Методика проведения индивидуальной педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет
Методика проведения индивидуальной педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет
(для групп общего вида)
Ранний дошкольный возраст, первая младшая группа
(с 2 до 3 лет)
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Умение общаться, используя речь и неречевые средства общения.
Определяется в процессе наблюдения за ребенком в образовательной деятельности и в режимные моменты. Кроме того, взрослый организует диалог с ребенком, задает ему вопросы о том, с кем он живет, что он любит делать дома, с кем он гуляет, как он помогает маме. Взрослый обращает внимание на то, как в процессе беседы ребенок использует неречевые средства общения: жесты, мимику.
Высокий уровень (В)
Ребенок с легкостью вступает в контакт как со знакомыми, так и с незнакомыми взрослыми и детьми, не испытывает затруднений в общении, общается с удовольствием, использует как неречевые средства (жесты, мимику), так и речь. Может выступать инициатором общения, как с детьми, так и со взрослыми. Ребенок с удовольствием отвечает на вопросы педагога, дает развернутые ответы.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок вступает в контакт как со знакомыми, так и с незнакомыми взрослыми и детьми, не испытывает затруднений в общении, использует как неречевые средства (жесты, мимику), так и речь. Ребенок отвечает на вопросы педагога, дает ответы из 2-4 слов.
Средний уровень (С)
Ребенок вступает в контакт избирательно (только со знакомыми взрослыми и детьми), испытывает некоторые затруднения в общении, стесняется свободно общаться, чаще использует неречевые средства (жесты, мимику). Дает неразвернутые, чаще однословные ответы на вопросы педагога.
Низкий уровень (Н)
Ребенок с трудом вступает в контакт даже со знакомыми взрослыми и детьми, часто отказывается от общения вообще, начинает капризничать или даже плакать, использует в основном неречевые средства общения (жесты, мимику). Ребенок не желает отвечать на вопросы, либо отвечает на некоторые из них однословно.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Умение обращаться ко взрослому с просьбой.
Педагог показывает ребенку новую игрушку, книжку и предлагает попросить ее.
Высокий уровень (В)
Ребенок без промедления с улыбкой обращается ко взрослому с просьбой: «Анна Сергеевна, дайте мне мишку (книжку), пожалуйста.».
Достаточный уровень (Д)
Ребенок обращается ко взрослому с просьбой: «Тетя, дайте мне мишку (книжку)».
Средний уровень (С)
Ребенок не сразу обращается ко взрослому с просьбой, стесняется, мнется, потом говорит: «Дай мне мишку (книжку)».
Низкий уровень (Н)
Ребенок не желает выполнять задание взрослого, отворачивается, капризничает, наконец, может показать жестом, что ему нужна игрушка или сказать: «Дай!»
Иметь достаточный активный словарь. Умение называть предметы и их части.
Педагог показывает ребенку 12 предметных картинок по следующим лексическим темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, выкладывая их на стол по три штуки, и просит ребенка сказать, что нарисовано на картинках. Затем показывает куклу и просит назвать части тела и лица куклы (голову, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот), задавая вопрос: «Что это у куклы?» Далее педагог показывает машинку и просит назвать ее части (кабину, кузов, колеса), задавая вопрос: «Что это у машинки?»
Высокий уровень (В)
Ребенок сразу же без затруднений правильно называет все
предложенные картинки. Называя картинки, сообщает какие-
то дополнительные сведения. Например: «У моей мамы есть
такая же чашка. У меня есть такая машинка дома».
Малыш не затрудняется в названии частей тела и лица куклы и
частей машины, не допускает ошибок, сообщает
дополнительные сведения.
Например: «А еще у куклы есть уши. Вот они. А у машины есть руль. У моего папы в машине тоже есть руль».
и т.п.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок называет все предложенные картинки, не испытывает затруднений в назывании частей тела и лица куклы, частей машины.
