Агнесса: тревога, связанная с враждебностью и агрессией
Агнессе было восемнадцать лет, она танцевала в ночном клубе с тех пор, как покинула своего отца четыре года тому назад. Ее мать умерла, когда Агнессе исполнился год; она жила со своим отцом и мачехой (оба католики). Когда Агнессе было тринадцать лет, мачеха тоже умерла. В течение года она одна вела домашнее хозяйство, а затем покинула своего отца, так как он очень много пил, а также из-за его отношения к ней: как выразилась Агнесса, он «совершенно не интересовался моими делами». У нее были сомнения, являются ли ее отец и мать ее настоящими родителями; эти сомнения разделяли также и социальные работники, так как точная дата ее
рождения была неизвестна. У Агнессы не было ни братьев, ни сестер. Ее отец и мачеха попытались усыновить мальчика, когда Агнессе было восемь лет, но она выражала такое недовольство, что им пришлось отдать мальчика в приют для сирот. Реакция Вассермана Агнессы при поступлении в Ореховый Дом составила +4, сифилис считался врожденным. Трудно определить принадлежность Агнессы к какому-то со-циоэкономическому классу; ее отец часто менял свои занятия, на момент обследования он работал поваром в ресторане. В то время, когда Агнесса находилась в Ореховом Доме, она хотела получить образование, покончить с шоу-бизнесом, поступить в художественное училище и стать профессиональным художником. На основе целей Агнессы, так же, как и со-циоэкономического статуса ее родителей, мы отнесли ее к среднему классу.
Агнесса была беременна от женатого человека, значительно старше ее, с которым она познакомилась в шоу-бизнесе, где он занимал должность менеджера. Агнесса говорила, что «любит» его, поэтому охотно вступила с ним в связь, которая продолжалась примерно полгода.
Главной чертой результатов Агнессы по тесту Роршаха была значительная выраженность агрессии и враждебности1. Почти все ответы, имеющие отношение к человеку, представляли собой сражающихся людей или получеловеческих монстров. Монстры воспринимались в сексуальном аспекте: Агнесса связывала секс с жестокой агрессией против нее. Хотя ее внутренние побуждения из области воображения получили значительное выражение, ее инстинктивные побуждения были подавлены и сексуальные побуждения подавлялись, чтобы она не стала жертвой агрессии. Тест Роршаха указывает на то, что, по мнению Агнессы, ею управляли ее собственные очень враждебные и агрессивные стремления (как потенциальные, так и актуальные), и если бы они не были хотя бы частично подавлены, она бы не смогла их контролировать. Существовала значительно выраженная эмоциональная возбужденность, особенно нарциссического толка. В целом тест Роршаха Агнессы показал садомазохистскую картину. Агнесса пыталась
1 Всего ответов 13: 6М, 2FM (5 дополнительных m), 2F, lFc, CF; популярных ответов 3, оригинальных 7; W 62%; D 30%; Dd 8%; оценка интеллекта: потенциальность 120, эффективность ПО.
избежать агрессии и враждебности, уходя в сферу фантазии, абстракции и морализирования, — например, агрессия рассматривалась как борьба между «добром и злом». Ее хорошие интеллектуальные способности использовались для удовлетворения агрессивного честолюбия — получения контроля над другими людьми. Враждебность и агрессия в протоколе обследования сопровождались значительной тревогой, вызываемой в основном ее ожиданиями, что другие люди будут вести себя агрессивно и враждебно по отношению к ней, что, в свою очередь, было проекцией ее агрессивных и враждебных чувств по отношению к другим. Ее основной способ управления тревогой состоял в том, чтобы отвечать на нее агрессией и враждебностью. Ее показатель тревоги по Роршаху составляет: глубина 2,5; широта 4,5; возможность управлять 4,5; этот результат относит ее к категории высокой тревоги по сравнению с другими девушками. По опроснику детской тревоги Агнесса получила умеренно низкую оценку, а по опроснику будущей тревоги — умеренно высокую. Господствующими областями тревоги были честолюбие и фобические мрачные предчувствия.
