Экономическое развитие края в 50-80-е годы.
Промышленность
В 50-80-е годы индустриальное лицо края значительно изменилось. В эти годы в области были построены Волжская ГЭС, ряд заводов по производству сборного железобетона, металлургический комбинат. Волжский автомобильный завод в г.Тольятти, завод синтетического спирта в г.Новокуйбышевске, заводы синтетического каучука, минеральных удобрений, цементного машиностроения, координатно-расточных станков, мощные нефте- и газопроводы и многие другие предприятия.
Особое внимание в 50-х годах уделялось строительству Куйбышевской гидроэлектростанции (экологические последствия рассматривались тогда весьма оптимистично). Ставрополь-на-Волге, стоявший в стороне от железных дорог, получил выход на железнодорожные магистрали страны и стал стремительно расти. В конце октября 1955 г. Волга была перекрыта, а в декабре дал ток первый агрегат гидростанции. Станция вошла в состав Единой энергетической системы страны. Энергия из Жигулей стала передаваться в города и села Центральной России, Урала, Куйбышевской, Ульяновской, Саратовской и других областей.
Сооружения гидроузла общим протяжением по водонапорному фронту около 5,5 км подняли воды Волги и образовали водохранилище площадью свыше 6,5 тыс.кв.км. Это водохранилище длиной 500 км, шириной местами до 40 км располагается в пределах трех автономных республик и двух областей, на территории десятков административных районов.
Но и до сих пор нет однозначной оценки экономического значения строительства каскада гидроэлектростанций на Волге, его влияния на демографические и социальные процессы в регионе, на экологическую обстановку в Поволжье.
Быстрыми темпами развивалась в послевоенные годы нефтяная и газовая промышленность. Только за 1956-1957 гг. геологи открыли 24 новых месторождения нефти и газа. Предприятия нефтехимии оснащались новой техникой, внедрялись передовые методы труда. Были значительно расширены мощности Куйбышевского и Сызранского нефтеперерабатывающих заводов.
К концу 1958 г. область по добыче нефти обогнала Баку и вышла на третье место в СССР, а по ее переработке прочно закрепилась на втором месте.
Если в первые послевоенные годы основное внимание сосредоточивалось на механизации трудоемких работ, то в 50-е годы – прежде всего на комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. В 1956-1957 гг. на предприятиях Самары было установлено 16 автоматических, 52 конвейерных и 130 поточных линий. Самарцы впервые в России внедрили вакуумное литье жаропрочных сталей. Это позволило повысить коэффициент использования металла с 17 до 87% и снизить трудоемкость изделий на 20%. В 1957 г. в Самаре было освоено 133 новых типа подшипников и 83 новых вида изделий. В этом же году впервые на наших заводах начали применять механизмы программного управления. Пионером выступил авиационный завод.
В 50-60-е годы самарские строительные организации занимали одно из первых мест в стране по внедрению железобетонных изделий. Машиностроение и металлообработка стали занимать 42% объема промышленного производства области. Осваивалось производство все новых типов подшипников, резьботокарных и винторезных высокоточных станков, скоростных токарных полуавтоматов автотракторного оборудования и т.д. В 1958 г. в Самаре было выпущено 39,2% подшипников, произведенных в РСФСР.
В конце 50-х годов самарцы поставляли свою продукцию в 31 страну мира. По темпам роста промышленного производства область занимала первое место в РСФСР.
В 60-е годы производительность труда на предприятиях области возросла на 40,5%. Ряд предприятий – моторостроительный имени Фрунзе, 4 ГПЗ, аэродромного оборудования наращивали производства даже при сокращении количества обслуживающего персонала. Объем валовой продукции машиностроения и металлообработки увеличился в 1,9 раза.
Новаторы нефтяной промышленности разработали новый метод разработки месторождений – блоковую систему, которая позволила с момента ее внедрения дополнительно добыть 68 млн. т. нефти. За это изобретение группе работников объединения Куйбышевнефть и института Гипровостокнефть в 1966 г. присуждена Государственная премия. В 1970 г. Государственной премии удостоена группа буровиков и ученых за разработку и внедрение комплексно автоматизированных буровых установок, которые позволили повысить производительность труда и полностью механизировать тяжелый труд.
