Педагогический практикум для родителей
Для оказания помощи учителю в правильном определении объема домашних заданий целесообразно обратиться к родителям с просьбой на протяжении 1-2-х недель понаблюдать за тем, как их ребенок выполняет домашние задания. Под контроль можно взять как весь объем домашней работы, так и выполнение задания по одному из предметов.
Для облегчения процесса выполнения данного практикума целесообразно предложить вопросы:
Сколько времени ребенок затрачивает на выполнение задания?
Охотно ли выполняет домашние задания?
Справляется ли с выполнением задания самостоятельно?
Какие испытывает затруднения?
Умеет ли выполнять качественную проверку выполненного задания?
Примечание. Предложить родителям, которые включились в выполнение заданий данного практикума, сообщить о своих наблюдениях учителю. В процессе индивидуального консультирования родители и учитель смогут обоснованно выбрать приемы коррекции самостоятельной учебной деятельности ребенка.
Домашняя учебная работа младшего
школьника — путь к самостоятельности
В настоящее время школам предоставлена самостоятельность в решении многих вопросов. Указаниями вышестоящих организаций регулируются лишь наиболее значимые вопросы. Среди них вопрос о перегрузке малышей, о том, что на первых порах (до конца 1 учебного полугодия) первоклассники должны учиться без домашних заданий. К сожалению, в практике массовых школ это указание обходят. Чуть ли с не 1 сентября "уроки задают" по всем предметам. И, как ни странно, в основном, родители не протестуют. Уж очень сильна магия традиции: раз стал школьником, должны быть уроки и отметки. А иначе это не школа, а детский сад получается.
Несмотря на собственную отрицательную оценку ситуации, мы считаем, что в конце концов конкретный учитель с конкретным составом родителей учащихся своего класса этот вопрос решит по-своему. А вот после зимних каникул все малыши понемножку должны начать привыкать к выполнению домашних заданий, в том числе и письменных. Во втором классе полный объем домашних заданий должен укладываться в 1 час: тремя равными отрезками с двумя пятиминутными перерывами для отдыха-
Новая деятельность требует внимания семьи. Необходимо учесть, что разговор об организации учебного труда школьников в процессе подготовки домашних заданий может вызвать законную негативную реакцию родительской аудитории, если задания на дом учащиеся получают по материалу, недостаточно глубоко изученному в классе, а объем заданий превышает установленные нормы. Дело не в том, что не все успевают сделать на уроке. Самостоятельное выполнение заданий вне класса — важный учебный навык, необходимый для полноценного формирования учебной деятельности.
Деятельность семьи должна быть в значительной мере направлена на формирование у ребенка познавательных интересов. Исследования психологов дают возможность утверждать, что отношение школьника к учению находится в прямой зависимости от уровня развития у него познавательных интересов.
Как формируются познавательные интересы у детей и какую роль в этой работе может взять на себя семья? Как должен учиться ребенок? Ответ на этот вопрос может быть один: на пределе своих возможностей. Попытки родителей добиться от ребенка отличных оценок без достаточных на то оснований могут привести к утрате интереса к учению, к формированию негативного отношения в школе.
Одним из условий успешного обучения в школе является рациональный режим дня. На чем он основан и какие индивидуальные поправки в нем допустимы? Чтобы понять это, необходимо рассмотреть вопрос о работоспособности ребенка.
Исследованиями врачей-гигиенистов установлено два пика в динамике работоспособности школьников младших классов. Первый— с 8 до 11 ч утра. В это время, как известно, ребенок находится в классе. Потом наступает снижение этого показателя. Второй подъем — между 16 и 18 ч, а затем, обратите внимание, — интенсивный спад. С этим состоянием сталкиваются родители, когда, пытаясь контролировать процесс подготовки домашних заданий, усаживают ребенка за уроки поздним вечером.
