирования интеллигентного человека. Но и эти родители не всегда могут самостоятельно "выстроить стратегию" эстетического развития своего ребенка. Им полезно, например, узнать, что младший школьный возраст очень плодотворен для музыкального развития. В это время закладываются основы музыкальной восприимчивости. Яркость, свежесть эмоциональных впечатлений детей, их отзывчивость на явления жизни, расположенность к усвоению новых знаний позволяют использовать простые и естественные, а значит практически доступные каждой семье приемы.
Отправной момент музыкального воспитания — восприятие музыки. Оно лежит в основе всех видов музыкальной деятельности: слушания, исполнения, сочинительства. Наиболее доступным для каждого человека является слушание. Оно расширяет музыкальный кругозор, благо, что дома можно слушать разную музыку. Грамзаписи, аудиокассеты, лазерные диски, синтезаторы. Фактически, на любой семейный достаток.
Обдумывая, как помочь ребенку научиться слушать музыку, родители нередко обнаруживают, что сами этим умением не обладают. Что же делать? Ответ один — учиться вместе со своим ребенком. А ему наиболее доступны произведения, отражающие жизнь детей, сказочные образы, героические сюжеты, картины природы. В этом случае роль взрослого сводится к тому, чтобы настроить маленького слушателя. При этом решающим фактором успеха становится увлеченность и заинтересованность близких.
Смолкли последние звуки. О чем спросить ребенка? Понравилась ли ему музыка. Какая она: веселая или грустная, торжественная или игривая, быстрая или медленная... А может быть, ему удалось узнать прозвучавшие музыкальные инструменты. Как видите, ни о регистрах, ни о мелодической линии, темпе, динамике речь не идет.
Многократное прослушивание помогает ребенку глубже проникнуть в музыкальный образ, уточнить какие-то особенности, на которые при предыдущих прослушиваниях ребенок не обратил внимания. Есть и другие приемы, которые повышают активность восприятия ребенком музыкального произведения: движение под музыку, хлопки, ходьба, бег, танцевальные па, движения рук. Можно использовать игровые приемы, которые внесут дополнительный эмоциональный настрой и закрепят интерес ребенка к музыке. Такие задания могут обыгрывать разные ситуации: "на уроке" (учитель — ребенок), "на концерте" (ребенок выступает в роли лектора). Задача— помочь школьнику поделиться своими впечатлениями о музыке, сформулировать мысли, оценить чувства, которые эта музыка у него вызвала.
Далеко не каждого ребенка вдохновляет роль ментора. Фантазер с большим удовольствием возьмется сочинять сказку, отдельные события которой можно проиллюстрировать фрагментами знакомых музыкальных произведений. Если дать прослушать такую "музыкальную" сказку его друзьям-приятелям, может возникнуть новая возможность: рисование картинок к сказке. Так один вид творческой деятельности ребенка будет стимулировать другой.
Значительный простор для эстетического развития ребенка предоставляет посещение спектаклей. Если мы хотим достичь максимального эффекта — глубокого влияния искусства на ребенка — его нужно к этим встречам готовить.
Рассмотрим возможности такой подготовки на примере спектакля "Конек-горбунок". Общеизвестно, что основу спектакля составила сказка П.Ершова. Значит, прежде, чем наступит праздничный день — посещение театра, нужно почитать с ребенком эту замечательную книгу. Читать не торопясь, время от времени сменяя малыша, если он пока неважно читает, давать ему отдохнуть от утомительной работы, не торопить его, когда он рассматривает картинки, а включиться в это занятие, привлекая внимание к деталям изображения, к средствам, которые использовал иллюстратор.
"Конек-горбунок" переиздавался многократно с иллюстрациями разных художников: черно-белыми, цветными... Разные стили, разная манера рисунков. И в каждой есть своя прелесть. Не менее интересен отбор эпизодов, которые привлекли внимание художника. А как интересно сопоставить изображение одного и того же сказочного персонажа разными художниками! От такого приема будет естественней переход к другому: предложить ребенку самому изобразить конька-горбунка, Иванушку, его братьев, царя или царь-девицу... После посещения спектакля полезно сопоставить образ героя на рисунке и сценический образ.
