Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Расставьте ударение в словах. Укажите возможные варианты.

Характерный, красивее, иначе, мельком, некролог, холеный, трубопровод, приданое, каталог, петля.

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]?

Яичница, что бы это значило, скворечник, нарочно, ничто, подсвечник, Ильинична, булочная, конечно, заочный.

3.Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё.

Ист…кшие сутки, жити…, бл…клый, голол…дица, остри… , безнад…жный, гренад…р, бел…сый, изд…вка, ман…вры.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Катаклизм, легитимный, котироваться, копирайт, лоббизм, куранты, магнетический, меркантилизм, прагматизм, преамбула.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 2. После первого дебюта актриса стала сниматься за границей. 3. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.

3. Подберите к данным паронимам подходящие синонимы из скобок.

Длинный – длительный (протяжённый, долговременный); запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный); комический – комичный (смехотворный, комедийный); нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый); удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный).

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЯЗЫКА

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Ворона в птичьих перьях. 2. А судьями кто? 3. Буря в чашке воды.

Объясните смысл образных выражений.

Платоническая любовь. 2. Загадочный, как Сфинкс. 3. Рог изобилия.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Черный) гантель, (мой) кредо, (мясной) филе, (золотой) пенсне, (норковый) манто.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа и расставьте ударения.

Грош, гуляш, жезл, нефтепровод, серьга.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) от 857, 2) к 2431, 3) до 263, 4) об 11.

4. Выберите правильный вариант ответа:

(Три, трое) работниц не смогли выйти на работу. Старшие братья уехали. Младшие дожидались, пока за ними (двоими, двумя) приедет мать. К (1345) прибавить (123). Радостно встретились после долгой разлуки (семь - семеро друзей).

5.Просклоняйте предложенные фамилии в мужском и женском варианте.

Иван (Рушко), Максим (Петраго-Соловаго), Марина (Черный), Александр (Починок), Анна (Сито).

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1.Отметьте факты неправильного (ненормативного) управления. Ошибки исправьте.

Возле дома показывают свою красоту кусты сирени. Писатель хотел этим сказать,светское общество занималось пустотой. Моя мать во время всей своей жизни работала на одном заводе. Боясь о том, что цензура не пропустит, поэт не печатал стихотворение. Большое влияние на решение школьников заниматься самбо сыграл тренер.

2. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Терять почву (ноги), выглядела (утомленная), сообщать (трагедия), привлечь (искренностью), подневольность (положение).

3.Исправьте, где нужно, ошибки в построении словосочетаний и предложений.

1. Лектор отметил о том, что учащиеся должны выполнить учебную нагрузку.2. Более тридцати избирателей проголосовали против этого решения.3.Курс «Русский язык и культура речи» должен входить в программу каждого вуза - разве в этом мы не можем согласиться?

Задание № 6. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Ниже вразброс дана сконструированная нами библиографическая информация об источниках. Выполните их правильное библиографическое описание.

1. Б. Ашервуд «Азбука общения»; перевод с английского
И. Ю. Багровой; книга издана в 2009 г. в издательстве «Либерия», г. Санкт-Петербург. Объем – 173 стр.

2. Статья Н. И. Чуприковой «Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии» опубликована в журнале «Вопросы психологии», 1998 г., № 5, стр. 31-39.

3.Книга «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования; книга под редакцией Е.С. Полат. г. Москва, изд-во «Академия», 1999 год, 224 стр.

Задание № 7. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

К представленному тексту напишите аннотацию.

Выберите наиболее показательный отрезок для цитирования. Оформите цитату: 1) как самостоятельное предложение; 2) помещённую после двоеточия; 3) включённую в текст после подчинительного союза.

Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь (себе) – это собственность (отсюда, между прочим, и слово свобода»). Чужое имя – другая судьба. Язычники тщательно подбирали имя наследнику; не случилось бы чего плохого. Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть. История же такова. В древности личных имён накапливалось у каждого человека достаточно. Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной (ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил –Пётр… и так далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. Именем личным могло стать также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку. Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. Смысл слова прозвище ясен: про - зов – ище. Корень –зов- тот же, что в словах звать, и зов, и призыв. Зовом призывают человека, зовут его. Важнее приставка про-. Про –это то, что будет, что находится «перед» чем-то. Того, что в будущем, нужно ещё достичь. Следовательно прозвище –то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но и призвать на него все добрые силы. Потому имена давались светлые, добрые. Потом появилось отчество. Слово то же, что и отечество Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. Одна форма стала обозначать место рождения – отечество. Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагательным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя. Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, позже – бояр, ещё позже –именитых купцов .Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванюша, Ванька, Ванёк – ведь это всё разные имена. Сегодня мы во многом подражаем деловитым американцам. Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. Так и с именем. У них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли…и у нас похожее. Говорят, например, Влад, и тогда неясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или ещё кто?

Не имя, конечно, создаёт личность. Хотя и имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека.

(Колесов В.В. Уроки словесности. М.: Художественная литература, 1998. – 154 с.).

Наши рекомендации