Средний уровень (С)
Ребенок допускает отдельные ошибки, называет неправильно 1-2 картинки из всех предложенных или затрудняется назвать их. Ребенок называет части тела и лица куклы, части машины, допуская при этом
1-2 ошибки.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не желает выполнять задание, капризничает, но затем
пытается назвать некоторые картинки, допуская при этом 6-8
ошибок.
Возможно, что ребенок может только повторить названия картинок вслед за взрослым. Части тела и лица куклы и части машины тоже отказывается называть, называет неправильно (4-6 ошибок) или только повторяет вслед за взрослым.
Высокий уровень (В)
Ребенок сразу же без затруднений отвечает на вопрос педагога, правильно называет действия ребенка на картинках, сообщая при этом какие-то дополнительные сведения. Например: «Мальчик ест суп. Мальчик пьет сок. Мальчик сидит на стульчике» и т.п.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок без затруднений называет правильно все действия мальчика на картинках.
Средний уровень (С)
Ребенок затрудняется в назывании некоторых действий или допускает 1-2 ошибки при назывании действий мальчика.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не желает выполнять задание взрослого, отворачивается, капризничает, отвечает неразборчиво, либо называет действия ребенка неправильно.
Высокий уровень (В)
Ребенок сразу же без затруднений отвечает на вопрос педагога, правильно называет качества предметов, сообщая при этом дополнительные сведения: «Это красный воздушный шар. Это большой разноцветный мяч» и т.п.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок без затруднений правильно называет качества предметов.
Средний уровень (С)
Ребенок затрудняется в назывании некоторых качеств предметов или допускает 1 ошибку.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не желает выполнять задание взрослого, отворачивается, капризничает, отвечает неразборчиво, либо называет качества предметов неправильно.
Высокий уровень (В)
В свободном общении ребенок использует простые распространенные предложения. Отмечаются случаи использования сложносочиненных предложений. Ребенок сразу же без затруднений отвечает на вопрос педагога и составляет простые распространенные предложения по картинке: «Мальчик и девочка играют в мячик. Маленькие мальчики играют в песочнице. Девочка катает куклу в коляске».
Достаточный уровень (Д)
В свободном общении ребенок использует простые предложения из 2-4 слов. Ребенок отвечает на вопрос педагога и составляет простые предложения по картинке: «Дети играют в мяч. Малыши копают песок. У девочки кукла».
Средний уровень (С)
В свободном общении ребенок использует в основном предложения из двух слов. С помощью педагога ребенок отвечает на его вопрос и составляет предложения: «Дети играют. Мальчики копают. Куклу катает».
Низкий уровень (Н)
В свободном общении ребенок использует в основном однословные предложения-просьбы (Дай! Уйди! Хочу!) или отдельные слова. Ответь на вопрос педагога по картинке не может, произносит отдельные слова, называя предметы и действия: «мальчик… мяч…играть…девочка… катать».
Высокий уровень (В)
Ребенок с легкостью справляется с предложенным заданием, без ошибок образует глаголы в единственном и множественном числе, составляет не словосочетания из двух слов, а простые распространенные предложения (Белый кот спит. – Белые коты спят. Маленькая птичка летит. – Маленькие птички летят.)
Он, не затрудняясь, отвечает на вопросы педагога и изменяет местоимения по лицам. При этом он не просто образует словосочетания, а составляет простые распространенные предложения. (Я рисую красивую картинку. Ты рисуешь красивую картинку. Мы рисуем красивые картинки. Он рисует разноцветные шары. Они рисуют разноцветные шары).
Достаточный уровень (Д)
Ребенок без труда справляется с предложенным заданием, без ошибок образует глаголы в единственном и множественном числе, составляет словосочетания из двух слов. Затем отвечает на вопросы педагога и изменяет местоимения по лицам, составив словосочетания: я рисую, ты рисуешь, мы рисуем, он рисует, они рисуют).