Полезна беседа с ребенком по содержанию спектакля- Если книга под рукой, можно еще раз перечитать особенно понравившиеся места, отыскать те фрагменты, которые не вошли в спектакль.
Музыкальное сопровождение спектакля может быть различным. Но ведь в серии "Сказка за сказкой" существует альбом с записью этой сказки в исполнении 0-Та-бакова- Там использована музыка А-Лядова и И.Стравинского. Сказку младшие школьники слушают с огромным удовольствием и до посещения спектакля, и после него. Не упустите новой возможности воздействовать на эмоциональный мир маленького школьника!
Пластинки фирмы "Мелодия" в красочных конвертах практически исчезли с прилавков. Но фирма "Два жирафа" освоила выпуск сказок на аудиокассетах, что существенно расширяет возможности использования этого богатства в семье.
Заметное влияние на эстетическое развитие младших школьников оказывает слушание программной музыки. Рассмотрим эти возможности на примере общеизвестного произведения П.И.Чайковского "Детский альбом". Одни пьесы больше нравятся мальчикам ("Марш деревянных солдатиков"), другие привлекут и растрогают девочек ("Новая кукла", "Болезнь куклы", "Похороны куклы"), третьи дадут мощный толчок фантазии тех и других.
К чему сводится роль взрослого? Краткими пояснениями следует дать первоначальный толчок эмоциям, несколькими фразами и выразительными движениями рук помочь ребенку уловить ритм и обозначить словами характер музыки.
Следующий этап ~ иллюстрирование музыки. Здесь огромную роль играет не техника рисунка ("умение рисовать"), а материалы, при помощи которых можно добиваться большей выразительности и яркости иллюстраций. Вот что советует ребятам блестящий иллюстратор детских книг В.Курчевский. Лучше всего рисовать красками: акварель и гуашь. Для этого нужна бумага плотная, чуть шероховатая, с маленькими углублениями. Краски на нее ложатся ровно, рисунок акварелью получается прозрачный. Листочки из тетрадей (поло-71 ски мешают рисунку, а маленький формат листа не позволяет нарисовать "все, что захочешь") и бумага для пишущей машинки (мгновенно промокает и коробится) для рисования красками не пригодны. Для рисования цветными карандашами нужна особая бумага. Именно из нее делают специальные тетради для рисования. Карандаши, как и краски, можно смешивать. Получаются очень красивые многокрасочные работы. Боковая сторона грифеля дает широкую линию и позволяет легко и быстро закрашивать большие поверхности. Бывает, что ребенок не признает ничего, кроме фломастеров. Рисовать ими легко, но возможности этого инструмента в детской руке весьма ограничены.
О прочих доступных премудростях детского рисования можно прочитать в прекрасных книгах для детей (Курчевский В.В. Быль-сказка о карандашах и красках. — М-, 1980; А что там, за окном? — М., 1985.)
При повторном прослушивании программных произведений ребенок может вносить в свои рисунки исправления и дополнения или создавать новые иллюстрации.
Непрограммная музыка может служить фоном для фантазирования... Не хочешь рисовать, полистай альбом с цветными репродукциями. Подбор иллюстраций к музыке увлекает ребенка. Как показывает опыт, с работой прекрасно справляются даже воспитанники детских садов — детишки пяти-шести лет.
