Маурер: тревога и теория научения
Начиная от ранних представлений О.-Х. Маурера о тревоге, основанных на психологической концепции стимул—реакция, и до последних разработок проблемы тревоги и этики неослабные усилия этого ученого внесли существенный вклад в теорию тревоги в американской экспериментальной и ака-
описание случая Тома также попадает в эту категорию комплексных исследований. Мы добавим лишь, что эти исследования имеют чрезвычайно большую ценность для понимания тревоги, поскольку исследователи смогли 1) изучить как субъективные, так и объективные факторы; 2) изучить каждого индивида как целое в естественных жизненных ситуациях; и 3) изучить каждого индивида в течение длительного времени.
1 В качестве примеров приведем работы Маурера и П.-М.Симондса (см. плодотворное обсуждение проблемы метода в предисловии к книге Динамика человеческого приспособления, Нью-Йорк, 1946). Уместно утверждение, что и Маурер, и Симондс доказали свою квалификацию как в области экспериментальной, так и академической психологии. Изобретательная экспериментальная работа Маурера будет рассмотрена в следующем разделе; Симондс в течение нескольких лет искусно использовал объективные измерительные психологические методы, позволяющие разложить явление на составные элементы. Таким образом, эти психологи использовали новые экспериментальные подходы не потому, что считали плохими старые методы, а скорее потому, что убедились в неэффективности старых методов исследования тревоги.
демической психологии. Мы проследим работу Маурера в развитии, так как стадии мышления, проявляющиеся во всей последовательности его исследований, представляют несколько важных уровней меняющегося и расширяющегося подхода к тревоге, который свойственен психологии США. Представления Маурера о тревоге в основном базируются на его исследованиях в русле теории научения. Предположение о том, что мостом, который наконец свяжет психоанализ, с одной стороны, и экспериментальную и академическую психологию — с другой, станет теория научения, получило убедительное подтвержение в работах Маурера.
В своих ранних работах, основанных на схеме стимул—реакция, Маурер ясно характеризует проблему тревоги как «психологическую проблему, которая решается на основе представления о навыках, известных как «симптомы». Иначе говоря, организм воспринимает сигнал опасности (стимул), и условная реакция, которая затем следует как результат предвидения опасности — реакция, характеризующаяся чувством напряжения, телесного дискомфорта, страданием, — это и есть тревога. Любое поведение, которое уменьшает эту тревогу, является подкрепляющим, и затем, по закону эффекта, такое поведение становится «запечатленным», то есть организм ему обучается. Подобные представления имеют два важных аспекта. Во-первых, тревога считается одной из основных движущих сил поведения человека. И, во-вторых, описание процесса, посредством которого приобретаются невротические симптомы, основано точно на схемах теории научения — симптомы становятся навыками, потому что уменьшают тревогу.
Дальнейшими изысканиями Маурера, имевшими отношение к тревоге, были эксперименты с крысами и морскими свинками, подтвердившими приведенную выше гипотезу о том, что уменьшение тревоги является подкреплением и положительно коррелирует с обучением1. Теперь это положение является общепринятым в теории научения2. Его практиче-
1 Уменьшение тревоги и обучение, J. Exp. Psychol., 1940, 27:5, 497—516.
2 Ср. Н.-Е. Миллер, Дж. Доллард, Социальное обучение и подражание, Нью-Хейвен, Коннектикут, 1941; П.-М. Симондс, Динамика приспособления человека, Нью-Йорк, 1946.
ское значение состоит не только в том, что оно ярко показывает, насколько фундаментальна роль тревоги в мотивации научения; оно также указывает пути к созданию здоровых и конструктивных методов управления тревогой в процессе научения1.
Ранние подходы Маурера к проблеме тревоги имеют одновременно два аспекта, которые относятся к определению тревоги. Во-первых, не делается особого различия между страхом и тревогой. В первой работе эти термины используются как синонимы; во второй — тревога определяется как ожидание животным электрического удара — состояния, которое лучше назвать страхом, чем тревогой2. Во-вторых, угроза, вызывающая тревогу, рассматривается как угроза телесного страдания и дискомфорта. В тот период, когда проводились описываемые исследования, Маурер пытался определить тревогу с помощью физиологических терминов3.
