Педагогический практикум для родителей

Для оказания помощи учителю в правильном опре­делении объема домашних заданий целесообразно об­ратиться к родителям с просьбой на протяжении 1-2-х недель понаблюдать за тем, как их ребенок выполняет домашние задания. Под контроль можно взять как весь объем домашней работы, так и выполнение задания по одному из предметов.

Для облегчения процесса выполнения данного прак­тикума целесообразно предложить вопросы:

Сколько времени ребенок затрачивает на выполне­ние задания?

Охотно ли выполняет домашние задания?

Справляется ли с выполнением задания самостоя­тельно?

Какие испытывает затруднения?

Умеет ли выполнять качественную проверку выпол­ненного задания?

Примечание. Предложить родителям, которые вклю­чились в выполнение заданий данного практикума, со­общить о своих наблюдениях учителю. В процессе инди­видуального консультирования родители и учитель смо­гут обоснованно выбрать приемы коррекции самостоятель­ной учебной деятельности ребенка.

Домашняя учебная работа младшего

школьника — путь к самостоятельности

В настоящее время школам предоставлена самосто­ятельность в решении многих вопросов. Указаниями вышестоящих организаций регулируются лишь наибо­лее значимые вопросы. Среди них вопрос о перегрузке малышей, о том, что на первых порах (до конца 1 учеб­ного полугодия) первоклассники должны учиться без домашних заданий. К сожалению, в практике массо­вых школ это указание обходят. Чуть ли с не 1 сентяб­ря "уроки задают" по всем предметам. И, как ни стран­но, в основном, родители не протестуют. Уж очень сильна магия традиции: раз стал школьником, должны быть уроки и отметки. А иначе это не школа, а детский сад получается.

Несмотря на собственную отрицательную оценку си­туации, мы считаем, что в конце концов конкретный учитель с конкретным составом родителей учащихся своего класса этот вопрос решит по-своему. А вот по­сле зимних каникул все малыши понемножку должны начать привыкать к выполнению домашних заданий, в том числе и письменных. Во втором классе полный объ­ем домашних заданий должен укладываться в 1 час: тре­мя равными отрезками с двумя пятиминутными пере­рывами для отдыха-

Новая деятельность требует внимания семьи. Необ­ходимо учесть, что разговор об организации учебного труда школьников в процессе подготовки домашних за­даний может вызвать законную негативную реакцию ро­дительской аудитории, если задания на дом учащиеся получают по материалу, недостаточно глубоко изучен­ному в классе, а объем заданий превышает установленные нормы. Дело не в том, что не все успевают сделать на уроке. Самостоятельное выполнение заданий вне клас­са — важный учебный навык, необходимый для полно­ценного формирования учебной деятельности.

Деятельность семьи должна быть в значительной мере направлена на формирование у ребенка познавательных интересов. Исследования психологов дают возможность утверждать, что отношение школьника к учению нахо­дится в прямой зависимости от уровня развития у него познавательных интересов.

Как формируются познавательные интересы у детей и какую роль в этой работе может взять на себя семья? Как должен учиться ребенок? Ответ на этот вопрос мо­жет быть один: на пределе своих возможностей. По­пытки родителей добиться от ребенка отличных оце­нок без достаточных на то оснований могут привести к утрате интереса к учению, к формированию негатив­ного отношения в школе.

Одним из условий успешного обучения в школе яв­ляется рациональный режим дня. На чем он основан и какие индивидуальные поправки в нем допустимы? Что­бы понять это, необходимо рассмотреть вопрос о ра­ботоспособности ребенка.

Исследованиями врачей-гигиенистов установлено два пика в динамике работоспособности школьников млад­ших классов. Первый— с 8 до 11 ч утра. В это время, как известно, ребенок находится в классе. Потом на­ступает снижение этого показателя. Второй подъем — между 16 и 18 ч, а затем, обратите внимание, — интен­сивный спад. С этим состоянием сталкиваются роди­тели, когда, пытаясь контролировать процесс подготов­ки домашних заданий, усаживают ребенка за уроки поз­дним вечером.