Казалось, в первых беседах с социальным работником и психологом Агнесса испытывала явный, хотя и контролируемый страх: ее глаза были широко раскрыты, она делала резкие и нервные движения телом, и хотя время от времени раздавался ее смех с металлическим оттенком, она никогда не улыбалась. В этих первых беседах Агнесса как будто ожидала на сознательном или бессознательном уровне какого-то нападения. То же самое ожидание направленной против нее агрессии проявилось в ее поведении в Ореховом Доме в форме фо-бической тревоги: всякий раз, когда Агнесса получала аспирин от медсестры, она внимательно его осматривала с чувством того, что ее могут отравить. (При рассказе об этих чувствах психологу она понимала их иррациональность.) Она утверждала, что в подземных переходах и в ее комнате в Ореховом Доме у нее часто возникала «клаустрофобия», которую она связывала с травматическими переживаниями в детском возрасте, когда ее мать, как она сказала, «устав меня шлепать, заперла в чулан».
Взаимоотношения Агнессы с другими девушками характеризовались значительной открытой враждебностью и определенной долей презрения с ее стороны, при этом Агнесса со-
вершенно не стремилась быть дружелюбной. Как следствие, другие девушки были настроены враждебно по отношению к ней и часто ее дразнили, на что Агнесса предпочитала смотреть свысока. Ее расположение духа характеризовалось, с одной стороны, подавленностью, а с другой — вспышками раздражения.
Существовали многочисленные свидетельства того, что Агнесса была вовлечена в постоянную борьбу за власть — получение господства — с другими людьми. Она говорила, что чрезвычайно восхищается силой, особенно у мужчин. Она чувствовала презрение к своему отцу из-за того, что она называла слабостью к спиртным напиткам, и презрение к мужчинам в ночных клубах, которые «гнули свою линию, что моя жена меня не понимает». Отношение Агнессы к отцу своего ребенка было в основном агрессивным: она «наймет адвоката и уничтожит его», если он не будет обеспечивать ее средствами к существованию во время беременности. При прямом контакте с ним эта агрессия, однако, обычно скрывалась под маской женской слабости; с полным сознанием того, что она делает, Агнесса все время рыдала над телефонной трубкой, стремясь убедить его в своей «беспомощности» и играя, как она сама говорила, «роль мученицы» («смотри, как я страдаю»). Но когда он периодически присылал ей чек, ее временно наполняли дружеские чувства к нему, и она говорила, что неправильно о нем судила. Агнесса использовала свое экзотическое женское очарование также и для агрессивных целей: когда она должна была встретиться с Бобом, мужчиной, от которого она была беременна, чтобы с ним пообедать (или точно так же в те дни, когда она должна была беседовать с психологом), она тратила целые часы на то, чтобы сделать себя настолько привлекательной, насколько это вообще возможно. После родов Агнесса испытала большое наслаждение, торжествуя по поводу сенсации, которую она произвела в магазине при демонстрации своей ошеломляющей внешности. Эти частные свидетельства ее агрессивной борьбы за приобретение власти над другими людьми соответствуют картине садомазохизма, которая уже проявилась при выполнении ею теста Роршаха.
Вначале Агнесса отказывалась принять свою беременность как реально существующий факт. Эта беременность яв-
но заставила ее чувствовать себя слабой и находящейся в положении жертвы и не давала ей возможности использовать свою привлекательность как оружие при агрессивном поведении. Но вскоре она смогла включить своего ожидаемого ребенка в садомазохистскую структуру своей психики: она начала много говорить о своей ответственности как матери. (Из-за этого другие девушки саркастически обращались к ней «мадонна».) Когда ребенок появился на свет, Агнесса отзывалась о нем, как об «игрушке», как о продолжении самой себя, и подчеркивала, что наконец-то имеет кого-то, кому может принадлежать. Такая установка по отношению к ребенку сопровождалась полным отсутствием реалистического планирования его будущего. Ребенок теперь также использовался как агрессивное оружие против Боба; она говорила после родов, что ребенок — это нечто такое, «чем можно сражаться».
