Опросник для родителей (цитируется по ки.: Безруких М.М., Ефремова С.П. Знаете ли вы своего ученика?— М., 1991.
1. Особенности личности ребенка, его поведение в детском коллективе: отношения с детьми (дружелюбный, драчливый, дисциплинированный, спокойный, легко возбудимый, раздражительный); характеристика ночного и дневного сна (засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится в постель); навыки опрятности (аккуратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания или нет).
2. Работоспособность во время занятий (работает целеустремленно во время всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом).
3. Состояние и характер памяти (хорошая, плохая, зрительная, слуховая).
4. Особенности мышления (воспринимает материал только на конкретных примерах, владеет абстрактными понятиями, может обобщать).
5. Развитие речи (произносит правильно все звуки, неправильно произносит один или два звука, неправильно произносит большинство звуков, заикается; при пересказе текста употребляет распространенные предложения, пользуется эпитетами; речь бедная, односложная; правильно ли понимает смысл картинки или рассказа).
6. Усвоение программы детского сада (имеет ли необходимый для своего возраста запас сведений и знаний, ориентируется ли во времени и месте, знает ли, где живет, знает ли имена родителей, их специальность, место работы, времена года, домашних и диких животных, доступны ли элементарные обобщения).
7. Известны ли воспитателю или родителю отклонения в состоянии здоровья ребенка. В эту графу желательно внести результаты медицинского обследования перед школой, включающие показатели физического развития и их соответствие возрасту, состояния здоровья на момент осмотра, заболеваемости за предшествующий год.
Дидактические игры
Эти игры помогут родителям создать для первоклассников благоприятные условия развития восприятия, памяти, воображения, логического и образного мышления, будут способствовать формированию устойчивого познавательного интереса. Кроме того, данные развивающие игры позволят родителям безошибочно определить, на какие стороны психологической готовности к школе следует обратить особое внимание.
Составь рассказ
Перед детьми раскладывается серия последовательных картинок в неправильном порядке. Играющим предлагается установить верную последовательность картинок и составить по ним рассказ.
Бывает — не бывает
Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а если неправильно — очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например:
"Волк бродит по лесу", "Волк на дереве сидит", "В кастрюле чашка варится", "Кошка по крыше гуляет", "Собака по крыше гуляет", "Лодка по небу плывет", "Девочка рисует домик", "Домик рисует девочку" и т.п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч. произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если это не бывает.
Ошибайтесь иногда сами — это сделает игру веселее.
Четвертый лишний
Это логическая игра. Положите перед ребенком 4 картинки с изображениями различных предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив "лишнюю", т.е. не подходящую к остальным, картинку, ребенок получит фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука; елка, береза, дуб, земляника; огурец, репа, морковь, заяц и т.д. Не удивляйтесь, если ваш ребенок не все задачи решит правильно, постарайтесь выслушать и понять его обоснования. Вполне возможно, что малыш не догадывается убрать зайца и оставить морковь, так как более важной ему покажется связь зайчика с морковкой. Подскажите ему правильный ответ. Если ребенку трудно словесно объяснить свои действия, не настаивайте на этом. Сами называйте обобщающие слова, помогайте ребенку ориентироваться в мире логических понятий.
Чего на свете не бывает?
Предложите ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает, и вы увидите, с каким удовольствием он выполнит это задание. Попросите его рассказать, что он нарисовал, и вместе с ним обсудите рисунок: действительно ли то, что он изобразил, не встречается в жизни. Игра пройдет веселее, если вы примете в ней активное участие, если будете придумывать и рисовать.
Исчезнувший предмет
На столе ставится несколько небольших игрушек или кладутся простые предметы из обихода- Ребенку предлагают запомнить, что находится на столе. Затем он отворачивается, а ведущий прячет один предмет и предлагает потом отгадать, какой именно предмет исчез со стола.
Что изменилось?
На стол ставят несколько небольших игрушек или других предметов. Играющим детям предлагается запомнить, что и в каком порядке находится на столе. Затем они отворачиваются, а ведущий меняет местами несколько игрушек. Детям предлагается отгадать, что изменилось в расположении предметов.
Найди различия
Перед детьми кладутся две картинки, кажущиеся на первый взгляд одинаковыми, но имеющие существенные различия. Дети должны найти эти различия. Выигрывает тот, кто найдет их больше.
