Вопрос 12. Культура античных государств Северного Причерноморья (общая хронология, основные памятники, экономика, материальная культура, искусство, религия по данным археологии)
Основа экономики античных государств Северного Причерноморья – земледелие. Раскопки на территории так называемой хоры – с/х округи полисов – выявили систему организации земледелия, кот. в колониях была аналогична той, что была в метрополиях. Так, на территории ближайшей хоры Херсонеса исследованы размежёванные рядами камней прямоугольные наделы площадью по 26,5 га, что соответствует размерам клеров (сельских наделов) в самой Элладе. Есть наделы и меньшей площади. Основные выращиваемые культуры за всё время – пшеница, ячмень, просо и бобовые. Рожь перестали считать сорняком в первых веках н.э., овёс считался культурой у римлян, но не считался у греков. Обязательной частью земельных наделов были огороды и сады. Письменные источники свидетельствуют, что греки культивировали лук, чеснок, капусту, яблоки, груши, айву, миндаль, смоковницу, каштаны итд. Дикорастущие сорта одомашнивали путём прививок. Есть бесспорные следы развития виноградарства и виноделия (изображения виноградарских ножей и лоз, следы производства пифосов (оочень большой – иногда размером с человека - сосуд для хранения продуктов) и амфор для хранения вина, следы виноделен).
Методы обработки и орудия труда: предполагается (по данным либо археологии, либо письменных источников, либо по аналогии с Грецией), что практиковалось двух-, позднее трёхполье. Местами знали искусственное орошение, о чём свидетельствует находка канала у с. Айвазовское. Применялись также террасирование (искусственное изменение рельефа для борьбы с водной эрозией, создание плоских земляных ступеней на подпорках), о чём свидетельствуют остатки подпорных стен в херсонесских усадьбах. Возможно, почву удобряли навозом и перепревшей соломой. Вспашка производилась деревянным ралом с железным наральником (многочисленные находки наральников и изображения рала на монетах Боспора), возм. использовали волов. Обнаружены также колотушки и железные мотыги для разбивания комков земли, а также железные серпы и косы. В ходе раскопок поселений обнаружены специальные ямы для хранения зерна – грушевидной формы с каменными крышками-плитами. Зерно также хранилось в пифосах и крупных амфорах, его толкли деревянными пестами в каменных ступах, перемалывали в муку каменными жерновами (всё это подкреплено реальными находками). Более древние жернова представляли собой овальный камень, гладко стёсанный с одной стороны, по которому водили другим камнем. Позднее – классические ручные мельницы, состоящие из двух плит – нижней (неподвижной) и верхней, приводимой в движение рычагом, вставленным в специальные углубления на её поверхности. В верхней также имелось конусовидное отверстие для подсыпки зерна. Хлеб пекли в очагах и в специальных купольных печах.
Животноводство: о его большой роли свидетельствуют массы костных остатков на поселениях и в погребениях, специальные загоны и помещения для скота на территории поселений и предметы домашнего инвентаря для приготовления сыра идр молочных продуктов. На первом месте было разведение мелкого рогатого скота, дававшего мясо, молоко и шерсть. Следующим по важности был крупный рогатый скот – тягловая сила, источник молока, мяса и кожи, шедшей на обувь и доспехи. Активно разводили лошадей (транспорт и военное дело). Ещё свиней и собак.
Рыболовство: имело большой размах. Рыбный импорт из Северного Причерноморья ценился в греческих метрополиях, а затем и в Римской империи. Археологами исследованы рыбозасолочные цистерны, сложенные из камня и врытые в землю. На дне крупнейшей херсонесской цистерны, вмещавшей более 50 т рыбы, обнаружена рыбная масса толщиной 1 м. Найдены также пифосы с остатками рыбы, масса бронзовых и железных крючков, поплавков, каменных и глиняных грузил, остатки сгоревших сетей. Обнаружено множество костей промысловых рыб (камбала, осетр, севрюга, сазан, кефаль), дельфинов, моллюсков.
Керамическое производство достигло высочайшего уровня и существовало как в городах, так и в сельских поселениях. Обнаружены многочисленные гончарные мастерские, керамический брак, сводчатые двухъярусные печи для обжига керамики, а в Херсонесе, Пантикапее и предположительно в Фанагории - специальные ремесленные кварталы («керамики»). Из глины производились стройматериалы, различные сосуды (посуда, тара для жидких и сыпучих материалов, курильницы, светильники), а также терракотовые статуэтки, жертвенники, грузила, пряслица идр. Стройматериалами, в первую очередь, были черепица и кирпичи + облицовочные плитки, трубы для водопровода, декоративные детали кровли, украшенные рельефными изображениями (акротерии, антефиксы, симы).