Было ясно, что Агнесса чувствовала, что родители ее в значительной степени отвергали. Кроме сомнений, являются ли они ее настоящими родителями (что показательно на символическом уровне, а также, возможно, отражает реальное положение вещей), значительное количество фактических данных указывает на то, что у Агнессы были холодные и обоюдно враждебные отношения со своей мачехой. Ее отец всегда относился к ней и ее способностям с безразличием. После родов она совершила поездку в близлежащий город, где проживал ее отец, якобы для того, чтобы получить фактические данные о том, как она родилась, но на самом деле она хотела наконец добиться, чтобы он продемонстрировал определенную заботу о ней, — что символически выразилось в ее надежде получить от него немного денег1. Перед поездкой Агнесса выражала убеждение в том, что ее отец не будет «придавать значения материальному вопросу» — то есть снабжать ее материальными свидетельствами своей заботы о ней. После поездки Агнесса рассказала, что отец получил удовольствие, показывая своим сослуживцам, какая у него привлекательная дочь, но, за исключением этого, как всегда, проявил к ней полное равнодушие. Во время бесед в Ореховом Доме Агнесса
1 Мы говорим о деньгах как о «символе», так как Агнесса в то время не испытывала особой нужды в них, и, кроме того, сумма, которую она хотела получить (пять долларов), не имела почти никакого значения для ее материального положения.
постоянно говорила о своем одиночестве — «Я никогда никому не принадлежала». Хотя она всегда стремилась преувеличить свое одиночество, вероятно, можно смело говорить о том, что она была очень изолированным человеком. По степени отвержения со стороны родителей мы поместили ее в высокую категорию.
Связь тревоги Агнессы с ее враждебностью и агрессией может быть показана тремя различными способами. Во-первых, тревога Агнессы являлась реакцией на ситуации, которые она интерпретировала как угрозу непосредственного нападения на нее других лиц. Это, как кажется, является существенным источником ее страха при первой беседе в Ореховом Доме. Совершенно понятно, что тревожную реакцию на данную угрозу сопровождала бы «ответная» враждебность и агрессия со стороны Агнессы — которые в Ореховом Доме она не направляла против социальных работников и психологов, а смещала на других девушек. Во-вторых, ее тревога была реакцией на угрозу быть отвергнутой, стать одинокой. Ее враждебность и агрессия, связанные с этой тревожной реакцией, представляют собой хорошо знакомую картину, когда человек рассержен на тех, кто причиняет ему страдание, происходящее от изоляции и тревоги.
Но по истории болезни Агнессы можно было наблюдать третий и наименее распространенный аспект взаимосвязи тревоги с враждебностью и агрессией, а именно: она использовала враждебность и агрессию как метод избегания вызывающей тревогу ситуации. Это необычное поведение: мы видели, что другие девушки пытаются избежать тревоги с помощью ухода от ситуации, или задабривания, или жалуясь на других людей, и что в большинстве случаев состояние наибольшей тревожности у девушек совпадало с их наименьшей агрессивностью (чтобы не вызывать охлаждения во взаимоотношениях с людьми, от которых они зависели). Агнесса, однако, действует по принципу нападения на других людей с целью заставить их не отвергать ее, не приводить в состояние тревоги. В этом можно ясно убедиться, если более тщательно рассмотреть ее поведение по отношению к отцу ее ребенка. Установка Агнессы по отношению к нему заключалась в следующем: «Он отвергает меня, поэтому он, как и все мужчины, обманщик». Всякий раз, когда он ее отвергал (например, обманывал
ее ожидания, не прислав чек), Агнесса реагировала тревогой и сильным гневом, главным содержанием которого было: «Ему нельзя позволить обмануть меня». Но когда в ответ на ее решительные междугородные звонки по телефону он присылал ей деньги, Агнесса чувствовала себя свободной от тревоги и удовлетворенной, несмотря на то обстоятельство, что денежная сумма была такой маленькой, что не имела какого-то существенного объективного значения. Вопрос был не в самих деньгах (Агнесса могла получить их в Ореховом Доме), а в том, что отца ребенка следовало заставить продемонстрировать заботу о ней1. История болезни Агнессы в этом отношении может вообще пролить свет на проявление тревоги при садомазохизме: а именно, освобождение от тревоги возникает не только в результате поддержания симбиотических взаимоотношений с другим человеком, но также при получении контроля над его поведением, одержании над ним победы или подчинении его своей воле. Если человек может освободиться от тревоги, только подчинив другого человека своей воле, то методы уменьшения тревоги этого человека обязательно будут в значительной степени агрессивными.