Средний уровень (С)
Ребенок не может сразу самостоятельно выполнить задание и образовать глаголы в единственном и множественном числе. Он выполняет задание только после того, как педагог предъявит ему образец выполнения. При этом он может допустить 1-2 ошибки при образовании множественного числа глаголов.
Ребенок испытывает затруднения, отвечая на вопросы педагога, и допускает 1-2 ошибки при изменении местоимений по лицам.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не может самостоятельно, без помощи педагога выполнить задание и образовать глаголы в единственном и множественном числе. Он выполняет задание только вместе с педагогом после того, как педагог предъявит ему образец выполнения. При этом он может допустить 2-3 ошибки при образовании множественного числа глаголов.
Ребенок испытывает затруднения, отвечая на вопросы педагога, отвечает однословно (… рисую, рисуешь) и допускает 2-3 ошибки при изменении местоимений по лицам.
Высокий уровень (В)
Ребенок использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, с легкостью справляется с предложенным заданием, без ошибок отвечает на вопросы педагога, а потом задает аналогичные вопросы педагогу сам. При этом он дает развернутые ответы на вопросы педагога: «Вы спрятали мячик, наверное, под стол. Мячик под столом лежит! Вы, наверное, хотели со мной поиграть».
Достаточный уровень (Д)
Ребенок использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, справляется с предложенным заданием, без ошибок отвечает на вопросы педагога, а потом задает аналогичные вопросы педагогу сам.
Средний уровень (С)
Ребенок редко задает вопросы и редко использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, справляется с предложенным заданием только с помощью педагога, допускает 1-2 ошибки в ответах на вопросы педагога, только с помощью может сформулировать вопросы педагогу.
Низкий уровень (Н)
Ребенок практически никогда не задает вопросов и не использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, с трудом справляется с предложенным заданием даже с помощью педагога, допускает 3-4 ошибки в ответах на вопросы педагога, даже с помощью не может сформулировать вопросы педагогу.
Высокий уровень (В)
Ребенок правильно и четко произносит вслед за педагогом слова с гласными и простыми согласными звуками. Все гласные и простые согласные звуки звучат правильно, смягчения простых согласных нет.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок правильно и четко произносит вслед за педагогом слова с гласными и простыми согласными звуками. Все гласные звуки звучат правильно. Все простые согласные звуки звучат как полумягкие, отмечается их легкое смягчение.
Средний уровень (С)
Ребенок произносит вслед за педагогом слова с гласными и простыми согласными звуками. При этом нет четкости произношения. Артикуляция смазанная. Все простые согласные звуки звучат как полумягкие. Иногда теряется согласный в начале слова, вместо флажок звучит азёк, вместо машина звучит асина.
Низкий уровень (Н)
Ребенок отказывается повторять слова за педагогом или произносит слова неразборчиво. Складывается впечатление, что у ребенка «каша во рту». Простые согласные сильно смягчены. Иногда ребенок произносит лишь часть слова. Вместо носок звучит сёк, вместо игрушки звучит уськи.
10. Произносительная сторона речи (звуковая культура речи). Умение правильно произносить отдельные сложные согласные .
Педагог предлагает вниманию ребенка по одной предметные картинки и называет изображенные на них предметы, а потом просит ребенка повторить эти названия.
Звук [х]: хвост,
Звук [хь]: петухи,
Звук [ы]: коты,
Звук [сь]: семечки,
Звук [с]: сапоги,
Звук [зь]: зима,
Звук [з]: зонт,
Звук [ль]: лейка.
Высокий уровень (В)
Ребенок правильно и четко произносит вслед за педагогом слова со сложными согласными звуками. Все согласные звуки звучат правильно. У ребенка четкая дикция.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок четко произносит вслед за педагогом слова со сложными согласными звуками. Все сложные согласные звуки звучат как полумягкие, отмечается их легкое смягчение.
Средний уровень (С)
Ребенок произносит вслед за педагогом слова со сложными согласными звуками не всегда правильно, допускает 1-2 ошибки. Нет четкости произношения. Артикуляция смазанная. Все сложные согласные звуки смягчены. Иногда теряется согласный в начале слова, вместо петух звучититух.