Родителей необходимо поставить в известность о том, что недельный пик работоспособности приходит­ся учащихся младших классов на вторник и среду, са­мый низкий уровень — на пятницу, далее, в субботу, начинается постепенное нарастание до вторника. В динамике пиком является октябрь, январь— март-спад, после этого до июня уровень работоспособно­сти нарастает.

Если иметь в виду приведенные выше объективныезакономерности, становится очевидной нелепость попы­ток "подтянуть" ребенка в учебе, не согласовывая это с учителем. Если, например, родители из лучших побужде­ний стараются сделать общевыходные дни рабочими для ребенка, который учится хуже, чем им хотелось бы, то, лишенный полноценного отдыха, он выдыхается не в III четверти, а раньше...

Главная задача учителя — обучить учащихся умению работать. Это особенно существенно при переходе от коллективной формы работы в классе к полусамостоя­тельным работам, включая подготовку домашних зада­ний. Решающую роль, безусловно, играет школа. Если задача научить учащихся учиться решается ею на вы­соком научно-методическом уровне, то работа семьи станет естественным продолжением усилий школы по формированию у учащихся культуры умственного тру­да. Ученик, умеющий продуктивно работать, на неболь­шом материале приобретает более глубокие знания и прочные навыки, чем тот, который беспорядочно вы­полняет большой объем работы. Организация правиль­ного процесса мышления, овладение техникой самосто­ятельной работы, усвоение рациональных приемов ор­ганизации труда — вот основные черты, которые необ­ходимо вырабатывать у учащихся младших классов в процессе подготовки домашних заданий.

Маленькие школьники чаще всего бывают заинте­ресованы не содержанием предмета и способом его пре­подавания, а своим продвижением в нем: они с боль­шей охотой занимаются тем, что у них лучше получа­ется. С этой точки зрения любой предмет можно сде­лать интересным для каждого ученика, если дать ему ощутить ситуацию успеха. Вести занятия так— значит приучать ребенка и к самостоятельной работе.

С первых дней обучения необходимо вести работу по формированию культуры труда. Здесь роль примера взрослых решающая. Если родители, не ограничиваясь назиданиями, показывают приемы работы, он сам лег­ко осуществляет перенос. Вот отец собирается чинить утюг: расстелил на столе газету ("не насорить лишне­го"), приготовил необходимые инструменты ("чтобы за каждой мелочью по квартире не бегать")... Наблюдая действия взрослого, ребенок учится аккуратности, организованности. Приступая к выполнению своих заданий, старается заранее приготовить необходимое, разложить так, чтобы все было под руками и всякий раз не прихо­дилось перекладывать приготовленные вещи. Проверяет учебные принадлежности — все должно быть готово: ка­рандаши подточены, поля в тетрадке отчерчены. Поря­док на рабочем месте со временем станет для него по­требностью.

К чему же сводится роль родителей при подготовке ребенком домашних заданий? Во-первых, организовать рабочее место, создать условия для работы. Во-вторых, помочь найти правильные методы выполнения заданий из арсенала тех, которые рекомендованы учителем. В-третьих, настойчиво обучать ребенка умению правиль­но оценивать результаты своего самостоятельного тру­да: сделать вывод о качестве выполнения работы, пред­положить, как оценит его старание учитель, и опреде­лить, что нужно сделать впредь, чтобы задание было выполнено еще лучше. Навыки адекватной самооцен­ки и самоконтроля — одно из важнейших условий пси­хологического равновесия младшего школьника.

Настойчиво приучать к самостоятельности. Идеаль­ной является ситуация, при которой родители лишь создают нормальные условия для выполнения домаш­них заданий и контролируют результаты его работы. Однако полезно помнить, что чрезмерное вмешатель­ство взрослых в процесс подготовки ребенком домаш­них заданий делает эту работу совершенно бесполез­ной. Постоянное же дублирование дома работы учи­теля снижает ответственность ребенка за свое пове­дение на уроке.

Не менее вредно отсутствие у взрослых интереса к школьным обязанностям ребенка. Пока нет опыта са­мостоятельной работы, любая случайная ошибка может стать причиной серьезного отставания: ребенок запу­тывается в нарастающих сложностях и утрачивает веру в свои силы. Равнодушие близких людей к его жизни вызывает отчуждение, а иногда приводит к стойкой ут­рате контакта между родителями и детьми.