Лауреатами стали научные работники института Гйпровостокнефть К.Б.Аширов, А.И.Губанов, В.И.Колганов, М.Т.Осипов, Б.Ф. Сидоров, М.Л.Сургучев, а также производственники объединения И.Л.Ханин, И.В.Иванов, В.И.Муравленко, Д.А.Такоев.
В середине 70-х годов широко были известны замечательные труженики и рационализаторы Герои Социалистического Труда мастер завода имени Масленникова Анна Ивановна Терехова, фрезеровщик завода имени Фрунзе Иван Павлович Кудинов, токарь завода "Экран" кавалер многих боевых наград Иван Егорович Глотов. Бригадиру комплексной бригады каменщиков треста № 11 Герою Социалистического Труда Петру Прокофьевичу Мачневу за достигнутые успехи в строительстве в 1978 г. была присуждена Государственная премия.
В 60-70-х годах втрое увеличилась производительность труда на основных промышленных предприятиях области. Отчисления от прибыли, вносимые промышленностью в бюджет, превысили размер ассигнований на него более чем вдвое. Происходили значительные качественные преобразования в основных фондах промышленности. На вооружение самарских заводов поступило большое количество автоматических, агрегатных, специальных станков и станков с программным управлением.
В 1966-1972 гг. ускоренными темпами велось строительство Волжского автомобильного завода. Был обеспечен ввод полной проектной мощности по выпуску 660 тыс. автомобилей в год, а затем их выпуск был доведен до 740 тыс. в год. Отличительной особенностью строительства Волжского автомобильною завода являлось его комплексное сооружение, когда наряду с возведением новых производственных мощностей решалась задача по строительству новой части г.Тольятти (так стал называться г.Ставрополь), промышленно-коммунальной зоны, различных производственных баз. Для 60-70-х годов это была подлинная революция в отечественном автомобилестроении.
Крупными промышленными узлами стали города Сызрань и Чапаевск, а затем и новые города – Новокуйбышевск, Жигулевск, Отрадный, Нефтегорск.
К концу 70-х годов самарцы поставляли продукцию машиностроения во все экономические районы страны и в 70 зарубежных стран.
Самарские металлурги впервые в стране освоили производство легкосплавных труб для бурения глубинных скважин, было организовано производство труб для орошения полей и широкозахватных дождевальных установок "Волжанка". Была спроектирована новая технологическая линия для выпуска алюминиевой ленты, покрытой пищевым лаком, для производства из нее консервных банок взамен луженой жести. Металлурги внедрили в производство еще одно важное новшество – технологию непрерывной разливки металла в электромагнитном поле и сконструировали установку для ее осуществления. Новизна технологии и установки была подтверждена авторскими свидетельствами. Было получено свыше 100 патентов из США, ФРГ, Англии и других стран. Продано несколько лицензий.
Интенсивное внедрение новой техники и технологии продолжалось и в 80-е годы.
Развивалась инфраструктура области. На рубеже 70-80-х годов здесь было построено 1335 км автомобильных дорог с твердым покрытием, развивался трубопроводный транспорт. По Приволжскому управлению гражданской авиации продолжалось увеличение воздушных линий союзного значения и местных воздушных линий.
Были приняты специальные решения правительства по комплексному развитию Самары и сооружению метрополитена.
Быстрыми темпами развивалась оборонная, авиационная и аэрокосмическая промышленность.
Самара становится сосредоточением крупнейших авиационных, электротехнических, электронных, аэрокосмических предприятий и фирм, заводов промышленного машиностроения, комбинатов нефтехимического и полимерно-синтезного профиля.
Самара превратилась в военно-промышленный мегаполис и "закрытый город".
К началу 90-х годов в области сложилось несколько крупных промышленных узлов. В Самарском промышленном узле были сосредоточены ракетно-авиационные, химическое производства, машиностроение и станкостроение, приборостроение и связь, металлургия, строительное и деревообрабатывающее производство, пищевая и легкая промышленность. Тольяттинский промышленный узел известен прежде всего как центр автомобилестроения и химической индустрии, Сызранский промышленный узел представлен в основном предприятиями машиностроения, химической и пищевой промышленности. Особое место в области занимает нефтехимия, которая получила бурное развитие, правда, на базе старой технологии 50-60-х годов в Новокуйбышевске, Отрадном и Сызрани. С начала века в основном на оборону работают предприятия Чапаевска (Иващенково).