Но в дальнейшем в представлениях Маурера о тревоге произошли радикальные изменения, особенно после того, как он задал себе вопрос: почему люди обучаются дезинтегрированному («невротическому», при котором постоянно приходится переносить удары) поведению? Экспериментируя с животными, Маурер показал, что крысы проявляют «невротическое» и «преступное» поведение, потому что не могут предугадать будущее, отдаленные по времени положительные и отрицательные подкрепления и сопоставить их с непосредственными последствиями своего поведения4. В ходе своего интересного рассказа об этих открытиях Маурер приходит к выводу о том, что главная особенность целостного поведения — это способность ввести будущее в психологический обиход настоящего. У человека есть способность к интегра-тивному обучению в форме, которая сильно отличается от
1 Подготовительный набор (ожидаемый) — некоторые методы измерения, Psychol. Monogr., 1940, 233, с. 39, 40.
2 Автор этой книги назвал бы реакции животных в данном эксперименте Маурера страхом; и сам Маурер, если бы рассуждал с позиций сегодняшнего времени, назвал бы такие реакции страхом.
3 Ср. О.-Х. Маурер, Теории тревоги у Фрейда: примирение. Неопубликованная лекция, прочитанная в Йельском институте человеческих отношений, 1939.
4 О.-Х.Маурер, А.-Д.Ульман (Ullman), Время как определяющий фактор в "нтегративном обучении, Psychol. Rev., 1945, 52:2, 61—90.
того, что наблюдается у животных, так как человек способен использовать «временной фактор», сравнивать отдаленные последствия с непосредственными. Это делает поведение человека гибким и свободным (и, как следствие, ответственным)1. Способность человека преодолеть настоящее и заглянуть в будущее, чтобы оценить последствия тех или иных событий, зависит от нескольких характерных особенностей, которые «значительно отличают» человека от животных. Одна из них — это способность к рассуждению, к использованию символов. Человек общается с помощью символов и думает, используя «эмоционально заряженные» символы, которые вносит в круг своих представлений и на которые реагирует. Другая особенность — это характерное для человека социальное, историческое развитие. Оценка долговременных последствий своего поведения есть социальный акт в том смысле, что такая оценка предполагает принятие ценностей как для собственных целей, так и для использования в общественной жизни (еще нужно подумать, можно ли и то и другое рассматривать отдельно). Открытия, которые сделал Маурер, в еще большей степени выделяют человека как существо, связанное с историей, существо, «вплетенное в ткань времени»2. Маурер говорит, что «тогда способность рассматривать прошлое вместе с настоящим и одновременно считать, что и то и другое
1 Маурер ссылается на наблюдения Гольдштейна, согласно которым наиболее характерной особенностью больных с поражением коры была потеря способности «преодолеть конкретный (непосредственный)» опыт и перейти к отвлеченному, иметь дело с тем, что «возможно». Поэтому поведение таких больных не может быть ничем иным, кроме как ригидным, негибким. Кора и ее строение есть то, что существенно отличает человека от животных; рассматриваемая способность, которую теряют люди при поражении коры, может считаться отличительной особенностью человека.
2 Автор рассматривает две описанные особенности человека в гл. 5. Мы формулируем так: 1) человек — это млекопитающее, которое живет, используя символы, и 2) человек — это млекопитающее, связанное с историей, в том смысле, что человек способен понять свою историю. Поэтому человек не только является продуктом истории (как и животные), но и в зависимости от осознания своей собственной истории может проявлять избирательность по отношению к истории, может приспосабливаться к каким-то ее проявлениям и модифицировать другие ее проявления. В определенных пределах он может творить свою историю и тем или иным образом использовать ее в своем развитии, самостоятельно выбирая определенное направление. Кассирер также выделяет эти две отличительные особенности человека: ср. Заметки о природе человека, Нью-Хейвен, Коннектикут, 1944.
