Взаимоотношения между тревогой и обеднением личности
Вто время как защиты и симптомы, о которых мы говорили в предыдущем разделе, могут иметь только частичный успех, в качестве средства избегания вызывающей тревогу ситуации существует другое средство, которое может успешно помочь избежать конфликта и невротической тревоги. Таким средством является обеднение личности. Эта сложная и важная проблема будет обсуждаться с нескольких сторон.
Тревога обедняет личность.Уже отмечалось, что первое испытание Брауна по тесту Роршаха, который предъявлялся в тот период, когда у него была довольно выраженная тревога, показало низкую степень продуктивности, отсутствие оригинальности, очень слабое использование как способности к чувственному отражению реальности, так и к мышлению, преобладание неопределенных ответов и отсутствие способности принимать во внимание непосредственно окружающую реальность. Получалась, в общем, картина человека, отношение которого к самому себе и к своей среде было «расплывчатым». Но второй тест Роршаха, проведенный, когда у Брауна не было тревоги, продемонстрировал явно другие результаты: наблюдалась значительно большая продуктивность, опреде-
1 Когда такая тревога почитается или принимается за чистую монету в психотерапии, внутренний конфликт не выходит наружу, так как тревога (как и любая другая защита) служит для того, чтобы скрыть конфликт. Утверждение Вильгельма Райха (Reich) о необходимости при терапии вести наступление на защиты больного, несмотря на резкое увеличение тревоги, является с этой точки зрения важным. См. его Анализ характера: принципы и методика в практике и обучении психоаналитиков, перевод Т.-П. Вольф (Wolfe) (Нью-Йорк, 1945).
ленная оригинальность, заметное увеличение использования способности к мышлению и чувственному восприятию реальности и значительно большая способность взаимодействовать с конкретными, определенными ситуациями, которые создавала окружающая действительность. Неопределенность и расплывчатость отношения к реальности полностью исчезли. Другой пример — это случай с Долорес, приступ тревоги которой буквально парализовал ее продуктивность при выполнении первого теста Роршаха, точно так же, как сделал ее в значительной степени неспособной общаться в другими людьми в Ореховом Доме. Эти примеры показывают, что тревога в большей или меньшей степени парализует творческую деятельность индивида с самых разных сторон — как мыслительные и чувственные способности, так и способность планировать и действовать1. «Расплывчатое» отношение к самому себе и другим людям, так же, как и к другим аспектам реальности, является примером к утверждению Гольдштейна о том, что тревога разрушает способность реалистично оценивать стимулы и отличать субъект от объекта, — что доходит, по его выражению, до чувства «разрушения самого себя».
Искажение реальности.Это еще одно средство устранить конфликт, которое включает в себя определенное обеднение личности. Мы писали о том, что при слабо выраженных психотических состояниях у Шарлотты, казалось бы, никаких проблем на момент обследования не существовало; если в процессе беседы возникали темы, которые могли коснуться возможных конфликтов, Шарлотта демонстрировала искусственно созданную позицию веселого отношения ко всему, или наступал период безучастного молчания. В этом случае психотическое развитие скрывало любые возможные конфликты. В отношении тех форм психоза, которые являются конечным
1 Такое действие тревоги, ведущее к обеднению, лежит в основе распространенного афоризма «тревога сводит на нет нашу работу». То обстоятельство, что многие люди в нашей культуре окунаются с головой в неистовую работу, когда они тревожатся, не противоречит вышеприведенному утверждению. Их навязчивая деятельность является, с одной стороны, выражением напряжения, испытываемого при тревоге, а с другой — попыткой освободиться от напряжения; подобная деятельность является лишь псевдопродуктивной, о чем свидетельствует пример Брауна, который, например, очень быстро говорил, когда находился в состоянии тревоги.
результатом сильного субъективного конфликта, который невозможно ни выдержать, ни в то же время ликвидировать на каком-то другом уровне, психотическое развитие представляет собой крайнюю форму выхода из конфликта и тревожного состояния. В случаях, подобных случаю с Шарлоттой, это происходит ценой искажения восприятия реальности (что видно по ее установке в отношении беременности, точно также, как и по искаженным ответам в тесте Роршаха)1.