Рассмотрим наиболее распространенные учебные ситуации, которые вызывают затруднения, и конкрет­ные приемы преодоления возможных затруднений при подготовке школьником самостоятельных домашних за­даний.

Наиболее распространенная трудность приучения млад­шего школьника к самостоятельной работе — сформиро­вать привычку работать не отвлекаясь. Легче всего до­биваются успеха в тех семьях, где взрослые сами умеют работать сосредоточенно. Целесообразно обратиться к ро­дителям с просьбой проанализировать с этой точки зре­ния собственное поведение и постараться показывать ма­лышу положительный пример.

С какого предмета начинать выполнение домашне­го задания? "С математики!" — утверждают одни. "С письменного задания по русскому языку!" — возража­ют другие. "С чтения!"— доказывают третьи. Кто же прав? Ответ на этот вопрос может дать только семья. Понаблюдайте за ребенком: какой предмет дается ему труднее, с того и надо начинать.

Нередко родителей тревожит вопрос об осанке: си­дя за рабочим столом, ребенок сутулится. Его одерги­вают: "Сядь прямо! Подними голову!" Конечно, конт­роль за посадкой — дело нужное, но полезнее приучить малыша к самоконтролю, как это делают в школе. При­емы самоконтроля ученик усваивает в классе, а дома ему нужно только изредка напоминать о них. Лучше — в промежутках между действиями- Например, после на­писания предложения до конца.

Помогите школьнику проконтролировать, сколько времени уходит у него на выполнение домашнего за­дания. Основной прием работы ~ самоконтроль.

Как определить, нужна ли сегодня ребенку ваша по­мощь? Расспросите его о том, как он собирается вы­полнять задание. Убедившись, что ученик правильно понял материал, присядьте поодаль (на первых порах обязательно в поле его зрения) и займитесь своим де­лом. Изредка поглядывайте, как идет работа.

Верно ли поступают родители, загружая ребенка за­даниями по своему усмотрению? Грамотный ответ на этот вопрос в каждом конкретном случае может дать только учитель, хорошо знающий ребенка: как, когда и чем заниматься дополнительно с маленьким школь­ником, какие материалы использовать, какие приемы отрабатывать. А главное — нужно ли вообще с этим ре­бенком дополнительно заниматься по школьной програм­ме.

Семья и группа продленного дня. Жизнь доказала целе­сообразность организации труда и отдыха учащихся на­чальных классов в группах продленного дня. Несомнен­на и та польза, которую получают воспитанники групп от занятий под руководством опытных педагогов, и та радость, которую приносит детям возможность дополни­тельного обшения с друзьями-одноклассниками. Проду­мывая вопрос о том, отдавать или не отдавать ребенка в группу продленного дня, родители должны взвесить все "за" и "против" его самостоятельной жизни. Отказаться от "продленки" можно лишь в том случае, если есть уве­ренность: семья с задачами первых лет обучения спра­вится.

В режиме групп продленного дня предусмотрено вре­мя для выполнения домашних занятий — самоподготов­ки. При квалифицированном руководстве обеспечива­ется самостоятельность работы каждого ученика, сво­евременно выявляются и ликвидируются пробелы в зна­ниях— предупреждается неуспеваемость. Для того что­бы каждый из ребят, посещающих группу продленного дня, мог получить в школе достаточную и своевремен­ную помощь в учении, воспитатели посещают классы во время уроков.

Случается, что ребенок отказывается выполнять до­машние задания в группе продленного дня. Чаще все­го это объясняется так: "Мне мама не разрешает в шко­ле уроки делать! Здесь я плохо пишу!" Такую маму при­ходится убеждать в том, что" работа над домашним за­данием в вечерние часы — занятие малопродуктивное. Оно лишает возможности "неформального" общения с родителями и, поскольку вечером все бывают утомле­ны, часто сопровождается взаимными обидами.