С первого класса детям доступен жанр оперы. Это вовсе не значит, что семилетнего пора тащить в Большой театр на "Хованщину". И сами замучаетесь, и его задергаете, и от соседей "комплиментов" наслушаетесь. Нужны произведения, доступные по содержанию и музыкальному языку. К ним относятся "Мойдодыр" Ю-Левитина, "Красная шапочка" М.Раухвергера, "Алиса в стране чудес" Геворкяна. Прекрасно воспринимаются младшими школьниками музыкально-литературные композиции по балетам П.И.Чайковского "Щелкунчик", "Лебединое озеро", "Спящая красавица". Широкое распространение видеотехники и пунктов проката, во многих из которых можно подобрать или заказать кассету с тем произведением, которое вы планируете использовать в работе по эстетическому воспитанию своего ребенка, приближает искусство к семье, живущей в любом уголке России.
Родителям необходимо сообщить о том, какие возможности для эстетического воспитания есть в данной школе: какие работают кружки, мастерские, студии; есть ли в непосредственной близости от школы внешкольные учреждения, в которых ребенок может заниматься в соответствии со своими интересами- Если такие возможности разнообразны, может случиться, что, позанимавшись 2-3 месяца в школьном хоре, ребенок переберется в кружок "Умелые руки", потом будет настаивать на том, чтобы его записали "на каратэ". Такие передвижения могут быть вызваны целым спектром причин: от насмешек одноклассников ('•В хоре вместе с девчонками рот разевает!") до неожиданного восторга перед возможностями человеческих рук после посещения выставки художника Алексея Зеля, под волшебными руками которого оживает холодное стекло. Для того чтобы найти свое увлечение, ребенку нужно время, нужна возможность попробовать свои силы.
Однозначно, что только в тесном союзе семьи и школы может быть решена главная задача эстетического воспитания младшего школьника ~ сделать доступным для каждого ребенка мир прекрасного, научить его открывать прекрасное в природе, труде, человеческих отношениях, научить воспринимать и ценить искусство.
Музыка в семье
"Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано... Я часто певал с ним вместе; а затем и сам начал подбирать на фортепиано услышанные от него пьесы с гармонией", — вспоминал Н.А. Римский-Корсаков.
Этот пример — лучшая иллюстрация того, сколь благотворны были в России традиции домашнего музицирования. Практически у каждого человека, независимо от того, к какому сословию он принадлежал от рождении, знакомство с музыкальным искусством— будь то пение, танец или игра на музыкальном инструменте — начиналось в семье.
Из поколения в поколение души людей питал фольклор, заменявший оперу и симфонический оркестр- Дети, услышав первые колыбельные, подрастая, сами начинали петь колядки, веснянки, запевки, считалки, слушали пение взрослых, узнавали, как звучат егорьевские песни на первый выгон скота после зимы. Не было для крестьянского ребенка лучшего учителя музыки, чем народная песня и обряд. А путь к ним начинался в родной избе от песен, причетов и веселушек родной бабушки.
Домашнее музицирование необходимо в семье вовсе не для того, чтобы выпестовать музыканта. Музыкант— призвание, осознать которое может только сам человек. Последствия "подталкивания" ребенка на эту, без преувеличения, .каторжную дорогу родителями, как правило, плачевны, и особенно для мужчины: скудное существование, уязвленное самолюбие, отвращение в , конечном результате к одному из чудес, дарованных человеку, — музыке. Не ради этого быт семьи должен быть наполнен музыкой. Дело, по-видимому, в том, что ни один другой вид искусства не может так возвысить культуру человеческого чувства, так расцветить и обогатить человеческое восприятие, как искусство музыкальное. Но нет при этом более сложного вида искусства, требующего особого усердия и при музицировании, и при восприятии.
Лучше всего приобщать ребенка к музыке не с пеленок, а даже.,, до пеленок. Надо сказать, что вопрос о музыкально-эстетическом воспитании малыша еще в утробе матери является одним из наиболее перспективных в современной музыкальной педагогике. Если даже просто в присутствии будущей матери постоянно звучит хорошая музыка, не просто хорошая, но и разнообразная, — это уже хорошо,
Но здесь встает проблема вкуса— как определить, хороша музыка или не слишком? Не все, что нам нравится, истинно хорошо, и не все, что не нравится, — истинно плохо- Наверное, в процессе слушания (и, как следствие, музицирования в любой из форм — пение, игра ш гитаре или на рояле и т.п.) большое место должно уделить классической музыке, шедеврам джаза (Эллингтон, Армстронг, Гудмен, Гершвин) или лучшего рока ("Битлз", •'Дин перпл", "Пинк флойд", "Джетро талл").