Наиболее зримо научно-технические достижения были видны в работе мощного аэрокосмического комплекса (заводы "Прогресс" и авиационный. Куйбышевский авиационный институт, Центральное конструкторское бюро), где проектировались и выпускались самолеты Ту-134, Ту-154, ракеты-носители "Протон", "Энергия", ракетно-космические комплексы "Союз-Прогресс" и т.д.
Самарская (тогда Куйбышевская) область была крупным транспортным центром СССР. Основные железнодорожные магистрали, построенные еще в конце XIX-начале XX в. соединяли через Куйбышев Европейскую часть страны с Сибирью и Средней Азией. Это создавало базу для активного грузового движения через территорию страны и укрепляло торгово-экономические связи области со всеми районами страны. В годы советской власти были проложены крупные автомагистрали. Трубопроводы, проходившие через область, использовались для транспортировки нефти и газа в западные районы страны и Восточную Европу. Куйбышев являлся крупной водной пристанью на Волге. Разветвленная транспортная система усиливала важное место области в народнохозяйственном комплексе.
Но постепенно в экономике нарастали кризисные явления. Ухудшилось положение дел в капитальном строительстве. Замедлялись темпы экономического роста. Многие предприятия становились все менее восприимчивыми к внедрению новшеств. Планы ускорения социально-экономического развития и структурной перестройки, выдвинутые М.С.Горбачевым и его окружением во второй половине 80-х годов, не могли быть реализованы. На рубеже 80-90-х годов началось абсолютное снижение объемов производства. Ряд предприятий не выполняли договорные обязательства. Снижалось производство и потребление продуктов питания. Как и на территории всей страны, остро встал вопрос радикальных экономических реформ.
Сельское хозяйство
Состояние сельского хозяйства к началу 50-х годов оставалось, как и прежде, сложным. Работа в колхозе давала лишь 20-30% денежных доходов семьи, а каждый пятый колхоз вообще не выдавал денег на трудодни. Колхоз, таким образом, предоставлял крестьянину не столько средства пропитания, сколько право кормиться за счет личного подворья, которым он занимался в свободное от работы в "общественном хозяйстве" время.
В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР глава правительства Г.М.Маленков сформулировал новый экономический курс, который впервые в советской истории предусматривал, приоритетное развитие легкой промышленности, производство товаров широкого потребления. Курс на социальную переориентацию экономики достаточно быстро стал воплощаться в конкретные товары, жилье, повышение зарплаты. Сделана была попытка и вывода сельского хозяйства из затяжного кризиса. Для этого предусматривалось снижение сельскохозяйственного налога (на 1954 г. – в 2,5 раза), списание по нему недоимок, увеличение размеров приусадебных хозяйств колхозников, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, расширение возможностей для развития колхозного рынка, а также значительного увеличения капиталовложения и поставок техники в деревню. Наступил краткий период улучшения политической и экономической ситуации в деревне.
Усилилась помощь города селу. В 1953-1958 гг. в механизацию труда, строительство производственных зданий и сооружений области было вложено в колхозах 530 млн. руб., в совхозах – 308 млн. руб. Только в Куйбышеве 222 предприятия взяли шефство над 71 МТС и 543 колхозами. Промышленные предприятия в те годы изготовляли для села сверх плана запасные части, культиваторы, силосоуборочные комбайны и другие машины. В результате в 1954-1958 гг. средние темпы сельскохозяйственного производства составили 8% (в 1950-1953 гг. было 1,6%). Денежные доходы колхозов с 1953 по 1958 год увеличились в 3 раза. В 1954-1955 гг. в области было введено дополнительно в хозяйственный оборот 115 тыс. гектаров целинных и залежных земель. Силами молодых энтузиастов был создан совхоз "Южный" в Больше-Глушицком районе. В 1958 г. область смогла впервые продать 50 млн. пудов зерна. По тем временам это был значительный успех. Область была награждена орденом Ленина.
