Глава 7 истории болезни тревожных пациентов
Тревога — это динамический центр невроза, и поэтому мы должны будем заниматься ею все наше время. — Карен Хорни, Невротическая личность нашего времени.
1. Введение
Чтомы хотим исследовать. — Представленные истории болезни анализируются в свете обобщенных и объединенных теорий тревоги, данных в предыдущей главе. При этом ни один клинический случай не может выступать в качестве «прокрустова ложа», в которое мы бы захотели уложить все наши любимые теории, предпосылки теорий и теоретические рассуждения; на самом деле каждый случай следует изучать без предубеждений, ни на что не закрывая глаза и ничего не добавляя от себя, а извлекая из него только ту информацию, которую он на самом деле содержит; в данных обстоятельствах это должна быть информация о тревоге.
Но в то же время, по мере исследования каждого случая, мы будем постоянно иметь в виду вполне конкретные вопросы, которые действительно нас интересуют, и это обстоятельство должно способствовать большей ясности и определенности. Поэтому перечислим здесь некоторые важные проблемы, стоящие перед теорией тревоги, которым должно быть уделено особое внимание при последующем изучении историй болезни. Читатель может заметить, что области, к которым относятся эти проблемы, соответствуют заголовкам в главе 6 — «Обобщенные и объединенные тревоги».
(1) Природа тревоги и ее связь со страхами. Описание поведения и ощущений, которые при тревоге испытывает человек, освещает природу тревоги с точки зрения феноменологии, и, само собой разумеется, оно будет дано при обсуждении каждого случая. Конкретнее, мы будем задавать вопрос: Можно ли выяснить, является ли определенный страх отражением внутренней тревоги! Существует логическое следствие из этого вопроса, которое также заслуживает рассмотрения. Если невротические страхи являются особой формой выражения невротической тревоги, и если, как мы указывали, последняя возникает вследствие базовых конфликтов внутри индивида, то это должно означать, что невротические страхи будут иногда фокусироваться на одном объекте, а иногда на другом, но внутренняя тревожная установка останется относительно неизменной. Поэтому вопрос должен быть сформулирован так: можем ли мы выяснить, меняется ли содержание невротических страхов по мере того, как меняются вопросы и проблемы, с которыми сталкивается индивид, в то время как внутренняя тревога остается относительно постоянной?
(2) Тревога и конфликт. В предыдущей главе утверждалось, что источником тревоги всегда является психологический конфликт и что конфликт первоначально появляется в отношениях ребенка со своими родителями. В связи с этим аспектом невротической тревоги возникают два вопроса: а) Можно ли из историй болезни, которые будут изложены, увидеть, что субъективный, внутренний конфликт всегда проявляется как динамический источник тревоги? б) Можно ли увидеть, что индивиды, которые столкнулись с отвержением со стороны своих родителей (особенно матери), имеют большую предрасположенность к невротической тревоге?1.
(3) Тревога и культура. Взаимоотношение тревоги индивида с культурными факторами должно проявиться почти на каждом отрезке рассматриваемых случаев. Из этой многогранной темы мы выбрали только один аспект: Может ли со-
1 Это один из вариантов формулировки классической гипотезы, которую выдвигали тем или иным способом Фрейд, Хорни, Салливан, Фромм и т. д., и разделяемой многими специалистами из области психологии и психоанализа, о том, что психологические структуры, предрасполагающие к невротической тревоге, возникают на основе ранних взаимоотношений детей со своими родителями, особенно матерью.
циоэкономический статус индивида в обществе (например, принадлежность к среднему классу, пролетариату) существенно влиять на то, какой будет тревога и какова будет ее выраженность?
(4) Тревога и враждебность. Можно ли показать, что тревога связана с враждебными чувствами, то есть чем более тревожен человек, тем сильнее у него проявляется тенденция иметь враждебные чувства, а когда тревога уменьшается, то ослабляются также и враждебные чувства?
(5) Методы противодействия тревоге. Можно ли выяснить, вызываются ли на сцену характерные поведенческие механизмы (защиты, симптомы и т. д.), когда индивид сталкивается с порождающими тревогу ситуациями, и защищают ли эти механизмы индивида от вызывающих тревогу ситуаций?