Обеднение личности и отсутствие тревоги.История болезни Филис показала, что обеднение личности может быть успешным средством избегания субъективного конфликта и невротической тревоги. Филис безоговорочно подчинялась требованиям своей среды (особенно матери), принимала обеднение личности, которое происходило в такой ситуации, и у нее практически не было тревоги. Мы отмечали в главе 7, что Филис была рада тому, что акушер не захотел сказать ей что-нибудь о ее состоянии, что она положительно относилась к тому обстоятельству, что «ничего не знает», и что она использовала свою иррациональную «веру в науку» как магическое заклинание для того, чтобы прогнать тревогу, — точно так же, как какой-нибудь суеверный человек в другой период истории использовал бы молитвенное колесо. Ее история болезни является примером структурированного ограничения личности; она приняла ограничение и так тщательно систематизировала свою деятельность, что (в противоположность Долорес и Брауну) ее способность к овладению новыми возможностями и развитие были в значительной степени атрофированы. Цена, которая была заплачена за такие способы избежания конфликта и тревоги, состояла в отказе от автономии, обеднении способности думать и чувствовать и значительном уменьшении способности к общению с другими людьми. Тот же самый метод, хотя и неудачно, применяла Франсис, которая пыталась ограничить свою личность и подавить ощущения и оригинальность с целью избегания вызывающих тревогу ситуаций. Когда ее попытки были успешными, тревоги не воз-
1 Ср. замечание Яскина о том, что наличие тревоги — это знак того, что сильное искажение еще не наступило. Если употреблять язык, принятый в этой книге, то наличие тревоги указывает на то, что у индивида еще достаточно сил, чтобы не капитулировать перед конфликтом.
никало, но если ограничительная стратегия была безуспешной — например, в случае проявления ею оригинальности, — возникала также и тревога.
Таким образом, ограничение и обеднение личности устраняет внутренний конфликт и сопровождающую его тревогу. Но, как указывали Кьеркегор, Гольдштейн, Фромм и другие, при этом происходит отказ от человеческой свободы, оригинальности, возможности независимой любви, так же, как и от других возможностей расширения деятельности и развития личности как независимой сущности. Принимая обеднение личности, человек, конечно, может купить свободу от тревоги; но цена такой «сделки» — потеря тех лучших и прекрасных свойств личности, которые отличают человека от животного.
Тревога и творческая личность.Наконец мы подошли к той стороне проблемы, которая может быть сформулирована в виде вопроса: чаще ли творческая личность сталкивается с вызывающими тревогу ситуациями, чем это происходит с другими людьми! Мы видели, что у бедных по содержанию личностей довольно мало невротической тревоги; но есть ли тут обратное соотношение? Кьеркегор положительно отвечал на этот вопрос; он утверждал, что так как тревога появляется, когда человек сталкивается с возможностями своего собственного развития, а также с возможностью расширения общения с другими людьми — а более творческие люди чаще других сталкиваются с такими возможностями, — то вероятность попадания их в вызывающие тревогу ситуации будет выше, чем у других. Гольдштейн в том же духе говорит о том, что наиболее творческие личности рискуют попасть во многие ситуации, где они подвергнутся ударам, и поэтому они более часто будут сталкиваться с тревогой. Нашим подходом к проблеме будет рассмотрение параллельных рядов построенных по рангу девушек, принимавших участие в исследовании, в соответствии с выраженностью тревоги, с одной стороны, и потенциальным интеллектом, оригинальностью и уровнем дифференциации — с другой. Мы понимаем, что такой метод далек от идеала; ранжирование — это неизбежно грубый метод для вынесения суждения и, кроме того, вызывает сомнение, что такие факторы, как потенциальный интеллект, оригинальность и уровень дифференциации являются адекватными для описания того, что Кьеркегор, например, вкладывает в понятие
«творческий». Он использовал немецкое слово Geist, под которым он имел в виду способность человека, в отличие от животных, представить себе возможность и актуализировать ее (или, как об этом говорил Гольдштейн в своих исследованиях больных с поражением головного мозга, способность преодолеть непосредственную, конкретную ситуацию в свете имеющей место «возможности»). Однако, принимая во внимание недостатки нашего метода, мы считаем, что наш подход может представить убедительную, хотя и не во всем точную картину.