включены в общую причинно-следственную цепь, в рамках которой осуществляется поведение живых организмов (которые действуют и реагируют), составляет сущность как «разума», так и «личности»1. Конечно, значение собственного прошлого человека — того, например, что на его настоящее влияют детские впечатления, — давно было принято в клинической психологии и разделялось практически всеми. Но существует еще один аспект в определении человека как существа, «вплетенного в ткань времени», относительно новый для клинической работы: человек оценивает свое поведение, используя символы, которые формировались многие столетия в процессе развития культуры, поэтому человека можно понять только в общем контексте этого развития. Описанные открытия породили у Маурера интерес к истории вообще, и в особенности интерес к этике и религии, поскольку они выражают стремление человека выйти за пределы непосредственного опыта и обратиться к долговременным универсальным ценностям2.
В свете такого различения рассмотрим представления о тревоге как о побуждении. Что тревога проявляет себя как побуждение, «вторичное» побуждение, как подчеркивают представители теории научения (Миллер и Доллард; Симондс и т.д.), не вызывает сомнения. И ее уменьшение, подобно уменьшению других побуждений, является положительным стимулом и подкрепляет научение. Но, строго говоря, поведение, имеющее своей целью и в основном направленное на то, чтобы ослабить побуждение, которым является тревога, это приспособительное, но не интегративное поведение. Для автора данной книги такое поведение попадает в ту же самую категорию, что и обучение невротическим симптомам. Такой вывод можно подкрепить многими примерами из исследований
1 О.-Х. Маурер, цитируемое произведение.
2 Обсуждая интегративное научение, Маурер проводит крайне важное различие между терминами интегративный и приспособительный. Все приобретенное поведение в определенном смысле приспособительно; неврозы являются приспособлением; защитные механизмы усваиваются, потому что они являются средствами приспособления к трудным ситуациям. «Невротич-ные» крысы Маурера переставали брать пищу, а «преступные» крысы брали ее, несмотря на будущее наказание, и каждая группа «приспосабливалась» к трудной ситуации. Но неврозы и защиты, как и поведение этих крыс, не являются интегративными; неврозы и защиты препятствуют дальнейшему конструктивному развитию индивида.
(Миллер и Доллард; Симондс) обучения детей в школе, когда дети стремились избежать наказания и неодобрения. Допуская, что обучение в школе в значительной степени является именно таковым, мы утверждаем, что этот вид обучения отличается от того, который мотивируется любопытством и несомненным удовольствием ребенка в процессе развития собственных возможностей. Как говорит Гольдштейн, вся активность, которая является непосредственным продуктом тревоги индивида (когда мотивация — это побуждение к уменьшению тревоги), характеризуется тем, что проявляются такие аспекты действия, как его принудительный характер и отсутствие свободы. И «поскольку эта активность не является спонтанной, не является проявлением личностной свободы, а является просто следствием тревоги, она представляет для личности исключительно мнимую ценность». (См. главу 3, выше.) С этим согласна и Хорни, когда утверждает, что понятие «побуждение» (тревога или любая другая мотивация, которая является побуждением) само по себе означает наличие импульсивного поведения; по ее определению, побуждение свойственно неврозу, является ли это побуждение умеренно выраженным или сильно выраженным. Поэтому мы термин потребность используем как позитивный, а побуждение — как негативный. Что касается тревоги как побуждения при обучении, следует ясно различать поведение, которое уменьшает тревогу (приспособительное поведение, уменьшающее побуждение) и поведение, которое улучшает навыки и повышает способности организма (одерживая победу над причинами тревоги и освобождая индивида, который теперь может развиваться дальше и обучаться интегративно.)
Все вышеизложенное имеет большое значение для теории тревоги. Проблема невротической тревоги рассматривается в контексте цепочки культурных и исторических событий, и специально соотносится с отличительными для человека проблемами социальной ответственности и этики. (Это совершенно не согласуется с более ранним определением Маурером тревоги, как реакции на угрозу телесного страдания и дискомфорта.) Для Маурера «социальная дилемма (например, амбивалентное отношение детей к своим родителям) — это непременное условие появления тревоги1. Если у животных вообще
1 Маурер, цитируемое произведение.
