Христианство: ценности, нормы, символы

Билеты по истории культуры традиционных обществ.

Билет.

Генезис культуры традиционного общества в Европе. Культура поздней Римской империи и варварская составляющая.

Если к изучению генезиса феодализма в Западной Европе подойти в свете проблемы многоукладного средневекового общества, то мы сможем увидеть в раннефеодальной социальной структуре мощный «дофеодальный» (варварский) субстрат, на котором эта структура в значительной мере, собственно, и возникла. Трансформация варварского общества, шедшая в Европе под влиянием позднеримских порядков, и дает феодализм. Но раннефеодальный строй не отрицает, не изживает варварства полностью, они как бы сосуществуют, переплетаясь и взаимодействуя.

Возникновение феодальных отношений в странах, являвшихся в древности главными очагами рабовладельческой системы, происходило, на наш взгляд, менее органично. К сожалению, очень слабо исследован вопрос о том, в какой мере генезис феодализма в Италии, Испании, Южной Галлии был возможен без внешнего воздействия; под последним мы имеем в виду не столько первоначальные завоевания этих римских провинций варварскими племенами (ибо, как известно, ни готы, ни бургунды не смогли радикально изменить здесь общественные порядки), сколько последующее подчинение их франкскому господству и нашествия завоевателей, приходивших из более продвинутых в феодальном отношении частей Европы.

Раннефеодальное общество было многоукладным, это общепризнано. Наряду с остатками рабовладения и колоната позднего Рима мы находим в Европе в первые столетия после его падения родоплеменной уклад варваров, а также общинные отношения, которые, кстати сказать, по целому ряду причин нельзя рассматривать только как пережиточную форму общинно-родового строя. Во-первых, потому, что соседская община средневековья существенно отличается от первобытнородовой общины по самой своей основе (ибо она не опирается на коллективную собственность на землю), а во-вторых, потому, что марковый строй средневековой деревни в значительной мере складывается вообще не в процессе трансформации более ранних типов общины, а в результате совершенно иного развития — внутренней колонизации, превращения небольших поселений и хуторов в деревни, т.е. в результате роста производительных сил и увеличения численности населения. Картина социальной многоукладности раннесредневекового общества не будет полной, если мы не учтем немалой роли «патриархального» рабства у варваров. Между тем, в нашей литературе многоукладность раннефеодального общества нередко заслоняется изображением интенсивного взаимодействия всех перечисленных форм общественной жизни, приводящего к торжеству феодализма. Не таков ли смысл тезиса о синтезе позднеримских порядков с социальными отношениями варваров? Этот синтез (обычно не исследуемый конкретно) изображается как сближение обоих укладов и их слияние, порождающее феодализм.

Главное же состоит в том, что и к концу периода раннего средневековья в Европе социальная многоукладность изжита не была. Наряду с зависимым крестьянством и феодальными землевладельцами мы почти повсеместно находим более или менее значительные остатки слоя свободных мелких собственников либо даже широкую их массу, составляющую основную часть населения страны. Соответственно и свободная община не исчезает повсеместно. Аллод нигде, даже во Франции, не вытеснен феодом окончательно и полностью. Очень долго сохраняется рабство в разных видах и модификациях: дворовые слуги и холопы, пленные и покупные рабы, вольноотпущенники и кабальные люди не были лишь незначительной прослойкой сельского населения. Черты многоукладности в известной мере можно обнаружить и в недрах самого феодального уклада. Зависимое крестьянство феодальной эпохи никогда не составляло класса, единого по своему имущественному положению, социально-правовому статусу, по роли в политической и общественной жизни. Оно было разбито на многочисленные разряды, характеризующиеся разными формами зависимости, различными видами эксплуатации. Многие особенности положения разных социальных разрядов средневекового крестьянства генетически восходят к раннефеодальному и даже к еще более раннему времени.

Билет.

Изменения в культуре после германских завоеваний.

С конца IV германские племена непрерывно вторгались в Западную Римскую империю.

Обессиленное восстаниями рабов и колонов (полузависимые крестьяне), рабовладельческое государству не могло сдерживать натиска «варваров».

В течение V века германцы расселились по всей территории империи: вандалы - в Северной Африке, вестготы (западные готы) - в Испании, англы и саксы - в Британии, франка - в Галлии, остготы (восточные готы) - в Италии.

Большинство населения империи, задавленное непосильными налогами, встречало германцев как своих освободителей. Рабы и колоны переходили на сторону завоевателей, присоединялись к их отрядам, открывали перед ними ворота городов. Гроза народного гнева обрушилась на рабовладельцев: их убивали, изгоняли, отнимали у них земли.

Восстания рабов и колонов и вторжения германцев разрушили рабовладельческий строй в Западной Европе. Рабовладельцы лишились своих богатств и власти.

2. Занятия германцев.

Во время вторжений германцев в Западную Римскую империю почти все города были разрушены или погибли в огне пожаров. Ремесло окончательно пришло в упадок. Торговля замерла, опустели порты и дороги.

В то время как города ещё долго лежали в развалинах, сельское хозяйство постепенно восстанавливалось. Главным занятием германцев было земледелие. Свободные германцы обрабатывали землю старательнее, чем римские рабы. Они вспахивали поле лёгким плугом, разрыхляли его деревянной бороной, заимствованными у римлян. Они пользовались также деревянными вилами, граблями; железных орудий было очень мало.