Сравнительная оценка ранговых показателей тревоги и потенциальности интеллекта показывает, что все девушки, которые находятся в категории высокой или умеренно высокой выраженности тревоги (за исключением Ады), имеют высокую или умеренно высокую степень выраженности потенциального интеллекта, и, обратно, те девушки, которые попадают в две низшие категории по одному фактору, попадают в них же по
1 Показатели интеллектуального потенциала базируются на данных теста Роршаха, и их следует отличать от эффективности интеллекта. Очень сомнительно, что результаты психологических тестов, которые измеряют эффективность интеллекта, могут иметь существенное значение для рассмотрения данной проблемы.
Историю болезни Шарлотты мы не принимали во внимание, так как психотическое развитие вносит посторонние элементы в общую картину.
другому (и снова Ада — единственное исключение). Данные, таким образом, указывают на то, что чем выше потенциальность интеллекта у девушек, тем больше у них тревоги1.
Что касается сравнения количества оригинальных ответов с выраженностью тревоги, то можно отметить, что все девушки, за исключением одной, находящиеся в высокой и умеренно высокой категории по отношению к количеству оригинальных ответов, имеют высокую или умеренно высокую степень выраженности тревоги. Одним исключением является негритянская девушка Сара2. Точно так же все девушки, находящиеся в высокой или умеренно высокой категории по степени дифференциации, за исключением одной, занимают две самые высокие категории по выраженности тревоги, единственным ис-
1 Мы не имеем в виду, что девушки обязательно продемонстрируют тревогу открыто; наиболее интеллигентные люди, вероятно, развивают в себе эффективные способы управления и контроля над тревогой. Некоторые читатели предпочли бы говорить о «потенциальной тревоге», но введение этого термина не изменило бы существующее положение вещей; потенциальная тревога остается тревогой. (См. подстрочное примечание, с. 230.)
2 При обсуждении истории болезни Сары мы указывали на то, что для нее внебрачная беременность, вероятно, не вызывала тревогу в такой же степени, как для белых девушек и для другой негритянской девушки Ады. Поэтому сомнительно, что ее показателям, являющимся исключением из общего правила, следует придавать большое значение.
ключением опять является Сара. Мы не будем продолжать этот сравнительный анализ ранговых позиций дальше и выводить его за пределы описанных выше общих положений, так как считаем, что для того уровня, на котором рассматривается проблема в этой книге, метод ранжирования следует использовать скорее для подкрепления наших выводов, чем для получения новой информации. Однако в той мере, в которой этот метод может быть использован, его результаты подтверждают положение о том, что личности более интеллигентные, оригинальные и обладающие более высоким уровнем дифференциации, имеют более выраженную тревогу.
Заключение. Висториях болезни, которые мы рассматривали в этом исследовании, обеднение личности было связано с отсутствием тревоги. Тревога имеет тенденцию обеднять и ограничивать личность, и когда обеднение принимается и становится частью личности, внутренние конфликты и невротическая тревога устраняются. В этом отношении подтверждаются положения, выдвинутые Кьеркегором, Гольдштей-ном и Фроммом. Что касается обратного положения, предложенного Кьеркегором и Гольдштейном, о том, что чем более творческой и продуктивной является личность, тем чаще она сталкивается с вызывающими тревогу ситуациями (и поэтому тем более ей свойственна потенциальная тревога), то можно сказать, что данные настоящего исследования подтверждают такое положение.
Теперь мы хотим свести изложенные положения в общую концепцию, которая сможет соединить вместе отдельные представления о тревоге. В предыдущих разделах этой главы мы указывали, что невротическая тревога возникает вследствие разрыва или противоречия между ожиданиями и реальностью, противоречия, которое первоначально появляется во взаимоотношениях ребенка со своими родителями и установках по отношению к ним. Сейчас важно подчеркнуть, что у разрыва между ожиданиями и реальностью есть своя нормальная и здоровая форма, точно так же, как и невротическая; в самом деле такой разрыв является одним из условий любой творческой деятельности. Художник представляет в своем воображении пейзаж, который имеет более выразительные очертания, чем реальный вид, находящийся перед ним, и его картина является результатом способности соединить свои собственные ожидания — в данном случае его художест-
венные образы — с реальностью сцены, которая находится перед ним. Картина, сотворенная человеком, будет таким образом более прекрасной, чем неодушевленная природа, которая является для этой картины образцом. Любое научное исследование — это результат стремления ученого связать свои собственные ожидания — в данном случае гипотезы — с окружающей реальностью, и когда такой процесс является успешным, ученому открывается новая реальность, о которой до сих пор никто не знал. В области этики человек стремится связать свои ожидания — в данном случае идеальные представления о том, каковы должны быть отношения между людьми — с реальностью своих непосредственных отношений с другими людьми, и таким образом он изменяет свои межличностные отношения. Эта способность воспринимать разрыв между ожиданиями и реальностью, и вместе с тем способность доводить ожидания до реальности является свойством всех творческих устремлений, которые Кьеркегор описывал как несущие в себе «возможность» и осуществляющие эту возможность в реальности. Мы можем также увидеть описание этой способности у Гольдштейна — как способности человека иметь дело с «возможным», и у Лиддела — как способности человека «планировать»1.