Если ребенок посещает группу продленного дня, нужно проявлять к нему особое внимание. Не забывайте вече­ром расспросить, что нового было сегодня на уроках, как он справился с работой, как оценили его старание в груп­пе, как он и его товарищи провели свободное время... Нет ни одной стороны жизни младшего школьника, рав­нодушие к которой не ранило бы его. Выслушайте ребенка внимательно. Выскажите свое отношение к услышанному. Ребенок должен убедиться в том, что его проблемы вы при­нимаете близко к сердцу.

Посещение ребенком группы продленного дня не сни­мает с семьи ответственности за успехи школьника. Особое внимание следует уделить контролю выполнения устных заданий. Ведь как бы ни была высока квалификация и заинтересованность работающего в группе продленного дня воспитателя, тщательно проверить устные задания у каж­дого ребенка при полной наполняемое™ группы не уда­ется.

Можно ли разрешать ученику начальных классов ухо­дить после уроков домой, если там его никто не ждет? Вероятно, можно. Но лишь в том случае, если он до­статочно самостоятелен и дисциплинирован. К сожа­лению, такие ребята среди учащихся начальных клас­сов встречаются редко, а поэтому лучше оставить ма­лыша в школе до 18 ч, чем перегружать его малопро­дуктивной работой по подготовке домашних заданий поздно вечером.

Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учению

Многочисленные исследования психологов показа­ли, что школьник, ответственно относящийся к учебе и выполнению домашних заданий, как правило, обла­дает такими качествами, как ответственность, органи­зованность, дисциплинированность, инициативность, требовательность к себе. Причем подобное отношение ребенок часто "переносит" на все дела, которые вы­полняет в школе и дома.

Психологи утверждают, что в 9-10 лет школьники изменяют свое отношение к школе. У них значитель­но снижается интерес к учебной деятельности по сравнению с первоклассниками и второклассниками. "... Ученики III класса больше всего не любят пересказы­вать прочитанное, списывать упражнение с книги, учить наизусть правила и стихи, а любят самостоятельно ре­шать примеры и задачи, наблюдать за явлениями при­роды, лепить и рисовать. Иными словами, учащиеся на­чальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. Уже в этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям" (Маркова А.К. Формирование мо­тивации учения в школьном возрасте. — М., 1983. — С. 64).

К. III классу "угасает лишь общее положительное от­ношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональ­ную привлекательность, он к этому привыкает. Пони­мание социальной значимости учения теперь (в III-IV классах) должно быть подкреплено интересом к са­мому содержанию учения, к способам добывания зна­ний". (Там же.)

Что следует понимать под ответственным отношений ем к выполнению домашнего задания? Прежде всего это добросовестная, систематическая подготовка домашних заданий, когда школьник осознает значимость работы, проявляет к ней интерес, переживает за свои успехи и неудачи при их выполнении, стремится как можно луч­ше подготовиться к урокам. Воспитание ответственно­го отношения к выполнению домашних заданий — ком­плексная задача, так как, решая ее, педагоги и родите­ли воздействуют на все стороны личности школьника, формируя ее в целом.

Какие ошибки допускают родители, оказывая помощь детям в выполнении домашнего задания?

Иногда родители ссылаются на большую занятость на работе и отсутствие времени для проверки домаш­него задания. Некоторые считают, что проверять до­машнее задание должен учитель. В действительности дело обстоит так: учитель ставит оценку ученику за вы­полненное упражнение, выученное стихотворение или правило, т. е. за конечный результат. Вне поле зрения педагога остаются приемы работы школьника при подго­товке этих заданий. Здесь нужна помощь родителей, ко­торые могут проконтролировать процесс выполнения до­машнего задания и в случае необходимости оказать по­мощь детям. Довольно часто родители, вместо того что­бы подсказать ребенку правильные приемы подготовки домашнего задания, берут на себя функцию контроля: про­сят показать выполненное упражнение, рассказать выу­ченное стихотворение, прочитать заданный текст, прави­ло и т.д.