Как быть с классикой? Очень хорошо, если в семье постоянно звучит музыка Моцарта и Бетховена, Глинки и Римского-Корсакова, Шостаковича и Свиридова, пусть даже и бессистемно. Не более ли важны привитый интерес к музыке и к культуре слуха?
Ни для кого не секрет, что засилие эстрады на радио, телевидении, концертных площадках сейчас приобрело угрожающий характер. Слушание только потока эстрадной музыки особенно вредно. Ведь звуковой пустоцвет, кроме сиюсекундного развлечения, человеку ничего не дает. Классическая же музыка (в том числе и "легкая") тем и сильна, что ее отобрал не какой-либо маститый специалист, а время' Поэтому эстетический целительный эффект гарантирован изначально. Как же ее слушать? Наверное, так же, как читать классическую литературу— ведь системно это мало кто делает-
Известно, что во многих семьях существует традиция обсуждения новостей — бытовых, политических, по работе и т.п. А почему не могут быть в этом перечне новости музыкальные? Существует интерес к музыке новой, молодой: человек сталкивается с неизвестным, может быть, и отталкивающим — скажем, с авангардом или роком, — но новым, современным, требующим обдумывания и обсуждения. Ведь это так захватывает— следить за новинками! Причем не только за новинками эстрады.
Любой педагог с уверенностью скажет: ничто не может так заинтересовать музыкой, как неподдельная, горячая любовь к ней самого педагога. И в семье то же самое: ценнее всего создать обстановку любовного, трепетного отношения к музыке. И не последнее место здесь занимают совместные разговоры о ней, чтение о ней, размышления о ней с ребенком, сообща.
Музыка, если человек привык к ней с детства и в нем проросло замечательное чувство вкуса, может стать для него ярким и ни с чем не сравнимым по силе увлечением. Но часто бывает иначе. И с печалью смотришь в блеклые, без искорки глаза детей, когда игла проигрывателя опускается на пластинку, — нет в них привычного спокойного внимания, любопытства ожидания начала музыки, нет предвкушения ее. И как в этот момент сразу заметны дети из семей, где музыку слушают и ценят: они всегда ждут прослушивания с нетерпением и, главное, с радостью. А цена этой радости — и мысль, и разноцветное восприятие, и гуманность, и добро, и отзывчивость, и интеллигентность.
Нужно ли делать усилия, слушая классику? Да, бесспорно, и особенно на первых порах. Самообразование — это почти всегда самоотречение. Нельзя скрыть — родители, которые пожелают сделать музыку неотъемлемой частью своего семейного быта, обязательно встретятся с трудностями, если не имеют никакой подготовки в этой области. Но быстро почувствуют и радость, и преимущества, и нравственное здоровье такого времяпрепровождения. Для сплочения семьи трудно подсказать более эффективный "витамин".
Следует помнить, что нынешнее время отличается повышением интереса к классике в связи с широким внедрением в быт компакт-дисков, в каталоге которых классическая музыка занимает очень много места (как вообще уделяется чрезвычайно много места классике в общественной жизни стран Западной Европы и США). Слушать "на компакте" Бетховена или Вивальди стало и у нас если не желанным, то, во всяком случае, модным. Пусть интерес к серьезной, высокой музыке пробудится через... аудиоаппаратуру высокого класса (кстати, действительно превосходящую грампластинки и кассеты изумительным акустическим качеством). Важен результат. Во всяком случае, на занятиях в школе стало очень частым делом такое, например, выражение симпатии к классической музыке: "Вивальди? Я знаю Вивальди. Она у меня есть на компакт-диске. Классно!" То есть мальчишка не знает, что Вивальди — он, а не она, но ведь музыку-то слушает.