Родителей необходимо поставить в известность о том, что недельный пик работоспособности приходится учащихся младших классов на вторник и среду, самый низкий уровень — на пятницу, далее, в субботу, начинается постепенное нарастание до вторника. В динамике пиком является октябрь, январь— март-спад, после этого до июня уровень работоспособности нарастает.
Если иметь в виду приведенные выше объективныезакономерности, становится очевидной нелепость попыток "подтянуть" ребенка в учебе, не согласовывая это с учителем. Если, например, родители из лучших побуждений стараются сделать общевыходные дни рабочими для ребенка, который учится хуже, чем им хотелось бы, то, лишенный полноценного отдыха, он выдыхается не в III четверти, а раньше...
Главная задача учителя — обучить учащихся умению работать. Это особенно существенно при переходе от коллективной формы работы в классе к полусамостоятельным работам, включая подготовку домашних заданий. Решающую роль, безусловно, играет школа. Если задача научить учащихся учиться решается ею на высоком научно-методическом уровне, то работа семьи станет естественным продолжением усилий школы по формированию у учащихся культуры умственного труда. Ученик, умеющий продуктивно работать, на небольшом материале приобретает более глубокие знания и прочные навыки, чем тот, который беспорядочно выполняет большой объем работы. Организация правильного процесса мышления, овладение техникой самостоятельной работы, усвоение рациональных приемов организации труда — вот основные черты, которые необходимо вырабатывать у учащихся младших классов в процессе подготовки домашних заданий.
Маленькие школьники чаще всего бывают заинтересованы не содержанием предмета и способом его преподавания, а своим продвижением в нем: они с большей охотой занимаются тем, что у них лучше получается. С этой точки зрения любой предмет можно сделать интересным для каждого ученика, если дать ему ощутить ситуацию успеха. Вести занятия так— значит приучать ребенка и к самостоятельной работе.
С первых дней обучения необходимо вести работу по формированию культуры труда. Здесь роль примера взрослых решающая. Если родители, не ограничиваясь назиданиями, показывают приемы работы, он сам легко осуществляет перенос. Вот отец собирается чинить утюг: расстелил на столе газету ("не насорить лишнего"), приготовил необходимые инструменты ("чтобы за каждой мелочью по квартире не бегать")... Наблюдая действия взрослого, ребенок учится аккуратности, организованности. Приступая к выполнению своих заданий, старается заранее приготовить необходимое, разложить так, чтобы все было под руками и всякий раз не приходилось перекладывать приготовленные вещи. Проверяет учебные принадлежности — все должно быть готово: карандаши подточены, поля в тетрадке отчерчены. Порядок на рабочем месте со временем станет для него потребностью.
К чему же сводится роль родителей при подготовке ребенком домашних заданий? Во-первых, организовать рабочее место, создать условия для работы. Во-вторых, помочь найти правильные методы выполнения заданий из арсенала тех, которые рекомендованы учителем. В-третьих, настойчиво обучать ребенка умению правильно оценивать результаты своего самостоятельного труда: сделать вывод о качестве выполнения работы, предположить, как оценит его старание учитель, и определить, что нужно сделать впредь, чтобы задание было выполнено еще лучше. Навыки адекватной самооценки и самоконтроля — одно из важнейших условий психологического равновесия младшего школьника.
Настойчиво приучать к самостоятельности. Идеальной является ситуация, при которой родители лишь создают нормальные условия для выполнения домашних заданий и контролируют результаты его работы. Однако полезно помнить, что чрезмерное вмешательство взрослых в процесс подготовки ребенком домашних заданий делает эту работу совершенно бесполезной. Постоянное же дублирование дома работы учителя снижает ответственность ребенка за свое поведение на уроке.
Не менее вредно отсутствие у взрослых интереса к школьным обязанностям ребенка. Пока нет опыта самостоятельной работы, любая случайная ошибка может стать причиной серьезного отставания: ребенок запутывается в нарастающих сложностях и утрачивает веру в свои силы. Равнодушие близких людей к его жизни вызывает отчуждение, а иногда приводит к стойкой утрате контакта между родителями и детьми.