Большинство сосудов сделаны на гончарном круге, хотя северопричерноморские греки и производили лепную лощёную посуду для домашнего обихода. Гончарная керамика ввозилась из метрополий и производилась на месте, она была очень высокого качества из хорошо отмученной глины, очень хорошо обожжена. Еще до обжига поверхность ряда сосудов заглаживалась и покрывалась дополнительно жидкой глиной, в результате чего создавался так называемый ангоб, позволяющий получить более гладкую поверхность. Местная керамика отличается от греческой долговременным переживанием форм и орнаментов, вышедших из моды в метрополиях, а также подражанием сосудам скифских и сарматских форм с применением античного декора.
Виды сосудов: наиболее многочисленны остродонные узкогорлые двуручные амфоры – тара для перевозки и хранения вина, масла, сыпучих веществ итд. Ещё огромные пифосы (зерно, вино, рыба), горшки, сковороды, кувшины, миски для кухонных нужд. Блюда, плоскодонные широкогорлые амфоры, кратеры (широкая горловина и две ручки), пелики (каплевидное тулово и две ручки), гидрии (узкое длинное горлышко, объёмное тулово), ойнохои (одна ручка, горлышко с тремя носиками), килики (плоская форма, одна ножка, две ручки) итд. Роспись: многие сосуды богато и тонко орнаментировались. В основном это были растительные (реже геометрические) орнаменты, наносимые красной, либо голубой, либо чёрной краской по светлому фону или же белой краской по тёмному фону. В первые века н.э. роспись перестала быть популярной в античном мире, но в Северном Причерноморье продолжали расписывать, преимущественно белой краской по тёмному фону. Хорошо известна и керамика, покрытая чёрным или красным лаком. Чернолаковая посуда была не только привозной, но и местного производства. Были как сплошь покрытые лаком сосуды, так и не полностью лакированные с сюжетными росписями – черно- или краснофигурными. Краснолаковая посуда появляется во второй половине 2 в. до н.э., а с 1 в. до н.э. она окончательно сменяет чернолаковую в Северном Причерноморье.
Металлургия: высокий уровень как чёрной, так и цветной. Большинство орудий труда, предметов вооружения, многие строительные детали, почти все скобяные изделия делались из железа и стали. Анализ соответствующих шлаков показал, что использовалась различная руда – горная (для Ольвии – криворожская, для городов Боспора – керченская) и болотная (для Херсонеса). Руда обогащалась (с использованием извести), промывалась (найдены бассейны для промывки), затем железо восстанавливалось из руды сыродутным способом, после чего горновая крица (грубая масса железа со шлаковыми включениями) повторно нагревалась, затем осуществлялась её проковка, и в результате получалось сырьё для изготовления предметов. Основным приёмом кузнечной обработки была ковка, но также использовалась термическая обработка, закалка стали, цементация, сваривание железа со сталью для повышения твёрдости. Готовые изделия подвергались холодной обработке. Остатки помещений для обработки руды найдены на Березани (Пантикапей), сыродутные печи – на Нижнем Днепре (Ягорлыцкое поселение), на Азиатском Боспоре (Раевское городище) и в других местах. Найдены городские и сельские кузницы.
Из меди и бронзы производили орудия труда, оружие (наконечники стрел, панцири, шлемы, кнемиды (поножи – доспехи для ног), а в раннее время – мечи и кинжалы), узду, элементы одежды, украшения, стригили, замки, зеркала, бритвы, ключи, сосуды. Бронза была свинцово-оловянистой. В римское время в Северном Причерноморье к меди стали добавлять цинк, получая тем самым латунь. Из свинца делали гири, грузила, пряслица. Основной метод цветной металлообработки – отливка в формах. Найдены плавильные печи (высокие цилиндрические, в них через глиняные сопла мехами подавался воздух), керамические тигли для плавления небольших порций. В формы металл лили с помощью небольших льячек. Формы могли быть жесткие (негативное изображение вырезалось в керамике, в камне) двусторонние, реже – односторонние, могли быть и из мягких материалов – глина или формовочная земля. Для более сложных изделий обычно применяли литьё по утрачиваемой восковой модели. После литья иногда осуществлялась клёпка, тиснение, штамповка, пайка, позолота. Бронзолитейные мастерские античных городов региона производили различные сложные изделия для местных степных племён – зеркала, уздечные бляхи, колчанные крючки идр.