Официальное мнение в Ореховом Доме состояло в том, что манера поведения Агнессы в такой степени вылилась в определенную форму, что в тот момент по отношению к ней можно было применить только очень ограниченную терапию. Три недели спустя после родов во второй раз был предъявлен тест Роршаха, когда Агнесса была свободна от чувства беспомощности, вызванного определенным фактором, а именно невозможностью использовать свою женскую привлекательность как источник власти над другими людьми. Результаты этого теста показали некоторое ослабление ощущения того, что она является жертвой агрессии, и, как следствие, некоторое ослабление жесткости ее структуры психики, но по-прежнему в основном сохранялась садомазохистская структура характера, которой были свойственны стремление к агрессии и
1 Вызывает интерес то обстоятельство, что деньги являются символом заботы, что проявилось в процессе борьбы Агнессы как со своим отцом, так и с отцом ее ребенка: для Агнессы «любить» означает от чего-то отказаться, и ее стремление заставить других людей о ней «заботиться» означало что-то от них получить.
чувство враждебности. Последнее, что мы услышали об Агнессе (из письма, написанного месяц спустя после того, как она покинула Ореховый Дом), — это то, что ее обеспечивает средствами к существованию человек, значительно старше ее, и он же воспитывает ее ребенка, прививая ему любовь к Баху и Бетховену.
Выводы.1). Вистории болезни Агнессы мы увидели высокую степень тревоги наряду с высокой степенью отвержения со стороны родителей. Взаимоотношения свойственных ей в то время проявлений тревоги с ее ранними отношениями со своими родителями были продемонстрированы на различных примерах. Два таких примера — это связывание ею своей фо-бической тревоги с ранними отношениями с мачехой, сопровождавшимися взаимной враждебностью и агрессией, и то обстоятельство, что вызывающая тревогу структура ее взаимоотношений с отцом ее ребенка очень близка структуре ее отношений со своим собственным отцом. Следует подчеркнуть, что Агнесса, так же, как Нэнси и Элен, не признавала отвержение своим отцом как реально существующий факт, но принимала во внимание противоречие между субъективными ожиданиями и тем, что, как она знала, является объективной ситуацией в ее взаимоотношениях со своим отцом. Наиболее ясно это проявилось, когда Агнесса уехала повидать своего отца и пыталась побудить его проявить о ней заботу, несмотря на то что она не могла не понимать, что он не мог измениться.
2). Эта история болезни показывает связь тревоги с агрессивным поведением и чувством враждебности. Агнесса становилась тревожной вследствие ожиданий, что другие люди будут враждебными и агрессивными по отношению к ней (например, когда ее фобии принимали определенную форму). Эти ожидания, в свою очередь, были связаны посредством механизма проекции с ее собственной враждебностью и агрессией по отношению к другим людям. Враждебность и агрессия у Агнессы были выражением структуры садомазохистского характера, благодаря которой в ситуациях, когда у нее возникала тревога, она считала, что ее преследуют. Как следствие, Агнесса использовала свою собственную враждебность и агрессию как средство избежать преследования. Таким образом, главными защитами Агнессы от вызывающих тревогу ситуаций были враждебность и агрессия — она стремилась
одерживать победы над другими людьми, стать победителем, а не жертвой. В этом отношении Агнесса интерпретировала отвержение ее другими людьми как победу над ней, а свою способность включать других людей в симбиотические отношения — как свою победу над ними, подчинение их своей воле. Ясно, что такое представление вызовет значительно выраженную тревогу, потому что Агнесса ожидала, что другие люди будут вести себя по отношению к ней так, как она пыталась вести себя по отношению к ним сама (значительную тревогу можно предположить, судя по ее страху в первых беседах и фобии в Ореховом Доме).
3). Возникает следующий вопрос: можно ли в случае с Агнессой обнаружить какие-либо специфические генетические элементы, которые определяют использование ею агрессии и враждебности как методов избегания вызывающих тревогу ситуаций? Мы полагаем, что существование таких методов у Агнессы указывает на наличие уровня чрезмерной опеки в ее корнях, сформированного на ранних стадиях развития. Свойственный Агнессе значительно выраженный нарциссизм вполне соответствует этому предположению. Другим подтверждением выдвинутой гипотезы является поведение ее отца, который гордился привлекательной внешностью Агнессы, но отвергал ее во всех других отношениях1. Существуют данные о том, что Агнесса, будучи ребенком, обладала определенной властью в семье: ее возражения заставили родителей отказаться от усыновления мальчика. Если предложенная гипотеза правильна, то она могла бы объяснить, почему агрессивные методы Агнессы, заключавшиеся в том, чтобы заставить других людей не отвергать ее и подчинить их своей воле, были до некоторой степени успешными, а потому усиливались в ее взаимоотношениях со своими родителями. Такая гипотеза объяснила бы также, почему Агнесса считает, что отвержение — это нападение на нее, что, если другие люди не осуще-
1 Конечно, нельзя считать необычным то обстоятельство, что родители чрезмерно опекают своих детей и в то же самое время отвергают их, или испытывают к ним непосредственные сильные чувства на одних уровнях и отвергают на других. Чрезмерная опека и отвержение иногда являются реакциями друг на друга; например, если отец или мать на самом деле отвергают ребенка, они могут «баловать» его на других уровнях для того, чтобы компенсировать его отвержение.
