В годы первой мировой войны.

Первая мировая война привела к значительным изменениям в эко­номической и общественно-политической жизни губернии. Уже в пер­вые месяцы войны сокращается спрос на многие виды продукции ме­ханических заводов, конфетных фабрик, мебельных и экипажных мастерских. Появились перебои в доставке сырья и топлива, труд­ности в получении кредитов в банках. С введением сухого закона закрывается часть винокуренных и пивоваренных заводов.

Одновременно происходит расширение производства на промыш­ленных предприятиях, связанных с выпуском вооружения и боепри­пасов. В Самаре открываются кожевенный завод, консервная фаб­рика, мастерские по изготовлению армейских повозок, завод "Муравей". В Самару были эвакуированы некоторые предприятия из западных губерний России. Увеличилась средняя численность рабочих на одном предприятии – с 50 человек в 1913 г. до 140 в 1917 г.

Самими крупными в губернии были государственные предприя­тия. Так на Самарском трубочном заводе к 1 мая 1917 г. рабо­тали 20.119 человек, а на Самаро-Сергиевском заводе взрывчатых веществ – 13.776, на Томыловском артиллерийском складе – 3700 человек. В губернии насчитывалось 19905 ремесленников и куста­рей, 5 тыс. строительных рабочих, 22 тыс. рабочих железнодорожного и водного транспорта, более 25 тыс. поденщиков и черно­рабочих.

В состав пролетариата вливались представители мелкой и сред­ней буржуазии, которые получали отсрочки от призыва в действую­щую армию, а затем устраивались на военизированные предприятия.

Крестьяне окрестных деревень составили значительную часть рабочих Самаро-Сергиевского завода взрывчатых веществ, Томыловского артсклада, завода Ушакова. Степень сохранности кадровых рабочих зависела от связи той или иной отрасли с нуждами воен­ного времени. Средняя квалификация рабочих за годы войны пони­зилась в металлообрабатывающей промышленности на 17%, в тек­стильной – на 27%.

На смену мобилизованным в армию на фабрики и заводы пришли женщины и дети. Так, на 1 января 1917 г. среди рабочих губернии удельный вес женщин составлял 30,5%; на казенных военных пред­приятиях – 40,5%. На некоторых предприятиях Самары дети и подростки составляли от 30 до 40%.

Ряды работников предприятий пополняли беженцы и эвакуиро­ванные, которых в Самарской губернии насчитывалось более 152 тыс. человек. Более 50% из них были нетрудоспособными. Они чаще всего использовались в качестве чернорабочих или на сельскохо­зяйственных работах.

Социально-экономическое положение рабочих в годы военного лихолетья постоянно ухудшалось. Продолжительность рабочего дня достигла 12 часов, а на дяде предприятий – 13-14 часов, широко применялись сверхурочные работы, узаконенные правитель­ством в 1915 г. Снижалась работоспособность, рос травматизм. За 1916 г. в мастерских железнодорожных станций Самара, Безенчук, Иващенково произошло 398 несчастных случаев. Нередко участни­ков стачек, требовавших, увеличения заработной платы, увольняли с предприятий.

Ухудшились условия труда. Старое, изношенное оборудование, отсутствие вентиляции, нарушения техники безопасности, плохое продовольственное снабжение способствовали росту профессиональ­ных заболеваний. Практически отсутствовала медицинская помощь на предприятиях. Возникали эпидемии тифа, холеры, дифтерии.

Из-за притока беженцев ухудшились жилищные условия рабочих в Самаре и уездных городах. Реальная заработная плата падала в связи с быстрым ростом цен на продукты питания, товары первой необходимости и жилье. К 1916 г. уровень заработной платы по сравнению с довоенным временем возрос на 10-15%, а цены на многие товары и продукты питания увеличились на 100-300%. До­роговизна вызывала недовольство в городе и деревне. Оно нередко выливалось в стихийные выступления масс. Такие выступления произошли в Самаре 19 февраля и 19 сентября 1915 г., в Мелекессе – 27 октября, в Ставрополе – 26 декабря 1915 г. В Сызрани толпа женщин – солдаток 22 июля 1916 г. пыталась разгромить лавки.

Осложнилось положение и в сельском хозяйстве. Мобилизация в армию лишила десятки тысяч крестьянских хозяйств единствен­ных кормильцев. Самарская деревня потеряла почти половину тру­доспособных работников. Вся тяжесть ведения хозяйства легла на плечи женщин, стариков и детей.

Помещичьи и зажиточные крестьянские хозяйства широко ис­пользовали труд военнопленных и беженцев.

Большие трудности крестьянские хозяйства испытывали в связи с сокращением поголовья рабочего скота, который реквизировался для нужд армии. 78103 крестьянских хозяйства совсем не имели скота, а 107 483 двора были без рабочего скота. В 1917 г. в губернии насчитывалось 93480 безземельных и 44.476 беспосевных хозяйств. К лету 1916 г. посевная площадь в губернии сократи­лась по сравнению с 1913 г. на 766,3 тыс. десятин. К 1917 г. беднота в самарской деревне составляла 54%, середняки – 24.4, зажиточные – 20,6%. Благодатной была обстановка для людей анти­правительственной агитации. Мировая война значительно ускорила созревание материальных предпосылок второй российской революции. На пороге был 1917 год...

Наши рекомендации