есть невротическая тревога, как теперь утверждает Маурер, то это только в искусственной среде (например, при «экспериментальном неврозе»), в которой животные становятся до некоторой степени домашними, «цивилизованными». То есть — посредством своего взаимоотношения с экспериментатором животные становятся чем-то большим, чем «просто» животными. Мы уже обсуждали свойственные Мауреру сомнения, будет ли когда-либо существовать экспериментальная психология тревоги. Это не уменьшает значения экспериментов на животных или лабораторных исследований человека, но предполагает, что полностью их результаты будут оценены в будущем. При изучении невротической тревоги мы видим суть проблемы именно в тех особенностях человека, которые отличают его от животных. Если ограничиться изучением тех областей человеческого поведения, которые аналогичны нижележащим (животным) уровням поведения или теми элементами, которые могут быть изолированы в лаборатории, или, наконец, если посвятить исследования в основном непосредственным биологическим и телесным импульсам и потребностям человека, мы не сможем в должной мере понять, какую важную роль играет тревога в жизни человека.
Теперь перейдем к наиболее поздним представлениям Маурера о тревоге. Он утверждает, что «социальная дилемма» возникает на основе ранних взаимоотношений ребенка со своими родителями. Ребенок не может избежать тревоги, которая возникает на основе взаимоотношений в семье, просто обратившись в бегство (как это делают животные на воле), так как тревожный ребенок, хотя и боится своих родителей, связан с ними и зависим от них1. Маурер солидарен с Фрейдом в том, что ребенку свойственен механизм подавления, поскольку он боится реально существующих вещей — обычно наказания или депривации (ребенка перестанут любить). Маурер полностью принимает представление Фрейда о механизме появления тревоги: страх реально существующего — подавление этого страха — невротическая тревога — образование симптома как реакции на тревогу. Но механизм — это не то же самое, что смысл. Маурер утверждает, что Фрейд «никогда
1 Ср. предположение Хорни о том, что базисная невротическая тревога возникает на основе конфликта между зависимостью ребенка от родителей и враждебностью по отношению к ним (раздел 8, ниже).
полностью не понимал, в чем состоит сущность тревоги»1 из-за его стремления понять тревогу на основе инстинктов и неудачных попыток объяснить механизмы взаимодействия личности и общества. В процессе формирования человеческой индивидуальности ответственность за общество должна стать (или становится) целью, имеющей положительное, конструктивное значение. В основном, считает Маурер, конфликты, которые скорее всего вызовут тревогу, являются этическими — это понимал Кьеркегор, но не Фрейд. Источниками конфликтов являются страх перед обществом и вина. Чего боится индивид, так это наказания от общества и того, что важные для него люди, с которыми он общается, не одобрят его поступки и перестанут его любить. Именно такие страхи и связанная с ними вина подавляются, а в подавленном состоянии они принимают вид невротической тревоги2.
Таким образом, Маурер развивает «теорию, в которой тревога связана с «виной», а не с «импульсом»3. Тревога является продуктом «не недостаточного попустительства самому себе и не недостаточной удовлетворенности... а безответственности, вины, незрелости». Она возникает вследствие «отказа от моральных ценностей»4, или, используя терминологию Фрейда, тревога вызывается «подавлением суперэго», только противоположно тому, как об этом говорил Фрейд. Эта точка зрения, конечно, должна оказать очень большое влияние на работу с тревогой в процессе психотерапии. Маурер указывает на то, что попытка многих психотерапевтов ослаблять и «отставлять в процессе анализа» суперэго (и одновременно чувства ответственности и вины индивида) слишком часто ведет более к «глубокой нарциссической регрессии», чем к увеличению
1 Маурер, цитируемое произведение.
2 Маурер утверждает, что его данные в целом свидетельствуют: «Это всегда какой-то отдельный страх зажигает пламя тревоги, и такой страх не должен быть «инстинктивным», он или вызывается фрустрированным импульсом, или свидетельствует об опасности того, что рассматриваемый импульс будет «господствовать над эго». Проще всего сказать, что любой страх, который вследствие побуждения или стремления к соперничеству, становится подавленным, может выйти из подавленного состояния, став тревогой, и существуют указания на то, что страхи, которые, вероятно, разделят такую судьбу, это те страхи, которые возникают вследствие наказания и отвержения со стороны общества». — Там ж е, с. 73.