Делом престижа в современном обществе стало и посещение концертов в филармонии. Как ни обидно бывает порой за нынешнюю филармоническую публику, а все же слушает-то она Моцарта и Вагнера, Мусоргского и Свиридова, а от этого еще никто не становился хуже... Опыт визитов на концерты со старшеклассниками показал, что ярчайшие страницы в летописи музыкальных впечатлений (кстати, и у ребят, и у взрослых) открываются именно при совместных визитах в филармонию. Следует заметить, что девочки и при этом, как правило, прекрасны, а мальчишки даже элегантны, как никогда.
Убежден, что в нашем обществе должно состояться формирование нового художественного интеллекта. Условия для этого с точки зрения технического совершенствования жизни (SD-ROT, компакт-диски, видео и т.п.) создались как никогда благоприятные. Осталось "самое малое" — влечение душевное, искреннее. А такое должно впервые сложиться только в семьях, потому что это материя сокровенная и лишь естественным путем, от сердца, может быть соткана; это должно стать генетическим наследством.
У многих родителей возникает проблема с приобретением записей классической музыки. Во многом эта проблема решена известным московским педагогом В.В. Кирюшиным, который на основании официально утвержденных учебников по музыкальной литературе выпустил комплект из 19 аудиокассет под названием "350 шедевров классической музыки". Исполнительской базой "Шедевров" стали записи фонда Российского радио, Желающие приобрести этот комплект (совершенно незаменимый и дома, и к школе, потому что в нем музыка воистину на все случаи жизни) могут обратиться а Ассоциацию эмоционально-образного развития личности в Москве.
Вопросы для обсуждения
Мое собственное отношение к музыке. Жанры, которые меня особенно интересуют. Почему?
Жанры, которые меня раздражают. Почему? Интересуются ли музыкой мои дети?
Какие жанры они предпочитают? Почему?
Что сделано в нашей семье для формирования у детей интереса к музыке?
Как оценить результативность этой работы? Что еще можно сделать в этом направлении?
Ребенок в музее
Нужно ли ходить с детьми в музеи? Если спросить любого родителя, ответ вернее всего будет положительным. Если поинтересоваться у учащихся начальной школы, часто ли они с родителями бывают в музеях, то нередко в классе обнаруживается значительная группа детей, которые никогда не посещали музеи. Чего же ждут взрослые? Как правило, инициативы школы. Учитель решит, когда и в какой музей отвести детей, а мы, родители, конечно, поможем: за путевкой съездить, ребят привезти-увезти, одеть-раздеть.
Но познавательные потребности отдельного ребенка могут не совпадать с планами и намерениями учителя. Да и задача у коллективных экскурсий, как правило, иная — углубление и расширение знаний, предусмотренных программой. Поэтому и называются такие экскурсии учебными.
А что такое в обыденном представлении музей? Нередко у взрослого человека он ассоциируется с пыльным шкафом, наполненным старыми вещами. Но именно здесь можно совершить открытие, встретиться с чудом, а значит, подпитать волшебный огонь воображения, горящий в каждом ребенке, и раздуть едва тлеющий уголек фантазии у взрослого. Ведь каждый музейный экспонат хранит тайну- А что может быть более волнующим, чем тайна? Разгадывая ее, взрослый и ребенок станут ближе друг другу, объединенные общими интересами. Вместе они смогут совершить фантастические путешествия во времени и пространстве. Музей — мощная и безопасная машина времени. Музей может помочь, как это ни покажется странным, решить проблемы семейной разобщенности. Вот только взрослый, намечая поход в тот или иной музей, должен согласовать свое решение с ребенком. Насилие, даже прикрытое благими намерениями познакомить ребенка с миром прекрасного, может вызвать вполне определенную реакцию — убить всякое желание приблизиться к нему.