ствили ее ожидания, не направили на нее свои эмоции, значит, они нарушили договор, или то, что Агнесса привыкла считать своим «правом», и, следовательно, ее эксплуатируют.
6. Луиза: отвержение со стороны матери, не приведшее к тревоге
Луизе было двадцать четыре года, она происходила из рабочей семьи. Она работала прислугой с двенадцати лет, с тех пор как умерла ее мать. Ее отец, рабочий литейного цеха, умер, когда Луизе исполнилось тринадцать лет. Ее единственная сестра умерла до того, как Луиза достигла возраста, чтобы иметь о ней представление. Луиза забеременела от мужчины старше ее на одиннадцать лет, и это был единственный мужчина, которого она когда-либо любила и с кем имела сексуальную связь. Когда врач сказал Луизе, что она находится на третьем месяце беременности, у нее на какое-то время возникли мысли о самоубийстве, но позже у нее хватило духа просто вызвать телефонистку и спросить, куда следует обратиться девушке «в таком затруднительном положении».
Результаты теста Роршаха Луизы показали довольно недифференцированную личность, со средним интеллектом и некоторой оригинальностью1. В протоколе не было ответов, отражающих движение, что указывает как на низкую выраженность интратенсивной активности, так и на подавленные инстинктивные побуждения. Луиза легко, быстро приспосабливалась к внешним стимулам, но это была отчасти ложная форма отзывчивости, представлявшая собой искусственное приспособление к отношениям с другими людьми. Важно отметить, что Луиза на картах не увидела людей (что часто встречается у испытуемых, имевших плохие отношения со своими родителями). Ответом, наиболее близким к описанию человеческого существа, был ответ: «задняя часть женской головы»; такая реакция говорит об ощущении, что другие женщины от нее как бы отворачиваются; кроме того, Луиза уви-
1 Всего 22 ответа: IK, UF, 4Fc, le, 3FC, 20, W 45%, D 55%; популярных ответов 2, оригинальных 4; оценка интеллекта по Роршаху: потенциальность 100, эффективность 100.
дела голову не на пятне, а на окружающем пространстве, что можно интерпретировать как ее собственные оппозиционные установки по отношению к женщинам. Напрашивается вывод, что прототипом выявленных взаимоотношений с женщинами Луизы были ее отношения со своей матерью. В результатах по тесту Роршаха практически не проявилась какая-либо открытая тревога. О наличии определенной внутренней тревоги можно судить по отсутствию ответов, включающих движение: хотя отсутствие внутренних побуждений отчасти свидетельствовало о недифференцированной личности Луизы, оно также частично явилось следствием блокирования инстинктивных потребностей, особенно в том, что касалось сексуальных контактов с мужчинами, чтобы лучше защитить себя. Оценками тревоги Луизы по Роршаху были: глубина 2, широта 2, возможность управлять 1. С таким результатом Луиза была отнесена в умеренно низкую категорию выраженности тревоги по сравнению с другими девушками. Луиза была способна избегать личных взаимоотношений, которые бы могли вызвать тревогу, и такая система избегания обеспечивала ей отсутствие каких-либо глубоких конфликтов.
Рассказ Луизы о своем детстве указывал на крайнюю степень отвержения, которое выражалось в жестоком, суровом обращении со стороны матери. По словам Луизы:
«Моя мать била меня все время. Даже мой отец постоянно спрашивал, почему она это делает, и тогда она продолжала бить меня еще больше... Она била меня всем, что у нее имелось. Она разбила мой локоть, она разбила мою спину и нос. Соседи, которые жили рядом, неоднократно звонили в полицию, но там не хотели вмешиваться. Моя мать все время говорила: «Иди сюда, я тебя убью». Иногда меня так избивали, что я хотела, чтобы кто-нибудь проткнул меня ножом... Мои тетя и дядя хотели взять меня к себе, но мать им не позволила это сделать. Я не понимаю, почему она не пожелала избавиться от меня, если так меня ненавидела».