3 Цитируемое произведение.
4 Там же.
личностной зрелости, социальной адекватности и счастья, чего следовало бы ожидать от действительно компетентной терапии»1.
Одно из существенных следствий описанного подхода Маурера состоит в том, что тревоге отводится конструктивная, позитивная роль в развитии человека. Маурер писал:
«В наши дни существует общая тенденция, как со стороны профессиональных психологов, так и непрофессионалов, воспринимать тревогу как нечто плохое, деструктивное, «ненормальное», с чем следует бороться и, если возможно, уничтожить... Тревога, как она рассматривается на этих страницах, это не причина дезорганизации личности; скорее это следствие и выражение такого состояния. Элемент дезорганизации возникает вместе с актом диссоциации или подавления, и тревога представляет собой не только попытку вытесненного возвратиться, но также стремление цельной личности к достижению вновь единства, гармонии, целостности, здоровья». (Там же.)
И дальше:
«Не существует ничего более правильного в свете как моего клинического, так и личного опыта, чем утверждение о том, что тревога должна рассматриваться в психотерапии как, в сущности своей, друг и помощник; тревога в конце концов должна стать обычной виной или моральным страхом, а индивид должен вновь адаптироваться в реально существующем мире и вновь научиться жить с этим страхом2.
Комментарий. 1) Анализ Маурера, по мнению автора данной книги, освещает те аспекты проблемы тревоги в нашей культуре, на которые не обратили внимания исследователи в психологии и психоанализе. Хорошей демонстрацией некоторых аргументов, которые приводит Маурер, является история болезни Элен (глава 7), которая не допускает существования у нее сильного чувства вины по поводу внебрачной беременности, так как такое чувство противоречит ее «разумной» цели быть эмансипированным человеком. Как следствие, сильное чувство тревоги Элен является подавленным и не поддается воздействию терапии. Очевидно, Маурер точен, когда утверждает, что подавление чувства вины и одновременное возникновение невротической тревоги — это широко распростра-
1 Там же.
2 Там же.
ненное явление в определенных слоях общества в нашей культуре, и оно глубоко пронизывает всю нашу культуру1.
Доказательность выводов Маурера можно также проверить, сопоставив их с некоторыми интересными наблюдениями из психоаналитической практики автора этой книги, которые необъяснимы с позиции классического психоаналитического учения о тревоге. Автор заметил в отношении некоторых больных, что не похоже, чтобы они подавляли свои сексуальные, агрессивные или «антисоциальные» побуждения (как это понимал Фрейд); вместо этого они подавляют свои потребности и желания иметь ответственные, дружелюбные, милосердные, конструктивные отношения с другими людьми. Когда агрессивные, сексуальные или любые другие эгоцентрические импульсы выявляются в процессе анализа, у этих больных не возникает тревоги. Но когда выявляются иные потребности и желания — иметь ответственные и конструктивные социальные отношения, — возникает сильная тревога, а также типичные реакции больных, которые чувствуют, что существует угроза их обычному психологическому статусу. Подобное подавление конструктивных социальных потребностей встречается особенно часто, по наблюдениям автора, у проявляющих неповиновение, агрессивных больных2. (Если ис-
1 Раньше указывалось (гл. 2), что наша современная культура, начиная с эпохи Возрождения, характеризуется предпочтением рационального начала и стремления подавлять «иррациональную» мотивацию (чувство вины — важный пример последней). Мы поместили слово разумный в предложении, где говорится об Элен, в кавычки, так как ясно, что описанная норма носит псевдорациональный характер.