Сейчас говорить о семейном посещении музеев можно только с определенной долей условности. Чаще всего в музей ребенок приходит с одним из родителей. Еще реже малыши оказываются в музее со своими друзьями. Чаще всего инициаторами посещения музея являются родители, особенно в провинциальных городах, где посещение музея становится частью культурной программы и нередко сочетается с прогулкой.
Как. же организовать ознакомление ребенка с музейными экспозициями? Каковы в этом вопросе задачи и возможности семьи! При выборе музея необходимо учитывать интересы и запросы ребенка. А если ребенок не проявляет интерес к музейным экспозициям? Правы ли родители, которые предлагают посещение тех музеев, которые интересны им самим, те, в которые влекут их приятные воспоминания далекой юности... А может быть, правы те, которые согласны ждать, пока такие интересы у ребенка возникнут?
В решении проблемы приобщения ребенка к музейной культуре важен контакт между родителями и учителем, Известно, что близкий взрослый человек далеко не всегда является для своего ребенка авторитетом- Порой более действенным оказывается сообщение учителя о том, что хорошо было бы посетить такой-то музей и посмотреть такие-то экспонаты. В этом случае вполне возможно, что в классе окажется несколько счастливчиков, чьи родители легче Других на подъем. Такой ребенок во время урока или на перемене сможет поделиться с одноклассниками своими впечатлениями о музее. Это особенно важно для тех ребят, у которых недостаточно высокий социальный статус. Младшие школьники с большим уважением относятся к тем из своих сверстников, которые "много знают".
Нередко возникает вопрос, сколько раз можно (нужно) ходить в один и тот же музей? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. В один музей достаточно сходить только единожды для того, чтобы убедиться, что ваш ребенок еще до него не дорос. Или вы еще пока не нашли слов, при помощи которых можно помочь ребенку осознать главное содержание экспозиции, связать дни давно минувшие с днем сегодняшним, перебросить мостки в будущее.
В зависимости от места проживания семья имеет либо ограниченные возможности приобщения ребенка к музейной культуре, либо поистине необъятные. Так, например, в Москве только музеев, которые работают с детьми, 47. Среди них такие гиганты, как Треть-' яковская галерея и Политехнический музей, и такая "игрушечка" в центре города, как мемориальный музей В.М.Васнецова. Но можно ли утверждать, что по силе нравственного и эстетического воздействия музейные гиганты столицы сильно выигрывают перед, например, прекрасным детским музеем, который создан в городе Ноябрьске Тюменской области? Когда речь идет о младших школьниках, на первый план выступает не объем и разнообразие представленной музейными экспонатами информации, а те возможности, которые музей предоставляет детям этого возраста, мастерство музейного педагога, интенсивность ч" глубина взаимодействия музея и школы, музея и семьи.
Независимо от величины, в музее могут существовать следующие формы работы с детьми: тематические экскурсии по конкретным разделам для детей без родителей (это уже упомянутые выше так называемые учебные экскурсии); обзорные экскурсии по музею для детей без родителей; обзорные экскурсии для детей с родителями; тематические экскурсии для детей с родителями; тематические мероприятия для семьи; детские кружки, клубы; выездные занятия с детьми в школах и детских дошкольных учреждениях. Из приведенного общего перечня выделим те позиции, которые рассчитаны на родителей с детьми. В какой последовательности лучше использовать возможности, предоставляемые музеем семье?
По всей вероятности, начать лучше с обзорной экскурсии. Такая экскурсия поможет выделить то, что заинтересует вашего ребенка. После этого, руководствуясь интересами школьника, можно будет подобрать тематические экскурсии. Здесь ребенок получит возможность более тщательно рассмотреть самые впечатляющие экспонаты, расширить и углубить знания, удовлетворить собственные запросы. После такой экскурсии важно обсудить с ребенком увиденное и услышанное. И здесь неоценимую помощь родителям и детям окажут книги ~ энциклопедическая и справочная литература для школьников- Существует мнение, что ребенок тем больше новой информации уносит из музея, чем "знакомее" был для него предмет экскурсии. Есть даже данные об оптимальном соотношении новых знаний и того, что ребенку было известно до экскурсии: 1 к 4 (на 20% новой информации 80% усвоенной ранее).