Рассмотрим наиболее распространенные учебные ситуации, которые вызывают затруднения, и конкретные приемы преодоления возможных затруднений при подготовке школьником самостоятельных домашних заданий.
Наиболее распространенная трудность приучения младшего школьника к самостоятельной работе — сформировать привычку работать не отвлекаясь. Легче всего добиваются успеха в тех семьях, где взрослые сами умеют работать сосредоточенно. Целесообразно обратиться к родителям с просьбой проанализировать с этой точки зрения собственное поведение и постараться показывать малышу положительный пример.
С какого предмета начинать выполнение домашнего задания? "С математики!" — утверждают одни. "С письменного задания по русскому языку!" — возражают другие. "С чтения!"— доказывают третьи. Кто же прав? Ответ на этот вопрос может дать только семья. Понаблюдайте за ребенком: какой предмет дается ему труднее, с того и надо начинать.
Нередко родителей тревожит вопрос об осанке: сидя за рабочим столом, ребенок сутулится. Его одергивают: "Сядь прямо! Подними голову!" Конечно, контроль за посадкой — дело нужное, но полезнее приучить малыша к самоконтролю, как это делают в школе. Приемы самоконтроля ученик усваивает в классе, а дома ему нужно только изредка напоминать о них. Лучше — в промежутках между действиями- Например, после написания предложения до конца.
Помогите школьнику проконтролировать, сколько времени уходит у него на выполнение домашнего задания. Основной прием работы ~ самоконтроль.
Как определить, нужна ли сегодня ребенку ваша помощь? Расспросите его о том, как он собирается выполнять задание. Убедившись, что ученик правильно понял материал, присядьте поодаль (на первых порах обязательно в поле его зрения) и займитесь своим делом. Изредка поглядывайте, как идет работа.
Верно ли поступают родители, загружая ребенка заданиями по своему усмотрению? Грамотный ответ на этот вопрос в каждом конкретном случае может дать только учитель, хорошо знающий ребенка: как, когда и чем заниматься дополнительно с маленьким школьником, какие материалы использовать, какие приемы отрабатывать. А главное — нужно ли вообще с этим ребенком дополнительно заниматься по школьной программе.
Семья и группа продленного дня. Жизнь доказала целесообразность организации труда и отдыха учащихся начальных классов в группах продленного дня. Несомненна и та польза, которую получают воспитанники групп от занятий под руководством опытных педагогов, и та радость, которую приносит детям возможность дополнительного обшения с друзьями-одноклассниками. Продумывая вопрос о том, отдавать или не отдавать ребенка в группу продленного дня, родители должны взвесить все "за" и "против" его самостоятельной жизни. Отказаться от "продленки" можно лишь в том случае, если есть уверенность: семья с задачами первых лет обучения справится.
В режиме групп продленного дня предусмотрено время для выполнения домашних занятий — самоподготовки. При квалифицированном руководстве обеспечивается самостоятельность работы каждого ученика, своевременно выявляются и ликвидируются пробелы в знаниях— предупреждается неуспеваемость. Для того чтобы каждый из ребят, посещающих группу продленного дня, мог получить в школе достаточную и своевременную помощь в учении, воспитатели посещают классы во время уроков.
Случается, что ребенок отказывается выполнять домашние задания в группе продленного дня. Чаще всего это объясняется так: "Мне мама не разрешает в школе уроки делать! Здесь я плохо пишу!" Такую маму приходится убеждать в том, что" работа над домашним заданием в вечерние часы — занятие малопродуктивное. Оно лишает возможности "неформального" общения с родителями и, поскольку вечером все бывают утомлены, часто сопровождается взаимными обидами.