Низкий уровень (Н)
Ребенок отказывается повторять слова за педагогом или произносит слова неразборчиво. Складывается впечатление, что у ребенка «каша во рту». Простые согласные сильно смягчены. Произношение сложных согласных пока недоступно. Чаще всего ребенок произносит лишь часть слова. Вместо петух звучит итук, вместо сапоги звучит апоги.
Высокий уровень (В)
Ребенок правильно и четко произносит звукоподражания. Все согласные звуки звучат правильно. У ребенка четкая дикция. Ребенок делает умозаключения: «Му! Так мычит корова. Я слышал на даче).
Достаточный уровень (Д)
Ребенок правильно произносит звукоподражания.
Средний уровень (С)
Ребенок недостаточно четко произносит звукоподражания. Все согласные звуки смягчены. Ребенок допускает 1-2 ошибки. Например: вместо мяу звучит мя.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не хочет выполнять задание или произносит звукоподражания с согласными звуками нечетко, смазано. Все согласные звуки смягчены. Ребенок допускает 3-4 ошибки. Например: вместо мяу звучит мя, вместо гав звучит ави т.п.
12. Связная речь. Умение отвечать на понятные вопросы взрослого.
Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:
– Как тебя зовут?
– Сколько тебе лет?
– С кем ты живешь?
– Как зовут твою маму?
– Какие игрушки есть у тебя дома?
– Что ты любишь делать дома?
– С кем ты ходишь гулять?
– Как ты помогаешь маме?
Высокий уровень (В)
Ребенок правильно и четко отвечает на вопросы взрослого, дает развернутые ответы (Меня зовут Андрюша. Мне уже исполнилось два года. Я живу с папой, мамой. Еще у меня есть маленькая сестренка. ) и т.п.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок правильно отвечает на вопросы взрослого. Дает полные ответы. (Меня зовут Катя. Мне два года. Я живу с папой и мамой.) и т.п.
Средний уровень (С)
Ребенок отвечает на некоторые вопросы однословно, может допустить 1-2 ошибки.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не хочет отвечать на вопросы педагога или не может ответить без помощи педагога.
Высокий уровень (В)
Ребенок правильно и четко повторяет за взрослым и предложение и вопрос.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок повторяет за взрослым и предложение и вопрос после двукратного их повторения взрослым.
Средний уровень (С)
Ребенок нуждается в помощи взрослого при повторении предложения и вопроса.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не может повторить за взрослым предложение и вопрос даже с помощью. Он только договаривает отдельные слова.
Высокий уровень (В)
Ребенок правильно и четко повторяет за взрослым рассказ. Делает дополнения от себя: «А еще я играю с папой в футбол» и т.п.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок правильно и четко повторяет за взрослым рассказ.
Средний уровень (С)
Ребенок нуждается в небольшой помощи взрослого при повторении рассказа.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не может повторить рассказ за взрослым. Он нуждается в помощи взрослого и только договаривает отдельные слова.
Диалогическая форма речи.
Педагог организует диалог с ребенком, задает ему вопросы об игрушке или по картинке. Если необходимо, педагог дает образец ответа.
– Как называется эта игрушка?
– Это неваляшка.
– Какая неваляшка?
– Неваляшка красивая.
– Что есть у неваляшки?
– У неваляшки есть голова, руки, глазки, нос, рот.
– Какого цвета неваляшка?
– Неваляшка красная.
– Что можно делать с неваляшкой?
– Можно ее покачать.
– Что тогда будет с неваляшкой?
– Она будет звенеть.
– Тебе нравится неваляшка?
– Да. Она мне нравится.
Высокий уровень (В)
Ребенок правильно, четко, бойко отвечает на вопросы педагога, дает более развернутые ответы, чем указано в образце.
Например, на вопрос: «Что можно делать с неваляшкой?» – ребенок отвечает: «Неваляшку можно толкать, качать, слушать».
