Неврологические и физиологические аспекты тревоги
Вбольшинстве работ, посвященных нейрофизиологическим аспектам тревоги, изучается функционирование симпатического отдела автономной (вегетативной. — Прим. ред.)
1 Гольдштейн продолжает: «Иллюстрацией к сказанному может служить различие между искренней верой действительно религиозного человека, основанной на свободном выборе преданности идее бесконечного, и верой, основанной на религиозных предрассудках. Или различие между непредубежденным ученым, который основывает свои выводы на фактах и всегда готов изменить сформулированные идеи, если столкнется с новыми фактами, и ученым-догматиком...» — Там же, с. 115.
2 Т а м ж е, с. 117. См. обсуждение темы «бегства от свободы» ранее, в гл. 1, а также в гл. 5.
нервной системы или описываются сопровождающие это функционирование телесные изменения, и, явно или неявно, предполагается, что этого достаточно для решения проблемы. Хотя автор данной книги согласен с тем, что понимание механизмов функционирования симпатического отдела нервной системы — один из важнейших шагов в исследовании нейрофизиологических основ тревоги, он обоснованно считает, что такого понимания недостаточно. Тревога есть реакция настолько глубокая и фундаментальная, что не может быть редуцирована до «конкретного» нейрофизиологического основания. Как мы увидим в дальнейшем, при рассмотрении психосоматических аспектов тревоги, тревога почти всегда включает в себя целый комплекс нейрофизиологических связей и «равновесных состояний». Поэтому в данном разделе мы начнем с рассмотрения более простых вопросов, например, с функционирования симпатического отдела НС при угрозе, и затем перейдем к более сложному вопросу, о поведении организма в среде как целостном явлении1.
Когда организм подвергается угрозе, происходят определенные телесные изменения, подготавливающие организм к борьбе с опасностью или бегству от нее. Эти изменения управляются автономной нервной системой. Эта система называется «автономной», так как она недоступна прямому соз-
1 Гольдштейн предлагает собственное видение обсуждаемых проблем, которое выглядит спорным; «Не существует «конкретной» нейрофизиологической базы для тревоги или страха», говорил он в личной беседе автору; «если организм вообще как-то реагирует, то реагирует целый организм». Конечно, это не значит, что не следует изучать деятельность симпатической нервной системы как важный аспект нейрофизиологических механизмов тревоги и страха; но всегда нужно помнить, что такое исследование должно проводиться в рамках комплексного изучения организма как реагирующего целого. Гольдштейн также считает, что одни реакции организма более конкретны, более определенны, чем другие. В частности, страх — более определенная реакция, как нейрофизиологически, так и психологически, чем тревога; поэтому описывать нейрофизиологию страха исключительно как симпатическую активность менее ошибочно в сравнении с тревогой. Как мы далее покажем, одно из различий между страхом и тревогой состоит в том, что тревога захватывает более фундаментальные и более обширные «области» организма. Кроме того, читателя, возможно, следует предупредить, что, располагая ценными сведениями о нейрофизиологических реакциях организма на угрозу (см. далее в этой главе), мы еще очень многого не знаем о нейрофизиологии тревоги.
нательному контролю1. Автономная нервная система идет от позвоночника к внутренним органам и железам внутренней секреции и опосредует телесные изменения в процессе развития эмоций; ее называют «мостом между психикой и сомой». Как будет описано далее, автономная нервная система состоит из двух отделов, эффект действия которых противоположен. Парасимпатический отдел обеспечивает пищеварение, усвоение веществ и другие функции организма, которые можно обозначить как «строительные»; эмоции, связанные с осуществлением этих функций, можно охарактеризовать как комфорт, удовольствие, расслабление. Другой отдел, симпатический, отвечает за частоту сердечных сокращений, уровень кровяного давления, уровень адреналина в крови и все реакции, связанные с мобилизацией организма для борьбы с опасностью или бегства от нее. Типичные эмоции, сопровождающие «общее возбуждение» вследствие симпатической стимуляции, имеют форму гнева, тревоги и страха.
Рассмотрим восприятие опасных стимулов.Нервные импульсы идут к автономной нервной системе через нижние и средние отделы мозга (то есть через таламус и промежуточный мозг); средние отделы являются «координирующим аппаратом» симпатических нервных импульсов; сопровождающих тревогу и страх. Нижние и средние отделы мозга связаны с корой головного мозга, то есть с высшими мозговыми центрами, которые ответственны за «сознание» и «сознательную переработку внешних впечатлений».