Многим знакомы такая картина: сын небрежно вы­полнил упражнение, допустил много ошибок- Мама, не­довольная работой, сначала долго выговаривала маль­чику, упрекала в недобросовестности, невнимательно­сти, а потом заставила переписать упражнение. А вме­сто этого лучше было бы выяснить, как ребенок понял правило, объяснить ему это правило, закрепить его с помощью примеров, а потом уже и требовать выпол­нения упражнения. Или, например, девочку попроси­ли рассказать заданное стихотворение. Она запиналась, не смогла дочитать до конца, читала невыразительно. Родители отругали девочку вместо того чтобы понаблю­дать, как она учит стихи. А ведь она, заучивая стихо­творение, каждый раз начинала читать его с начала, с первого четверостишия. Вполне возможно, что доста­точно было родителям напомнить ей приемы правиль­ного заучивания стихотворения, и девочка быстро спра­вилась бы с заданием.

Мы привели самые простые примеры. Бывают та­кие случаи, когда приходится понаблюдать за ребен­ком, не раз поговорить с ним, проанализировать си­туации, посоветоваться с учителем, прежде чем кар­тина прояснится.

Довольно часто встречается и такая ошибка, когда родители подменяют школьника в работе: решают за него задачу "начерно", выполняют упражнение, при этом спрашивают у ребенка, все ли ему понятно; по­казывают ученику допущенные ошибки, называют пра­вильный ответ. Хочет взрослый или не хочет, но в дан­ном случае он толкает школьника на небрежное вы­полнение домашних заданий: ученик очень скоро пой­мет, что стараться и думать самому не обязательно, все равно родители и ошибки найдут, и подскажут, и по­могут, Некоторые родители, бабушки и дедушки посту­пают еще хуже: они бросают свои дела и садятся "за уроки" вместе с ребенком. А он, имитируя непонятли­вость, толкает взрослых на подсказку, попросту вымо­гает ее. Родители не сразу замечают возникновение та­кой ситуации и сами, потакая детям, решают вместо них примеры, выполняют упражнения, подсказывают после­довательность и ход решения задач, делают необходи­мые вычисления на черновике. Ребенку остается просто переписать себе в тетрадь. Он добивается своего с по­мощью упорного молчания, ответов "наобум", переме­жающихся заявлениями, что задача непонятна. В этом случае ошибка родителей состоит в том, что, осуществ­ляя контроль за выполнением домашнего задания, они подменяют школьника в работе либо на этапе исполне­ния, либо на этапе контроля.

Бывает еще и так. Родители хвалят ребенка за рабо­ту, им кажется, что упражнение написано лучше, акку­ратнее, чем вчера, а учитель снова ставит "З". Если та­кая "разница" в домашней и школьной оценке возникает часто, это дезориентирует ученика, у него не вы­рабатывается критерий того, "что такое хорошо и что такое плохо". Отсутствие единства в требованиях учи­теля и родителей вызывает у детей отрицательное отно­шение к учебе.

Как помогать детям в учении ? Прежде всего необхо­димо выработать у детей привычку неукоснительно и систематически готовить уроки. Что бы ни было: пере­дача по телевидению, день рождения, приезд гостей, визит к врачу, домашнее задание должно быть выпол­нено, причем выполнено хорошо и полностью. Созда­нию такой привычки способствует и требовательность родителей, их заинтересованность делами ребенка в школе и дома, их отношение к выполнению домашне­го задания как делу серьезному и ответственному. За­интересованность родителей учебными делами детей, внимание к вопросам учения стимулируют формиро­вание у ребят чувства ответственности за результаты учебной деятельности, заставляют детей переживать не­удачи в учении. Очень важно проводить с ребятами в семье беседы о производственных делах родителей, кото­рые помогут детям лучше осознать значимость учения. Если обязанность взрослого человека — труд, то обязан­ности школьника — прилежно учиться в школе, выпол­нять домашнее задание, поручения по дому. Осознание детьми значимости своих обязанностей становится сти­мулом в учении.

Очень важным моментом в выработке привычки к систематическому выполнению домашних заданий яв­ляется четкое установление времени для них: занятия всегда должны начинаться в одно и то же время. Для школьника наиболее труден начальный период рабо­ты. Постоянство времени, отводимого для занятий, спо­собствует тому, что период включения в работу стано­вится максимально коротким: к соответствующему ча­су у школьника возникает состояние предрасположен­ности к умственной работе. У него появляется что-то вроде легкого беспокойства и отчетливого ощущения:

"Пора браться за уроки". Вступает в действие то, что на языке психологии именуется выработанной установ­кой. При таком настрое ребенку не приходится при­нуждать себя приниматься за уроки. Сводится к нулю мучительный период втягивания в работу.