После завоеваний германцы переняли у римлян двухполье. Пахотную землю они делили на два поля: одно засевали, а другое было под паром, то есть «отдыхало». Поля, отведённые под посев и пар, ежегодно меняли. С переходом к двухполью урожаи у германцев повысились.

Германцы не только выращивали зерновые культуры, но также начали заниматься садоводством, огородничеством, виноградарством. Как и в прежние времена, они разводили скот, птицу, пчёл, охотились на зверей и ловили рыбу.

3. Соседская община

Мы знаем, что в первые века нашей эры германцы жили родовыми общинами, но с улучшением орудий труда одна семья могла вспахать и засеять участок, а затем собрать урожай, достаточный для её пропитания. Поэтому пахотные земли стали переходить в пользование отдельных семей.

Во время длительных походов родичи нередко отрывались от своего рода. На новых местах они селились вместе с людьми из других родов. Так возникали деревни, в которых жили не только родичи, но и соседи. Жители такой деревни составляли соседскую общину. В эти общины входили и освободившиеся из неволи рабы, и колоны.

Каждая семья в соседской общине имела свою долю в пашне - пахотный надел. Но семья не могла полностью распоряжаться наделом: его нельзя было продавать, дарить, обменивать.

После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. На него выгоняли скот все жители деревни. Чтобы урожай созревал в одно время, общинники начинали полевые работы вместе и засевали участки одинаковыми зерновыми культурами.

Леса, луга, пустоши, воды были общими. Общинники рубили деревья в лесу, вместе пасли скот на выгонах, ловили рыбу в реках и озёрах.

После германских завоеваний основную массу населения Западной Европы стали составлять свободные крестьяне - общинники.

Еще до завоеваний у германцев выделилась знать.

Старейшины, военные вожди и их дружинники имели бобыле земли и скота, чем рядовые члены племени.

Во время походов на Римскую империю неравенство среди германцев возросло. Вожди и дружинники награбили много добра, захватили имения римских богачей. Они завладели большими участками земли - стали крупными землевладельцами. Их владения во много раз превышали наделы общинников.

В хозяйстве знатных германцев работали рабы и колоны, сохранившиеся от римских времён. Но так как труд рабов был невыгодным, то германцы наделяли их небольшими участками земли. Часть времени раб обязан был работать на господина, а остальное время трудился в своём хозяйстве.

В результате завоеваний германская знать захватила много земель и стала резко выделяться своим богатством среди рядовых общинников.

Билет.

Христианство: ценности, нормы, символы.

Христианство явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Вся культурная жизнь Средневековой Европы этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. из гонимой становится государственной религией в Римской империи.

Из движения, оппозиционного официальному Риму, христианство превращается в духовную, идеологическую опору Римского государства. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения - символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, воскресение мертвых, Божественную Троицу.

Большой резонанс в средневековом обществе получила апология Аврелия Августина (Блаженного) «О граде Божьем». Помимо идеи двух градов – земного и небесного – Августин обосновывает здесь необходимость главенствующей роли в земном бытии церкви как власти богоугодной и наиболее приближенной к Богу. Отсюда следовал тезис о подчинении светской власти – церковной.

Бог в христианстве - Единый, Личностный и Духовный, то есть абсолютно внематериальный. Человек являлся образом Божим, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке - душа.

С VI в. на территории Западной Европы возникают монастыри. Именно монастыри являлись единственными на протяжении многих веков центрами просвещения, школами целомудрия и воздержания. Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства "ухода из мира", безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко - очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Одной из важнейших сторон деятельности орденов было пастырское служение, прежде всего проповедь и исповедь.

По христианскому учению сам, своими силами человек вернуться к Богу не может. Для этого человеку нужен посредник - Спаситель. Спасителями в Средневековом христианстве выступают Христос и Его Церковь. Поэтому наряду с категорией греха большую роль в картине мира Средневековья занимает проблема спасения души каждого человека.

Согласно христианской концепции смысл жизни человека заключается в том, чтобы подготовиться к подлинной жизни, посмертной, потусторонней. Поэтому повседневная, земная, реальная жизнь утрачивает свою самоценность. Она рассматривается лишь как подготовка к жизни вечной, посмертной. Основной акцент делается на загробную жизнь, загробное воздаяние. Спасение даруется не всем, а только тем, кто живет по евангельским заповедям.

Вся жизнь человека в Средние века выстаивается между двумя точками отсчета - грехом и спасением. Для ухода от первого и достижения последнего человеку даются следующие условия: следование христианским заповедям, совершение добрых дел, уклонение от соблазнов, исповедание своих грехов, активная молитвенная и церковная жизнь не только для монахов, но и для мирян.

Таким образом, в христианстве ужесточаются требования к нравственной жизни человека. Основные христианские ценности - вера, надежда, любовь.

Христианский идеал человека - это победа духа над телом, аскетизм. В христианстве приоритет отдается душе, духовному началу. А к телу формируется уничижительное отношение. Считалось, что тело греховно, бренно, является источником соблазнов, временным пристанищем души. А душа вечна, бессмертна, совершенна, это частица божественного начала в человеке. Человек должен заботиться в первую очередь о душе.

Христианство создавало единую идеологическую основу культуры Средневековья, способствовало созданию крупных единых средневековых государств.

Билет.

Наши рекомендации