Достаточный уровень (Д)
Ребенок правильно и четко отвечает на все вопросы педагога.
Средний уровень (С)
Ребенок нуждается в небольшой помощи взрослого при ответах на некоторые вопросы.
Низкий уровень (Н)
Ребенок испытывает затруднения при ответах на вопросы. На некоторые вопросы отвечает однословно, некоторые ответы может повторить за взрослым или только договорить последние слова в них.
Высокий уровень (В)
Ребенок проявляет инициативу в общении со взрослыми и другими детьми. Может обратиться ко взрослому с вопросом или просьбой, может предложить другому ребенку поиграть вместе или поменяться игрушками.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок с удовольствием общается со знакомыми взрослыми и другими детьми, но пока нечасто проявляет инициативу. Может подойти к другом у ребенку и предложить поиграть вместе или поменяться игрушками.
Средний уровень (С)
Ребенок достаточно контактен, но инициативу в общении пока не проявляет, не всегда может обратиться ко взрослому с вопросом или просьбой. Нуждается в поддержке взрослого. С помощью взрослого может предложить другому ребенку поиграть вместе или поменять игрушками.
Низкий уровень (Н)
Ребенок с трудом идет на контакт со взрослыми и другими детьми, часто отказывается от общения, не может обратиться ко взрослому с просьбой или вопросом, даже если взрослый поддерживает его. Не может предложить другому ребенку поиграть вместе или обменяться игрушками даже с помощью взрослого.
17. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Говорить: «Спасибо», «Здравствуйте», «До свидания!» «Спокойной ночи!»
Определяется в процессе наблюдения за ребенком в режимные моменты. Кроме того, педагог предлагает вниманию ребенка сюжетные картинки, на которых дети говорят «вежливые» слова.
Высокий уровень (В)
Ребенок всегда благодарит взрослых и других детей, здоровается и прощается. На вопрос педагога: « Что говорит ребенок на картинке?» – подбирает нужное «вежливое» слово, дает развернутый ответ: «На этой картинке мальчик говорит маме: «До свидания!» Мама его в детский сад привела, а сама уходит на работу».
Достаточный уровень (Д)
Ребенок всегда благодарит взрослых и других детей, здоровается и прощается. На вопрос педагога: « Что говорит ребенок на картинке?» – подбирает нужное «вежливое» слово.
Средний уровень (С)
Ребенок практически всегда использует нужные «вежливые слова», хотя иногда нуждается в напоминании взрослого. При выполнении задания по картинкам может допустить одну ошибку в подборе «вежливого» слова.
Низкий уровень (Н)
Ребенок практически никогда не использует нужных «вежливых» слов без напоминания взрослого. При выполнении задания по картинкам нуждается в помощи взрослого, может допустить 2-3 ошибки в подборе «вежливого» слова.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Самостоятельно рассматривать картинки, книги, наборы предметов.
Определяется в процессе наблюдения за ребенком в режимные моменты. Кроме того, педагог показывает ребенку сначала новую книжку, а потом набор игрушек (животных), предлагает их рассмотреть, наблюдает, как ребенок будет вести себя, рассматривая их.
Высокий уровень (В)
Ребенок с интересом на протяжении пяти-семи минут рассматривает книжку, сам переворачивает страницы, делает комментарии. Затем так же ведет себя при рассматривании игрушек.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок самостоятельно, с интересом рассматривает и книжку, и игрушки на протяжении четырех-пяти минут.
Средний уровень (С)
Книжка и игрушка задерживают внимание ребенка на две-три минуты.
Низкий уровень (Н)
Навыки самостоятельного рассматривания книжек и игрушек у ребенка не сформированы. Ребенок практически сразу откладывает и книжку, и игрушки или выполняет какие-то простые манипуляции: механически листает страницы, стучит кубиком и т.п.
Методика проведения индивидуальной педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет
(для групп общего вида)