А если ученик не привык в одно и то же время де­лать уроки, то подобная установка не может вырабо­таться: как только нужно садиться за уроки, ребенок старается отодвинуть наступление неприятных для не­го ощущений.

Важно показать школьнику, что его переживания — это переживания родителей, его радость — их радость. Наказание детей за непонимание задания, неумение вы­полнить его — плохой помощник в воспитании ответ­ственного отношения к делу. Помощь родителей в вы­полнении детьми домашнего задания должна быть на­правлена на формирование умения преодолевать труд­ности- В воспитании у третьеклассников ответственного отношения к выполнению домашних заданий немало­важную роль играет удовлетворение, радость самосто­ятельно полученных результатов. "Молодец! Сам дога­дался! Правильно решил! Задача трудная, но ты с ней справился! Я так и знала, что ты сам сможешь выпол­нить задание!" — такой должна быть реакция матери.

В данном случае родители поощряют ребенка, вселяют уверенность в его силы.

В воспитании у учащихся ответственного отноше­ния к выполнению домашних заданий большую роль играет пример родителей, жизнь семьи, ее атмосфе­ра. Исследованиями доказано, что сознательность ро­дителей, добросовестное, ответственное отношение к своим обязанностям, к работе способствуют воспита­нию у детей чувства ответственности и уважения к труду- В задушевном, откровенном разговоре родите­лей с детьми о своих переживаниях, удачах и недо­статках в работе родители силой личного примера мо­гут оказать значительное влияние на воспитание у третьеклассников ответственного отношения к выпол­нению своих обязанностей. Стало доброй традицией во многих семьях во время вечернего отдыха обсуж­дать события дня — вместе переживать радости и не­удачи в жизни каждого члена семьи. Успехи и неу­дачи детей обсуждаются с такой же заинтересованно­стью, как и дела взрослых.

Предупреждение неуспеваемости четвероклассников. К моменту перехода в IV класс дети очень отличаются друг от друга. Такие различия существуют:

в отношении к учению — от очень ответственного и добросовестного до довольно равнодушного;

в общем развитии — от значительной осведомлен­ности в разных областях до очень ограниченного кру­гозора;

в объеме и прочности знаний в пределах школьной программы — от полного и глубокого усвоения знаний до такого уровня, когда в знаниях есть существенные пробелы;

в способах усвоения учебного материала ~ от уме­ния самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной рабо­ты (в сочетании с привычкой заучивать дословно без осмысливания и понимания материала);

в умении преодолевать трудности, которые могут воз­никать в учебной работе — от заметного упорства в их преодолении, настойчивости до своеобразного парази­тизма и иждивенчества, когда подросток не желает са­мостоятельно справиться даже с небольшими трудностя­ми и привык искать помощи у других, перекладывать на их плечи выполнение того, что делать трудно или не хо­чется;

в интересах — от ярко выраженных интересов в ка­кой-либо области знаний и наличия содержательных за­нятий до почти полного отсутствия познавательных ин­тересов.

Родителям полезно знать, что трудности в учебе мо­гут быть самого различного характера. Одни связаны с необходимостью вспомнить ранее изученный матери­ал, воспроизвести и изложить его; другие — запомнить новые данные; третьи — спланировать предстоящую ра­боту, выбрать рациональные пути ее выполнения; чет­вертые — выполнить задание новыми способами; пя­тые ~ суметь проконтролировать себя и проверить пра­вильность результатов; шестые ~ выполнить задание до конца, самостоятельно и т.д.

Причины слабой успеваемости, как уже говорили, то­же различны: ошибки воспитательного характера и не-сформированность учебной деятельности- Именно из-за названных причин чаще всего снижается успевае­мость четвероклассников.

Воспитательные ошибки могут быть самыми разно­образными, но все они ведут в конечном счете к одно­му: неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется. Поэтому основная линия родителей, направ­ленная на предупреждение слабой успеваемости, дол­жна состоять в выработке у ребенка навыков управле­ния своим поведением, умения делать то, что нужно, а не то, что захотелось.