Таким образом, мы пришли к заключению, что такая способность, какое бы название мы ей ни дали, является условием возникновения как тревоги, так и творчества. И то, и другое являются связанными: как писал Лиддел, тревога — это тень интеллекта. Итак, наше обсуждение теперь заканчивается у исходной точки: мы видим, что творческие способности и уязвимость по отношению к тревоге являются двумя сторонами одной и той же способности, которой владеет только млекопитающее по имени человек, и мы осознали, что существует разрыв между ожиданиями и реальностью. Но существует большая разница между невротическими и здоровыми проявлениями этой способности. При невротической тревоге трещина между ожиданиями и реальностью существует в форме противоречия; ожидания и реальность нельзя свести вместе, и так как невозможно вытерпеть постоянное восприятие такого противоречия, у индивида происходит невротическое
1 В этом контексте человек может быть описан как млекопитающее, имеющее воображение.
искажение реальности. Поскольку такое искажение предпринимается с целью защитить индивида от невротической тревоги, в долговременной перспективе это делает противоречие между ожиданиями индивида и реальностью более укорененным и, таким образом, подготавливает почву для развития еще большей невротической тревоги. При продуктивной деятельности, с другой стороны, ожидания не противоречат реальности, но используются для творческого преобразования реальности; разрыв постоянно устраняется посредством того, что индивид все время приводит ожидания и реальность в большее соответствие. Такой путь, как мы пытались показать много раз на протяжении этого исследования, является здоровым путем преодоления невротической тревоги. Таким образом, способность человека ликвидировать конфликт между ожиданиями и реальностью — его способность к творчеству — является в то же самое время его способностью преодолеть невротическую тревогу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОПРОСНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОГИ № 1
Страхи, которые были у вас в детстве
Почти каждый ребенок беспокоится, чего-нибудь боится или тревожится. Пожалуйста, прочтите следующие вопросы и определите, боялись ли вы в детстве «никогда», «иногда» или «часто».
Никогда Иногда Часто
1. Получить неудовлетворительную оценку......_—„— „----__ _„------
2. Что отец потеряет работу...................------——------—--------
3. Что будет ругать учитель..................._——------_—--------
4. Что попаду в неприятную историю..........----------- ---------- --------
5. Что моя мать покинет меня.................----------- ---------- ------—
6. Что придется голодать.....................----------- ---------- --------
7. Что не будет подружек.....................----------- ---------- --------
8. Что меня оценят хуже,
чем других учеников класса................----------- ——— --------
9. Что родители заболеют....................—-------- —------- --------
10. Что кто-то будет идти за мной ночью.......—-------- _-------- ——
11. Что брат или сестра покинут меня.........._______ _______ --------
12. Что окружающие не будут
хорошо ко мне относиться................___—— _______ __—-
13. Что меня собьет машина.................._________________-——
14. Произнести речь в школе
перед коллективом......................------------________---------
15. Заболеть...............................------------ ----------- .——
16. Что отец будет меня ругать................------— ---------- —-—■
17. Что приснится неприятный сон............----------- ---------- .--------
18. Что у меня не будет друзей
среди мальчиков.........................---------- _____—--------
19. Что я не смогу получить работу............----------_______--------
20. Что я умру..............................----------- -_____- —
21. Что я не добьюсь успеха...................----------- _______ ——
22. Что брат или сестра будут меня дразнить ...._______,_______ —-----
23. Что когда-нибудь нужно будет
заботиться о своих родителях.............--------— „__— -
1 Три приведенных здесь опросника использовались при изучении основных причин, вызывающих тревогу у не состоявших в браке матерей.
