На морфологическом уровне
· редко используются краткие прилагательные, причастия, а также деепричастия;
· характерна тенденция к несклонению первой части составных имен (к Иван Иванычу) и составных числительных (из двести пятьдесят трех), и, напротив, склонение некоторых аббревиатур;
· преобладание глаголов над существительными;
· частое употребление личных местоимений;
· притяжательных прилагательных (мамино платье, папин костюм);
· использование междометий в качестве сказуемых (Он прыг в воду!);
· употребление настоящего времени в значении прошедшего (случилось вот что: иду, смотрю, а он стоит и прячется);
На синтаксическом уровне
· использование неполных предложений (Ну, полно!; Я в магазин), безличных (Жарко сегодня), вопросительных (Когда вернешься?) и побудительных предложений (Давай скорее!), употребление слов-предложений (Да; Нет; Конечно);
· характерна активность присоединительных конструкций разных видов (с вводными словами и частицами: да и, а тут, разве что, мало того...);
· свободный порядок слов;
· преобладание БСП и ССП над СПП;
· повышенная частотность простых предложений, число слов в которых колеблется от 5 до 10.
§6 Художественный стиль: стилевые и жанровые особенности
Сфера функционирования – эстетическая сфера общения.
Основная форма реализации – письменная.
Типичный вид речи – монолог.
Специфичные стилевые черты:
1) образность;
2) эстетическая значимость каждого элемента стиля.
Ведущая функция – эстетическая.
К доминантным стилевым признакамможно отнести следующие:
На лексическом уровне
· использование конкретной лексики, которая способствует более легкому созданию образа;
· пласт лексики поэтической, отмечаемой в словарях пометами «поэтическое», «народно-поэтическое», «торжественное», «apxaическое» и т. д.;
На морфологическом уровне
· нагнетание глаголов, которое способствует созданию поэтапного представления движения и образа в целом;
На синтаксическом уровне
· использование всех возможных типов предложений, чужой речи, синтаксических фигур.
Дидактическая единица 2. Риторика
§7. Риторика как наука
Риторика – 1) это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи (по А.К. Михальской); 2) это абстрактная наука, оснащенная математикой и своими формализмами, выясняющая объективные законы речи (по О.В. Рождественскому); 3) это ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно (по Е.В. Ганапольской и А.В. Хохловой).
Становление риторики как особой науки произошло в V веке до н.э. в Древней Греции. Основоположником теории риторической науки считают Аристетеля («Риторика»), а важнейшим условием появления и развития ораторского искусства – свободный обмен мнениями по жизненно важным вопросам, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».
Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
Цель изучения риторики – как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.
Предметом современной общей риторики служат закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Основными разделами (по Е.В. Клюеву), частями риторики как учебного предмета (по Д.Н. Александрову) или этапами риторического канона являются:
1) инвенция (= нахождение) – раздел, в котором рассматривается процедура отбора материала для будущего сообщения;
2) диспозиция (= расположение) – раздел, регулирующий расположение материала в лучшем для конкретной речи порядке при соблюдении логичности, последовательности в изложении тезисов;
3) элокуция (= выражение) – раздел, под которым понимается учение о трех стилях (высоком, среднем, низком) и средствах возвышенного стиля (отбор слов и стилистических фигур (украшений));
4) мемория (= запоминание) – раздел, который служит разработке определенной мнемотехники, что позволяет оратору опираться на особые приемы запоминания материала, гарантирующие выступающему контроль всей структуры произносимой им речи и при необходимости подключение сведений из известных ему областей знания;
5) акцио (= произнесение) – раздел, отвечающий за пластическое решение произносимой речи, за внешнее поведение оратора перед аудиторией.
Законы общей риторики
1. Закон гармонизирующего диалога.
2. Закон продвижения и ориентации адресата.
3. Закон эмоциональности речи (субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи).
4. Закон удовольствия (доставить радость слушателю, сделать общение приятным).
Основные категории классической риторики:
1) логос;
2) этос;
3) пафос.
Понятие логоса предполагает средства убеждения, которые апеллируют к разуму (основные, по Аристотелю, – это силлогизм и энтимема).
Понятие этоса реферирует к средствам убеждения, которые апеллируют к нормам поведения человека (в том числе и речевого).
Понятие пафоса соотносится со средствами убеждения, которые апеллируют к чувствам, эмоциям.
§8. Публичная речь: понятие, композиция, аргументация
Публичная речь (=ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится перед публикой.
Цель: изменить поведение аудитории, воздействовать на систему убеждений слушателей, на их чувства и эмоции.
Задачи: отстоять свою точку зрения, убедить других в правоте собственной концепции, склонить их к принятию этой точки зрения.
Виды публичных выступлений по форме:
1. Сообщение.
2. Выступление.
3. Доклад.
4. Лекция.
5. Беседа.
Виды публичных выступлений по цели:
1. Информационное (дает новое представление о предмете речи).
2. Убеждающее (доказывает или опровергает какое-либо положение).
3. Протокольно-этикетное (соответствует стандартам и требованиям нормативных документов).
4. Агитационное (призывает к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего).
5. Развлекательное (потешает и развлекает слушателей).
Информационное выступление – выступление, целью которого является сообщение адресату новых фактов и теоретических положений, которые не нуждаются в доказательстве.
Убеждающее выступление – выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса).
Красиво, логично и выразительно говорить – ценилось всегда. Способности (природные или приобретенные), умение красиво и убедительно говорить называется красноречием.
Красноречие отличается по форме и содержанию, зависит от цели и задач публичного выступления.
Виды красноречия
№ | Вид красноречия | |
1. | Социально-политическое | Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентские, митинговые речи. |
2. | Академическое | Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция. |
3. | Судебное | Речи, произносимые прокурором, адвокатом, обвиняемым и др. |
4. | Социально-бытовое | Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь. |
5. | Духовное (церковно-богословское) | Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам. |
Качества публичной речи: доступность, эмоциональность, экспрессивность, последовательность (= логичность), выразительность (= богатство), целесообразность (соответствие речи цели говорящего или его речевому намерению). В публичном выступлении допускается использование разговорной лексики, частично иностранной (заимствованной), крылатых слов и выражений, но недопустимы просторечные слова.