2 Нельзя не согласиться с тем, что существует большое число подобных проявляющих неповиновение агрессивных людей, представляющих описываемый тип, в нашей культуре. Они, вероятно, нечасто посещают кабинет психотерапевта, потому что наша основанная на соперничестве культура (в которой индивид, могущий проявлять агрессивность и эксплуатировать других людей, не испытывая при этом вины на сознательном уровне, считается человеком, добивающимся «успеха») поддерживает их и «смягчает» переносимые ими удары в значительно большей степени, чем для представителей противоположного типа. Обычно к психоаналитику идут «слабые», с общепринятой точки зрения, индивиды, потому что у них есть «невроз», а у успешных агрессивных индивидов его нет. Именно неагрессивные личности подавляют свое «неповиновение», а также свои сексуальные и агрессивные склонности. Возможно, эти рассуждения помогут нам понять, почему в большинстве психоаналитических теорий делается упор на подавлении секса и агрессии как на причинах тревоги. Вероятно, если бы мы смогли исследовать
пользовать представления греков, то это скорее подавление любви как агапэ, а не как эроса1. Хотя и соответствует истине, что у многих людей существует вина и тревога потому, что они боятся выражать свои собственные индивидуальные способности и стремления, сексуальные или какие-то еще (на что указывал Фрейд), в то же самое время верно, что у многих существует вина и тревога потому, что они стали «автономными», но не стали «ответственными»2. Так же является истиной, что многие больные отягощены тяжелым грузом иррациональной вины и тревоги, которые не являются продуктом их собственной безответственности (по наблюдениям автора, принадлежность к этой категории пограничных психотиков очень бросается в глаза.) Такую иррациональную вину, конечно, следует понять и устранить с помощью любой подходящей для этого терапии. Но существуют и другие больные. Когда чувство вины у них в ходе терапии уменьшается в процессе анализа, это заканчивается тем, что способность больного заглянуть внутрь себя (он «сбит с правильного пути») нарушается, больной теряет ясность видения; и наиболее важная и объективно, ведущая к цели мотивация к изменениям оказывается утраченной. Автору известны случаи анализа, которые закончились неудачей именно потому, что аналитик
больше агрессивных личностей — тех «успешных» людей, которые никогда не попадают в кабинет аналитика, — мы бы пришли к выводу, что представления Маурера о тревоге подходят для описания поведения большего количества людей.
1 Это подавление того, что Адлер — возможно, несколько поверхностно, — назвал «социальным интересом». Адлер выделяет очень важное положение, а именно, что потребность человека быть ответственным социальным существом является фундаментальной точно так же, как и фундаментальная потребность выражать свои индивидуалистические, эгоистические стремления. С этим можно не согласиться, выдвинув тот аргумент, что стремление к собственному удовольствию является более первичным, тогда как социальный интерес и желание помогать другим появляются на более поздней стадии развития ребенка. С другой стороны, человек взаимодействует с обществом начиная с эмбриональной, внутриматочной стадии развития (как Указывает Салливан), независимо от того, появляется ли осознание социальных связей и понимание их смысла раньше или позже.
2 Эти термины помещены в кавычки, поскольку, в конечном счете, истинная автономия невозможна без ответственности. В другом разделе данной книги автор говорит о том, что невозможность выражать индивидуальные способности, как и способность быть социально ответственным, ведет к появлению конфликта и невротической тревоги (гл. 6, разд. 2).
присоединился к стремлению больного ослабить и обесценить чувство вины. Конечно, было достигнуто временное устранение тревоги, но проблемы, которые лежали в ее основе, остались нерешенными и оказались лишь спрятанными при помощи более сложной системы подавления.
2) У автора этой книги есть важный вопрос к Мауреру по поводу используемых им терминов. Например, «подавление суперэго» кажется противоречивым выражением. Фрейдовский термин «суперэго» в такой степени всеми идентифицируется с негативными и конструктивными аспектами авторитета, что мы сомневаемся, можно ли его использовать в теории, в которой авторитет не описывается в негативном свете (не говоря уже о сложностях топологического представления терминов «эго», «ид» и «суперэго»). Использование термина «суперэго» как несущего положительный смысл может привести к неправильной интерпретации взглядов Маурера, как если бы он просто рекомендовал принять культурные нормы, в соответствии с которыми свобода от тревоги и здоровье личности легче всего достижимы для конформных личностей, следующих «правилам» и никогда не отклоняющихся от культурных образцов поведения. Маурер, конечно, не наивен в восприятии недостатков нашей теперешней культуры и не имеет в виду некритичное принятие всех ее аспектов. Мы считаем, что было бы полезно, если бы Маурер более четко различал деструктивные, негативные аспекты нашей культурной традиции, с одной стороны, и положительные, конструктивные аспекты — с другой1.