С конца 50-х годов, после кратковременного процветания в 1954-1958 гг., ситуация вновь стала обостряться. Темпы роста сельскохозяйственной продукции замедлились. С 1963 г. СССР начал регулярно и в возрастающих размерах импортировать зерно из-за границы. Усилился отток, а иногда и просто бегство сельских жителей, особенно молодежи, в город. Сказывалась острая нехватка средств на финансирование деревни. Вновь стали нарушаться принципы материальной заинтересованности колхозников в результатах труда. Административно-хозяйственные реорганизации государственных машинно-тракторных станций с продажей их техники колхозам, курс на ограничение и даже на ликвидацию личного подворья крестьян – все это наносило невосполнимый урон деревне. Появились якобы "неперспективные" деревни и села, что привело к исчезновению с карты Самарской области десятков населенных пунктов.
В 60-80-е годы делались очередные попытки изменить коренным образом ситуацию в деревне. Строился государственный экспериментальный животноводческий комплекс "Поволжский". Вступали в строй птицефабрики: первая очередь Подбельской и Обшаровская. Молочные комплексы были построены в Безенчукском, Большечерниговском, Волжском и других районах, по откорму крупного рогатого скота – в Большечерниговском, Волжском, Клявлинском и других.
Делались определенные шаги по переводу сельскохозяйственного производства на индустриальную основу. В 70-е годы были построены и вошли в действие Алексеевский свиноводческий комплекс с ежегодным откормом 108 тыс. свиней и годовым производством 12,6 тыс.т. свинины, Тольяттинская бройлерная фабрика на 2 млн. бройлеров в год, колхозные, совхозные и межхозяйственные комплексы, теплично-парниковый комбинат в г.Тольятти площадью 106 тыс.кв.м. с производством 3,5 тыс. т овощей в год. Но и эти меры уже не смогли коренным образом изменить ситуацию в аграрном секторе экономики.
1972 г. и особенно 1975 были годами жесточайшей засухи. И вновь падало производство, вновь приходилось селу и городу напрягать силы, чтобы преодолеть старые и новые беды самарского села.
В 1981-1985 гг. колхозы и совхозы получили 12 тыс. тракторов всех марок, более 8 тыс. зерноуборочных комбайнов, свыше 7 тыс. грузовых автомобилей и много другой техники. К концу 80-х годов в области имелось 277 колхозов и 128 совхозов, за которыми было закреплено 4,2 млн. земельных угодий.
Продолжалось сооружение обводнительно-оросительного канала. Орошаемое поле области составило к 1985 г. 164 тыс.га.
Но несмотря на отдельные успехи, особенно в благоприятные по климатическим условиям годы, положение в сельском хозяйстве области так никогда и не было устойчивым и стабильным.
Архитектура и строительство
В 50-60-е годы в области была создана солидная строительная индустрия, развитая сеть организаций для производства проектных и изыскательных работ в строительстве. Крупнейшими из них были – Промстройпроект, Куйбышевгражданпроект, трест инженерно-строительных изысканий. В области функционировали филиалы институтов Гидропроект, Оргэнергострой, Гипронефтезаводы и др.
Одной из крупнейших строительных организаций страны был трест Куйбышевгидрострой, созданный в 1950 г. для сооружения Волжской гидроэлектростанции. После завершения строительства гидроузла в 1958 г. тресту было поручено возведение крупных предприятий в районе городов Тольятти и Жигулевск. За период с 1958 по 1965 гг. Куйбышевгидростроем было сдано в эксплуатацию 303 промышленных объекта. Самые крупные из них – заводы Куйбышевфосфор, электротехнический, азотно-туковый, ремонтно-механический, Электрощит, Тольяттинская ТЭЦ и другие. Трест построил также Жигулевский комбинат строительных материалов, аэропорт Курумоч, Переволокский деревообделочный комбинат, кирпичный завод. Тольяттинский речной порт. Ему же было поручено строить и Волжский автомобильный завод.
Строительно-монтажный трест № 25 (с 1940 по 1947 г. – Особстрой, затем с 1947 по 1954 г. – Куйбышевское территориальное строительное управление) сыграл основную роль в строительстве Сызранского и Куйбышевского нефтеперерабатывающих заводов, обустройстве Зольненского и Мухановского нефтедобывающих промыслов. В Самаре трестом были сооружены такие заводы, как долотный, монтажных и рулонных заготовок, минераловатных изделий, железобетонных изделий, и др. Сотни производственных объектов, много жилых домов, школ, детских учреждений было построено трестом на селе.