24. Что моя мать будет меня ругать.............-----------
25. Что на Рождество я получу мало подарков .... _______
26. Играть в школьном спектакле
(испытывать страх перед выходом на сцену).. . -----------
27. Что сгорит мой дом...................... -----------
28. Быть бедной............................ _______
29. Быть одной в темноте.................... —_—
30. Что моя сестра или брат получат
на Рождество больше подарков, чем я....... -----------
31. Что мой отец покинет меня................ _______
32. Что мне не удастся выйти замуж ............^_.______
33. Что мой отец накажет меня................--------—
34. Что моя мать умрет....................... -----------
35. Что у меня будут менструации............. _______
36. Что в дом вломятся грабители.............. _______
37. Что мой дом не будет привлекательным.....-----------
38. Что умрет мой брат или сестра.............______-
39. Что я буду одинокой..................... „--------
40. Почувствовать, что родители,
возможно, меня не любят................ -----------
41. Что придут ведьмы или привидения......... о.---------
42. Что моя мать накажет меня................______-
43. Что мой отец умрет......................--------—
44. Что я не буду привлекательной............. _______
45. Что я не буду здоровой................... -----------
46. Персонажей художественных фильмов,
таких, как Франкенштейн................ _--------
47. Быть вне дома, когда гремит гром
или сверкает молния..................... -----------
48. Что другие будут выискивать
повод для драки......................... -----------
49. Встретиться со змеей..................... -----------
50. Встретиться с крупным животным.......... -----------
51. Удалить зуб............................. —---------
52. Что кто-нибудь посмеется
надо мной или меня разыграет............. -----------
53. Упасть с большой высоты................. _______
54. Оказаться запертой в комнате.............. _______
ОПРОСНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОГИ № 2
Страхи, которые вы испытываете сейчас
Люди беспокоятся или тревожатся по разным поводам.
Пожалуйста, прочтите этот опросник и определите, испытываете ли вы беспокойство «часто», «иногда» или «никогда» по поводу того:
Никогда Иногда Часто
1. Что меня может сбить автомобиль........... ----------- ———--------
2. Что я не привлекательна................... ----------- ---------------_
3. Что мне нужно будет лечь в больницу........ ----------- —_----_--------.
4. Что я не справлюсь со своей работой. .*....... —----------------------------_
5. Что я слишком быстро старею.............. ----------- ---------- --------
6. Что моя мать, может быть,
разочарована во мне...................... --------— —-----__ ------_
7. Что я буду несчастной..................... --------------------------------
8. Что у меня недостаточно денег.............. _______ _______ ______
9. Что меня будут оперировать................ ______________ ._____
10. Что у меня нет друзей среди мужчин........ _——-—------__ .--------
11. Будет ли здоров мой ребенок.............. _____________________
12. Что скажет мне персонал больницы......... _______. _______ ____
13. Что меня уволят с работы................. ,.__________________
14. Что думает обо мне мой брат или сестра..... _______ _______ ______
15. Что город подвергнется бомбардировке
вражеской авиацией...................... ______________. —-___
16. Что, может быть, я умру.................. _______ _______ ___.___
17. Что я испытываю ночные кошмары или
у меня бывают неприятные сновидения..... ----------- —----_ —------
18. Удастся ли мне выйти замуж............... ______________ ._____
19. Что меня остановит грабитель............. _______ _______ ______
20. Как будет выглядеть мой ребенок .......... _______ _______ _____
21. Что моя фигура портится.................. _______ _______ ______
22. Что у меня не очень хорошее здоровье...... ___.___________ --------
23. Что думают обо мне мои подруги........... _______ ___„___ ._____
24. Что я умираю........................... _______ _______ ______
25. Что я буду испытывать родовые муки....... _______ _______ ______
26. Что думают обо мне мои друзья-мужчины..... ______________________
27. Что мне не повезет....................... _______ _______ ______
28. Что, может быть, я не смогу содержать
своего ребенка.......................... ----------------------------------
29. Что думает обо мне мой отец..............
30. На какую работу мне следует устроиться..... _______ .___„___ ______
31. Что я одинока........................... _______ _______ ______
32. Что мой отец или мать умирают............ ,___.------„___.___ ___.__.