1 Это ни в коей мере не простая задача, и можно надеяться на ее разрешение, только применяя методы, при разработке которых использован исторический подход. Автор старался при написании главы 5 данной книги начать работать в данном направлении, пытаясь выяснить происхождение в современной культуре общепринятого обожествления индивидуального успеха, основанного на соперничестве. С исторической точки зрения, ясно, что Фрейд разделял существующий в нашей культуре начиная с эпохи Возрождения стереотип здорового индивида: он способен достигнуть того, чего хочет, в значительной степени вопреки обществу, и доволен этим. Это описание на психологическом уровне соответствует тому, что Тауни (Tuwney), с экономической точки зрения, называл апофеозом эгоизма и «естественного инстинкта» повышения статуса, характерным для индустриального общества последних столетий. Вот один из примеров того, как идеи. принятые на практике в нашей современной культуре, противоречат долговременным этическим традициям этой культуры.
3) Совершенно ясно, что Маурер в своих последних работах четко различает тревогу и страх. Также полезно то, что он энергично взялся за проблему Urangst (что он назвал первичной, в противоположность приобретенной, тревогой). Но в то же самое время Маурер пытается ограничить использование термина «тревога» теми случаями, в которых он фиксирует «невротическую тревогу», и идентифицировать любую тревогу, связанную с внешним миром («настоящую») со страхом. Хотя такой взгляд полезен при обучении (он прост для понимания и в нем проводится ясное различение страха и невротической тревоги), тут есть логические противоречия, что препятствует исследованию Urangst или того, что мы назвали бы «нормальной» тревогой. Urangst существует в течение всей жизни, например, перед лицом смерти и непредвиденных случайностей, и автор данной книги считает, что непонятно, как Urangst могла быть идентифицирована со страхом и называться «невротической». Не свидетельствует ли существование Urangst, а также «первичной» тревоги у ребенка, которая проявляется задолго до появления способности к подавлению (а без нее нет невротической тревоги), о необходимости сохранить понятие «нормальной» тревоги? («Нормальную» тревогу и Urangst мы рассматриваем в этой книге в главе 6, раздел 1, ниже.)
4. Эволюция представлений о тревоге у Фрейда
Хотя другие мыслители, такие, как Кьеркегор, раньше Фрейда осознали, что понимание тревоги имеет решающее значение для объяснения поведения человека, Фрейд был первым ученым, который осознал фундаментальное значение проблемы1. Говоря конкретнее, Фрейд исследовал тревогу как
1 Фрейд принадлежит к тому кругу исследователей природы человека девятнадцатого века — включая Кьеркегора, Ницше, Шопенгауэра, — которые вновь открыли значение в жизни человека иррациональных «бессознательных» элементов. (Ср. Томас Манн (Tomas Mann), Фрейд, Гете, Вагнер, Нью-Йорк, 1937.) В русле рационализма большинство западных мыслителей начиная с эпохи Возрождения стремились не замечать эти аспекты личности и тем или иным способом подавлять их, (Ср. глава 2.) Хотя Кьеркегор, Ницше и Фрейд критиковали рационализм девятнадцатого столетия с разных точек зрения, они все были убеждены в том, что при традиционных способах мышления опускаются элементы, жизненно важные для понимания лично-
базовое явление, понимание которого необходимо для анализа эмоциональных и психологических расстройств; тревога, как замечает он в своем последнем очерке, посвященном этой теме, является «фундаментальным явлением и лежит в основе невроза»1.