Если ребенок посещает группу продленного дня, нужно проявлять к нему особое внимание. Не забывайте вечером расспросить, что нового было сегодня на уроках, как он справился с работой, как оценили его старание в группе, как он и его товарищи провели свободное время... Нет ни одной стороны жизни младшего школьника, равнодушие к которой не ранило бы его. Выслушайте ребенка внимательно. Выскажите свое отношение к услышанному. Ребенок должен убедиться в том, что его проблемы вы принимаете близко к сердцу.
Посещение ребенком группы продленного дня не снимает с семьи ответственности за успехи школьника. Особое внимание следует уделить контролю выполнения устных заданий. Ведь как бы ни была высока квалификация и заинтересованность работающего в группе продленного дня воспитателя, тщательно проверить устные задания у каждого ребенка при полной наполняемое™ группы не удается.
Можно ли разрешать ученику начальных классов уходить после уроков домой, если там его никто не ждет? Вероятно, можно. Но лишь в том случае, если он достаточно самостоятелен и дисциплинирован. К сожалению, такие ребята среди учащихся начальных классов встречаются редко, а поэтому лучше оставить малыша в школе до 18 ч, чем перегружать его малопродуктивной работой по подготовке домашних заданий поздно вечером.
Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учению
Многочисленные исследования психологов показали, что школьник, ответственно относящийся к учебе и выполнению домашних заданий, как правило, обладает такими качествами, как ответственность, организованность, дисциплинированность, инициативность, требовательность к себе. Причем подобное отношение ребенок часто "переносит" на все дела, которые выполняет в школе и дома.
Психологи утверждают, что в 9-10 лет школьники изменяют свое отношение к школе. У них значительно снижается интерес к учебной деятельности по сравнению с первоклассниками и второклассниками. "... Ученики III класса больше всего не любят пересказывать прочитанное, списывать упражнение с книги, учить наизусть правила и стихи, а любят самостоятельно решать примеры и задачи, наблюдать за явлениями природы, лепить и рисовать. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. Уже в этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям" (Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983. — С. 64).
К. III классу "угасает лишь общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Понимание социальной значимости учения теперь (в III-IV классах) должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний". (Там же.)
Что следует понимать под ответственным отношений ем к выполнению домашнего задания? Прежде всего это добросовестная, систематическая подготовка домашних заданий, когда школьник осознает значимость работы, проявляет к ней интерес, переживает за свои успехи и неудачи при их выполнении, стремится как можно лучше подготовиться к урокам. Воспитание ответственного отношения к выполнению домашних заданий — комплексная задача, так как, решая ее, педагоги и родители воздействуют на все стороны личности школьника, формируя ее в целом.
Какие ошибки допускают родители, оказывая помощь детям в выполнении домашнего задания?
Иногда родители ссылаются на большую занятость на работе и отсутствие времени для проверки домашнего задания. Некоторые считают, что проверять домашнее задание должен учитель. В действительности дело обстоит так: учитель ставит оценку ученику за выполненное упражнение, выученное стихотворение или правило, т. е. за конечный результат. Вне поле зрения педагога остаются приемы работы школьника при подготовке этих заданий. Здесь нужна помощь родителей, которые могут проконтролировать процесс выполнения домашнего задания и в случае необходимости оказать помощь детям. Довольно часто родители, вместо того чтобы подсказать ребенку правильные приемы подготовки домашнего задания, берут на себя функцию контроля: просят показать выполненное упражнение, рассказать выученное стихотворение, прочитать заданный текст, правило и т.д.
Многим знакомы такая картина: сын небрежно выполнил упражнение, допустил много ошибок- Мама, недовольная работой, сначала долго выговаривала мальчику, упрекала в недобросовестности, невнимательности, а потом заставила переписать упражнение. А вместо этого лучше было бы выяснить, как ребенок понял правило, объяснить ему это правило, закрепить его с помощью примеров, а потом уже и требовать выполнения упражнения. Или, например, девочку попросили рассказать заданное стихотворение. Она запиналась, не смогла дочитать до конца, читала невыразительно. Родители отругали девочку вместо того чтобы понаблюдать, как она учит стихи. А ведь она, заучивая стихотворение, каждый раз начинала читать его с начала, с первого четверостишия. Вполне возможно, что достаточно было родителям напомнить ей приемы правильного заучивания стихотворения, и девочка быстро справилась бы с заданием.