33. Что люди на меня сердиты................ —-------_______ ______
34. Что меня отравят........................ ____________________
35. Что я не добьюсь благосклонности
любимого человека...................... _______ ______'„ ______
36. Что друзья покинут меня.................. _______, _______ ______
37. Что я утону............................. _______ _______ ______
38. Что моя работа не нравится
моему работодателю...................... ____.___ _______------—
ОПРОСНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОГИ № 3
Страхи, которые будут у вас в будущем
У каждого человека есть причины для беспокойства или тревоги. Пожалуйста, прочтите этот опросник и попробуйте определить, будете ли вы в будущем испытывать беспокойство «часто», «иногда» или «никогда» по поводу того:
Никогда Иногда Часто
1. Что друзья не останутся со мной............ ----------- ---------- ——
2. Где и как я буду жить...................... ----------- ---------- __—-
3. Что меня уволят с работы.................. _______ _______ _____
4. Что я пострадаю во время воздушного налета. ._____— _______ _____
5. Что у меня не будет друзей-мужчин.......... _______ _______ _____
6. Что моя сестра или брат будет обо мне думать . _____ _______ _____
7. Что в моем доме будет пожар............... _______ _______ _____
8. Что будет с развитием моего ребенка......... ______ _______ _____
9. Что у меня будет операция................. __-------_______ _____
10. Удастся ли мне выйти замуж............... .______________ ____
11. Что у меня будут неприятные сновидения
или ночные кошмары.................... ___________.___ ___-___
12. Что я не добьюсь благосклонности
любимого человека...................... ----------- ---------- ------—
13. Что меня отравят........................ _______ _______ _____
14. Что умрут мои отец или мать...............„____-__---------------------
15. Что я буду одинокой..................... _—.—. ---------- --------
16. На какую работу я устроюсь............... __________.___ _____
17. Что мои друзья-мужчины
будут обо мне думать..................... ----—_ - —.—-
18. Что со мной случится
какое-нибудь несчастье................... ,____-__ —____- --------
19. Что у меня не будет хорошей фигуры........ _______ _______ _____
20. Что будет думать обо мне мой отец......... _______ _______ _____
21. Каковы будут мои планы
в отношении моего ребенка............... ______ _______ --------
22. Что я умру.............................. ----------- _—— --------
23. Что у меня не будет хорошего здоровья...... _______ .—-___ --------
24. Что мои друзья будут обо мне говорить...... _______----------_-------
25. Что на меня налетит автомобиль........... _______ _______ --------
26. Что я слишком быстро состарюсь........... _______ _____„__ --------
27. Что я не буду справляться со своей работой . . _______ _______ --------
28. Что мои соседи будут обо мне думать....... _______ ______ --------
29. Буду ли я несчастной..................... _______ _______ --------
30. Будет ли мне хватать денег................ ,_______ ---------- ——
31. Каким будет здоровье моего ребенка........ _______ _______ _____
32. Что я не буду привлекательной............. _______________________
33. Что моя работа не понравится
моим работодателям..................... _______ _____________
34. Что другие будут искать повод для драки..... _______ _______ _____
35. Что грабитель проникнет в мой дом......... _______________ ______
36. Что моя мать будет обо мне думать......... _______________________
37. Что мне будут удалять зуб................. _______ _______ ______
38. Что придется опять ложиться в больницу .... _______ _______' ______
Примечание. Приведенные выше три опросника не предлагаются в качестве эталона для других исследований. Они были составлены для исследования автора, и содержание пунктов предназначено специально для этого исследования. Эти опросники представлены здесь, чтобы дать возможность читателю более конкретно понять основу подхода, который использовался применительно к историям болезни, изложенным в главах 7 и 8.