(6) Тревога и развитие «я». Мы подойдем к этой проблеме с обратной стороны в первых двух вопросах, так как хотим определить, не может ли наличие тревоги в той или иной степени задерживать развитие «я»1, а) Можно ли показать, что наличие сильной невротической тревоги обедняет личность? §) Помогает ли принятие индивидом такого обеднения защите от вызывающей тревогу ситуации! в) Можно ли обнаружить, что чем большими творческими способностями обладает индивид и чем он более продуктивен, тем чаще он сталкивается с порождающими тревогу ситуациями?
Читатель может заметить, что заголовки в следующей главе, которая содержит выводы из историй болезни, примерно соответствуют шести проблемам, перечисленным выше.
Проблема метода. Как нам следует изучать тревогу у человека? В предыдущем разделе мы ссылались на отсутствие исследований тревоги в экспериментальной и академической психологии и также писали о том, что ряд психологов признали тот факт, что традиционные экспериментальные и математические методы неэффективны для изучения человеческой тревоги2. Мы упомянули причины, по которым у Маурера, например, были «серьезные сомнения», смогут ли экспери-
1 Выражение, которое мы используем для описания этой задержки развития, — «обеднение личности». Хотя термины «я» и «личность» не тождественны, они тесно связаны, как можно будет увидеть в ходе обсуждения реальных случаев.
2 Гл. 4, разд. 2, стр. 120-123.
ментальная психология и экспериментальные методы «в конечном счете вобрать в себя эту тему». Причины его сомнений состоят не только в том, что последствия экспериментального вызывания тревоги являются слишком вредными, но и в том, что само по себе это переживание является очень сложным. «Тревога — это «лихорадка», свойственная «личности в целом, — продолжает Маурер, — и ее наличие или отсутствие зависит от множества факторов»1. В большинстве случаев в самом деле требуется знать очень много об индивиде, которого мы изучаем как с объективной, так и субъективной стороны, чтобы только сказать, является ли его реакция тревогой, не говоря уже о том, чтобы понять ее.
Главная причина, почему переживания тревоги у человека являются такими сложными, состоит в том, что движущие им факторы часто являются бессознательными. Как можно видеть на примере таких историй болезни, как Брауна и Элен в дальнейшем изложении, при сильной тревоге у человека может возникнуть стремление отрицать существование мрачного предчувствия — не из-за каприза или какого-то нежелания сотрудничать, но просто вследствие выраженности тревоги как таковой. Когда человек не может бороться с тревогой, ему остается только один способ защиты: постараться убедить себя, что он не боится!2 Поэтому почти не вызывает удивления то обстоятельство, что опросник, с помощью которого испытуемые сообщают о своих «тревогах» на сознательном уровне, имеет такую небольшую ценность (что обнаружил автор этой книги при исследовании, о котором будет рассказано позже в этой главе).
Симондс, обсуждая эту проблему, считает, что следует пользоваться некоторыми методами — часто «непрямыми», — которые дадут нам возможность выяснить субъективное содержание переживаний индивида. Он рассматривает прямые методы, выдвинутые в последние годы академической психологией для исследования страхов, и приходит к выводу, что все эти методы не могут «помочь выяснить лежащий в глуби-
1 О.-Х. Маурер, Теория обучения и личностная динамика, 1950.
2 Как хорошо известно, это очень распространенное явление, свойственное человеческому переживанию, и оно не ограничивается кабинетом психотерапевта. Посмотрите, например, на переживания многих солдат во время войны, на «подбадривание себя» в повседневной жизни.
не смысл тревоги»1. С точки зрения Симондса, мы доберемся до «сердца проблемы тревоги», когда поймем игру воображения2. Таким образом, требуется метод, с помощью которого можно исследовать субъективные и бессознательные формы мотивации, точно так же как и мотивацию на сознательном уровне. Чтобы понять тревожного индивида, нам нужно знать, как он на субъективном уровне интерпретирует кризисные ситуации; у тревоги есть свой «внутренний-локус», как считали Кьеркегор и Фрейд, и в той мере, в какой мы не сможем его постигнуть, важный смысл тревоги ускользнет от нас, Симондс основывает свою динамическую психологию на убеждении, что индивида-в-жизненной-ситуации следует рассматривать как единицу анализа, а также на представлении о том, что психоаналитические методы наиболее подходят для таких исследований. Он понимал, что научный характер клинического и психоаналитического подхода может быть поставлен под сомнение из-за невоспроизводимости данных (каждый человек в определенном отношении уникален, и для каждого требуются особые отношения с консультантом или психотерапевтом, прежде чем станут доступными ценные данные). Но Симондс утверждает, что выводам можно доверять, если характер взаимосвязи между поведением и динамическими процессами будет подтвержден оценками различных исследователей.