Луиза рассказывала об этих эпизодах сурового обращения из своего детства, не проявляя видимых эмоций и не меняя выражения лица. У психолога сложилось впечатление, что она, вероятно, часто рассказывала об этом (возможно, женщинам, у которых она работала прислугой) и, возможно, несколько преувеличивала, чтобы воздействовать на слушателя
(например, детали, связанные с «разбиванием» локтя и спины, не выглядели убедительными). Но, несмотря на все это, существует много указаний на то, что Луизу в значительной степени отвергали, когда она была ребенком. Хотя (что очевидно) существовала значительная травма на объективном уровне, которую получила Луиза, будучи ребенком, очень важным обстоятельством было то, что она смогла избежать субъективной травмы, как в детстве, так и теперь, когда она стала взрослой. Взаимоотношения Луизы со своим отцом, к которому она была дружески расположена, явно оказывали на нее смягчающее действие, но скорее на поверхностном, чем глубоком уровне (например, она не увидела людей в тесте Роршаха). Гипотеза о том, что Луиза просто подавляла все эмоции, связанные со взаимоотношениями со своей матерью, не кажется логичной: в другие моменты беседы Луиза проявляла значительные эмоции — она плакала, когда говорила о своей ненависти к матери. Но о ненависти Луиза рассказывала как о единичном обстоятельстве, в ее рассказе не было указаний на сопровождавший такую ненависть психологический конфликт, и отсутствовали свидетельства того, что возмущение своей матерью затрагивало все стороны ее психики и было глубоко запрятано. Когда Луиза была ребенком, она больше всего беспокоилась о том — кроме понятного желания избавиться от сурового обращения, — что другие люди могут ее ненавидеть, как ненавидела ее мать, и она, кроме того, недоумевала, почему ее мать так враждебно против нее настроена. В детстве у Луизы возникали мысли, что она, возможно, на самом деле не является дочерью своей матери. В своем поведении по отношению к матери Луиза не пыталась притворяться или как-то скрывать, каковы ее чувства по отношению к ней: когда собирались гости, мать постоянно требовала, чтобы Луиза продемонстрировала свою привязанность, но Луиза всегда отказывалась это делать, хотя и знала, что на следующий день она будет наказана за такое поведение. Собственное субъективное отношение Луизы к тому обстоятельству, что ее отвергали и сурово обращались с ней в детстве, выражалось в том, что Луиза всю эту массу впечатлений называла «невезением». Короче говоря, Луиза, как кажется, реалистично подходила к тому, что ее отвергает мать, принимала такое поло-
жение как объективно существующий факт и относилась к нему отчасти отстраненно.
Заполняя опросник детской тревоги, Луиза многозначительно заметила: «Когда вы ребенок, вас ничто не заботит. Вы принимаете вещи такими, какие они есть, и такое положение вас не трогает». Хотя по количеству пунктов, которые отметила Луиза в этом опроснике, она была отнесена в высокую категорию выраженности тревоги, оценка тревоги по опроснику, который относился к настоящему времени, показала наименьшую ее выраженность среди других девушек1. Луиза говорила, когда заполняла последний опросник: «Я почти никогда ни о чем не беспокоюсь». Основными видами тревоги по опросникам были неодобрение со стороны сверстниц и фобические мрачные предчувствия. Что касается тревоги, связанной со стремлением к соперничеству, то Луиза получила по этому показателю самую низкую оценку среди других девушек.