Мы привели самые простые примеры. Бывают такие случаи, когда приходится понаблюдать за ребенком, не раз поговорить с ним, проанализировать ситуации, посоветоваться с учителем, прежде чем картина прояснится.
Довольно часто встречается и такая ошибка, когда родители подменяют школьника в работе: решают за него задачу "начерно", выполняют упражнение, при этом спрашивают у ребенка, все ли ему понятно; показывают ученику допущенные ошибки, называют правильный ответ. Хочет взрослый или не хочет, но в данном случае он толкает школьника на небрежное выполнение домашних заданий: ученик очень скоро поймет, что стараться и думать самому не обязательно, все равно родители и ошибки найдут, и подскажут, и помогут, Некоторые родители, бабушки и дедушки поступают еще хуже: они бросают свои дела и садятся "за уроки" вместе с ребенком. А он, имитируя непонятливость, толкает взрослых на подсказку, попросту вымогает ее. Родители не сразу замечают возникновение такой ситуации и сами, потакая детям, решают вместо них примеры, выполняют упражнения, подсказывают последовательность и ход решения задач, делают необходимые вычисления на черновике. Ребенку остается просто переписать себе в тетрадь. Он добивается своего с помощью упорного молчания, ответов "наобум", перемежающихся заявлениями, что задача непонятна. В этом случае ошибка родителей состоит в том, что, осуществляя контроль за выполнением домашнего задания, они подменяют школьника в работе либо на этапе исполнения, либо на этапе контроля.
Бывает еще и так. Родители хвалят ребенка за работу, им кажется, что упражнение написано лучше, аккуратнее, чем вчера, а учитель снова ставит "З". Если такая "разница" в домашней и школьной оценке возникает часто, это дезориентирует ученика, у него не вырабатывается критерий того, "что такое хорошо и что такое плохо". Отсутствие единства в требованиях учителя и родителей вызывает у детей отрицательное отношение к учебе.
Как помогать детям в учении ? Прежде всего необходимо выработать у детей привычку неукоснительно и систематически готовить уроки. Что бы ни было: передача по телевидению, день рождения, приезд гостей, визит к врачу, домашнее задание должно быть выполнено, причем выполнено хорошо и полностью. Созданию такой привычки способствует и требовательность родителей, их заинтересованность делами ребенка в школе и дома, их отношение к выполнению домашнего задания как делу серьезному и ответственному. Заинтересованность родителей учебными делами детей, внимание к вопросам учения стимулируют формирование у ребят чувства ответственности за результаты учебной деятельности, заставляют детей переживать неудачи в учении. Очень важно проводить с ребятами в семье беседы о производственных делах родителей, которые помогут детям лучше осознать значимость учения. Если обязанность взрослого человека — труд, то обязанности школьника — прилежно учиться в школе, выполнять домашнее задание, поручения по дому. Осознание детьми значимости своих обязанностей становится стимулом в учении.
Очень важным моментом в выработке привычки к систематическому выполнению домашних заданий является четкое установление времени для них: занятия всегда должны начинаться в одно и то же время. Для школьника наиболее труден начальный период работы. Постоянство времени, отводимого для занятий, способствует тому, что период включения в работу становится максимально коротким: к соответствующему часу у школьника возникает состояние предрасположенности к умственной работе. У него появляется что-то вроде легкого беспокойства и отчетливого ощущения:
"Пора браться за уроки". Вступает в действие то, что на языке психологии именуется выработанной установкой. При таком настрое ребенку не приходится принуждать себя приниматься за уроки. Сводится к нулю мучительный период втягивания в работу.