Зеркало
Двое играющих встают друг против друга. Один из них— зеркало- Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого. Потом играющие меняются ролями.
Летит — не летит
Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол руки. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы, предметы. При назывании летающего предмета все должны поднять руки вверх. Кто поднимет руки при назывании нелетаюшего предмета или же не поднимет руки при назывании летающего, платит фант. В конце игры фанты выкупаются.
Необычная школа
Сочетать регламентированные занятия с развитием самостоятельности и воображения лучше всего в форме игры в школу. Например, в "школе" идет урок физкультуры, и "учитель" (папа или мама) дает команды, которые должны точно выполняться учениками — игрушками (например, мишкой или зайчиком): поднять правую лапку, наклониться вперед, повернуть голову влево, подпрыгнуть и т.д. (игрушками управляет ребенок). Затем в роли учителя выступает ребенок. Это дает ему навык контроля за действиями других, что положительно сказывается на развитии самоконтроля. (Если "учитель" допускает ошибки, то поправить его может взрослый от лица любого "ученика", т.е. не делая ребенку прямых замечаний.)
Запрещенные слова
Условие игры такое: отвечающий не имеет права использовать в своих ответах слова "да", "нет", названия цветов "черный" и "белый". Взрослый задает ребенку различные вопросы, причем такие, которые предполагают использование в ответах запрещенных слов. Поэтому, что бы отвечать в соответствии с правилами игры, зачастую нужно будет говорить нелепицу или неправду. Например, такие вопросы: "Коровы умеют летать?". "Ты любишь ходить к доктору?", "Твой папа играет в куклы?" и т.п. Игра помогает ребенку осуществлять контроль за своим поведением, учит его условности игровой (учебной) ситуации, совершенствовать волевое усилие, заставляет продумывать высказываемый ответ.
" Пожалуйста" Взрослый ведущий подает команду ребенку, изменяя голос, иногда проявляя настойчивость или мягкость, в замедленном темпе или торопливо. Но выполнять команду ребенок должен только в том случае, если взрослый произносит слово "пожалуйста". Если ребенок выполнил команду, когда не было сказано слово "пожалуйста", или не выполнил, когда оно прозвучало, то с него как нарушившего правила игрока берут "фант". Лучше, если в эту игру будут играть несколько ребят. В конце игры определяется победитель — самый внимательный из играющих детей, а фанты выкупаются.
Разрезные картинки
В качестве материала для этой игры могут быть взяты любые несложные иллюстрации, обычные почтовые открытки. Они разрезаются на несколько частей, перемешиваются части одной картинки. Ребенку предлагается собрать из этих частей единую иллюстрацию, т.е. восстановить целостность картинки.
Поезд Для игры нужно 20 картинок (желательно одинакового размера). Каждая картинка— это вагончик. Все картинки должны быть разными. Играющим раздается равное количество картинок. Игру начинает ведущий: "Мы будем играть в поезд- Я кладу первую картинку — вагончик. Но вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим. А для этого нужно придумать, чем похожи картинки. Например, можно положить картинку с изображением самолета, потому что это тоже транспорт. А затем можно положить картинку с воздушным шариком, потому что он тоже может летать". Так каждый может по очереди класть свои картинки-вагончики и объяснять, как они скрепляются. Главное, чтобы ребенок мог назвать свое скрепление. Затем картинки перемешиваются, все выбирают себе новые картинки, а потом меняется и сам набор картинок.
Чудесные превращения Игра поможет ребенку самому придумывать сложные и разнообразные сюжеты. Приготовьте 4-5 небольших карточек, на каждой нарисуйте по 2-3 полоски разной длины, по 2-3 кружка, какие-то фигурки, силуэты. Карточки переверните и положите на стол. Затем и ребенок, и вы берете наугад одну из карточек, воображаете, кем или чем могут быть эти условные обозначения на ней, и рисуете картинку. В рисунок должны быть обязательно включены детали и фигурки, ранее изображенные на карточке. Затем поменяйтесь карточками с уже готовыми рисунками и попробуйте объяснить, что нарисовано. Потом рисунок объясняет сам автор. Главное, чтобы у каждого получилось законченное произведение, наполненное разными деталями.