К психологу и социальным работникам Луиза всегда относилась почтительно и вела себя соответствующим образом, извиняясь, что занимает их время, существовал ряд указаний на то, что она считала необычным то обстоятельство, что они должны были ею интересоваться. В беседах Луиза говорила свободно, но производила впечатление готовности (особенно потому, что веки ее обычно были полузакрыты) к тому, что сейчас ее в чем-либо упрекнут. У нее проявлялось сильное желание понравиться людям, которые «стоят выше ее»; работу по дому она выполняла с бросающейся в глаза добросовестностью. Как представляется, обратная сторона такой уступчивости проявлялась в определенной доле вызывающего поведения Луизы по отношению к другим девушкам: она жаловалась на них воспитательнице и, соответственно, другие девушки ее не любили. Такая ситуация, как кажется, Луизу не беспокоила: Луиза говорила, что если она не ладит с другими
1 Выраженность тревоги по опроснику, относящемуся к детству, как представляется, является следствием честности Луизы и ее сильного желания сделать что-то полезное для психолога, работе которого она пожелала способствовать. (См. последующий рассказ о том, как Луиза проявляла почтительность и уступчивость по отношению к тем людям, которые, как она считала, стоят «выше» ее.) По опроснику «тревожных переживаний в настоящее время», заполненному в присутствии социального работника, как кажется, можно судить о выраженности тревоги Луизы более беспристрастно.
людьми, то она «просто с ними не встречается». Ее единственным развлечением были длинные самостоятельные ежедневные прогулки, которые она совершала не только ради удовольствия, но и чтобы поменьше встречаться с другими девушками и быстрее заснуть вечером, вместо того чтобы «лежать и не спать, думая о мрачном».
Луиза никогда не задавала себе вопрос, хочет ли она воспитывать ребенка, и она строила трезвые расчеты о том, что отдаст его в приют до тех пор, пока не начнет достаточно зарабатывать, чтобы иметь свой собственный дом, или выйдет замуж. Вероятно, собственный ребенок много значил для Луизы, это было видно по большому удовольствию, которое она получала, заботясь о детях других девушек до того, как у нее самой произошли роды. Когда ее ребенок родился мертвым, Луиза была безутешна, много плакала в больнице в первые дни и не могла ни о чем говорить в течение трех недель, пока она приходила в себя в Ореховом Доме. Затем она отправилась в приют за городом, где продолжала выздоравливать и где ей помогли вылечиться от депрессии и горя. Последними сведениями о Луизе были длинные, наполненные любовью письма медсестре в Ореховом Доме, с которой у нее установились тесные и нежные отношения.
Выводы. 1). Общей оценкой, которую мы поставили Луизе, была низкая для тревоги Луизы и высокая для отвержения ее своей матерью. Подобное обстоятельство сразу поднимает проблему индивида, который воспринимает сильное отвержение, но не проявляет вследствие этого невротическую тревогу-
2). Может ли такое отсутствие тревоги быть следствием отсутствия дифференциации личности Луизы или подавления эмоции? На этот вопрос следует отвечать в соответствии с двумя его аспектами. Можно утверждать, что до определенной степени Луиза была простой, недифференцированной личностью в обычном смысле этого слова (то есть отсутствие дифференциации не явилось следствием существовавших на момент обследования субъективных конфликтов). Подавление внутренних побуждений по тесту Роршаха относится к сексуальным побуждениям Луизы по отношению к мужчинам и само по себе не объясняет отсутствия невротической трево-
ги вследствие отвержения со стороны матери. В какой степени недостаток отзывчивости Луизы во взаимоотношениях с другими людьми был следствием отсутствия привязанности к своей матери, определить невозможно, за исключением того важного момента, что, по-видимому, существует важная связь между этими факторами. Но отсутствие невротической тревоги Луизы нельзя объяснить, исходя из предположения об отсутствии эмоций или их полном подавлении. Это видно по: а) тому обстоятельству, что Луиза проявляла эмоции, когда говорила о своей ненависти к матери; б) у Луизы очень сильные эмоции вызывал ее ребенок, которого она желала; и в) она была способна установить нежные отношения с медсестрой в Ореховом Доме.