Существуют два аспекта этой проблемы метода, как она представлена Симондсом, Маурером и другими. Первый аспект состоит в том, может ли индивид-в-жизненной-ситуа-ции рассматриваться как единица исследования. Автор этой книги явно бы ответил на такой вопрос утвердительно. Его мнение состоит в том, что в современной академической психологии, не говоря уже о клинических психологических направлениях, растет осознание того, что для плодотворного исследования самой сущности человеческой тревоги требуются динамические методы. Второй аспект является более специфическим и касается определения того, какие конкретные методы, направленные на исследование динамической сферы, следует использовать. По мнению автора этой книги, пси-
1 П.-М. Симондс, Динамика человеческого приспособления, Нью-Йорк, 1946, с.165.
2Там же,с. 145.
хоанализ предоставляет нам чрезвычайно важный метод. До появления психоанализа не было методики исследования субъективного смысла переживаний, таких, как тревога, за исключением проницательного наблюдения за самим собой и интуитивного понимания других людей одаренными индивидами, такими, как Паскаль и Кьеркегор. Но если термин «психоаналитический» используется по отношению к методу, его следует применять в широком смысле, чтобы обозначить все те методы, которые направлены на исследование бессознательной мотивации1. Например, проективный метод Роршаха (Rorschach), который показывает то, что человек, говоря словами Мюррея (Murray), «не хочет или не может сказать»2, оказал неоценимую пользу в описываемых далее исследованиях, так как он дает возможность увидеть динамику и глубоко лежащие структуры, определяющие поведение индивида, что далее получило подтверждение на основе множества других данных.
Первая история болезни, которая будет представлена в этой главе — история болезни Брауна, — является одной из тех, где в качестве метода исследования использовалась напряженная психоаналитическая работа. Эта история болезни, одна из тех, с которой имел дело автор, была включена в книгу исходя из предположения, что определенные аспекты проблемы тревоги (например, бессознательные конфликты) можно лучше всего показать на основе всеобъемлющих субъективных данных, полученных с помощью этого интенсивного метода.
Другие 13 историй болезни представляют собой описания исследований тревоги не состоящих в браке матерей, прове-
1 Автор этой книги хотел бы различать психоаналитический метод и теории, которые составляют содержание любого данного психоаналитического подхода. Что касается нашего использования термина «психоаналитический» в широком смысле, чтобы обозначить те методы, которые раскрывают бессознательную мотивацию, то тут могут быть вопросы со стороны психологов, придерживающихся динамического направления, которые считают, что пользуются адекватными методами, не являющимися психоаналитическими. Но мы считаем, что с исторической точки зрения оправдано утверждение о том, что практически все методы, которые направлены на изучение бессознательной мотивации, такие, как метод Роршаха, в значительной степени основаны на методах, первоначально разработанных Фрейдом и последующими психоаналитиками различных школ.
2 Генри А. Мюррей, Исследования личности, Нью-Йорк, 1938.
денных автором в Ореховом Доме, приюте Нью-Йорка1. Необходимо изложить принципы, которыми мы руководствовались, создавая эту группу. Целью автора было изучение нескольких лиц, находящихся в кризисной ситуации. Мы полагали, что когда индивид находится в кризисной ситуации, динамика его поведения более доступна исследованию, чем в так называемых «нормальных» ситуациях2. Так как нельзя без вредных последствий вызывать кризисные ситуации в экспериментальных лабораторных условиях, для исследования мы использовали то, что можно было бы назвать «природным экспериментом». Положение женщины, когда она беременна, не будучи замужем, вероятно, является в нашем обществе ситуацией, вызывающей тревогу. Кроме того, мы считали, что было бы полезно изучать группу, в которой все ее члены находились в одной и той же вызывающей тревогу ситуации. Поэтому рассматриваемая автором возможность представить множество случаев из своей собственной аналитической практики, подобно случаю Брауна, была отвергнута в пользу группы лиц, которые, предположительно, находились в одной и той же кризисной ситуации.