А если ученик не привык в одно и то же время делать уроки, то подобная установка не может выработаться: как только нужно садиться за уроки, ребенок старается отодвинуть наступление неприятных для него ощущений.
Важно показать школьнику, что его переживания — это переживания родителей, его радость — их радость. Наказание детей за непонимание задания, неумение выполнить его — плохой помощник в воспитании ответственного отношения к делу. Помощь родителей в выполнении детьми домашнего задания должна быть направлена на формирование умения преодолевать трудности- В воспитании у третьеклассников ответственного отношения к выполнению домашних заданий немаловажную роль играет удовлетворение, радость самостоятельно полученных результатов. "Молодец! Сам догадался! Правильно решил! Задача трудная, но ты с ней справился! Я так и знала, что ты сам сможешь выполнить задание!" — такой должна быть реакция матери.
В данном случае родители поощряют ребенка, вселяют уверенность в его силы.
В воспитании у учащихся ответственного отношения к выполнению домашних заданий большую роль играет пример родителей, жизнь семьи, ее атмосфера. Исследованиями доказано, что сознательность родителей, добросовестное, ответственное отношение к своим обязанностям, к работе способствуют воспитанию у детей чувства ответственности и уважения к труду- В задушевном, откровенном разговоре родителей с детьми о своих переживаниях, удачах и недостатках в работе родители силой личного примера могут оказать значительное влияние на воспитание у третьеклассников ответственного отношения к выполнению своих обязанностей. Стало доброй традицией во многих семьях во время вечернего отдыха обсуждать события дня — вместе переживать радости и неудачи в жизни каждого члена семьи. Успехи и неудачи детей обсуждаются с такой же заинтересованностью, как и дела взрослых.
Предупреждение неуспеваемости четвероклассников. К моменту перехода в IV класс дети очень отличаются друг от друга. Такие различия существуют:
в отношении к учению — от очень ответственного и добросовестного до довольно равнодушного;
в общем развитии — от значительной осведомленности в разных областях до очень ограниченного кругозора;
в объеме и прочности знаний в пределах школьной программы — от полного и глубокого усвоения знаний до такого уровня, когда в знаниях есть существенные пробелы;
в способах усвоения учебного материала ~ от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы (в сочетании с привычкой заучивать дословно без осмысливания и понимания материала);
в умении преодолевать трудности, которые могут возникать в учебной работе — от заметного упорства в их преодолении, настойчивости до своеобразного паразитизма и иждивенчества, когда подросток не желает самостоятельно справиться даже с небольшими трудностями и привык искать помощи у других, перекладывать на их плечи выполнение того, что делать трудно или не хочется;
в интересах — от ярко выраженных интересов в какой-либо области знаний и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия познавательных интересов.
Родителям полезно знать, что трудности в учебе могут быть самого различного характера. Одни связаны с необходимостью вспомнить ранее изученный материал, воспроизвести и изложить его; другие — запомнить новые данные; третьи — спланировать предстоящую работу, выбрать рациональные пути ее выполнения; четвертые — выполнить задание новыми способами; пятые ~ суметь проконтролировать себя и проверить правильность результатов; шестые ~ выполнить задание до конца, самостоятельно и т.д.
Причины слабой успеваемости, как уже говорили, тоже различны: ошибки воспитательного характера и не-сформированность учебной деятельности- Именно из-за названных причин чаще всего снижается успеваемость четвероклассников.
Воспитательные ошибки могут быть самыми разнообразными, но все они ведут в конечном счете к одному: неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется. Поэтому основная линия родителей, направленная на предупреждение слабой успеваемости, должна состоять в выработке у ребенка навыков управления своим поведением, умения делать то, что нужно, а не то, что захотелось.