Ученые, стоящие на позициях динамической психологии, несомненно, согласились бы с тем, что Фрейд является выдающимся исследователем психологии тревоги. Он не только указал основное направление, но и предложил много эффективных методик исследования. Поэтому его работа является образцовой и очень важной, даже если сейчас многие и считают, что к ряду выводов Фрейда не следует относиться, как к абсолютной истине и они должны быть пересмотрены. Изучая воззрения Фрейда, мы приходим к выводу, что его взгляды на проблему тревоги эволюционировали в течение всей жизни. Представления Фрейда о тревоге подверглись многим относительно второстепенным изменениям, а также одному революционному. Так как тревога — это во всех отношениях фундаментальная проблема, то на вопросы, которые возникают при ее исследовании, не получается давать простые ответы; и Фрейд, что показательно, признает в своих последних работах, что он пока лишь излагает гипотезы и еще не произошло «окончательное прояснение» проблемы2. Мы попытаемся в данном обзоре не только представить основные взгляды Фрейда и его бесчисленные наблюдения за тем, как ведет
сти. Так называемые иррациональные источники поведения человека оказывались вне сферы научного исследования или сваливались в общую кучу под названием так называемых «инстинктов». Противодействие Фрейда попыткам современной ему академической медицины объяснить появление тревоги исходя из «описания нервных путей, по которым распространяется возбуждение», и его убеждение в том, что методы академической психологии мало или совсем не помогают понять динамику поведения человека, к чему Фрейд стремился, могут быть рассмотрены, по нашему мнению, именно в этом свете. При этом Фрейд считал себя энергичным поборником науки, стремясь, как всеми признано, понять иррациональные элементы поведения на основе более широкого представления о научном методе вообще. То, что Фрейд привнес в свою работу некоторые представления из области традиционной (физической) науки, которые господствовали в девятнадцатом столетии, можно заметить по его теории либидо, о которой речь далее.
1 Проблема тревоги, перевод X.- А. Бункера (Bunker), Нью-Йорк, 1936, с. 111.
2 Новые лекции по введению в психоанализ, Нью-Йорк, 1933, с. 113.
себя тревога, но также очертить основные направления, в которых его представления о тревоге развивались.
Прежде всего, Фрейд проводит уже знакомое нам различение страха и тревоги, упоминавшееся при обсуждении работ Гольдштейна и др. Фрейд считает, что при страхе внимание направляется на объект, в то время как при тревоге — на состояние индивида, а «объект при этом игнорируется»1. Для него более существенно различие между объективной (которую мы назвали бы «нормальной») и невротической тревогой. Первая, «настоящая», тревога — это реакция на внешнюю опасность; Фрейд считает, что она выполняет естественную, рациональную и полезную функцию. Эта объективная тревога является выражением «инстинкта самосохранения». «Ее появление, зависящее от объектов и ситуаций, которые ее вызывают, очевидно, в значительной степени определяется знаниями человека и восприятием могущества, которым обладает внешний мир»2. Эта «тревожная готовность», как Фрейд называет объективную тревогу, является полезной функцией, так как она защищает индивида от того, чтобы быть застигнутым врасплох при неожиданной угрозе (вызывающей страх), к которой он не готов. Объективная тревога сама по себе не яв-
1 Общее введение в психоанализ, с. 343. Кроме этого лаконичного утверждения, Фрейд нигде — ни в главе, посвященной тревоге, книги Общее введение в психоанализ, ни в более поздней работе Проблема тревоги — не стремится осветить проблему страха как такового. Фрейд считает, что так называемые врожденные страхи, список которых приводит Стэнли Холл, такие, как страх темноты, страх воды, грома и т.д., являются в действительности фобиями, которые, по определению, выражают невротическую тревогу. В.Хили (Healy), А.-Ф. Броннер (Вгоппег) и А.-М. Бауэре (Bowers) в своей книге Структура и значение психоанализа, где они кратко излагают взгляды Фрейда, вводят различие между страхом чего-то реального и невротическим страхом (с. 366), которое параллельно фрейдовскому различению тревоги, относящейся к чему-то реальному, и невротической тревоги. Страх чего-то реального, утверждают авторы, это реакция на объективно существующую опасность, в то время как невротический страх — это «страх импульсивного побуждения». Фрейд, как им представляется, считает, что «три практически универсальных детских страха» — страх одиночества, страх темноты и страх незнакомых людей — возникают вследствие существования «бессознат