Строительно-монтажный трест № 11, созданный еще в 1943 г., построил значительную часть промышленных предприятий в Советском, Кировском, Промышленном районах Самары, целый ряд жилых микрорайонов, кинотеатров, школ, Дворец культуры на площади Кирова, авиационный завод, заводы "Прогресс", имени Фрунзе, сдал городу 445 культурно-бытовых учреждений, провел реконструкцию Самарского драматического театра в 1967 г.
Куйбышевский металлургический завод, серный комбинат, типография издательства "Волжская коммуна", дворец спорта и свыше 30 промышленных корпусов были построены трестом Металлургстрой.
Важная роль в сооружении жилых микрорайонов, набережной на Волге в Самаре и других объектов социально-культурного назначения принадлежит строителям треста № 24.
В 50-60-е годы в области появились новые города: Новокуйбышевск, Октябрьск, Жигулевск, Похвистнево, Отрадный. Заново на новом месте был построен Ставрополь (с 1964 г. – Тольятти).
Особенно масштабными были изменения, происшедшие за последние полвека в областном центре – Самаре (в 1935-1991 гг. – Куйбышев).
Городская застройка в 50-е и последующие годы шла по двум направлениям: первое – строительство на свободных территориях в Кировском и Советском районах, второе – на многих улицах в старой части города и на магистралях со сносом ветхого фонда.
Интенсивное жилищное строительство велось вдоль улиц Победы, Свободы, Вольская, Юных пионеров. Ставропольская. Здесь возникли невысокие, в два-три этажа компактные комплексы домов с хорошей планировкой квартир, с простой, но выразительной архитектурой фасадов, с широким использованием в их композициях балконов, небольших открытых террас, граненых эркеров, рельефных наличников на окнах. По этажности городская застройка этих лет оказалась примерно такой: 20% нового жилого фонда составляли одноэтажные здания, 30% – двухэтажные, трех- четырехэтажных домов было меньше половины – 43%, а пятиэтажных и выше – только 7%.
С 1948 г. начались работы по сооружению ансамбля жилых и общественных зданий на Самарской площади. В центре просторной площади четко спланирован сквер, впоследствии искусно озелененный и освещенный изящными торшерами художественного чугунного литья. Площадь отличают архитектурно-художественная цельность, ясность форм, масштабность и соразмерность отдельных зданий.
В 50-60-е годы внедряется магистральный принцип строительства, позволивший создать емкие и компактные жилые районы или группы и вместе с тем впечатление крупного промышленного города, каким становился он на самом деле. Начинается архитектурное формирование огромного Приволжского района, построенного вместе с великолепной новой набережной в прибрежной полосе.
Завершилась застройка нескольких кварталов по улицам Ново-Садовая, Советской Армии, и также на проспекте Масленникова, соединившего Ново-Садовую с Московским шоссе.
В сентябре 1967 г. в Совете Министров РСФСР был утвержден новый генеральный план дальнейшего развития города с численностью населения в конце расчетного срока (в 1980 г.) 1,2 млн. человек.
Застройка 60-70-х годов характеризуется прежде всего массовостью, отличается от предшествующей укрупнением масштаба градостроительных задач, большим числом изготовленных в заводских условиях конструктивных элементов зданий.
В 70-80-е годы укрепляется понимание того, что строительство в старой части города долине вестись лишь как планомерное, с обязательной деликатной реконструкцией или реставрацией сохранившихся зданий старой Самары, отмеченных стилевыми чертами эклектики и модерна.
Четверть века длится застройка двенадцатикилометровой улицы Стара-Загора, вдоль которой расположились крупные комплексы жилых домов, кинотеатры "Шипка" и "Самара", детский парк, вычислительный центр, поликлиника, крытый рынок и т.д.
Одновременно с сооружением огромного числа жилых домов на северо-восточных городских землях значительный объем жилья строится в относительно старой части города (Мичуринский жилой район и его часть – прибрежный микрорайон).