[1] Особенно обратите внимание на Высматривай ангела, ведущего к дому (Нью-Йорк, 1929), Ты больше не можешь вернуться домой (Нью-Йорк, 1934) и последнее произведение О времени и реке (Нью-Йорк, 1935). Крайне интересно, что центральная психологическая тема произведений Вольфа, взаимоотношения героя со своей матерью наряду с возникающими на основе этих отношений конфликтами является одной из основных тем в любом обсуждении причин тревоги. Этот вопрос будет обязательно подробно обсуждаться в последующих главах этого исследования. Далее во второй части книги мы расскажем истории болезни, из рассмотрения которых будет ясно, что тревога часто, а иногда и по своей сути определяется тем, что символически может быть выражено названием книги Вольфа — Ты больше не можешь вернуться домой. При рассмотрении этих историй мы увидим, что невротическая тревога возникает потому, что больные неспособны принять психологическую реальность, невозможность вернуться домой, а именно психологическую автономию. Можно задаться следующим вопросом (принимая как данность, что художники слова выражают в символической форме, часто с поразительной точностью, те выводы, к которым люди приходят бессознательно, а также конфликты, свойственные культуре эпохи), не потому ли в произведениях Вольфа были выбраны эти символы, чтобы показать, что многие люди в конце двадцатых и начале тридцатых годов начали догадываться, нельзя возвратиться в прошлое, что, например, безопасность не обеспечивается прошлым экономическим, социальным и этическим развитием и что следствием такого понимания будет увеличение проявления открытой тревоги, ставшей осознанной проблемой, а также нарастания чувства «бездомности». Это предположение, конечно, является чрезмерным упрощением, но оно может быть принято во внимание при размышлении о таких базисных символах, как дом и мать. Может быть, стоит поискать место и время для рассмотрения этой проблемы, с которой мы будем сталкиваться, а также поговорить о ней в этом исследовании.
[2] В. Х. Оден, Век тревоги (Нью-Йорк, 1947).
[3] Там же, с. 3.
[4] Там же, с. 45.
[5] Там же, с. 44.
[6] Там же, с. 42.
[7] Автор этой книги был рад узнать, работая над рукописью, что Леонард Бернстайн (Bernstein) сочинил симфонию, премьера которой состоялась в 1849 году и которая называлась «Век тревоги». Будучи убежден в том, что поэма Одена вообще представляет собой правдивое изображение «состояния нашего времени», а также в том, что она выражает взгляды конкретных индивидов, подобных ему самому, Бернстайн перевел поэму на язык экспериментальной музыки.
[8] Цитировано по «Нью-Йорк тайме», декабрь, 21, 1947, часть 7, с. 2.
[9] Франц Кафка, Замок (Нью-Йорк, 1930).
[10] Макс Брод (Max Brod), приложение к Замку Кафки, с. 329.
[11] Герман Гессе, Степной волк, первоначально опубликована в Германии в 1927 году. Осознание того, что в двадцатом веке происходят причиняющие страдания социальные перемены, случилось в Европе раньше, чем в Америке; поэтому то, о чем писал Гессе, в гораздо большей степени осознавалось как проблема в нашей стране в сороковые годы, чем в 1927-м. В конце концов Гессе в 1946 году получил Нобелевскую премию по литературе.
[12] Там же, с. 28.
[13] Р.-С. Линд и Х.-М. Линд, Мидлтаун (Нью-Йорк, 1929) и Мидлтаун подвергается переменам (Нью-Йорк, 1937.
[14] Мидлтаун, с. 87.
[15] По воскресным дням многие регулярно занимались тем, что садились в машину, ехали пятьдесят миль, а затем возвращались назад. Это напоминает некоторые симптомы скрытой тревоги, о которых писал Паскаль (Pascal): постоянные попытки отвлечься, избежать скуки, одиночества, до тех пор, пока «возбуждение» не пройдет само собой (смотри следующую главу).
[16] Цитируемое произведение, с. 493.
[17] Мидлтаун подвергается переменам, с. 315.
[18] Там же, с. 177.
[19] Эта проблема будет затронута в "главе 5, где мы попытаемся показать взаимоотношение между культурными переменными и тревогой.
[20] Цитируемое произведение, с. 315.
[21] Поль Тиллих, Эра протестантизма (Chicago, 1947) с. 245.
[22] Сравни: Гольдштейн, с. 47, ниже. Очень похожую мысль излагает Герберт И. Матьюз (Matthews), исследователь итальянского и испанского фашизма: «Фашизм похож на тюрьму, где человек находится в определенной безопасности, у него есть крыша над головой и еда на каждый день». — Обучение корреспондента (Нью-Йорк, 1946).
[23] Артур М. Шлезингер (Schlesinger) младший: «(коммунизм) заполнил «вакуум веры», образовавшийся после упадка традиционных религий; благодаря ему появилось чувство цели, которое вылечивало происходившие внутри приступы тревоги и сомнения». — «Нью-Йорк тайме», февраль, 1, 1948.
[24] См. также: Эрих Фромм, Бегство от свободы (Нью-Йорк, 1941); проблемы, затронутые здесь, обсуждаются ниже.