Торевтика – художественная обработка металлов. В Северном Причерноморье зародилось в 6 в. до н.э. Золото сюда поступало из Фракии, Малой Азии, Закавказья. Серебро – в первую очередь, из Афин. Методы обработки: плавка в тиглях, отливка в жёсткие и пластические формы (обнаружены в ходе раскопок), ковка, волочение золотой и серебряной проволоки, пайка, штамповка, тиснение (найдены бронзовые штемпели с рельефными изображениями). С 3 в. до н.э. практиковалось золочение серебряных и бронзовых изделий с помощью их покрытия ртутным раствором золота. С рубежа 3-2 в. до н.э. распространяется инкрустация металлических изделий камнями, цветным стеклом, эмалью (полихромный стиль). Этот стиль достигает своего апогея на рубеже эр. В первые века н.э. в Северном Причерноморье появляется собственное стеклоделие (находки у с. Заветное в Юго-Западном Крыму). Римляне принесли традицию изготовления оконного стекла. Существовало также костерезное дело, кожевенное дело, ткачество, прядение (всё подкреплено находками).
Торговля: велась интенсивно по нескольким направлениям – 1. с окружающими «варварам». 2. в пределах конкретного города и государства. 3. с греческими государствами Средиземноморья и Причерноморья (прежде всего, со своими метрополиями). Из Сев. Причерноморья вывозили хлеб (особенно интенсивно из Боспорского государства в Аттику), скот, кожу, засоленную рыбу, рабов. Ввозили вино, оливковое масло, керамику, оружие, ювелирные изделия и другие предметы роскоши.
Производился активный выпуск монет (из серебра, меди, реже из золота). В течение всей античной эпохи свою монету выпускали Ольвия, Херсонес, Пантикапей и Тира. Эпизодически чеканили Керкинитида, Феодосия, Нимфей, Фанагория, Горгиппия идр. Монетные кружки первоначально отливались в формах, а затем на них путём чеканки штемпелями наносились изображения и легенды. В период римского влияния местная монетная система ориентируется на римскую систему (подражание в весе, портреты римских императоров итд). Особое место в монетном деле занимает Ольвия: в начале истории этого полиса здесь ходила крупная круглая медная монета («ольвийские ассы»), которая не чеканилась, а полностью отливалась в двусторонних формах. Также в Ольвии в ранний период отливались совершенно оригинальные монеты в виде бронзовых стрелок и дельфинчиков. Но в 4-3 вв. до н.э. крупные литые медные монеты постепенно вытесняются более удобными небольшими чеканенными монетами из серебра и золота, а позднее из меди → монетное дело в Ольвии приобретает вполне обычный для греческих полисов облик. Наряду с местной монетой при раскопках Сев. Причерноморья обнаружена и привозная, имевшая хождение во внешней торговле. В 6-4 вв. до н.э. это были в основном электровые статеры малоазийского города Кизика, с конца 4 в. до н.э. – золотые статеры Филиппа II Македонского, Александра III Македонского, а с середины 3 в. до н.э. – ещё и Лисимаха Фракийского. С рубежа эр, т.е. в период римского влияния, - серебряные денарии.
Оружие: длинновтульчатые копья с железным наконечником – метательные и ударные, ксифос – двулезвийный остроконечный, рубящий и колющий меч; махайра – искривлённый однолезвийный рубящий меч, короткий скифский акинак. На Боспоре ещё и длинный меч синдо-меотского типа без металлической гарды. Также пращи и луки – как длинные греческие, так и короткие скифские, позднее большие сарматские. Пришедшие в Сев. Причерноморье римляне использовали меч-гладиус и метательное копьё-пилум. Для обороны использовали деревянные щиты с обтяжкой из кожи или металлических пластин, а позднее с металлическими сердцевинами-умбонами; бронзовые панцири-кирасы и панцири из железных чешуек; бронзовые шлемы различных типов – аттические, коринфские итд, позднее также железные шлемы; бронзовые поножи итд.
Монументальная живопись: обнаружены росписи стен жилых зданий и погребальных склепов, причём среди последних в первую очередь выделяются великолепные росписи склепов Боспорского государства, где в 4-3 вв. до н.э. начинается расцвет склеповой живописи, продолжающийся и в начале нашей эры. Росписи первоначально осуществлялись без грунта клеевыми красками (темперой), затем художники перешли к акварельной фресковой живописи и к восковым краскам, предварительно разогреваемым и наносимым на подогретый слой грунта (техника энкаустики). Росписи могли быть как сюжетными, так и бессюжетными. Персонажи сюжетных разнообразны – боги, люди, животные, растения. Используются различные геометрические детали. Многообразны сами сюжеты – пейзажи, мифологические сцены, жанровые и батальные сцены итд.