В начале 60-х годов строители Самары стали пионерами полносборного домостроения в стране. Они были первыми по внедрению легкого и теплого керамзитобетона в жилищное строительство. И миллионы квадратных метров жилой площади были построены именно в этом конструктивном варианте. Неоднократно менялась и улучшалась планировка и комфортность квартир, разнообразились типы зданий. И только фасады панельных зданий заводского производства до сих пор мало чем отличаются от своих прародителей и маловыразительны.
Пополнился общественными учреждениями район Полевого спуска вблизи набережной: гостиница "Театральная", оригинальный Дворец бракосочетаний с золотистой крышей, здание Объединенного диспетчерского управления энергосистемами Средней Волги (ОДУ). Последнее сооружение может быть зачислено в ряд наиболее примечательных в городе.
На ул.Осипенко в эти же годы было построено новое здание областной научной библиотеки. В 1971 г. взамен небольшого здания, долгое время служившего горожанам (бывший Народный дом), был построен Дворец культуры "Звезда".
В садово-парковой зоне был размещен комплекс зданий государственного университета. Но было завершено строительство лишь первой очереди. Архитектурный облик университета пока не сформирован и не совпадает с традиционным представлением об архитектуре университетских построек, которые всегда были примечательными.
Бесспорной гордостью горожан являются волжские набережные с просторными оборудованными пляжами, озелененные в традициях современного садово-паркового искусства. Их протяженность составляет 4,3 км. Берег Волги превратился в сплошной бульвар.
На рубеже веков (1990-2001 гг.)
В итоге реформ 1985-1991 гг. в стране начался глубочайший системный кризис: структурная перестройка промышленности привела к падению объемов производства, изменение централизованного министерского руководства – к абсолютно неуправляемой экономике, отдельные эксперименты в аграрной сфере – к сокращению сборов зерна, уменьшению продукции животноводства. Всеобщий дефицит товаров "правил бал". В рамках социализма все возможные эксперименты были сделаны, и они оказались неудачными.
К началу 1992 г. ситуация в стране коренным образом изменилась. Не было уже КПСС, СССР был распущен и образовалось Содружество независимых государств.
Новая правительственная "Программа углубления экономических реформ" стала осуществляться с 1 января 1992 г. В основных чертах сложившаяся только недавно, она ставила своей целью стабилизировать экономическую ситуацию в стране и подготовить Россию для "вхождения в мировое хозяйство", т.е. в социально организованную рыночную экономику. Впервые звучала мысль о том, что не только технические, но и организационные, финансовые западные новшества должны дать корни в российской действительности. В наших условиях это означало отказ от централизованного руководства экономикой, ее разгосударствление и регулирование экономики преимущественно через финансовую систему (банки), а не государственный бюджет.
В правительстве, и в значительной части населения жили иллюзии о том, что становление современного рынка в наших условиях всеобщего товарного дефицита при величайшем желании народа жить лучше, при присущем на энтузиазме – дело, если не легкое, то достаточно быстрое. В течение пяти-шести лет предполагалось преодолеть спад производства, осуществить структурную перестройку промышленности и конверсию военного производства, а также на основе частной собственности на землю дать размах фермерскому движению. В Программе говорилось о том, что созидание новых экономических отношений должно было сопровождаться активной социальной политикой, поддерживающей людей в это трудное время. Реформы начались с 1 января 1992 г. и шли в трех плоскостях: либерализация оптовых и розничных цен; массовая приватизация государственной собственности; структурная перестройка промышленности и конверсия военного производства.
Экономические реформы осуществлялись в условиях нестабильности власти, конфликты между законодательной и исполнительной властью даже приняли форму вооруженного столкновения (октябрь 1993 г.). В 1993-1994 гг. в центре и регионах формировались новые органы государственной власти. На смену советам народных депутатов пришли губернские, городские и Государственная думы. В условиях минимального государственного финансирования производства главная ответственность за судьбу реформ, за жизнь людей ложилась на местные администрацию и правительство.
Наша область имела более весомый и разнообразный промышленный потенциал, чем в среднем по России, здесь пересекались многие транспортные магистрали, здесь была сосредоточена мощная научная и технологическая база. Все это создавало достаточно благоприятные условия для перехода экономики области на новые способы хозяйствования. В то же время узкая специализация, военное или просто монопрофильное производство губернского города значительно усложняли переход на рыночные рельсы предприятий, чья продукция не имела потребительского спроса.