Большую роль в преодолении слабой успеваемости может сыграть совсместная деятельность родителей и школьников, не связанная со школой и приготовлением уроков. Это могут быть самые разнообразные занятия (занятие фотографией, сбор радиоприемников и т.д.), организация трудовой деятельности (ремонт квартиры, посадка комнатных растений и уход за ними, работа на даче, приусадебном участке и т.д.), игры (настольные, подвижные, ролевые), проведение досуга (посещение музеев, кинотеатров, экскурсии, походы, совместное чтение, прослушивание пластинок с литературными записями, теле- и радиопередачи, устройство домашнего театра и т.д.). Важно, чтобы совместная деятельность родителей и школьников вызывала интерес, увлекала ребенка. Безусловно, взрослый сам должен хотя бы в небольшой мере научиться тому или другому делу. Однако родителям необходимо помнить, что любое занятие с детьми имеет в первую очередь не практические, а психологические цели. Между тем взрослые часто не понимают этого. Вначале отец делает все вместе с сыном, а когда обнаруживается, что у отца получается лучше, то роль ребенка начинает сводиться к бесконечным "подай", "принеси", "не мешай", "посиди" и т.д. В итоге отец увлечен работой, а сын снова предоставлен сам себе. Контакт, который только что стал налаживаться на почве общего дела, угасает, не развернувшись.
В процессе совместной деятельности младший школьник осваивает и взрослый стиль работы: приниматься за дело сразу же, не тратя времени на долгую раскачку; работать сосредоточенно, не отвлекаясь; доводить начатое дело до конца; добиваться поставленной цели и т.д. Все эти качества очень важны в преодолении слабой успеваемости учащихся.
Регулярное проведение каких-либо интересных общих дел способствует установлению общения и контакта между родителями и детьми. Школьник постепенно начинает советоваться, делиться со старшими тем, что его радует, волнует, тревожит. Но нельзя требовать от него полной откровенности, если он сам этого не хочет. Родители должны проявлять деликатность и педагогический такт.
Теплая домашняя атмосфера поможет исправить допущенные ошибки в воспитании. Взрослым не следует постоянно читать школьнику нотации по поводу плохих оценок, пытаться воздействовать на него скандалами или наказаниями или же обещать награду за исправление учебных дел. Самое важное в такой ситуации — проявлять терпение, постараться сдержанно относиться к школьным неуспехам. Это не значит, что родители не должны интересоваться успехами школьников. Иногда достаточно покачать головой или выразительно махнуть рукой, чем идти на конфликт, постоянно насмехаться и читать нотации. Прекращение открытых конфликтов — это первый шаг к установлению атмосферы доверия. Очень важно знать, чем живет ребенок, его интересы, как он проводит время, кто его друзья, что его волнует и тревожит, как оценивает самого себя, что считает слабыми и сильными сторонами. Чаще всего родители плохо представляют внутренний мир младшего подростка, их волнует только успеваемость, а поскольку успевает он плохо, поэтому все общение сводится только к конфликтным ситуациям по поводу оценок.
Родители должны изменить свою позицию по отношению к детям, постепенно входить в жизнь младшего подростка и в то же время втягивать его в жизнь семьи, приучать жить заботами и радостями семьи. Важно, чтобы у ребенка были постоянные поручения по дому (уборка, мелкий ремонт, всевозможные покупки, уход за растениями и домашними животными и т.д.). Желательно, чтобы эти дела носили характер не только поручений, но и были общими, чтобы в них участвовали и родители и дети вместе, так как именно в совместной деятельности устанавливается желаемый контакт. Следует внимательно приглядываться к тому, что у младшего подростка лучше получается, что ему больше нравится, что его интересует, и начинать именно с этих дел. Большое значение в преодолении слабой успеваемости имеет поощрение успехов. Надо похвалить ребенка, найти добрые слова в каждом случае, когда он того заслуживает.