[25] Мировой коммунизм сегодня (Нью-Йорк, 1948).
[26] Задача, которая стоит перед исследователями тревоги, это тщательное изучение диктатуры как связанного с тревогой явления. Правильным, до некоторой степени, является утверждение о том, что диктаторы рождаются и приходят к власти в периоды, когда в культуре преобладает тревога; будучи у власти, диктаторы живут в тревоге — например, многие действия тех, кто осуществляет диктатуру, мотивируются своей собственной безопасностью; и диктаторы сохраняют свою власть, используя тревогу, возбуждая ее у своего собственного народа, а также у наций, являющихся соперниками. Однако дают ли приведенные утверждения достаточно полную картину реальности, можно будет установить, проведя продолжительные исследования; что касается меня, то я считаю, что такие исследования были бы очень плодотворны.
[27] Современный человек обветшал (Нью-Йорк, 1943, с. 1). Впервые напечатано как передовая статья в «Saturday Review of Seterature» и затем опубликовано в форме книги.
[28] Арнольд Тойнби, Как победить Россию ее же оружием, Womans Home Companion август, 1949, 30 и следующие страницы. Тойнби излагает притчу, в которой в сжатой форме так хорошо показано, как можно конструктивно использовать тревогу, что мы кратко излагаем ее здесь. Рыбаки везли сельдь, выловленную в Северном море, чтобы ею торговать. Они столкнулись с тем, что рыба в их хранилищах плавает медленно, возникла угроза, что она потеряет свою свежесть, а вместе с ней и рыночную иену. Одному рыбаку пришла в голову идея выпустить в хранилище для селедки двух сомов, так как присутствие сома представляет для селедок угрозу их жизни, сельди перестали замедлять свое движение и даже активизировались и оживились. Конечно, другой вопрос, будет ли реакция западного мира на сома (Россию) конструктивной, или нет; другими словами, используем ли мы тревогу, которая распространена в нашем мире, в основном в положительном направлении — это нам по большей части предстоит еще увидеть. Существуют некоторые имеющие важное значение положительные моменты, например, план Маршалла (Marshall); с точки зрения психологии, на взгляд автора, слова, которые приходят в голову при размышлении над этим планом, такие, как «открытость*, «сотрудничество», «мужество», типичны для конструктивного подхода к тревоге. Но с другой стороны, существуют и негативные моменты, такие, как «шпиономания», «охота на ведьм» и т.д., которые, если опять обратиться к психологическим аналогиям, выглядят очень похожими на наблюдаемые при фобии ограничение и отказ, что, согласно классическим работам, характеризует невротическую реакцию на тревогу.
[29] В свете мысли, которую излагает Ницше (Nietszche), о том, что философия — это «врач культуры», рассуждения авторов, описанные выше, нельзя рассматривать как просто спекуляции, подобные замкам из слоновой кости; эти рассуждения являются точным диагнозом и четко характеризуют фазу, в которой находится наше общество.
[30] Представления Тиллиха были сформулированы еще до появления атомной бомбы, но бомба, без всякого сомнения, является символом, благодаря которому значительно больше людей, чем ранее, могут осознать нависшую угрозу небытия.
[31] Сравни представления Кьеркегора — тревога как «страх отсутствия чего-либо».
[32] Ссылка на произведения Тиллиха,.в которых он объясняет, почему бессмысленность жизни широко распространена в нашей культуре, будет дана в соответствующих разделах позже (см. главы 2 и 5).
[33] Рейнольд Нибур, Природа и судьба человека (New York,1941), с. 182.
[34] Там же.
[35] P.P. Вилоби, Магия и родственные явления, гипотеза // Карл Марчинсон (ред.), Руководство по социальной психологии (Вочестер Массачусон, 1935), с. 498.
[36] Важным обстоятельством является то, что в Америке только разводы вследствие «жестокого обращения» «растут, и из-за них общее число разводов увеличивается, количество разводов вследствие других причин постоянно уменьшается», Вилоби считает, что «жестокое обращение» — это и есть то, что усиливает тревогу — «если поведение супруга является таковым, что оно увеличивает тревогу, оно жестоко» (там же).
[37] П.-М. Симондс, Динамика приспособления человека (Нью-Йорк, 1946), с. 138.
[38] Зигмунд Фрейд, Новые л<