Создание рыночной среды началось с "освобождения" оптовых и розничных цен с 1 января 1992 г. Это означало, что цены на выпускаемые товары назначает производитель и продавец, а потребитель (покупая или, наоборот, не покупая их) регулирует размер цены. Одновременно легализировалась частная и индивидуальная торговля.
Либерализация торговли привела к колоссальному скачку цен: в течение 1992 г. потребительские цены в области выросли в 25,9 раз, в 1993 – в 11,2 раза, в 1994 – в 4,9 раза.
Правительство предупреждало население о предстоящем увеличении цен, но никто не ожидал такого громадного роста. Рыночное регулирование само по себе в российских условиях не действовало. Мгновенный рост цен вынудил население уменьшить потребление мяса, молока, рыбы, овощей и т.д. В большинстве семей расходы на питание выросли и составляли теперь 60-70% их бюджета. Новый толчок инфляции дало освобождение цен на энергоносители с лета 1992 г. Галопирующая инфляция перестроечных времен переросла в гиперинфляцию. По некоторым данным, с июля 1992 по январь 1993 г. было напечатано денег в четыре раза больше, чем их было в обращении до этого.
Либерализация цен сопровождалась большим притоком на внутренний рынок импортных товаров. Они мгновенно насытили потребительский рынок страны, области в том числе, но практически не оставили шансов отечественному производителю выдерживать с ними конкуренцию. Предотвратить инфляцию для правительства становилось главной задачей.
В течение осени 1992-1993 гг. прошел первый этап передачи государственных предприятий в частную собственность (приватизация). Граждане России получили бесплатно ваучеры – ценные бумаги, подтверждавшие право их владельцев на покупку государственной собственности в размере 10 тыс.руб. Эти ваучеры в течение 1993 г. можно было обменять на акции приватизируемых предприятий, сдать в чековый инвестиционный фонд, который приобретал акции по поручению вкладчиков, или просто продать. Акционерными стали предприятия "Авиакор", "Самеко", "Самаранефтегаз", "Строммашина", производственное объединение "Красная звезда" и многие другие.
Второй, денежный этап приватизации начался в 1994 г., когда акции приватизируемых предприятий стали продаваться на аукционах, появлялись реальные их собственники в лице отечественных и иностранных предпринимателей. Началось формирование крупных финансово-промышленных групп и холдингов (держательских компаний, имевших значительный пакет акций предприятий), а затем и распределение между ними сфер влияния.
В этой борьбе не обошлось без преступлений, физической расправы противоборствующих сторон. Так, в декабре 1991 г. был убит директор Новокуйбышевского перерабатывающего завода И.А.Дик. Чуть позже завод вошел в состав крупнейшей нефтяной компании ЮКОС. В нашей области к началу 1995 г. было приватизировано около 60% предприятий, где было занято более половины всего трудоспособного населения области (590 тыс. человек). По данным на 1 июля 1997 г., 85% предприятий области находится в частном владении (в России – 71,8%). Итак, промышленные предприятия стали объектом купли-продажи на фондовом рынке. Одновременно в области, как и в стране, проводилась малая приватизация, когда в частную собственность распродавались магазины, предприятия общественного питания, сферы услуг. Началась приватизация жилья.
В годы экономических реформ появились специализированные предприятия оптовой торговли – биржи. Сейчас в области действуют три биржи – Самарская фондовая региональная, Самарская валютная межбанковская, Тольяттинская универсальная.
Важное место в рыночной инфраструктуре заняли коммерческие банки и другие финансовые учреждения. Первыми коммерческими банками в области стали появившиеся в 1989 г. Автовазбанк и Волгоинкомбанк. В 1994 г. в области работало уже более 25 самостоятельных и отделений центральных коммерческих банков. Из местных самыми крупными были Автовазбанк, Средневолжский коммерческий (СВКБ), Ладабанк и Самараагробанк, которые до рейтингу 1994 г. входили в 100 крупнейших банков страны.
Со второй половины 1990-х годов все больше наблюдалась концентрация банковского капитала, поглощение местных банков крупными столичными. Только в течение 1996 г. в Самарской области число действующих банков уменьшилось с 36 до 27. На территории области работают филиалы и отделения 27 иногородних банков.