Импульс от раздражителя, вызывающего тревогу или страх, может, с точки зрения неврологии, идти двумя путями. Во-первых, импульс может поступить «непосредственно» в мозг, и результатом будет ответная защитная реакция. Грубые сенсорные стимулы, такие, как громкий звук или внезапная потеря равновесия, именно такого рода; они вызывают автоматическую рефлекторную реакцию в результате передачи импульса через таламус к промежуточному мозгу и назад к мышцам, без вмешательства коры головного мозга. Испуг может выразиться в том, что человек подпрыгнет, или в
1 Это одно из различий между автономной нервной системой и двумя Другими — центральной (церебро-спинальной) и соматической (которая Управляет мускулатурой), две последние непосредственно контролируются сознанием.
чем-либо ином; только потом сигнал поступает в кору головного мозга и индивид начинает испытывать страх или тревогу. Во-вторых, импульс может прийти из коры головного мозга; последняя, что, конечно, весьма условно, рассматривается нами как носитель функции сознания. (Как будет показано дальше, связь определенного участка мозга с определенной психической функцией может быть установлена только очень приблизительно, неточно.) Далее сигналы передаются «вниз» через промежуточный мозг и производят нужное действие на симпатическую нервную систему и двигательную сферу. Это тот случай, когда организм интерпретирует некоторые стимулы, внешние и интрапсихические, как угрозу. Если в первом случае ответное действие «перепрыгивает» через кору головного мозга, то во втором сигнал о приведении организма в состояние готовности поступает из коры через промежуточный мозг в симпатическую нервную систему и моторный аппарат.
Та функция коры головного мозга, которая на психологическом языке называется сознанием, очень важна при лечении тревожных больных, так как мрачные предчувствия в основном определяются тем, как индивид представляет себе потенциальную угрозу1. Например, у больного с неврозом тревоги, история болезни которого рассматривается далее в этой книге, возникала сильная тревога всякий раз, когда он вступал в мелкую дискуссию или играл в бридж. Это происходило потому, что любой намек на состязание вызывал в его сознании представления, которые были связаны с предыдущими, угрожавшими его зависимости от матери, состязаниями со своими сестрами2. Таким образом, довольно безопасная ситуация может стать подлинной причиной сильной тревоги под влиянием множества факторов, включая прошлый опыт, которые и определяют представление человека о ситуации.
1 Кэннон указывает, что основное неврологическое различие между человеком и животными состоит в том, что у человека кора головного мозга значительно больше. Это соответствует тому обстоятельству, что тревога у человека в ситуации опасности порождает сложные и запутанные представления. — Уолтер Б. Кэннон, Мудрость тела, Нью-Йорк, 1932.
2 История болезни Брауна, гл. 7. Конечно, мы не имеем в виду, что индивид, подобный этому больному, осознает все факторы, которые определяют его представления; влияние неосознаваемых факторов является скорее психологической проблемой и будет рассмотрено в следующей главе.
Стимулы, которые индивиду представляются опасными, могут быть как интрапсихическими, так и внешними. Некоторые внутренние побуждения из ряда агрессивных и сексуальных, например, могут ассоциироваться с прошлым опытом, в котором реализация этих желаний вызывала чувство вины и страх наказания или действительное наказание. Поэтому всякий раз, когда побуждения вновь возникнут у индивида под влиянием интрапсихических стимулов, появляется чувство вины и ожидание последующего наказания, и может развиться сильная и не привязанная ни к какому объекту тревога.
В норме кора может тормозить деятельность нижележащих центров, посредством чего организм контролирует интенсивность проявлений тревоги, страха или гнева. Этот контроль пропорционален зрелости развития коры. Младенцы, например, реагируют на многие стимулы сильным гневом, не направленным ни на что конкретное, или тревогой. Чем больше организм похож на младенческий, тем в большей степени его реакции похожи на рефлексы и тем менее направлены на что-то конкретное; «созревание» в этом смысле означает развитие способности к кортикальной дифференциации и контролю. Когда кора головного мозга удаляется у животных хирургическим путем, можно наблюдать автоматическую и выраженную реакцию «фальшивой ярости» (Кэннон). Значительная усталость или болезнь могут также ослабить контроль со стороны коры, и можно наблюдать, что усталые и больные люди реагируют на угрозу, демонстрируя больший уровень недифференцированной тревоги, чем неусталые и здоровые.
Представление о влиянии коры на поведение и контроле над ним играет большую роль в концепциях научения и созревания, о которых мы только упомянем. Как уже говорилось, у младенцев (и лишенных коры животных) реакция организма на угрозу является недифференцированной или рефлекторной. «По мере того как кора развивается в процессе роста и созревания, — пишут Гринкер и Шпигель, — увеличивается возможность все больше тормозить реакции на угрозу, не направленные ни на что конкретно. Вначале осознавая ответные реакции на стимулы только после их осуществления, при последующих повторениях индивид пытается модифицировать эти реакции, отделяя действительно опасные стимулы
от тех, с помощью которых можно, методом проб и ошибок, обучаться, как совладать с первыми»1.