Иногда родители замечают, что участие в тематических экскурсиях ребенка более не удовлетворяет. В этом случае естественным продолжением музейной работы с ребенком становится его участие в кружке. Этот шаг важен не только потому, что он открывает дополнительные возможности интеллектуального развития. Оказавшись в кругу сверстников, с которыми его роднят общие интересы, ребенок приобретает дополнительные стимулы для формирования познавательных потребностей, обретает новых друзей, получает дополнительные стимулы для формирования адекватной самооценки.
Необходимо помнить, что наибольшую пользу от посещения музеев получают те дети, которые активно участвуют в экскурсии: отвечают на вопросы экскурсовода, сами задают ему различные по направленности вопросы (на уточнение— "не понял", на углубление— "заинтересовался"). Однако не каждый Ребенок, знающий ответ на вопрос или желающий задать свой вопрос экскурсоводу, решается принять активное участие в работе. Главная причина такого поведения —- застенчивость- Она нередко раздражает родителей, считающих, что, если в другой ситуации ребенок ведет себя раскованно, он и в музее не должен теряться. Опыт показывает, что подталкивание ребенка во время экскурсии и отчитывание его за пассивность после не приносят желаемого результата. Эффективнее обратить внимание на поведение тех детей, которые общаются с экскурсоводом, одобрить их no-j ведение и сказать, что очень приятно видеть таких paзумных и решительных ребят.
К сожалению, далеко не всегда ребенок, находясь к группе, активно участвует в экскурсии: ходит с группой, но экспонаты для осмотра выбирает сам. Таким; образом, он оказывается "без сопровождения", один на' один с экспозицией. Если вы во время семейных экскурсий наблюдаете такое поведение ребенка, не исключена возможность, что, попадая в музей с классом, он будет переговариваться с ребятами, уходить от группы. А это значит, что результат посещения музея для него будет близок к нулю. Для такого ребенка особенно полезны семейные экскурсии, которые помогут ему овладеть навыком разумного поведения в музее.
Для того чтобы откорректировать такое поведение ребенка, нужно, в первую очередь, задуматься о том, соответствует ли экскурсия возрасту вашего ребенка, интересует ли его тема, которой посвящена данная экскурсия. Если эти условия не нарушены, ребенка нужно постепенно приучать внимательно слушать экскурсовода. Для начала бывает достаточно положить руку ему на плечо и договориться, что вы вместе должны занимать в группе такое место, чтобы, во-первых, никому не мешать, во-вторых, чтобы не отстать от группы, в-третьих, так становиться по отношению к экскурсоводу, чтобы было хорошо и видно, и слышно. Естественно, что эти задачи вы будете решать сами, а дело ребенка — точное выполнение ваших решений. Оказавшись в намеченной точке, родитель передвигается за спину ребенка, обеспечивая тем самым ему удобство осмотра экспозиции.
Методика подготовки ребенка к посещению музея, правила отбора музейных направлений, конкретных музеев и тем ложится дополнительным грузом на плечи учителя начальных классов, однако, если слова педагога станут для семьи подспорьем и руководством к действию, работать с такими ребятами будет значительно легче и интереснее, их общее развитие, самосовершенствование и самопознание будет более плодотворным.
Как сохранить богатство?— такой вопрос задают себе некоторые младшие школьники-
Знакомство ребенка с музейной культурой существенно раздвигает для него границы предметного мира. Музей предстает перед ним как дом, где взрослые люди хранят самые ценные, любимые вещи. Такие же вещи есть практически у каждого ребенка- Они могут храниться в ящике стола, на полке, в коробке и даже... в кармане. Все это не что иное, как маленькие детские музеи, хотя такими их ребенок не осознает.
Хранят и собирают ребята самые различные пред<