Следует подчеркнуть, что нашей главной целью не является исследовать взаимоотношения между внебрачной беременностью и тревогой. Теоретически, нашей цели может послужить и другая вызывающая тревогу ситуация3. Важным тут является то, что именно кризисные ситуации в значительной степени выдвигают на передний план внутренние структуры. Кроме того, мы предполагаем, что, когда индивид находится в вызывающей тревогу ситуации, тревожные реакции, которые он проявляет, относятся не только к данной конкретной ситуации. Вследствие этих реакций также проявляется структура, которая является характерной особенностью данного конкретного индивида и должна проявлять себя в других вызывающих тревогу ситуациях. Как будет показано в исследовании
1 Ореховый Дом — это выдуманное название, использованное для того, чтобы по традиции сохранить анонимность.
2 Ср.: Дж.-А. Плант (Plant), Личность и система культуры, Нью-Йорк, 1937, и Карл Манхейм, Человек и общество в эпоху перемен, Нью-Йорк, 1941.
3 Можно напомнить, что Лурия (Luria), когда он проводил свои решающие наблюдения при исследовании психологических конфликтов, выбрал сидящих в тюрьме преступников и студентов.
реальных случаев, данные, полученные при изучении девушек, имеют отношение к тревоге, связанной со стремлением к соперничеству, тревоге при фобических состояниях, тревоге, связанной с враждебностью и агрессией, тревоге, связанной с различными внутренними конфликтами, и другими формами тревоги, которые имеют очень мало, если вообше имеют какое-нибудь отношение именно к обстоятельству внебрачной беременности как таковому. Читатель может заметить, что многие структуры, связанные с тревогой в этих случаях, могут точно так же проявляться у студентов, профессоров университетов, домохозяек и у представителей других групп нашего общества. Конечно, было бы хорошо, если бы раньше или позже были проведены исследования тревоги во всех видах групп; в этом отношении, чем больше поперечных срезов мы сделаем в наших исследованиях, тем лучше. Но автор этой книги хотел бы предупредить об опасности чрезмерного упрощения решающего критерия, применяемого по отношению к интенсивным исследованиям, — имевшим дело со «специализированными группами», — точно таким же образом, как он применяется по отношению к группам, выбранным для исследования определенного фактора. Решающие критерии, используемые для «горизонтальных» (экстенсивных) исследований, нельзя использовать так же, как измерительную линейку для «вертикальных» (интенсивных) исследований, используя термины Олпорта1. Чем более интенсивно мы изучаем индивида, тем в большей степени мы можем раскрыть структуры, объединяющие индивида с другими индивидами или с группами общества. То есть чем более интенсивно мы изучаем человека, тем больше получаем данных, лежащих ниже уровня индивидуальных различий и, таким образом, получаем больше данных, применимых для рассмотрения «человека вообще». Если данное утверждение, как оно
1 См.". Г. Олпорт, Использование личных документов в психологической науке, Нью-Йорк, 1942. Автор этой книги, конечно, не хочет сказать, что не существует решающих критериев, которые можно добросовестно использовать в отношении интенсивного изучения случаев; он просто имеет в виду, что эти критерии в своих существенных особенностях являются другими, когда оценивают горизонтальные исследования. См. на последующих страницах обсуждение того, какие решающие критерии полезны для изучения историй болезни.
представлено здесь, покажется спорным, автор может только сослаться на предыдущие интенсивные исследования, в результате которых были получены данные, значение которых распространялось далеко за пределы данного индивидуального случая1, и предоставить читателю самому сделать выводы после изучения случаев, которые будут описаны ниже.
Методы, используемые в исследовании.При изучении не состоящих в браке матерей были использованы самые разнообразные методики сбора данных. Методы получения информации непосредственно от девушек включали индивидуальное интервью, тест Роршаха2 и опросник для изучения тревоги. Автор провел с каждой девушкой от четырех до восьми индивидуальных интервью, и хотя эти интервью не были приспособлены к целям настоящего исследования, с их помощью было получено много нужной информации об установках девушек, их поведении и их биографических данных3. Использовались три опросника, которые заполнялись девушками. Первый был предназначен для того, чтобы выяснить по воспоминаниям девушек, когда и как у них в детстве проявлялась тревога, второй был направлен на выявление того, как связана тревога с тем обстоятельством, что девушки являются бе-
1 Можно назвать некоторые примеры: чрезвычайно полезные данные по проблеме тревоги и другим аспектам психосоматики были получены на основе длинного, как книга, исследования одного человека, Тома, рассмотренного в главе 3. Эти данные, конечно, не применимы исключительно к мужчинам ирландского происхождения в возрасте от 50 до 60 лет, таким, как индивид по имени Том. Много полезной информации о фобиях было получено при исследовании Фрейдом Ганса, информации, которая ни в коей мере не ограничена фобиями у пятилетних мальчиков. Можно обратиться и к более крайним примерам; в работе Кьеркегора содержатся уместные и глубокие мысли, касающиеся многих людей в разных ситуациях. Однако у Кьеркегора эти мысли возникли в основном при интенсивном изучении одного человека, а именно самого себя. То же самое истинно в отношении ранних представлений Фрейда о сновидениях, которые были приняты очень многими людьми и оказались применимыми к совершенно различным типам индивидов; Фрейд основывал свои представления главным образом на изучении своих собственных сновидений.