Ныне укрепившиеся на финансовом рынке банки стали заниматься преимущественно операциями с ценными бумагами, государственными краткосрочными обязательствами, акциями приватизированных предприятий. В условиях спада промышленного производства, нестабильной политической ситуации в стране игра на фондовом рынке была более надежным и прибыльным делом, нежели инвестирование промышленного и сельскохозяйственного производства.
Итак, на протяжении первой половины 1990-х годов в Самарской области оформился свободный рынок товаров и услуг, рынок средств производства, возник фондовый рынок и определились его главные участники.
Эти перемены в жизни общества, однако, не привели к ликвидации экономического кризиса в стране и области. Возрождение хозяйства, поддержка населения в этих условиях теперь становились главными.
Экономический кризис, начавшийся еще в советские годы, пока продолжается. Объем промышленного производства области в 1996 г. составил 58,3% от уровня 1990 г. Особенно быстрым снижение объемов производства было в цветной металлургии, химических отраслях, нефтедобыче и нефтепереработке, машиностроении, легкой промышленности. Во второй половине 1990-х годов наибольший спад пришелся на легкую, деревообрабатывающую, целлюлозобумажную отрасли. На 1 января 1997 г. 44% промышленных предприятий области были убыточными.
В 1996-1997 гг. наметились первые положительные изменения в промышленности области. В 1996 г. наблюдался рост производственных инвестиций (107% по сравнению с предыдущим годом). Самарская область по рейтингу инвестиционной привлекательности заняла пятое место среди регионов России. В 1997 г. впервые за десять последних лет было достигнут рост объемов промышленного производства (107,8% за девять месяцев 1997 г. по сравнению с аналогичным показателем за 1996 г.). Появились первые надежды на улучшение экономической ситуации и выход из кризиса.
Экологическое состояние области в значительной степени зависит от состояния промышленного производства. Самарская область входит в число территорий с "устойчивой плотностью экологически опасной аварийности". По территории области проходит более 40 тыс.км продуктопроводов, газо- и нефтепроводов, аммиако-провод. Загрязнение близлежащей территории, крайняя изношенность магистралей, утечка нефти и газа, – все это тоже реалии нынешней ситуации в области. Многие реки загрязнены водными отходами, особенно Чапаевка, Криуша, Крымза, Съезжая (устье) и особенно Падовая.
В малых городах области (Похвистнево, Жигулевск, Чапаевск), где тяжелая экологическая обстановка и особенно велик спад производства на бывших военных предприятиях, а рыночная инфраструктура не развита, правительство области предполагает создать особые экономические зоны (привлечение сюда инвестиций извне, налоговые льготы частным предпринимателям, широкая система обучения малому бизнесу).
Организация и управление промышленными предприятиями также вступили в другую стадию. В годы приватизации практически все промышленные гиганты области стали акционерными предприятиями, действующими на рынке самостоятельно, практически без государственного вмешательства. Лишь размер отчислений от прибыли, доля косвенных налогов, которые поступают в федеральный и местный бюджеты, являются главным рычагом государственного регулирования промышленного производства.
Последнее десятилетие – время роста мелкого бизнеса и предпринимательства в стране и ее регионах. На сегодняшний день предприятий такого рода в области более 50 тыс.
Создание рыночной экономики сопровождалась ростом теневой экономики, укрывающейся от налогообложения. В России, по данным Министерства внутренних дел, здесь производится до 40% валового внутреннего продукта, а получаемая прибыль распределяется келейно.
Твердый государственный контроль за "свободной рыночной деятельностью предприятий" – единственное средство наведения порядка.
Сельскохозяйственное производство в настоящее время продолжает находиться в кризисе. Объемы производства падают с 1989 г. В 1995 г. валовая стоимость сельхозпродукции составляла 69% от уровня 1991 г.
Однако 2001 год оказался весьма урожайным, Отдельные успехи связаны с внедрением в некоторых хозяйствах новых западных технологий. Так, с участием администрации г.Тольятти, АО "АвтоВАЗ", АО "Инвестиции" была построена молочная ферма в с.Хрящевка Ставропольского района. Надои от одной коровы доходят здесь до 36 л в день с жирностью 4,5%, тогда как средний надой по области – 6 л от одной коровы.
В сельском хозяйстве много проблем, может быть, больше, чем в промышленности – д