Формировать учебную деятельность. Другая причина слабой успеваемости — несформированность у учащихся учебной деятельности. Часто такие школьники не умеют выделить главное, существенное, не владеют правильными приемами работы, не умеют контролировать себя. Основная ошибка родителей состоит в том, что они не понимают необходимости уделить должное внимание детям, оказывают помощь формально. И в этом случае следует начинать также с постепенного восстановления доверия у собственного ребенка.
В преодолении неуспеваемости значительную роль играет умение выделять учебную задачу. Это значит, что школьник должен ясно представить себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-нибудь конкретное задание. (Данный тезис необходимо пояснить на конкретном примере упражнения или задания из учебника.) Неумение выделять учебную задачу относится к числу скрытых трудностей в учении. Поэтому важно не просто проконтролировать выполнение ребенком домашнего задания, а понаблюдать за тем, как он готовит уроки, побеседовать с ним по поводу его занятий и расспросить ученика о том, что было на уроках. Следует поинтересоваться, как школьник решал задачу, выполнял упражнение.
Умение выделять учебную задачу и постоянно руководствоваться ею -- это первое, чем должен овладеть ученик, чтобы уметь учиться. Не менее важно для школьника в каждом случае правильно выделять в материале предмет усвоения. Многие родители стараются сами выделить предмет усвоения и показать его в готовом виде, но это неверный путь. Взрослый может показать ребенку способ, как это сделать. Это значит, надо найти действие, с помощью которого в изучаемом материале выделяется нужная, главная сторона.
Педагогическая ситуация
1. Мама следит, как Андрюша выводит буквы, и вдруг видит ошибку. "Ну вот, ты не так написал", — огорченно говорит она. Мальчик спокойно зачеркивает неправильно написанную букву и продолжает работу. Через некоторое время делает новую ошибку и сам замечает ее. Снова зачеркивает, но мать говорит: "Такую грязную работу нельзя отдавать учителю. Перепиши". Мальчику переписывать не хочется, он пробует возражать, но мать настаивает, и он покоряется.
2. Наде никогда не приходится переписывать свои работы. Мама так внимательно следит за каждым ее движением, что девочка не успевает сделать ошибку. "Ну, сколько ты здесь напишешь?" — спрашивает мать. "Девять", — неуверенно говорит девочка. "Что ты! Меньше". — "Восемь?" — "Правильно'" Надя пишет ответ в тетрадку. "А здесь что надо сделать: прибавить или отнять?" — продолжает мать. И опять Надя записывает решение задачи только после того, как мама подтвердит правильность ее ответа.
3. "Девочке почему-то трудно давалось заучивание наизусть стихотворений. В школе пошли плохие отметки, в дневнике стали появляться записи: "Не учит стихов", "Опять не выучила стихотворение". Родители объяснили это отсутствием старания и применяли "соответствующие меры". Девочку отправляли в другую комнату и объявляли: "Сиди здесь, пока не выучишь!" Через некоторое время она появлялась. "Ну что, выучила?" — "Кажется, выучила..." — "Что значит кажется? Давай-ка отвечай". Как правило, начав декламировать уверенно, девочка под конец где-нибудь сбивалась. Ее ругали за отсутствие старания и вновь отправляли в комнату, где она наедине с собой учила злополучное стихотворение. Иногда дело кончалось наказанием и слезами. Иногда взрослым надоедало все это, и девочке разрешали идти ужинать, хотя стихотворение оставалось плохо подготовленным. А порой ей в конце концов удавалось как будто выучить стихотворение, но, как оказывалось, это не служило гарантией успешного ответа у доски. Для школьницы учить стихотворения постепенно становилось пыткой: она жила в обстановке страха, ожидая, что снова будут заданы стихи; начинала ненавидеть их, а вместе с ними и всю учебу. У нее появилось неприязненное чувство к родителям" (Бардин К.В. Если ваш ребенок не хочет учиться. — М-, 1980.- С. 26-27).