Примеры: боспорский Стасовский склеп 2 в. н.э. содержит роспись со сценой борьбы боспорцев с сарматами, с фигурами зверей в густой траве среди деревьев. Замечательна с художественной точки зрения роспись склепа Деметры 1 в. н.э. на Боспоре, сооружённого в естественном холме. Эта роспись воспроизводит миф о похищении Коры-Персефоны (дочери Деметры) Аидом (Плутоном) и представляет нашим глазам на одном из люнетов (боковых частей потолка) Плутона на колеснице, похищающего Кору, а в центре плафона – огромный головной портрет печальной Деметры.
Характерной чертой монументальной живописи была её неразрывная связь с конструктивной основой (так называемая тектоничность). В частности, была широко распространена многоцветная раскраска различных частей стены, при которой определённый цвет соответствует определённому структурному участку – цоколю, собственно стенным участкам и карнизу (структурная система). Начиная с рубежа эр к структурному стилю добавился восходящий к нему стиль цветного инкрустирования стен пластинами из цветного камня, металла или стекла, при котором сложный орнамент формировался за счёт вписывания пластин одной геометрической формы в пластины другой геометрической формы. Немного ранее здесь стал очень популярен цветочный стиль, предусматривавший включение плафона в единую зону росписи со стенами и их украшение многочисленными растительно-цветочными мотивами.
Мозаичные изображения: создавались с помощью разноцветных галечных камней, укреплявшихся на известковом растворе – напр. вышеупомянутое изображение на полу купальни эллинистического периода в Херсонесе.
Скульптура: привозная и местная, круглая и рельеф. Привозная монументальная скульптура была в основном мраморной, причём известны произведения, созданные в мастерских знаменитых греческих скульпторов Праксителя и Скопаса (их имена на базах статуй). В Ольвии найдена мраморная копия знаменитой хрисоэлефантинной скульптуры Афины Парфенос работы Фидия. Обнаружены также римские копии с более ранних греческих скульптур. В 4-2 вв. до н.э. наблюдается расцвет местной монументальной скульптуры. Это как круглая скульптура – изображения богов, портреты местных жителей итд, так и рельефы на мраморных фризах храмов, на которых помимо изображений религиозных процессий демонстрировались растительные и зооморфные мотивы. Местные черты проявляются порой в излишней детализации, некотором нарушении пропорций и в статичности персонажа (напр. отдыхающий Геракл в городище «Чайка» под Евпаторией).
Примерно с 5 в. до н.э. и до 3 в. н.э. широко распространена местная надгробная скульптура, в которой особенно сильно сказываются черты северопричерноморской античности. Основным её видом были стелы – каменные доски с именем умершего, часто увенчанные карнизом из растительных мотивов или фронтоном храмового типа с акротерием (украшение на вершине фронтона). В период римского присутствия в местной скульптуре проявляется значительное влияние римского портретного стиля. Местные мастера порой использовали привозной мрамор, основным материалом для местной монументальной скульптуры был известняк.
Почти во всех городах найдены привозные или местные терракотовые статуэтки, оттискивавшиеся в специальных керамических формах и затем раскрашивавшиеся. Излюбленными персонажами терракот были Деметра, Кора, Афродита, Кибела, Дионис, дети, танцующие женщины итд.
Религиозные культы: находят археологическое отражение в храмовой архитектуре, изображениях богов на монетах, в монументальной скульптуре, в терракоте, в рельефах и надписях на каменных плитах. Из метрополий в Сев. Причерноморье был перенесён культ греческих богов – в первую очередь Аполлона в разных его ипостасях (Дельфиния, Врача, Защитника). Популярны также Кора, Деметра, Гестия. Первоначально в данном регионе был типичный греческий пантеон, однако постепенно здесь формируются специфические черты культовой системы колоний. К этим особенностям относится прежде всего почитание Ахилла Понтарха и богини Девы, в основе которого лежат варварские культы местного варварского мира, переработанные греческими поселенцами. Затем, в период сарматизации региона распр. синкретические культы, наиболее характерным из которых был культ Верховного бога (иначе – Высочайшего, Внемлющего, Благодетеля и Спасителя) на Боспоре. Он сформировался на базе синкретизации культа Зевса и его ипостаси спасителя, фракийского божества Сабазия и местного бога-всадника. Культ Верховного бога был особенно популярен в Танаисе. Известен и культ Верховной богини, восходящий к местному хтоническому культу богини-матери, богини животворных сил природы.
Упадок и гибель античной культуры Сев. Причерноморья связан с эпохой Великого переселения народов и крушения всей античной цивилизации.