Большую роль в преодолении слабой успеваемо­сти может сыграть совсместная деятельность роди­телей и школьников, не связанная со школой и при­готовлением уроков. Это могут быть самые разно­образные занятия (занятие фотографией, сбор радио­приемников и т.д.), организация трудовой деятель­ности (ремонт квартиры, посадка комнатных расте­ний и уход за ними, работа на даче, приусадебном участке и т.д.), игры (настольные, подвижные, ро­левые), проведение досуга (посещение музеев, кино­театров, экскурсии, походы, совместное чтение, прослушивание пластинок с литературными записями, те­ле- и радиопередачи, устройство домашнего театра и т.д.). Важно, чтобы совместная деятельность роди­телей и школьников вызывала интерес, увлекала ре­бенка. Безусловно, взрослый сам должен хотя бы в небольшой мере научиться тому или другому делу. Однако родителям необходимо помнить, что любое занятие с детьми имеет в первую очередь не прак­тические, а психологические цели. Между тем взрос­лые часто не понимают этого. Вначале отец делает все вместе с сыном, а когда обнаруживается, что у отца получается лучше, то роль ребенка начинает сво­диться к бесконечным "подай", "принеси", "не ме­шай", "посиди" и т.д. В итоге отец увлечен рабо­той, а сын снова предоставлен сам себе. Контакт, ко­торый только что стал налаживаться на почве обще­го дела, угасает, не развернувшись.

В процессе совместной деятельности младший школь­ник осваивает и взрослый стиль работы: приниматься за дело сразу же, не тратя времени на долгую раскачку; ра­ботать сосредоточенно, не отвлекаясь; доводить начатое дело до конца; добиваться поставленной цели и т.д. Все эти качества очень важны в преодолении слабой успева­емости учащихся.

Регулярное проведение каких-либо интересных об­щих дел способствует установлению общения и кон­такта между родителями и детьми. Школьник посте­пенно начинает советоваться, делиться со старшими тем, что его радует, волнует, тревожит. Но нельзя тре­бовать от него полной откровенности, если он сам этого не хочет. Родители должны проявлять деликатность и педагогический такт.

Теплая домашняя атмосфера поможет исправить до­пущенные ошибки в воспитании. Взрослым не следует постоянно читать школьнику нотации по поводу пло­хих оценок, пытаться воздействовать на него сканда­лами или наказаниями или же обещать награду за исправление учебных дел. Самое важное в такой ситуа­ции — проявлять терпение, постараться сдержанно от­носиться к школьным неуспехам. Это не значит, что родители не должны интересоваться успехами школь­ников. Иногда достаточно покачать головой или выразительно махнуть рукой, чем идти на конфликт, по­стоянно насмехаться и читать нотации. Прекращение открытых конфликтов — это первый шаг к установле­нию атмосферы доверия. Очень важно знать, чем жи­вет ребенок, его интересы, как он проводит время, кто его друзья, что его волнует и тревожит, как оценивает самого себя, что считает слабыми и сильными сторона­ми. Чаще всего родители плохо представляют внутрен­ний мир младшего подростка, их волнует только успе­ваемость, а поскольку успевает он плохо, поэтому все общение сводится только к конфликтным ситуациям по поводу оценок.

Родители должны изменить свою позицию по отно­шению к детям, постепенно входить в жизнь младшего подростка и в то же время втягивать его в жизнь семьи, приучать жить заботами и радостями семьи. Важно, что­бы у ребенка были постоянные поручения по дому (уборка, мелкий ремонт, всевозможные покупки, уход за растениями и домашними животными и т.д.). Жела­тельно, чтобы эти дела носили характер не только по­ручений, но и были общими, чтобы в них участвовали и родители и дети вместе, так как именно в совмест­ной деятельности устанавливается желаемый контакт. Следует внимательно приглядываться к тому, что у младшего подростка лучше получается, что ему боль­ше нравится, что его интересует, и начинать именно с этих дел. Большое значение в преодолении слабой ус­певаемости имеет поощрение успехов. Надо похвалить ребенка, найти добрые слова в каждом случае, когда он того заслуживает.