3). Луиза относится к отвержению со стороны матери скорее как к реально существующему факту, чем как к обстоятельству, которое может вызвать у нее субъективный конфликт. Для автора этой книги такое положение представляется существенным фактором, который позволяет Луизе быть свободной от невротической тревоги. Ненависть матери к Луизе и грубое с ней обращение были приняты объективно и относительно беспристрастно — как «невезение». Ее собственное утверждение о том, что дети принимают вещи такими, как они есть, не испытывая при этом страдания (т. е. у них не возникает невротическая тревога), как кажется, является довольно точным описанием понимания Луизой самой себя. То, что отвержение и грубое обращение вызывают объективно травму, то есть сильное страдание, очевидно, но субъективная травма и конфликт, связанные со взаимоотношениями со своей матерью, отсутствовали. Ненависть матери столкнулась с непосредственной ненавистью со стороны Луизы и не вызывала у нее постоянное чувство обиды. Важно отметить, что Луиза не претендовала на что-либо в отношениях со своей матерью: коренное отличие ее от Нэнси состоит, например, в том, что Луиза не лелеяла надежд на то, что ее мать сможет или захочет превратиться в «хорошую» мать. Точно так же поведение Луизы не определялось притворством, что видно из эпизода, когда она отказалась демонстрировать перед гостями лицемерную привязанность к матери, несмотря на угрозу наказания. В противоположность многим другим девушкам, принимавшим участие в исследовании (Нэнси, Элен, Агнесса и т. д.), у Луизы не наблюдалось расщепление между ее ожи-
даниями в отношении родителей и реальной ситуацией1. История болезни Луизы является демонстрацией того, что невротическая тревога не вызывается отвержением, если индивид свободен от субъективных противоречий в своих установках по отношению к родителям.
7. Бесси: отвержение со стороны родителей, не приведшее к тревоге
Бесси представляла собой в исследовании единственный случай беременности, наступившей в результате инцеста. Ей было пятнадцать лет, она воспитывалась в пролетарской семье, и ее отец работал на речной барже. В семье воспитывалось восемь братьев и сестер, четверо из которых были старше, чем Бесси; семья жила в условиях бедности и скученности. Ко времени своей беременности Бесси два года посещала среднее ремесленное училище, в котором обучалась управлять ткацкими станками. Она забеременела от своего отца предыдущим летом. Мать обычно настаивала на том, чтобы дети
1 Уже отмечалось, что приспособление Луизы к травматической ситуации сопровождалось не невротическим конфликтом, но рассмотрением проблемы как объективной, и «невмешательством». Это положение можно наблюдать на таких примерах, как желание уйти от своей матери, или ее приспособление к трудностям взаимоотношения с девушками приюта. Конечно, подобное «невмешательство» у Луизы могло принять патологические формы, если бы она столкнулась с травмой, которую нельзя вынести; узнав о своей беременности (хотя позже она и приспособилась к этому, просто приняв объективное положение вещей), Луиза вначале думала о самоубийстве. Точно так же мысли о самоубийстве были у нее в детстве, она рассматривала его как единственный способ избавиться от страдания, вызываемого грубым обращением со стороны матери, если только страдания станут невыносимыми. У автора сложилось впечатление, хотя оно и не может быть детально обосновано, что невыносимая травма для Луизы скорее закончилась бы психотическим развитием, чем глубоким невротическим конфликтом. Мы полагаем, однако, что такое утверждение не уменьшает значимость того, что говорилось выше по поводу свободы Луизы от невротической тревоги.
Некоторые детали этой истории, если бы они проявились в более выраженной форме, могли бы указывать на психопатическое развитие. Психопатическая личность, развивающаяся вследствие такого полного отвержения в семье, в которой у ребенка не закладывается основа будущих взаимоотношений с другими людьми, не страдает от невротической тревоги (см. сноску относительно точки зрения Лауретты Бендер). Но, как мы считаем, ясно, что Луизу нельзя отнести к психопатам.
проводили лето на барже, тем самым облегчая себе домашнюю работу. Так как отец принудил старшую сестру к сексуальным отношениям (и она сама была беременна от отца в то время), Бесси энергично протестовала против того, чтобы жить на барже. Этот протест дошел до того, что она выпила немного йода, но в конце концов вынуждена была уступить угрозам со стороны матери. На барже Бесси делила ложе с братом и отцом, и в течение лета отец трижды заставлял ее вступать с ним в половую связь; он угрожал ее убить, если она откажется подчиниться его требованиям или расскажет кому-нибудь о произошедшем. Когда мать впоследствии узнала, что Бесси беременна от отца, она посчитала, что во всем виновата Бесси, сильно била ее и угрожала убить, если та останется дома. Бесси временно предоставило жилье Общество по предотвращению насилия над детьми, а позднее она стала жить в Ореховом Доме. Пока она здесь жила, ее отец был привлечен к суду старшей сестрой по обвинению в изнасиловании и приговорен к тюремному заключению.
Хотя Бес