2 Тест Роршаха давался каждой девушке до родов, а пять девушек получили его после родов.
3 С каждой девушкой проводилось интервью при поступлении в Ореховый Дом главным социальным работником, а затем девушка поступала в распоряжение другого социального работника, который регулярно проводил с ней беседу, пока она оставалась в Доме (что продолжалось в среднем от двух до трех месяцев).
ременными; и целью третьего (предъявляемого после родов) было исследовать связь тревоги с тем фактом, что девушки сталкивались с проблемами после рождения ребенка1. В наблюдения за поведением девушек в Ореховом Доме внесли свой вклад медицинские сестры и другой обслуживающий персонал Дома, точно так же, как и социальные работники. Было получено также большое число косвенных данных, таких, как отчет о медицинских обследованиях каждой девушки, психометрическое исследование в тех случаях, где, как мы считали, оно было необходимо, бумаги из школы или колледжа, где учились девушки, и в большинстве случаев объективные данные об обстановке дома, полученные от связанных с нами социальных организаций. В более чем половине случаев социальные работники Орехового Дома проводили интервью с родителями и родственниками девушек.
Данные в баллах по тесту Роршаха, первоначально полученные автором, проверялись независимо специалистами по этому тесту. Толкование каждого результата по тесту Роршаха автора этой книги проверял доктор Бруно Клопфер (Klopfer), который также на основе данных каждого тестового исследования определял глубину и широту тревоги, точно так же, как эффективность противодействия тревоге со стороны тестируемого2. Одна из целей опроса состояла в получении допол-
1 Экземпляры опросников даны в приложении. Одна из целей предъявления во второй раз теста Роршаха и третьего опросника состояла в исследовании, насколько это было возможно, изменений, которые произошли в проявлении тревоги после родов. С этой целью пункты в третьем и втором опросниках были сделаны почти идентичными, если не считать различия в словесных формулировках. Из-за некоторых непредвиденных обстоятельств — например, тех, что некоторые девушки не возвратились в Ореховый Дом после родов — не представилась возможность предъявить большинству девушек вторично тест Роршаха и в третий раз — опросник. Поэтому у нас имеются только ограниченные данные о том, в каких случаях проявляется тревога после родов. В тех случаях, когда тесты давались после родов, основной смысл результатов состоял в том, что они показывали, как у конкретных девушек менялись установки и проявления тревоги,
2 Оценки по тесту составили от 1 до 5; «1» означала оптимальную, или наименьшую степень тревоги. «Глубина» означала, насколько глубоко тревога проникла внутрь; это была ее выраженность с точки зрения качества. «Широта» означала, является ли тревога генерализованной или она ограничена определенными сферами; это была ее выраженность в смысле количества симптомов. «Противодействие» означало степень эффективности усилий со стороны девушки управлять своей тревогой.
нительных данных о количественной выраженности тревоги у девушек (имеется в виду количество отмеченных пунктов); при чисто количественной оценке отметка в колонке «часто» (означающая, что у нее «часто» бывает данное проявление тревоги) указывала на двойное количество очков по сравнению с отметкой в колонке «иногда». Но вторая (и, как оказалось, более важная) цель опросов состояла в получении информации о видах (или областях) испытываемой девушками тревоги. Для этой цели пункты опросников были разбиты на пять категорий: 1) мрачные предчувствия фобической природы; 2) тревога девушки по поводу того, что думают о ней в ее семье; 3) тревога девушки по поводу того, что думают о ней ее знакомые; 4) тревога, связанная с честолюбием, — например, успехом или неудачей в работе или учебе; 5) смешанные виды тревоги1.