Формировать учебную деятельность. Другая причи­на слабой успеваемости — несформированность у уча­щихся учебной деятельности. Часто такие школьни­ки не умеют выделить главное, существенное, не вла­деют правильными приемами работы, не умеют кон­тролировать себя. Основная ошибка родителей состо­ит в том, что они не понимают необходимости уде­лить должное внимание детям, оказывают помощь формально. И в этом случае следует начинать также с постепенного восстановления доверия у собствен­ного ребенка.

В преодолении неуспеваемости значительную роль иг­рает умение выделять учебную задачу. Это значит, что школьник должен ясно представить себе, каким спосо­бом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы су­меть выполнить какое-нибудь конкретное задание. (Дан­ный тезис необходимо пояснить на конкретном приме­ре упражнения или задания из учебника.) Неумение вы­делять учебную задачу относится к числу скрытых труд­ностей в учении. Поэтому важно не просто проконтро­лировать выполнение ребенком домашнего задания, а понаблюдать за тем, как он готовит уроки, побеседо­вать с ним по поводу его занятий и расспросить уче­ника о том, что было на уроках. Следует поинтересо­ваться, как школьник решал задачу, выполнял упраж­нение.

Умение выделять учебную задачу и постоянно руко­водствоваться ею -- это первое, чем должен овладеть ученик, чтобы уметь учиться. Не менее важно для школьника в каждом случае правильно выделять в ма­териале предмет усвоения. Многие родители старают­ся сами выделить предмет усвоения и показать его в готовом виде, но это неверный путь. Взрослый может показать ребенку способ, как это сделать. Это значит, надо найти действие, с помощью которого в изучае­мом материале выделяется нужная, главная сторона.

Педагогическая ситуация

1. Мама следит, как Андрюша выводит буквы, и вдруг видит ошибку. "Ну вот, ты не так написал", — огор­ченно говорит она. Мальчик спокойно зачеркивает не­правильно написанную букву и продолжает работу. Че­рез некоторое время делает новую ошибку и сам заме­чает ее. Снова зачеркивает, но мать говорит: "Такую грязную работу нельзя отдавать учителю. Перепиши". Мальчику переписывать не хочется, он пробует возра­жать, но мать настаивает, и он покоряется.

2. Наде никогда не приходится переписывать свои работы. Мама так внимательно следит за каждым ее движением, что девочка не успевает сделать ошибку. "Ну, сколько ты здесь напишешь?" — спрашивает мать. "Девять", — неуверенно говорит девочка. "Что ты! Меньше". — "Восемь?" — "Правильно'" Надя пишет от­вет в тетрадку. "А здесь что надо сделать: прибавить или отнять?" — продолжает мать. И опять Надя записывает решение задачи только после того, как мама подтвердит правильность ее ответа.

3. "Девочке почему-то трудно давалось заучивание наизусть стихотворений. В школе пошли плохие отмет­ки, в дневнике стали появляться записи: "Не учит сти­хов", "Опять не выучила стихотворение". Родители объ­яснили это отсутствием старания и применяли "соот­ветствующие меры". Девочку отправляли в другую ком­нату и объявляли: "Сиди здесь, пока не выучишь!" Через некоторое время она появлялась. "Ну что, выучила?" — "Кажется, выучила..." — "Что значит кажется? Давай-ка отвечай". Как правило, начав декламировать уве­ренно, девочка под конец где-нибудь сбивалась. Ее ру­гали за отсутствие старания и вновь отправляли в ком­нату, где она наедине с собой учила злополучное сти­хотворение. Иногда дело кончалось наказанием и сле­зами. Иногда взрослым надоедало все это, и девочке разрешали идти ужинать, хотя стихотворение оставалось плохо подготовленным. А порой ей в конце концов уда­валось как будто выучить стихотворение, но, как ока­зывалось, это не служило гарантией успешного ответа у доски. Для школьницы учить стихотворения посте­пенно становилось пыткой: она жила в обстановке стра­ха, ожидая, что снова будут заданы стихи; начинала не­навидеть их, а вместе с ними и всю учебу. У нее по­явилось неприязненное чувство к родителям" (Бар­дин К.В. Если ваш ребенок не хочет учиться. — М-, 1980.- С. 26-27).

Наши рекомендации