При любом клиническом исследовании такого рода становится доступным почти неограниченный объем информации, которую нельзя назвать ни количественной, ни качественной2. В свете всей совокупности информации, касающейся каждого случая, автор попытался увидеть каждую девушку в трех измерениях: на уровне структуры (в основном посредством теста Роршаха), поведения (поведение девушек в настоящий момент) и генетики (уровня развития, важным аспектом которого является обстановка в детстве). Используя эти три измерения, автор стремился для каждого случая создать концепцию или картину отличительных особенностей личности. Количественные и качественные особенности тревоги в каждом случае являются составной частью этих отличительных особенностей. Затем было необходимо для каждого случая соотнести тревогу с другими элементами отличительных особенностей, например степенью отвержения каждой девушкой своих родителей. Чтобы ускорить этот процесс корреляции, у каждой испытуемой оценивалась степень тревоги и степень
1 Пункты в опросниках были разнесены по разным категориям независимо друг от друга тремя лицами: доктором П.-М. Симондсом, социальным работником Орехового Дома и автором этой книги.
2 Вместо одного фактора в пятистах случаях, как при горизонтальных исследованиях, в подобных клинических исследованиях в каждом случае мы сталкиваемся, грубо говоря, с пятьюстами факторами. См.: Г. Олпорт, Использование личных документов в психологической науке, Нью-Йорк, 1942.
отвержения по одной из четырех категорий: высокая, умеренно высокая, умеренно низкая, низкая. Эта оценка основывалась на всех доступных данных, а также на суждениях, к которым пришли независимо друг от друга исследователь и социальные работники1.
Центральным критерием обоснованности того, что мы в каждом случае приходим к правильным представлениям об изучаемом предмете, точно так же, как и к правильной оценке (пониманию) тревоги, является внутренняя согласованность2. Автор, например, постоянно задавал себе вопрос: показывают ли данные, полученные разными методами (интервью, тест Роршаха, опросники), внутреннюю согласованность внутри системы представлений о данном случае? И проявляется ли внутренняя согласованность внутри системы представлений в каждом случае на уровне структуры, поведения и генетических аспектов? Точно так же, если тревога правильно оценена, то ее оценка должна быть внутренне согласованной с другими элементами общей картины каждого случая3.
Представление историй болезни. Истории болезни, в которых отражаются несколько аспектов проблемы тревоги, описаны довольно подробно; другие истории болезни, с помощью которых мы бы хотели проиллюстрировать или показать только один или два аспекта проблемы тревоги, освещены кратко. Так часто, как это было возможно, приведены слова самих пациентов. Из огромного количества информации, от-
1 Оценка тревоги по тесту Роршаха получалась отдельно на основании обсуждения данных теста по каждому случаю и по суммарной оценке тревоги девушки относительно других девушек. В этом последнем случае оценки глубины и широты совмещались; противодействие не принималось в расчет, так как оно имело отношение к чему-то отличному от количества и вида тревоги. Хотя оценки по Роршаху часто совладали или почти совпадали с общей оценкой исследователя тревоги девушки, эти два показателя не следует смешивать.
2 Ср. Олпорт, цитируемое произведение.
3 Отражают ли наши представления, к которым мы приходим в каждом случае, реальное положение вещей — это проблема, о которой, конечно, пусть судит читатель. Автор хотел бы сказать, что, по его мнению, в результате исследования данных, взятых от разных источников, получается последовательная картина, за исключением количественных показателей, относящихся к тревоге, по данным опросников. Причины, по которым эти показатели время от времени не соответствуют в других отношениях последовательной картине, отмечаются в процессе обсуждения историй болезни.
носящейся к каждому случаю, разумеется, было необходимо сделать определенный выбор в подаче материала. Мы надеемся, что для каждого случая было представлено достаточно данных, чтобы дать ясное представление о них и прояснить те пункты, которые желательно было продемонстрировать. Для каждого случая приведены цифровые показатели по тесту Роршаха, с полным осознанием, однако, того обстоятельства, что целостный образ данных теста более важен для интерпретации, чем цифровые показатели. Если не будет специального упоминания, то подразумевается, что родители в каждом случае были белыми, американцами и протестантами. Автор называет себя «аналитиком» при описании первой истории болезни и «психологом» в других тринадцати описаниях, и термины соответствуют той роли, которую он играл, используя два разных метода исследования.